Росписи андрея рублева. Валерий Сергеев

И его ученики, им-то и было поручено написать трехъярусный иконостас для Успенского собора. Фресками собор был расписан позже - в 1513-1515 г.г. Как гласит летопись, украшали собор "иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня ". К сожалению, всё то, что мы сейчас видим, исполнено в 17 веке. Что за росписи были первоначально, мы никогда не узнаем. Древние фрески, как это ни странно, были не записаны новыми слоями краски, что обычно практикуется, а сбиты вместе со штукатуркой по приказанию царя Алексея Михайловича, первого государя из династии Романовых. Но летописцы пишут, что он велел их скопировать "на образцы". Над новыми росписями трудились до 150 мастеров, которые прибыли в Москву из разных городов. Cчитается, что они пользовались снятыми копиями и воссоздали первоначальный внутренний облик собора.
Если вам интересно, то давайте посмотрим на некоторые иконы и сюжеты.
На заднем плане фотографии - иконостас. Сами понимаете, фотографии делались с риском изгнания из храма. А брать их из Сети не хочется. Поэтому прошу скидку на качество из-за "вредных условий труда".
В Древней Руси первые большие иконостаты появились в 15 веке. Что же такое иконостас? Это несколько рядов икон, в центре которых находится восседающий на троне Христос, к которому обращены молящиеся Святые. Кроме того, здесь помещаются иконы со сценами из жизни Христа и Богородицы, церковные праздничные иконы, образы апостолов и пророков. То есть, это своеобразная церковная энциклопедия. Поверьте, читать её - чрезвычайно интересно. Особенно здесь, в этом древнем храме.
Иконостас Успенского собора, который мы сейчас видим, был создан в 1653 году.

Самый главный ряд в иконостасе - это деисусный чин. Он здесь второй снизу, над царскими вратами. Центральная икона - "Спас в силах". В центре - Спаситель, а по углам в блестящих нимбах апокалиптические животные, которые олицетворяют "тварный мир" - вселенную с четырьмя сторонами света. " И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему".(Из Откровения Иоанна Богослова). Если вы интересуетесь искусством и иконами, то не могли не заметить, что евангелисты Св.Лука всегда изображается с быком, Св.Марк - со львом, Св.Иоанн - с орлом, а Св.Матфей - с ангелом.
Рядом со Спасом - Иоанн Предтеча, Архангел Михаил и Апостолы.

Самые почетные места в иконостасе - справа и слева от царских врат. Справа - очень древняя икона, которая называется "Спас - Златая риза". Её еще называют "Спас императора Мануила" так как по преданию её написал византийский император Мануил. Это подлинная, очень древняя икона, датируемая 11 веком. И хотя она была полностью переписана в 1700 году, это, конечно, не умаляет её ценности. Предполагают, что эту икону привез в Москву Иван Грозный в 1570 году после похода на Казань.
Что же в ней необычного? Если вы внимательны, то должны заметить, что нет обычного благославляющего жеста правой руки Спасителя. Он указывает на Евангелие. Согласно преданию, император Мануил изобразил Спасителя согласно канону - благословляющим правой рукой. Но однажды он рассердился за что-то на священника и хотел его выгнать. И в эту же ночь ему приснился сам Спаситель, который показывал своей рукой вниз, т.е. смири свою гордыню. Проснувшись император увидел, что и на иконе произошло то же самое. Затем эта икона попала в Новгород и патриарх Никон поместил её на самое почетное место, чтобы цари помнили, что духовная власть всегда превыше светской.
Рядом с иконой "Спас - Золотая риза" находится еще одна ценнейшая храмовая икона 14-15 в. "Успение", написанная Дионисием.

К сожалению, мне не удалось хорошо сфотографировать второе почетное место в иконостасе - образ Богоматери. Здесь вы можете её увидеть слева от царских врат. Именно на этом месте до ВОСР всегда стояла чудотворная «Богоматерь Владимирская» XII века - древнейшая российская святыня. О ней я вам уже немного рассказывала и показывала. Этой иконе посвящено столько статей, что повторяться не буду. Отмечу только, что сейчас она находится в Замоскворечье, в храме Николая Чудотворца в Толмачах - домовом храме Третьяковской галереи. Что такое домовой храм - не знаю. Но при первой же возможности постараюсь побывать там. Потому что этот образ - неповторим. И то, что эта икона уцелела в войнах, пожарах, междоусобицах, при разных властях и дележах этой самой власти, наводит на мысль, что она, действительно - чудотворная.

Давайте еще раз посмотрим на мой любимый образ. «Богоматерь Владимирская» XII века - слева. Это ей посвящена поэма Максимилиана Волошина. "...Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке"...

Как нежны руки, обнимающие младенца, какой тревожно-скорбный и вместе с тем, какой милосердный и всё понимающий про нас, взгляд. А как Младенец прильнул к Ней, как обхватил ручонками Её шею. И еще обратите внимание - только на этой иконе мы можем увидеть левую пяточку Младенца.
Справа - список (копия), т.е. «в меру и подобие» святыни, созданный в 1514 году для Успенского собора Московского Кремля, который сейчас находится на иконостате. С чудотворных икон всегда писали копии, которые также почитались не менее святыни. Они находились в храме, но именно их использовали при крестных ходах, во времена праздников, или же для каких-то других церковных треб, чтобы сберечь подлинник. http://www.pravoslavie.ru/put/30910.htm
В Успенском соборе еще много древних и очень почитаемых икон. Но мне, к сожалению, не удалось их сфотографировать.

Посмотрим на росписи собора. Большую часть стен занимают росписи, посвященные земной жизни Пресвятой Богородицы - собор ведь именуется Успением Пресвятой Богородицы.
Перед нами, как я понимаю, традиционная византийско-древнерусская живопись. Мы видим, что всё изображено в одной плоскости, не прописаны детали, особенно это касается лиц. Лица спокойны, потому что это лики святых - они уже там, где нет никакой земной суеты. Может потому, в этом храме так спокойно?
Иконописцы, изображая какой-либо сюжет должны были строго следовать определенным канонам. Но каждый из них старался передать все нюансы определенного события, цветом. Посмотрите на эту цветовую гамму. Сколько в ней оттенков! Но мы всегда спешим. Нам всегда не хватает времени, чтобы спокойно сесть, поднять голову в тот, в другой мир и понять, что хотел сказать нам неизвестный мастер, живший много-много веков назад.

На колоннах-столбах, которые придают храму удивительно неповторимый вид, изображены 135 святых и мучеников.

В нижних ярусоах стен изображены Вселенские соборы, съезды высших церковных иерархов, проходившие в 4-7 в.в., а также размещены огромные иконы с житиями святых. И ведь, действительно, настоящая энциклопедия древнерусской жизни. Но как мало мы о ней знаем.

На западной стене по канону изображен Страшный суд. Изображение очень интересное. Слева вверху перед Спасителем коленопреклоненные Адам и Ева, изображенные в одеждах и с нимбами, т.е. они прощены. А ниже их - мерзкий змий, Совсем внизу - бесы, грешники и огненный Ад. Что изображают животные - не соображу никак.

В 17 веке в Москву из Грузии привезли две святыни: частица одежды Иисуса Христа и один из гвоздей, которым Он был прибит к кресту. По преданию, этот гвоздь хранит то место, где он находится. Эти святыни поместили в медный ажурный шатер, который символизирует Голгофу. Этот шатер был выполнен в 1624 году "старостой котельного цеха" по заказу царя Михаила Федоровича. Сейчас там находится гробница Святого патриарха Гермогена, который погиб от голода в плену.
Если вы помните, я уже сообщала о том, что первым в Успенском соборе был погребен святой митрополит Петр, который и считается его основателем. После этого здесь стали традиционно хоронить русских архипастырей, здесь же они и принимали рукоположение. А у гроба митрополита Петра удельные князья и бояре присягали на верность государю.

Хочу показать вам Царское церковное место, которое в старину называли - Мономахов трон. В 2001 году исполнилось 450 лет со времени его создания. Только представьте себе - 450 лет этому деревянному резному молельному месту! Все русские цари и императоры перебывали в нём. Потому это не только произведение искусства, а и ценнейшая историческая реликвия. Создали его новгородские мастера по приказу Ивана Грозного и увенчали его двуглавым византийским орлом, "что должно было свидетельствовать о преемственности московской власти от Первого и Второго Рима". И который затем стал российским гербом. Трон стоит на четырех опорах в виде страшных зверей, что символизирует государственную власть и силу. "Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские Государи, на нём стояли» (Петр Первый)<
Екатерина Вторая, как Самодержица Всероссийская, сама возложила на себя венец, находясь в Мономаховом троне, о чем и свидетельствует эта замечательная гравюра, взятая из Википедии. Кстати, здесь же, в Успенском соборе Екатерина Вторая приняла православие.

Успенский собор бвл не только местом проведения церковных служб, здесь также проводились светские и прочие мирские мероприятия. Венчание на царство, венчание-бракосочетание, похороны, рукоположение, отречение от престола, принятие православия, коронация императоров и императриц - все эти события происходили в главном храме Российского государства. И как хорошо, что некоторые из них были запечатлены на полотнах художниками. Ведь цифровые камеры тогда никто не мог себе даже представить. Даже в самых смелых фантазиях народ не шел далее ковров-самолетов и сапог-скороходов. А так как мои "запретные" фотографии уже вам показаны, в следующей части будут художественные репродукции, обнаруженные в Интернете.

Первым в Успенском соборе в 1498 году венчался на великое княжение внук Ивана Третьего - Дмитрий. Необходимо отметить, что коронация проходила по византийскому обряду. (Еще один след Византии). С 1547 года Иван Четвертый уже короновался царским венцом. И даже Лжедмитрий в 1605 году венчался на царство, а год спустя "брал шлюб" с Мариной Мнишек. Летописцы оставили запись о том, что из-за очень маленького роста царственной полячке сделали скамеечку, чтобы она смогла прикладываться к иконам.

"Миропомазание государя императора Александра II во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года"

Михай Зичи, будучи придворным художником у Алексанра II , запечатлел всевозможные торжественые моменты в жизни государя и его царственной семьи. Здесь изображен момент коронации Марии Александровны.

Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года". Всё тот же художник Михай Зичи.

Последняя коронация в Успенском соборе свершилась 14 мая 1896 года. Короновался последний российский император Николай II . Причем пожелал короноваться на престоле Михаила Федоровича - основателе династии Романовых. И хотя на нижеследующей картине государи изображены в коронационных мантиях, прочитала, что Николай II был в форме лейб-гвардии Преображенского полка, а Александра Федоровна в парчовом платье, расшитом монахинями московского Иоанновского монастыря. Для императрицы был поставлен трон, принадлежавший Ивану Третьему, который привезла в подарок мужу Софья Палеолог.

Коронация - это прекрасно. Но переживал Успенский собор и тяжелые времена. В июле 1812 года император Александр Первый посетил Успенский собор. чтобы приложиться к мощам святителей и дать обет победить Наполеона.

Все мы хорошо знаем, как Москва встретила французов. К счастью, Кремль уцелел от пожаров. Многие ценности из храмов были вывезены до вступления армии Наполеона в Москву. Но очень многое и осталось. Особенно массивные ценности. Знаменитое серебрянное паникадило (люстра для свечей), выполненное мастерами в 1660 году и весившее свыше 60 пудов, раки святителей, покрытые серебрянными досками, оклады икон, украшенные драгоценными камнями и жемчугом - всё это было похищено и вывезено. Это же надо было додуматься - устроить посреди собора горн, чтобы в нем переплавлять ризы с икон. Да еще и оставлять на столбах надписи, сколько было переплавлено пудов золота и серебра. А чтобы не ошибиться, на крюк, где висело серебрянное паникадило повесили весы и взвешивали на них полученные от плавки слитки золота и серебра. 375 икон было поцарапано и изувечено. В глаза на ликах Святых вбивали гвозди. А собор обогревали кострами, поэтому все росписи покрылись копотью. Царские ворота забили гвоздями, а тела митрополитов выбросили из рак. Ну и, конечно же, здесь же сделали конюшню.

Картина Василия Васильевича Верещагина.

Кое-что из драгоценностей удалось вернуть. По сей день в центре собора висит гигантское паникадило "Урожай", отлитое из трофейного серебра, отбитого казаками у французов. А 23 апреля 1814 года в соборе было торжественное богослужение в честь победы над Наполеоном.

В ноябре 1917 года Успенский собор был поврежден при артобстреле, но богослужения в нем еще совершались. А что было дальше по всей России, красноречиво говорит картина Ильи Глазунова.

В марте 1918 года все кремлевские соборы были закрыты, но В.И.Ленин милостиво разрешил провести в Успенском соборе последнюю службу на Пасху. А дальше началось очередное изъятие ценностей. Ценнейшими реликвиями платили контрибуцию за Брестский мир, а стоимость определялась по весу бесценных произведений церковного искусства. С Владимирской Богоматери были сняты все драгоценные украшения и переданы в Госхран. Но нужно отметить, что в 1924 году эта икона, как и несколько других древних икон были отреставрированы и переданы в Третьяковскую галерею.

С 20 июня 1955 года Кремль был открыт для свободного доступа. А в Успенском соборе организовали музей. С 1990-х годов в Успенском соборе Московского Кремля регулярно совершаются богослужения.

Использованная литература: http://www.russiancity.ru/text/mos01.htm

Путеводитель "Московский Кремль"

Подробности Категория: Искусство Древней Руси Опубликовано 16.01.2018 14:36 Просмотров: 3040

Имя Андрея Рублёва стало олицетворением древнерусского искусства.

Андрей Рублёв – пожалуй, самый известный художник средневековой Руси. Его имя и сегодня на слуху, но о его жизни нам известно очень мало.
Где и когда он родился – неизвестно. Называют местом его рождения Москву (1360 ?), а местом жительства – Троицкий монастырь.
Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405 г.: в это время он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца украшает иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля. Эти фрески не сохранились.

Икона «Преподобный Андрей Рублёв»
Некоторые сведения о нём можно почерпнуть из летописей. Например, летопись указывает, что в 1408 г. он вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире, храм Святой Троицы в Троицком монастыре. Фрески не сохранились. По свидетельству Епифания Премудрого, Андрей Рублев расписывал этот храм в 1420-х годах. После смерти Даниила Чёрного Андрей Рублёв работал в московском Андрониковом монастыре, где расписал церковь Спаса (последняя его работа). Но до наших дней сохранились лишь малые фрагменты орнамента.
Большинство документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло, кроме двух икон из деисуса и семи икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора; знаменитая икона «Троица» из Троицкого храма одноименного монастыря.
Рублеву приписываются также миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало XV в., Российская государственная библиотека, Москва); Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. 1408-1409); Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы: с Христом Спасом, архангелом Михаилом и апостолом Павлом (ок. 1410-1420); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода.
Но гораздо больше икон относят к «кругу Рублева», хотя нет возможности подтвердить их авторство.
Андрей Рублёв скончался в Андрониковом монастыре 29 января 1428 г. (?). Здесь с 1959 г. действует Музей имени Андрея Рублева, в котором можно познакомиться с искусством его эпохи.
На Стоглавом соборе в 1551 г. иконопись Рублева была признана образцом. В XX в. много внимания уделялось этому живописцу, изучались и реставрировались его работы, уточнялись те минимальные сведения о его жизни, которые уже были известны, его имя покрылось дымкой романтизма. А после известного фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв» к образу этого художника было приковано пристальное внимание даже тех людей, кто был далёк и от веры, и от иконописи. В 1988 г. он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Творчество Андрея Рублёва

Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее

Вторая половина XIV – начало XV вв. были отмечены на Руси интересом к нравственным и духовным проблемам. Андрей Рублёв воплотил в своей живописи новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Поэтому его творчество является одной из вершин русской и мировой культур. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества.

Успенский собор во Владимире

Успе́нский собо́р во Влади́мире – выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси (1158).
В начале XV в. для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX в.

Это единственная сохранившаяся фреска, написанная Андреем Рублевым. Упоминание о ней – в Троицкой летописи; это также единственный документально подтверждённый, точно датированный и сохранившийся памятник в творческом наследии художника.

Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408)

Авторство иконы приписывается Андрею Рублёву. С этим мнением согласны И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов, О. С. Попова.
М. В. Алпатов и Э. С. Смирнова отвергают его авторство.
Икона «Умиление» – одна из самых древних копий «Богоматери Владимирской».

Богоматерь Владимирская

Икона «Троица» (1411-1425/27)

Эта икона – эталон творчества Рублёва, его авторство несомненно. Одна из прославленных русских икон.

Андрей Рублёв «Троица». Дерево, темпера. 142 х 114 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На иконе изображены три ангела. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания, их взгляды устремлены в вечность.
На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа).

Мамври́йский дуб (дуб Авраама) – дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога.

Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря.
Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы). Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв свёл к минимуму детали, предшествующие трапезе. Ангелы беседуют, а не трапезничают, и на иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов.
Над символизирующим Бога Отца ангелом Рублёв поместил палаты Авраама. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Гора – символ духовного восхождения, которое осуществляется через действие третьей ипостаси Троицы – Духа Святого.

Евангелие Хитрово

Это рукописное Евангелие конца XIV в. Называется так по имени своего владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись была украшена драгоценным окладом и передана им в дар Троице-Сергиевой лавре, где она хранилась в алтаре до 1920 г. В настоящее время Евангелие находится в собрании Российской государственной библиотеки.

Евангелие богато декорировано (заставки, инициалы, миниатюры и символы евангелистов). Происхождение рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а авторство ряда миниатюр приписывают его ученику – Андрею Рублёву.


«Ангел Рублёва»

Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (ок. 1428)

Все исследователи единодушны во мнении, что иконостас принадлежит к рублёвской эпохе и что в той или иной степени Рублёв и Даниил Чёрный участвовали в его создании. Иконостас до сих пор плохо изучен и опубликован не целиком.
Это единственный из первых высоких иконостасов раннего XV в., сохранившийся почти полностью (утрачены только некоторые из икон).

Звенигородский чин (ок. 1396-1399)

«Звенигородский чин» – три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла (из собрания Государственной Третьяковской галереи).
Предположительно, из иконостаса Успенского собора на Городке. Долгое время приписывался кисти Андрея Рублёва, но в 2017 г. атрибуция была отведена на основе высокотехнологичных сравнений с «Троицей».

Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре (фрески)

Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород)
Основан в конце XIV в.

Изображения отшельников Павла Фивейского и Антония Великого. Отдельные учёные приписывают авторство фресок Андрею Рублёву.

Икона «Иоанн Предтеча» (середина XV в.)

Икона происходит из Никольского Песношского монастыря около города Дмитрова. Принадлежала деисусному полуфигурному чину типа Звенигородского. Приписывается Андрею Рублёву.

Икона «Спас в силах» (начало XV в.)

Приписывается Андрею Рублёву или «кругу Рублёва».

Андрониково Евангелие (Москва, первая четверть XV в.).

Миниатюра «Спас во славе» выполнена художником «круга Рублева». Прямой датировки рукопись не содержит, но его оформление схоже с такими известными рукописями, как Евангелие Хитрово.

Заключение

Творчество Рублева отличают две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность выделяют его произведения среди других живописных работ того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображены в состоянии умиротворённого покоя или молитвенного состояния. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека . С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном; и в округлостях фигур; и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Поэтому совсем не удивительно, что искусства Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.

В России и за ее границами хорошо знают это имя - Андрей Рублёв. Иконы и фрески, созданные мастером около шести веков назад, являются настоящей жемчужиной русского искусства и волнуют эстетические чувства людей до сих пор.

Первые сведения

Где и когда родился Андрей Рублев - неизвестно. Существуют предположения, что это произошло приблизительно в 1360-70 годах, в Московском княжестве, либо в Великом Новгороде. Сведения о том, когда мастер начал писать лики Святых, содержатся в средневековых исторических документах. Из «Троицкой летописи», найденной в Москве, известно, что, будучи чернецом (монахом), Рублев расписывал вместе Феофаном Греком и Прохором Городецким домовую церковь князя Владимира Дмитриевича, сына Дмитрия Донского.

Иконостас Владимирского собора

Несколькими годами позже, согласной той же «Троицкой летописи», в соавторстве с известным иконописцем Даниилом Черным восстанавливал Владимирский Успенский кафедральный собор после нашествия монголо-татар именно Андрей Рублев. Иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками, дожили до наших дней. Правда, в пышную эпоху Екатерины Второй ветхий иконостас оказался не соответствующим текущей моде, и его перенесли из собора в село Васильевское (теперь - Ивановской области). В 20 веке эти часть из них вошла в собрание Государственного Русского музея в Петербурге, другую часть поместили в Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

Деисус

Центральную часть Владимирского иконостаса, который составляют иконы, написанные Андреем Рублевым, занимает Деисус («моление» в переводе с греческого). Главная его идея - Божий суд, который в православной среде именуют Страшным. Точнее - это идея о горячем заступничестве святых перед Христом за весь род человеческий. Изображение проникнуто высоким духом любви и милосердия, благородства и нравственной красоты. В центре на престоле - Иисус с открытым Евангелием в руках. Фигура вписана в алый ромб, этот цвет символизирует царственность и одновременно жертвенность. Ромб помещен в зелено-голубой овал, олицетворяющий объединение человеческого с Божественным. Эта композиция находится в красном квадрате, каждый угол которого напоминает о четырех Евангелистах - Матфее, Марке, Луке и об Иоанне. Мягкие оттенки здесь гармонично сочетаются со стройной четкостью линий.

Особенности в изображении ликов Святых

Что же нового внес в образ Спасителя Андрей Рублев? Иконы с изображением Господа существовали в византийской культуре, однако удивительное сочетание величавой торжественности с необыкновенной кротостью и нежностью делает творения мастера непревзойденными и уникальными. В образе Рублевского Христа явственно просматриваются представления русских людей о справедливости. Пылкой надежды на суд - справедливый и правый - полны лики святых, молящихся перед Иисусом. Облик Богородицы исполнен мольбы и печали, а в образе Предтечи читается неизъяснимая скорбь за весь заблудший человеческий род. Самозабвенно молятся Спасителю апостолы и Григорий Великий, Андрей Первозванный и В качестве поклоняющихся ангелов здесь изображены и Михаил, их образы полны небесной торжественной красоты, говорящей о восхитительном мире небес.

«Спас» Андрея Рублева

Среди иконографических изображений мастера существует несколько шедевров, о которых говорят, что это икона «Спас».

Андрея Рублева занимал образ Иисуса Христа, и действительно рукой великого живописца созданы такие произведения, как «Спас Вседержитель», «Спас Нерукотворный», «Спас Златые власы», «Спас в силах». Подчеркивая необыкновенную душевную мягкость Господа, Рублев угадал главную составляющую русского национального идеала. Неслучайна колористическая гамма, сияющая нежным теплым светом. Это шло вразрез с византийской традицией, в которой лик Спасителя писали контрастными штрихами, противопоставляя зеленый и коричневый цвета фона сильно высветленным линиям черт лица.

Если сравнить лик Христа, созданный византийским мастером который был, по некоторым свидетельствам, учителем Рублева, с образами, написанными учеником, мы разглядим явную разницу в манере. Рублев кладет краски плавно, предпочитая контрасту мягкие переходы света в тень. Нижние слои краски прозрачно просвечивают сквозь верхние, словно изнутри иконы струится тихий радостный свет. Вот почему его иконографию с уверенностью можно назвать светоносной.

«Троица»

Или как ее величают, икона «Святая Троица» Андрея Рублева - это одно из величайших творений русского Возрождения. В основе его - известнейший библейский сюжет о том, как праведника Авраама посетил в облике трех ангелов.

Создание иконы «Троица» Андреем Рублевым восходит к истории росписи Троицкого собора. Она была помещена справа от в нижнем, как и полагалось, ряду иконостаса.

Тайна «Святой Троицы»

Композиция иконы построена так, что фигуры ангелов образуют символический круг - знак вечности. Они восседают вокруг стола с чашей, в которой лежит голова жертвенного тельца - символа искупления. Центральный и левый ангелы благословляют чашу.

Позади ангелов мы видим дом Авраама, дуб, под которым он принимал своих Гостей, и пик горы Мориа, на которую взошел Авраам, чтобы принести в жертву сына Исаака. Там позже, во времена Соломона, был поставлен первый храм.

Традиционно считается, что фигура среднего ангела изображает Иисуса Христа, его правая рука со сложенными перстами символизирует безусловную покорность воле Отца. Ангел слева - это фигура Отца, благословляющего чашу, которую предстоит испить Сыну во искупление грехов всего человечества. Правый ангел изображает Святого Духа, осеняющего согласие Отца и Сына и утешающего Того, Кто в скором времени принесет себя в жертву. Так увидел Святую Троицу Андрей Рублев. Иконы его вообще всегда полны высокого символистического звучания, но в этой оно особенно проникновенно.

Есть, однако, исследователи, которые по-иному толкуют композиционное распределение ликов Святой Троицы. Они говорят о том, что посредине восседает Бог Отец, за спиной которого изображено Древо Жизни - символ источника и завершения. Об этом дереве мы читаем на первых страницах Библии (оно растет в и на последних ее страницах, когда видим его в Новом Иерусалиме. Левый Ангел расположился на фоне строения, которое может обозначать Домостроительство Христа - Его Вселенскую церковь. Правого Ангелы мы видим на фоне горы: именно на горе Святой Дух сошел на апостолов после Вознесения Христа.

Особую роль играет в пространстве иконы цвет. В нем сияет благородное золото, переливаются нежная охра, зелень, лазурно-голубой и мягко-розовый оттенки. Скользящие цветовые переходы гармонируют с плавными наклонами головы, движениями рук спокойно сидящих Ангелов. В ликах трех ипостасей Божества таится неземная печаль и одновременно - покой.

В заключение

Таинственны и многозначны иконы Андрея Рублева. Фото, на которых есть изображения Божества, дарят нам непостижимое чувство уверенности в том, что смысл Вселенной и каждой человеческой жизни - в любящих и надежных руках.

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны и содержит мало достоверных фактов. Так в многообразных источниках указывается разная дата рождения. Скорее всего, он родился в Московском княжестве (по другим сведениям – в Новгороде) около 1360-1370 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском (по другой гипотезе, в Спасо-Андрониковом монастыре при игумене Андронике).
Андрей – это монашеское имя живописца; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху к тому же поручили вместе с Феофаном Греком и такую ответственную работу – создание иконостаса, чрезвычайно важной детали внутреннего убранства храма.

Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным и другими мастерами в Успенском соборе во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В

1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В конце XIV - начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412г., или 1425-1427гг.) Рублёв создал свой шедевр - икону «Живоначальная Троица» (ф.2, находится в Государственной Третьяковской галерее, Лаврушинский переулок, 10, зал 60), на сюжет «гостеприимство Авраама». Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким не только богословским, но и поэтическим, философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV - начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас» (ф.3), «Апостол Павел» (ф.4), «Архангел Михаил» (ф.5), все относят к одному периоду: рубежу XIV-XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, все работы в Третьяковской галерее), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В последние годы жизни (1427-1428) Андрей Рублев работал над росписями древнейшего из сохранившихся московских храмов – Спасского сбора Андроникова монастыря в Москве (ф. 6, Андроньевская площадь, д.10), где скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года и здесь же был погребен.

Некрополь монастыря не сохранился, разорен в 1927г. В 1947г. в год празднования 800-летия Москвы в Андрониковом монастыре, на волне послевоенного патриотического подъема, был учрежден заповедник.

С 1959г. на территории монастыря стал действовать Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи, а с 1985 года музейный комплекс получил нынешнее официальное название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

В конкурсе на проведение консервационно-реставрационных работ в Успенском соборе города Владимира, в начале декабря 2014 года победило ОАО «Владимирреставрация». На торгах владимирские реставраторы обошли двух соперников - ООО «Реставрационно-строительное предприятие «Богородице-Рождественского мужского монастыря» из Владимира и ООО «Новые строительные технологии» из Москвы. Работы намечены на 2015-2016 годы, на сохранение уникальных древних фресок, в первую очередь принадлежащих кисти знаменитого Андрея Рублева, государство планирует потратить около 28 миллионов рублей.

По информации Министерства Культуры РФ, присланной в ответ на запрос Зебра ТВ, реставрация пройдет в три этапа. В первой половине 2015 года планируется заняться фресками Рублева над хорами, в северном люнете и за иконостасом, а также древнейшими росписями 1161 и 1189 годов северной галереи и за иконостасом. Во второй половине этого года реставраторы продолжат работать с росписями на пилястрах и пилонах за иконостасом, фрагментами росписей 1189 и 1237 годов в южной галерее, фресками Рублева в южном люнете, в южном подкупольном пилоне, в жертвеннике. В 2016 году специалисты приступят к росписям Рублева под хорами в центральном нефе и южном малом нефе под хорами.

В соответствии с технологией реставрации красочный слой росписей будет укреплен, будут удалены загрязнения, копоть и плесень, живопись обработают антисептиком и покроют защитным слоем, утраты красочного слоя подвергнут «тонированию-пригашению».

Работы будут основываться на разработанной «Владимирреставрацией» технологии реставрации монументальной фресковой и темперной живописи 1161, 1189, 1237 годов и росписей 1408 года Андрея Рублева. Министерство Культуры сообщает, что восстановление фресок будет проходить исключительно «сверху-вниз», на чем настаивал известный владимирский реставратор Александр Скворцов. К работе должны быть привлечены только опытные, имеющие соответствующую квалификацию специалисты.

Около двух недель назад в соборе появились леса. Специалисты ОАО «Владимирреставрация» приступили к предварительным работам - обеспыливанию иконостаса второй половины XVIII века, который за многие годы покрылся приличным слоем грязи и копоти.


Во время этой процедуры, разбирая часть алтарного перекрытия около гробницы Андрея Боголюбского, реставраторы раскрыли фрагментарно сохранившиеся росписи 1161, 1189 и 1408 кисти Андрея Рублева, которые закрывал барочный иконостас времен Екатерины II.


В XX веке о существовании «скрытых» фресок кисти Рублева исследователи Успенского собора догадывались, но впервые эти росписи увидели во время масштабных реставрационных работ 1975-1982 годов. Тогда часть иконостаса была демонтирована, специалисты Владимирской научно-реставрационной мастерской увидели эти фрески, а также обнаружили неизвестные ранее изображения двух фигур пророков на пилястрах за иконостасом.

Эти «потайные» росписи в конце 1970 годов были отреставрированы и снова закрыты алтарной перегородкой.

«Во время текущей реставрации фрески на северной пилястре были вновь раскрыты от закрывающего их иконостаса, для чего иконы были вынуты, резьба иконостаса пронумерована и снята, а остов иконостаса, который во время работ 1975-1982 гг. был установлен на специальные навески, открыт» , - сообщает Министерство Культуры в ответ на запрос Зебра ТВ.

Сохранность этих малоизвестных за пределами кругов реставраторов и искусствоведов росписей, по сравнению с открытыми фресками Успенского собора, значительно лучше. Тем не менее, им тоже будет уделено внимание во время текущей реставрации.

Кроме того, сообщает Министерство Культуры, после окончания всех реставрационных операций может быть решен вопрос об изменении контура иконостаса и открытии уникальных фресок для всеобщего обозрения. Технологически, подтвердили во «Владимирреставрации», такая возможность есть.

В настоящее время работы по обеспыливанию иконостаса и тщательная фотофиксация росписей продолжается. Составляются картограммы текущего состояния фресок. В ближайшее время, как сообщает Министерство Культуры, будут проведены пробные укрепления. Только после одобрения специалистами полученных результатов, начнется проведение запланированных работ на первом этапе реставрации.

Работы выполняются под строгим контролем научно-методического Совета Минкульта. Создана рабочая группа, которая будет оказывать методическую поддержку в проведении реконструкции.

Учитывая сложность и уникальность работ, для этой реставрации Минкульт предусмотрел максимально возможный срок выполнения работ согласно существующему законодательству в сфере государственных закупок. Восстановление фресок Успенского собора города Владимира должно быть закончено до 31 октября 2016 года. Разработанный ОАО «Владимирреставрацией» поэтапный план-график работ предполагает, что доступ верующих и туристов в Успенский собор по возможности ограничиваться не будет. Отмена богослужений также не планируется.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot