Ксения годунова. Царевна Ксения Годунова: краткая биография и творчество

Ксения Борисовна Годунова (1581-1622), царевна, дочь царя Бориса Годунова , известная своей печальной судьбой. Первым женихом ее был шведский принц Густав, сын низложенного короля Эрика XIV. В 1599 он появился в России и получил в удел Калугу, но отказался принять Православие. Он был переведен в Углич и умер, всеми забытый, в Кашине в 1607. Вторым женихом был герцог Иоанн, брат короля Христиана IV. Прибыв в Москву в сент. 1602, он через полтора месяца умер. Последующие сватовства не шли дальше неудачных переговоров. Лжедмитрий I, по народным преданиям, обесчестил ее, а затем отправил в Белозерский монастырь, где она была пострижена под именем Ольга; при царе Василии поселилась в Троицком монастыре в Москве, а позже (1606) - во Владимире в Княгинином монастыре. Находилась в Троице-Сергиевой лавре во время ее шестимесячной осады поляками (1608-09),затем скрывалась в Московском Новодевичьем монастыре. Умерла в Княгинином монастыре, тело погребено в Троице-Сергиевой лавре вместе с отцом, матерью и братом.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Ксения Борисовна Годунова (1582-1622) - царевна, дочь Бориса Годунова .

Род. в 1582.

По описанию кн. И. М. Катырева-Ростовского, «царевна Ксения, отроковица чюднаго домышления, зельною красотою лепа, бела и лицем румяна, очи имея черны, велики, светлостию блистаяся; когда же в жалости слезы от очию испущаще, тогда наипаче светлостию зельною блисташе; бровми союзна, телом изобильна, млечною белостию облиянна; возрастом [ростом] ни высока, ни низка; власы имея черны, велики, аки трубы по плечам лежаху; воистину, во всех женах благочиннейша, и писанию книжному [обучена], и многим цветуще благоречием, во всех делах чредима; гласы воспеваемыя любляше, и песни духовныя любезне слышати любляше». Попытки отца выдать её замуж за представителей правящих домов Зап. Европы не увенчались успехом. Так, в 1599 моск. пр-во отправило дум. дьяка А. Власьева договариваться с австр. имп. Рудольфом II о женитьбе на Ксении его брата Максимилиана. Переговоры начались в чеш. г. Пльзень 10 октября. Рус. и иностр. источники того времени, дошедшие до нас, сообщают о трудностях этих переговоров, в самом начале к-рых Власьев пытался настоять на их конфиденциальности. Однако в данном случае рус. сторона выступала в роли просителя, поэтому потуги дьяка остались втуне: родственники императора (эрцгц. Мария и её старший сын Фердинанд) потребовали от него до принятия решения посоветоваться сначала с исп. кор. Филиппом II и польск. кор. Сигизмундом Ш. «Рудольф II колебался, подумывая даже сам жениться на дочери “московита”, раз уж царь обещал дать за ней “в вечное владение” Тверское княжество и поделить Речь Посполитую между Россией, женихом Ксении и императором. Однако Годунов требовал, чтобы муж дочери жил в России: “у светлейшего великого князя одна только дочь наша государыня, отпускать ее как-либо нельзя”. Тогда в женихи пытались навязать эрцгерцога Максимилиана-Эрнста из штирийской ветви Габсбургов - 16-летнего брата польской королевы Анны (супруги Сигизмунда), но из-за религ. соображений и это сватовство не состоялось. Следующим претендентом стал брат дат. кор. Христиана IV гц. Шлезвиг-Гольштинский Ханс, приехавший в Москву в 1602, и на этот раз удалось обо всём договориться, и обе стороны были довольны. По словам И. Массы, «царь Борис изъявлял чрезвычайную радость; царица и молодая княжна видели герцога сквозь смотрительную решетку, но гepцог их не видел, ибо московиты никому не показывают своих жен и дочерей и держат их взаперти». Однако когда цар. семья, вдоволь намолившись о счастье Ксении в Троице-Сергиевой обители, довольная возвращалась домой, их настигла весть о болезни жениха, к-рый вскоре скончался. Борис «впал в глубокую печаль», а царевна при этом известии лишилась чувств.

«Расстроились и датчане, сильно рассчитывавшие через Ксению влиять на политику Годунова, но ненадолго. В январе 1603 года Борис начал сватать за Ксению одного из двоюродных братьев Христиана IV; 25 июля датский король послал в Москву портрет жениха - Эрнста, второго сына бранденбургского курфюрста Иоахима Фридриха, а в октябре беседовал о “прусском деле” с посетившим Копенгаген Власьевым. Когда это сватовство по политическим соображениям не сложилось, посол Бориса думный дворянин Михаил Татищев повел в 1604 году переговоры о браке Ксении с грузинским князем Хосроем». Борис любыми путями стремился устроить счастье дочери и, но преждевременная его смерть погубила всю его семью, а любимую дочь ввергла в пучину страданий и унижений. «Презирая бояр, как холопов, царь сберег свою дочь для настоящего холопа. 1 июня 1605 года московский народ восстал за “царя Дмитрия Ивановича”, под именем которого шел по Руси Отрепьев; жена, дочь и сын недавно умершего Бориса были схвачены и заключены под стражу». Накануне своего воцарения Лжедмитрий приказал убить царя Фёдора и его мать, «а царевну же Ксению повеле от смерти соблюсти, и в дому князя Василия Мосальсково веле ей пребывати», приберегая её для своих утех: после своего воцарения самозванец «…Ксению, дщерь царя Борисову, девицу сущу, срамотне счинища над нею и девство ея блудом оскверниша». По словам А. П. Богданова, «хотя Лжедмитрий I, по отзывам современников, вообще не пропускал ни одной юбки (и даже монашеской рясы), покушаясь также на юношей, с Ксенией он прожил пять месяцев. Длительность его чувства к царевне испугала Мнишеков, медливших ехать в Россию даже после того, как Марина Мнишек заочно обручилась с самозванцем в Кракове. “Поелику известная царевна, Борисова дочь,- излагал претензии к зятю Юрий Мнишек,- близко вас находится, то благоволите, ваше царское величество, вняв совету благоразумных с сей стороны людей, от себя ее отдалить. Ведайте, ваше царское величество, что люди самую малейшую в государях погрешность обыкновенно примечают и подозрение наводят”. Скрепя сердце Лжедмитрий приказал постричь Ксению в монахини в Воскресенском Горицком монастыре на Белоозере». Трагедия царевны, а ныне монахини Ольги, болью отозвалась в лучших умах того времени; упом. уже кн. Катырев-Ростовский так обличал в связи с этим «проклятого Ростригу»: «О волче хищенный, ненасытимый! Не насытился еси сластолюбием, кроме сия благородныя девицы!.. Множество честнейших жен и множество благолепных девиц во царствующем граде ненасытным своим блудным хотением осквернил еси,- почто сию благородную девицу, дщерь цареву сущу, не пощадил еси, девственный чертог ея опорочил, ея же благородию во царствующем граде никто подобен, понеже во царском доме воспитана бысть по обычаю своему?! Благолепие же лица ея никто от синклит мог видети, мнози же благороднии юноши царского роду, от Августа кесаря влекоми суть, сын великого короля Датцкие земли, юноша зело чюден образом и делы, и иныя мнози благороднии юноши, сея ради благородныя девицы, оставя свое отеческое царство и грады, приидоша рабским служити царю Борису, отцу ее, понеже превеликия Росии царя дщерь во благородстве своем, яко цвет дивный, сияя. Ты же сию блудом осквернил, и царское ея благородие обесчестил, и законному браку не сподоби, и облекл еси ея во мнишеский образ, и заточению предаде!.. О проклятый богомерзкий еретику!.. Сию же девицу осквернив блудом, и убогу учини, и в пустыню заточи, ея же николи же могла видети!» Такой поворот в жизни царской дочери глубоко запал и в народное сознание. «Русские песни, жалеючи царевну, “плакались” о ее бедах. “Народная фантазия,- писал Ф. И. Буслаев, издавший две песни о Ксении, - с глубоким эстетическим тактом пощадила свою прекрасную героиню, сохранив ее образ чистым, незапятнанным от прикосновения Расстриги”». В песнях также упом. о рукоделии царевны. Так, «опись Троице-Сергиевой лавры приписывает трудам Ксении два сокровища ризницы, сохранившихся до наших дней. Это - покровец на гробницу Сергия Радонежского, вклад царя Бориса “от усердия и трудов дочери его царевны Ксении Борисовны в 1601 году”, и интидия (одежда на жертвенник), «вышита собственными трудами и пожалована в обитель преподобного Сергия царевною Ксению Борисовну Годуновой в 1602 году”. Оба произведения искусства вышивались во время сватовства герцога Иоанна». После убийства 1-го самозванца и воцарения Василия Шуйского К. Б. была возвращена в Москву для участия в перезахоронении останков её близких. Согласно К. Буссову, Шуйский приказал ей ехать с ними в Троице-Сергиев монастырь. «О горе мне, бедной покинутой сироте! - голосила царевна-инокиня. - Самозванец, который называл себя Дмитрием, а на самом деле был только обманщиком, погубил любезного моего батюшку, мою любезную матушку, и любезного единственного братца, и весь наш род. Теперь его самого тоже погубили, и как при жизни, так и в смерти своей он принес много горя всей нашей земле. Осуди его, Господи, прокляни его, Господи!» Затем К. Б. поселилась в Подсосенском монастыре, неподалёку от Троицы, где в то же время находилась и бывшая ливон. королева Мария Владимировна - дочь казнённого по приказу Ивана Грозного стариц. кн. Владимира Андреевича. В сент. 1608 им пришлось бежать «в осаду» в Троице-Сергиев монастырь от тушин. поляков и казаков, к-рые во главе с Я. Сапегой шли брать «курятник», как они окрестили обитель. Оттуда К. Б. писала своей тётке кн. Домне Богдановне Ноготковой (урожд. Сабуровой) в Москву 29 марта 1609: «В своих бедах чуть жива, конечно больна со всеми старицами: и впредь, государыня, никако не чаем себе живота, с часу на час ожидаем смерти, потому что у нас в осаде шатость и измена великая. Да у нас же за грех за наш моровоя поветрея, всяких людей изняли скорби великия смертныя, на всякой день хоронят мертвых человек по двадцати, и по тридцати, и больши. А которые люди по ся место ходят - и те собою не владеют, все обезножели. Да пожалуй отпиши ко мне про московское житье, про все доподлинно, а яз тебе, государыне своей, много челом бью». Тушинцы так и не смогли взять монастырь и в 1610 сняли осаду. К. Б. и экс-королева выбрались, наконец, в Москву, но разным причинам «Ксения с Марией не смогли проехать в свою обитель и задержались в Новодевичьем монастыре, охраняемом силами четырехсот польских казаков и двухсот немцев. Слушаясь московских бояр, вояки сии вели себя неинтересно. Между тем к Москве собирались ополчения оных бояр-изменников выкуривать; среди них отличались молодечеством казаки Заруцкого. “А как Ивашко Заруцкой с товарищи Девич монастырь взяли, и они... черниц - королеву княж Владимирову дочь Андреевича и царя Борисову дочь Ольгу, на которых преж сего и зрети не смели - ограбили донага; и иных бедных черниц и девиц грабили и на блуд имали» не один день”». Последние годы жизни К. Б. провела в сузд. Покровском монастыре. Умерла в 1622.

Далее читайте:

Годуновы - дворянский, боярский и царский род, ведший своё начало от легендарного татарского мурзы Чета.


Ксения Годунова. Каратина художницы Марии Молодых.

Ксения Годунова была дочерью русского Царя Бориса Годунова и Марии Григорьевны Скуратовой-Бельской, дочери знаменитого опричника Малюты Скуратова. Она родилась в 1582 году и получила имя в честь преподобной Ксении Миласской (память 24 января).

К 1589 году, по вступлении отца на престол, Ксения была объявлена царевною. В то время она была на выданье, и Борис всяческими путями и средствами стараться выдать замуж за немецкого князя или королевича.

Царевна Ксения, говорится о ней, была «зельною красотою лепа, бела, млечною белостию облияна», лицом свежа и румяна. Глаза у нее были большие, блестящие, несказанной красоты, особенно когда сверкали в них слезы умиления и жалости, брови были «союзные » (сросшиеся), телом была «изобильна» (полна) и стройна, роста среднего черные волосы, «аки трубы », лежали по плечам.

Но не только телесной, но и душевной красотой пленяла царевна Ксения, будучи кроткой, чудного разума, «в книжном деле искусною ». В «Летописной книге» князя С. И. Шаховского о ней говорится следующее: «Царевна Ксения, дочь Царя Бориса, девушка, почти ребенок, удивительного ума, редкостной красоты... Была она благочестива, отличалась приятностью в речах, воистину во всех своих делах достойна! Петь по гласам любила и песни духовные с охотой слушала ». Великолепная работа золотого шитья Ксении Годуновой и поныне хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры.


Покров на гробницу преподобного Сергия Радонежского, вышитый Ксенией.

Борис не хотел выдавать Ксению ни за кого из бояр, ибо он смотрел на всех вельмож своей земли, как на холопов, и ему казалось, что Царю неприлично выдавать свою дочь за одного из слуг. Борис очень сильно желал породниться с каким-нибудь королевским домом, чтобы этим возвысить свой род в глазах российской знати, которая совсем недавно еще видела Годуновых ниже себя по знатности.


Русский Царь Борис Годунов.

Сверх того, он боялся за свои злодеяния получить возмездие от подданных и постоянно жил в страхе, как вор, который всегда страшится быть пойманным. Поэтому он полагал более безопасным иметь зятем немецкого князя, который был бы ему во всем верен.


Густав, первый несостоявшийся жених царевны Ксении.

В 1599 году Ксению предполагалось выдать за принца Густава, сына шведского короля Эрика XIV, но это дело не сладилось. Затем жениха нашли в Дании - брат датского короля, принц Иоанн, согласился ехать в Москву, породниться с Царем и сделаться удельным князем.

Герцог Иоанн прибыл в Россию 19 сентября 1602 года, с ним было около 400 чело¬век. Его встретили с очень большими поче¬стями. Для герцога и его людей приготови¬ли лучшие дома, лошадей для перевозки свиты, много съестных припасов (а ведь тогда на Руси свирепствовал лютый голод!). Царь велел всем боярам, дворянам и иноземцам, находящимся у него на службе, одеться в самые лучшие платья и идти встречать герцога за Москву в поле. Давка от пеших и конных при въезде в город была невообразимая, и множество бедного люда было задавлено до смерти.

Борис приставил к герцогу своего дядю Семена Никитича Годунова. На торжественном обеде в Грановитой палате Царь сидел на золотом троне за серебряным столом, под висящей над ним короной. С одной стороны от него находился царевич Федор, а с другой - принц Иоанн, как член царской семьи. За богатым угощением последовали дорогие подарки: Борис и царевич Федор сняли с себя алмазные цепи и возложили на шею принца, царедворцы поднесли ему два золотых ковша, украшенных яхонтами, несколько серебряных сосудов, драгоценные ткани и меха. Красивый и приветливый принц скоро стал общим любимцем. Он, несмотря на свою юность, вел себя очень благоразумно, выказывал желание учиться русскому языку и принять Православие. Герцог был высокого роста, красивый, благонравный и скромный. Лучшего жениха для Ксении желать было бы просто невозможно. Царь оказывал герцогу повышенные знаки внимания, продолжал делать дорогие подарки. Но не прошло и месяца, как герцог Иоанн заболел. Болезнь его день ото дня усиливалась, началась жестокая горячка. Царь очень испугался и послал к нему всех своих докторов, аптекарей и хирургов, наказав им быть при нем днем и ночью. Царские врачи употребляли все возможные средства и все свои знания, чтобы спасти герцога, Борис обещал им неслыханные награды и милости. Неоднократно он и сам навещал больного, горько плакал о нем и сердечно жалел его, страшась кары Небесной. Но герцог умер - через полтора месяца после своего приезда в Москву, 28 октября 1602 года. Борис проводил его в последний путь, обливаясь слезами, «отвергнул украшения царские, надел ризу печали и долго изъявлял глубокое уныние ».


Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича. Художник Суриков 1881 год.
В трагедии А.С. Пушкина безутешная Ксения Годунова, целуя портрет умершего жениха, произносит:

Милый мой жених,
Прекрасный королевич,
Не мне ты достался,
Не своей невесте,
А темной могилке
На чужой сторонке...

Ожидала красавица Ксения Борисовна и третьего жениха, Хоздроя, царевича Карталинского (Картли, Иверия - одно из грузинских царств), но его уже на пути в Москву задержали дагестанские смуты 1604 года. Надеялась, наконец, на четвертого жениха - Филиппа, принца Шлезвигского, но неожиданно потеряла отца, 13 апреля, именно за обедом со шлезвигскими послами, приехавшими сватать царевну.


Картина художника Маковского "Агенты Лжедмитрия убивают Фёдора Годунова". 1862 год.


Царевна Ксения изображена рыдающей над телом мёртвой матери.

По вступлении Лжедмитрия в Москву царевне пришлось пережить смерть брата, Царя Фёдора Годунова , и матери, убитых сторонниками самозванца, а сама Ксения была взята к нему наложницей. Самозванец надругался над ней, а через несколько месяцев, когда несчастная царевна ему опостылела, велел постричь её в монашество с именем Ольга.


По приказанию Лжедмитрия I князь Мосальский привел к нему во дворец бедную царевну. Это мгновение изобразил талантливый русский художник Н. Неврев на своей картине «Ксения Борисовна Годунова, приведенная к самозванцу». Прекрасная царевна рыдает, закрыв лицо рукою. В самом деле, трудно себе вообразить что-либо ужаснее положения женщины, отдаваемой на поругание похотливому самозванцу, которого она считала убийцей своих дорогих родных. И какой женщины? Той, которая три года назад могла стать женой благородного Иоанна Датского!


Владимирский Княгинин монастырь. Современный вид.

Такие превратности судьбы бедной невинной девушки вызвали к ней в сердцах русского народа острое сочувствие и сострадание. Она сделалась героиней народных песен, которые записал в Москве в 1619 году англичанин Ричард Джеймс. Многострадальная Ксения Годунова - инокиня Ольга - упокоилась в городе Владимире в Княгинином монастыре 30 августа 1622 года, не имея отроду и сорок лет.

Согласно «Актам историческим», Михаил Феодорович , первый Царь из рода Романовых, не помня зла, причиненного его роду Годуновыми, с состраданием и жалостью относился к ее судьбе. По ее завещанию он повелел тамошнему архиепископу Арсению перевезти ее тело в Троице - Сергиев монастырь и похоронить вместе с телами отца, матери и брата в отдельной каменной палатке близ Успенского собора.


Усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой Лавре. Современный вид.

Иван Тимофеев в своем «Временнике» писал так:

«Кто гордой высоты достиг в царстве, тот много всякого бесчестия получит от нижайших! Явно, что за грехи родивших ее и всех родных ее она одна приняла бесчестие, и пусть никто, услышав все сказанное, не подумает ничего позорного о её чистоте - будь ее воля, не случилось бы этого; если бы не насилья многие, совершаемые ее грешными родителями, то она бы невинной осталась. Не знала и не ведала она что такое плотский грех, ибо была рождена и выкормлена и воспитана в среде избран¬ных, а не ничтожных, где никогда не произносится ни одного непристойного слова, но говорится только о пристойном и заслужи¬вающем чести в делах и словах. Господи, удостой её за это бесчестие будущей чести, как получают вечную жизнь праведники!

Составлено по книге.

Царевны Ксения Годунова (1581 - 1622)

Борис Годунов со своей семьей (Художник Б.Зворыкин)

Царевна Ксения Годунова — персонаж необычайный. Её судьбу в своих песнях оплакивали простые русские люди, её красотой дивились иностранцы, мастерству её рукоделия могли бы позавидовать самые искусные на тот момент ювелиры.

Ей посчастливилось сочетать красоту с умом, получить прекрасное образование и знать несколько языков. Однако дочери царя Бориса не посчастливилось - злоключения наступали на царевну так же, как интервенты на ступали на её отечество.

Светлый лик Годуновой не мог не восторгать современников. Вот как описывает её портрет князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский: «Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся, бровми союзна, телом изообилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, акы трубы, по плещам лежаху. Во всех женах б лагочиннийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делех чредима».

Ксения Годунова рассматривает портрет жениха.

Художник Иосиф Винцман

Искать жениха для Годуновой её отец начал сразу же после своего воцарения. Видимо, желая заодно укрепить международные связи и возвысить в глазах общества значимость новой династии, он отдаёт предпочтение иностранным принцам. Первым претендентом становится сын шведского короля Густав. В 1599 году он приезжает в Москву, где получает роскошный приём. Царь тут же отводит ему большой дом в Китай-городе, а в удел даёт Калугу с тремя городами. Однако из-за нежелания расставаться со своей любовницей тот вскоре впадает в царскую немилость.

Второй раз Годунову решили посватать за брата австрийского императора, эрцгерцога Максимилиана. Теперь царь обещает ему княжество Тверское и даже разрешает ему остаться при католической вере. Но и здесь ничего не сложилось, и тогда начались попытки предложить руку Ксении брату датского короля, герцогу Иоанну (царь обещал приданое в 400 000 золотых).

В 1602 году герцог с пышной свитой приезжает в Москву, где его встречают с царскими почестями и под звон колоколов с боем пушек везут в драгоценной карете во дворец. Герцог своей внешностью и манерами очаровывает Годунову и производит впечатление на её отца. Но только вот трагический случай не даст этому браку состояться. После поездки в Троице-Сергиев монастырь герцог заболевает горячкой и умирает, оставляя и Ксению, и её отца в безутешном горе. Как напишет Пушкин в «Борисе Годунове» от имени Ксении: «Милый мой жених, прекрасный королевич, не мне ты достался, не своей невесте - а тёмной могилке на чужой сторонке».

«Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова». Клавдий Лебедев (1852-1916)

Вслед за неожиданной смертью герцога в судьбу Ксении вторгаются другие печальные и разрушительные события. В 1605 году скоропостижно умирает Борис Годунов и на престол вступил брат Ксении, Фёдор. Царствовал этот умный, деловитый и образованный юноша всего семь недель: стронники Лжедмитрия ворвались в палаты и убили 17-летнего царя, не обращая внимания на Ксению и царицу-мать, умолявших убийц с иконами в руках.

Константин Маковский "Убиение царя Фёдора"

Лжедмитрий понуждает царскую дочь стать чуть ли не своей наложницей. Вскоре он повелевает сослать царевну на Белоозеро в девичий монастырь. Так царевна Ксения превращается в инокиню Ольгу, и начинаются её скитания по монастырским местам. В конце концов, она поселится в Троице, куда в 1606 году торжественно перенесут тело Бориса Годунова. В 1608 году отряды «Тушинского вора» начнут знаменитую осаду Троицкого монастыря, которой предстоит затянуться на 16 месяцев, а самой Троице - стать одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Сохранилось письмо Годуновой к тётке в Москву, где она жалуется, что «в своих бедах чуть жива».

Ксения Годунова. Молодых М. С.

Осаду монастыря сняли, но на этом злоключения Ксении не кончаются. В 1610 году она переезжает в Новодевичий монастырь. Теперь тут орудуют шайки «Ивашки Заруцкого». Там они, как сказывается в одной грамоте, «королеву, дочь князя Владимира Андреевича и Ольгу, дочь царя Бориса, на которых прежде взглянуть не смели, ограбили донага».

Чтобы скрасить монастырские тяготы в годы смут, Ксения занимается рукоделием - это ещё один её бесспорный талант, делающий царскую монахиню в глазах окружающих благочинной русской женщиной, ибо шитьё пелён и церковных покровов считалось делом богоугодным и включалось в число подвигов «святых» женщин. До нас дошло несколько творений лицевого шитья, принадлежащих руке Ксении. Одно из них - покровец на гробницу Сергия, изображающий Троицу.

Ещё одно рукоделие - одежда на жертвенник, или индития, также «вышитая трудами» Ксении Борисовны и похожая, скорее, на ювелирное произведение. Оба творения Ксения создала в традициях годуновской «светлицы» - эталонной мастерской художественного шитья.


На фоне перипетий Смутного времени прекрасный образ Ксении Годуновой выглядит особенно трагичным. О Годуновой было сочинено несколько народных песен, которые дошли до нас только потому, что однажды растрогали одного английского священника, бывшего с посольством в Холмогорах. В одной из них, найденной в его записной книжке, Ксения сравнивается с «малой птичкой», «белой перепёлкой», чьё гнёздышко хотят «разорити». А в другом, видимо очень популярном на тот момент «Плаче», говорится, что злоключения были ниспосланы Ксении за «зело чюдного» мужа, всесильного царя Бориса Годунова.

А сплачется на Москве царевна,
Борисова дочь Годунова:
«Ино, боже, Спас милосердой!
За что наше царьство загибло:
за батюшково ли согрешенье,
за матушкино ли немоленье?

Последние дни Ксения Годунопа

Последние годы жизни Ксения Борисовна провела в Суздальско Покровском монастыре.

Ксения была старшим ребенком в семье Годуновых. Отец дал ей европейское образование и воспитание, желая упрочить свой трон союзом с каким-нибудь европейским монархом. Современники отмечали образованность, воспитанность и необыкновенную красоту царевны. Попытки отца выдать её замуж за представителей правящих домов Западной Европы не увенчались успехом.

Исторические события апреля–июня 1605 года превратили Ксению в разменную монету той политической игры, которую вел самозванец. Лжедмитрий I удерживал царевну в Москве, затем по его приказу, она была пострижена в монахини под именем Ольги.

В 1606 году, по приказу Василия Шуйского останки царя Бориса Годунова, его супруги и сына перезахоронили в Троице-Сергиевом монастыре. С этой целью к западному входу Успенского собора монастыря было пристроено крытое крыльцо. Ксения (в иночестве Ольга) Борисовна участвовала в церемонии перезахоронения родителей и брата.

После смерти родных ей пришлось испытать все тяготы судьбы и провести свою жизнь в разных монастырях: сначала в Горицком, затем в Подсосенском, в нескольких километрах от Троицкого монастыря, где она укрывалась во время осады Троицкой обители.

При царе Михаиле Федоровиче Романове она была переведена в Новодевичий монастырь, а оттуда - в Успенский Княгинин во Владимире и Покровский в Суздале, где оставалась до конца своих дней. По её завещанию, похоронена рядом с родителями у западной паперти Успенского собора (Усыпальница Годуновых) Троице-Сергиевой лавры.

  • Бестужева-Лада С. Вдовствующая невеста / С. Бестужева-Лада // Смена. – 2008. - № 12. – С. 68-72.
  • Богданов А.П. Ксения Борисовна Годунова / А.П. Богданов // Приключения королевича Густава Ириковича, жениха царевны Ксении Годуновой / Е.И. Вельтман; публ., предисл. и примеч. А.П. Богданова. – М.: Мол. гвардия, 1992. – С. 45-55.
  • Варенцова Л.Ю. Царевна Ксения Годунова / Л.Ю. Варенцова // Вопросы истории. – 2005. - № 1. – С. 131-136.
  • Клосс Б.М. Иконы Ивана Грозного и его семьи в Троице−Сергиевом монастыре / Б.М.Клосс // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: материалы III Международной конференции 25−27 cентября 2002 г. / сост.: Т.Н. Манушина, С.В. Николаева. – Сергиев Посад: «Весь Сергиев Посад», 2004. – С. 290-301.

Ксения Годунова родилась 24 января 1582 года в городе Москва. Девочка выросла в семье царя Бориса Годунова, правившего накануне Смутного времени, приходилась по матери внучкой другому известному лицу, Малюте Скуратову. Царевной Ксения, кстати, не рождалась, так как была уже шестнадцатилетней девицей, когда ее отец венчался на царство.

Вместе с отцом и братом участвовала в торжественном шествии и богослужении в Успенском соборе. Борис Годунов стремился дать детям самое блестящее образование, причем не только сыну Федору, но и дочери.

Девушка росла начитанной, хорошо разбиралась в музыке и даже писала песни. Внешностью Ксения, как и умом, также не обижена и слыла красавицей. Увы, счастья ей это не принесло. Борис Годунов не собирался запирать дочь в тереме, а собирался найти ей достойного иностранного жениха. К сожалению, выбор оказался не очень удачен, принцы оказывались при ближайшем знакомстве малодостойными кандидатами. За кого попало отдавать дочь Борис не желал и сына шведского короля, к примеру, отослал за ведение разгульной жизни и сожитие с давней любовницей, привезенной в Москву.

Далее, едва не стал ее мужем «Иоанн-королевич», принц Иоанн Шлезвиг-Гольштейнский, и Ксения уже начала готовиться к свадьбе, но внезапно заболел и умер. Другой кандидат, грузинский царевич Хозрой, вернулся домой с полпути в Москву из-за неурядиц в своем государстве.

В 1605 году Борис Годунов скончался, и на престол вступил брат Ксении, Федор. Царствовал этот умный, деловитый и образованный юноша всего несколько недель. Сторонники Лжедмитрия ворвались в палаты и убили юного царя, не обращая внимания на Ксению и царицу-мать, умолявших убийц с иконами в руках. Царевну привели к Лжедмитрию.

По ряду свидетельств, он насильно сделал ее своей наложницей и развлекался до тех пор, пока отец Марины Мнишек, польской невесты Лжедмитрия, не сделал строгий выговор будущему зятю. Ксению отослали в монастырь.

Одним из увлечений в монастыре у царевны являлось шитье. В Троице-Сергиевой лавре хранятся два образца шитья XVI-XVII веков, которые принято считать творчеством Ксении Борисовны во время сватовства. Один из них, покровец для изголовья гробницы известного монаха, основателя нескольких крупных монастырей, позже причисленного к лику святых, Сергия Радонежского. На нем изображена Пресвятая Троица в «рублевском» изводе, который часто использовался в то время. Согласно монастырской описи покровец изготовила Ксения Годунова.

Еще одно рукоделие, приписываемое царевне, индития «Предста Царица одесную тебе». Работа выполнена путем комбинации пятнадцати узоров и швов. Индития была создана в 1602 году. На фоне из рытого бархата изображены кривые веточки с плодами граната. По контурам фигур пришит жемчуг. Одежда Иисуса и Божьей матери и их венцы украшены драгоценными камнями. У ног Иисуса Христа изображены Сергий и Никон Радонежский.

Под именем инокини Ольги бывшая царевна прожила несколько лет в монастырских стенах. С воцарением Шуйского прах Федора Годунова и его матери торжественно перезахоронен, а Ксении дарованы различные привилегии. Кения Борисовна участвовала в коронации Шуйского и оставалась материально обеспечена.

Умерла Ксения 30 августа 1622 года во Владимире, в возрасте сорока лет. Похоронена в Троице-Сергиевой Лавре рядом с родителями в фамильной усыпальнице.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot