Путь русских на Кавказ открылся при Иване Грозном после присоединения Астраханского ханства (1556) и женитьбе царя на кабардинской княжне Марии Темрюковне (1561). В 1563 году воевода Плещеев во главе 500 стрельцов впервые оказывается на реке Терек. Вслед за стрельцами на Тереке оказываются и волжские казаки (потомки донских казаков) , которые тревожат ногайского мурзу Тинехмата (территория западного Прикаспия к северу от Терека называлась Ногайской степью). В 1567 году в районе современного Кизляра русские воеводы строят Терский город , который под давлением Турции приходится оставить. В 1577 году русские из Астрахани вновь возрождают Терский город , приток людей на Терек связан с репрессиями против волжских казаков стольника Ивана Мурашкина . Примечательно, что от этого времени терские казаки ведут своё старшинство. Однако граница между Русским государством и кумыкским Шамхальством была нечеткой. Во время неудачного похода князя Хворостина в Дагестан (1594) около 1000 терских казаков присоединились к русской армии. Не менее неудачным был поход воеводы Бутурлина (1604) , к которому также присоединились терские казаки. Впрочем, неудачи воевод превратили Терек в относительно вольное место для казаков. В 1606 году именно на Тереке собирал свои силы бунтовщик Илья Муромец . Тем временем Турция теряет своё влияние на берегах Терека, а мусульман-ногайцев из степей Северного Кавказа вытесняют буддисты-калмыки. Однако в результате походов иранской армии Хосров-хана (1651-1653) многие казачьи поселения на Тереке прекращают своё существование, а сами казаки уходят в тень пророссийской Кабарды, которая ведет борьбу как против дагестанских кумыков, так и кубанских ногайцев. Однако именно тогда терских казаков начинают называть гребенскими , то есть горными, живущими на Терском хребте , в междуречье Терека и Сунжи . Терские казаки приобрели своё своеобразие, восприняв элементы культуры, генотипа и антропотипа местных кавказских племен (осетин, черкесов, грузин, армян, кабардинцев, чеченцев и кумыков) .
В 1711 году начинается некоторое оживление в среде гребенских казаков. Они начинают расселяться вниз по берегам Терека. Строятся новые станицы: Червлённая , Щедринская , Новогладовская, Старогладовская и Курдюковская . Эти городки (с конца XVIII века - станицы), названные по фамилиям или прозвищам атаманов, протянулись по левому берегу Терека. В 1717 году упоминается атаман Басманов, который во главе 500 гребенских казаков принимает участие в Хивинском походе князя Бековича-Черкасского . Казаки теряют свою вольность, превращаясь в упорядоченное войско, которое вначале подчинялось Астраханскому губернатору, а затем (с 1721 года) Военной Коллегии в Петербурге.
Взамен упраздненных старых русских крепостей на Северном Кавказе закладывается крепость Святого Креста (1723), после срытия которой в 1735 году строится Кизляр . Близ него расселяются донские казаки , которые позже образуют «Терско-Семейное войско» (отличное от гребенских казаков, но тоже терское войско). Известны следующие их городки-станицы: Александровская , Бороздинская , Каргалинская , Дубовская .
В 1776 году Гребенское, Волгское, Терско-Кизлярское и Терско-Семейное казачье войско вошло в состав Астраханского казачьего войска . Послевоенное время используется для строительства новых станиц: Екатеринградская, Павловская, Марьинская и казачьих поселений при крепостях Георгиевской и Александровской за счет второй половины Волгского полка. В 1784 году, после принятия Грузии под протекторат России , закладывается Владикавказ в преддверии Дарьяльского ущелья - ключевом месте дороги, ведшей в Закавказье.
В 1786 году Гребенское, Терское-Семейное, Волгское и Терское казачьи войска и Моздокский казачий полк были отделены от Астраханского войска и вместе с Хоперским казачьим полком получили название поселенных Кавказской линии казаков .
В 1845 началось строительство новой кордонной линии по реке Сунжа . Появлялось большое количество новых станиц - Владикавказская, Ново-Сунженская, Аки-Юртовская, Фельдмаршальская , Терская, Карабулакская , Троицкая , Михайловская и другие. Из казаков этих станиц были сформированы 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский казачьи полки. А из казачьих станиц Самашки , Закан-Юрт , Алхан-Юрт, Грозненской, Петропавловской , Джалкинской, Умахан-Юрт и Горячеводской сформировался 2-й Сунженский полк.
Флаги Терских казачьих полков представлял собой синее полотнище с серебряным шитьем. Из надписей использовался лозунг: С нами Бог, из изображений икона Спаса Нерукотворного или чёрный двуглавый орел на фоне оранжевого медальона
В форменной одежде терские казаки используют чёрный и светло-синие цвета:
Терские казаки были христианами как православного, так и старообрядческого вероисповедания. Крупнейшим центром старообрядчества на Тереке продолжительное время оставалась станица Червленная . Они практиковали крещение, отвергали курение и бритье бород Также как и остальные великорусы терские казаки верили в чертей, русалок, леших и домовых
Терские казаки исторически проживали в станицах на Северном Кавказе (бассейн реки Терек), которые были территориально объединены в отдела. Помимо станиц малым поселением считался хутор . К 1917 году территория Терских казаков состояла из полковых отделов: Пятигорского, Кизлярского, Сунженского, Моздокского, а горная часть делилась на округа: Нальчикский, Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский и Хасав-Юртовский. Областной центр во Владикавказе, центры отделов в Пятигорске, Моздоке, Кизляре и станице Старосунженской.
Кизлярский отдел располагался на современных территориях северной части Дагестана (Кизлярский и Тарумовские районы) и Чечни (Грозненский, Гудермесский, Наурский и Шелковской район Александрийская , Александро-Невская , Бороздинская, Барятинская , Гребенская , Грозненская , Дубовская , Ермоловская , Ильинская , Калиновская , Каргалинская , Кахановская , Курдюковская , Николаевская , Петропавловская , Савельевская , Старогладовская , Червлённая , Шелковская , Щедринская
Моздокский отдел располагался на территории Северной Осетии Моздокский район), Кабардино-Балкарии (Прохладненский район), Ставропольского края (Курский район), Чечни (Наурский район) и включал в себя следующие станицы: Галюгаевская , Государственная , Екатериноградская , Ищерская , Курская , Луковская , Мекенская , Наурская , Новоосетинская , Павлодольская , Приближная , Прохладная , Солдатская , Стодеревская , Черноярская
Сунженский отдел располагался на территории Ингушетии (Малгобекский, Сунженский район], Чечни (Ачхой-Мартановский , Грозненский и Сунженский район), Северной Осетии (Ардонский, Дигорский, Кировский , Моздокский , Пригородный район), Кабардино-Балкарии Майский район и включал в себя следующие станицы: Александровская , Ардонская (совр. Ардон), Архонская , Ассиновская , Вознесенская , Воронцово-Дашковская (Комгарон) , Змейская , Карабулакская (совр. город Карабулак), Котляревская , Михайловская, Нестеровская , Николаевская , Пришибская , Самашкинская совр. Самашки , Слепцовская , Сунженская (Сунжа), Тарская (Тарское), Терская , Троицкая , Фельдмаршальская (совр. Алхасты)]]
Пятигорский отдел располагался на территории Ставропольского края (Предгорного и Кировского района) и включал в себя следующие станицы: Александрийская, Боргустанская , Георгиевская, Горячеводская , Ессентукская , Зольская , Кисловодская, Лысогорская, Марьинская , Незлобная, Новопавловская, Подгорная, Старопавловская, Урухская
Ныне отделы терского казачьего войска именуются «окружными казачьими обществами» (ОКО)
Современные терские казаки возглавляются войсковым атаманом . Во главе округов стоят окружные атаманы в чине полковника . Во главе общин, представляющих отдельные населенные пункты (станицы), стоят атаманы в чине сотника или есаула . Более низшим званием являются подъесаулы и вахмистры . Существует институт товарищей атамана (помощников)
Среди терских казаков был распространен русский былинный эпос («старинные песни»), в котором упоминаются Илья Муромец , Алёша Попович , Добрыня Никитич , Дюк Степанович, князь Владимир, Киев , «каминая Масква », Хвалынское море . Также хорошо представлена песенная культура с Терским регионом связана знаменитая казачья песня Любо, братцы, любо и казачья лезгинка «Ойся ты ойся »
Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет , папаху, башлык , черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками
Быт и нравы терских казаков описаны в повести Л. Н. Толстого «Казаки». Они предстают людьми решительными, ментально сходными с представителями кавказских народов. Нравы терцев описываются в нижеследующей цитате:
Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера. Влияние России выражается только с невыгодной стороны: стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там. Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата. Собственно, русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видал в заходящих торгашах и переселенцах-малороссиянах, которых казаки презрительно называют шаповалами. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски. Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака; на все же остальное смотрит с презрением.
Комментарии
Источники
Терские казаки или гребенцы - это казаки, которые проживают вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума и Покумо на Северном Кавказе. Терское казачье войско является третьим по старшинству среди всех казачьих войск, и основной штаб терских казаков находится в городе Владикавказе. Свой праздник терское казачье войско отмечает 25 августа, почитая память пленения мюридов, во время правления Шамиля в ауле Гуниб в 1859 году. Среди всех достоинств терских казаков стоит отметить их миролюбивость и способность жить в согласии. На территории терского казачьего войска проживают гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, владикавказцы и сунженцы. Конечно же, терское казачество не могло обойтись без своего собственного сайта, где можно найти последние новости о делах и проектах Терского казачьего войска. На сегодняшний день терское казачество постоянно развивается не только благодаря действиям атамана, но и многочисленным мероприятиям, которые постоянно организовываются терским казачьим обществом.
Например, совсем недавно атаман Клименко в своём выступлении перечислил ряд законодательных актов Российской Федерации, которые призваны помочь возрождению терского казачьего общества и поспособствовать привлечению казаков ко всем видам государственной службы. Среди них также были указы президента об учреждении герба, знамени, чинов и постановление о ношении холодного оружия в процессе несения государственной службы. Атаман терского казачьего войска сделал огромный вклад в развитие казачества и благодаря ему появился документ «Стратегия развития политики России относительно Российского казачества до 2020 года». Сергей Александрович Клименко отметил, что на сегодняшний день для развития терского войскового казачьего общества практически ничего не делается. Однако данный документ способствует решению многочисленных проблем. Превалирующее большинство членов терского казачьего общества жаждут служить Родине и нести государственную службу. Атман терского казачьего войска провёл несколько встреч с полномочным представителем Президента РФ Александром Хлопониным. Дело в том, что правительство обещало наделить терское войсковое казачье общество земельным федеральным фондом и зданием под штаб ТКВ. Также власти России обещали помочь терским казакам в создании казачьих кадетских корпусов. К сожалению, пока этот вопрос был приостановлен, однако терское казачье войско делает всё возможное для возобновления работы касательно вышеописанных проектов. Как мы уже упоминали, атаман не единственный казак, который старается помочь развитию терского казачества. Совсем недавно терские казаки обратились к верховному главнокомандующему России. 8 июня 2013 года более 4000 человек собрались в спортивном комплексе города Лермонтова Ставропольского края. Терские казаки надеялись, что этот открытый сход терского войскового казачьего общества напомнит администрации о том, что вопрос развития терского казачества остаётся открытым, и гребенцы жаждут служить своему государству на регулярной основе. Всего на сходе присутствовало 3227 человек, и причина была только одна - массовое обращение к Верховному главнокомандующему России Владимиру Владимировичу Путину.
Также терские казаки сегодня очень много внимания уделяют православной вере. Обращение к президенту Российской Федерации поддержал председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Митрополит провёл молитву и после неё обратился к казакам: «Дорогие терские казаки! Когда мы победим грех, каждый из нас будет готов отдать жизнь за близких. Именно тогда у нас появятся тысячи казачьих классов и множество казачьих корпусов. Придёт время, когда каждый терский казак будет исповедоваться и причащаться в храме Божьем. Казаков будут уважать и боятся люди, которые грешат. Поэтому терские казаки сегодня должны начать с самих себя и исправить собственные грехи». Как всегда представитель от православной церкви попал в «самую точку».
После митрополита Кирилла выступил председатель Государственной думы Ставропольского края Юрий Васильевич Белый, который в ходе своего выступления подчеркнул, что терские казаки - это сила, которую необходимо постоянно поддерживать. Представитель властей пообещал, что краевая Дума начнёт работу над совершенствованием законов о терском казачестве и в ближайшее время примет несколько проектов, которые будут способствовать развитию терского войскового казачьего общества. Глава города Лермонтова поблагодарил казаков и руководство за организацию такого массового мероприятия. На самом деле озабоченность атамана терского казачьего войска можно понять. Ведь на сегодняшний день на сайте терских казаков неоднократно отмечалось, что терские казаки сегодня не имеют своего источника дохода, не говоря уже о войсковой казне. Именно по этой причине они не могут в полной мере выполнять задачи, которые были поставлены президентом Российской Федерации. Как заявил атаман терского казачьего войска, в первую очередь необходимо создать материальную базу для того, чтобы экипировать и профессионально обучать будущие охранные подразделения и дружины терских казаков. После появления источника дохода, у казаков появится возможность строить кадетские корпуса для подготовки допризывной молодёжи. Однако терские казаки не теряют надежды и постоянно стараются способствовать развитию терского войскового казачьего общества. Последняя поправка к уставу терского казачьего войска была принята 18 августа 2011 года. Настоящий документ распространяется на Терское войсковое казачье общество, а также на общества, которые входят в состав ТКВ. Согласно данному документу, местонахождение Терского казачьего войска - город Владикавказ и Республика Северная Осетия-Алания. Устав терского казачьего войска подразумевает, что ТВК было создано путём объединения Аланского республиканского окружного казачьего общества, Кизлярского окружного казачьего общества, Ставропольского окружного казачьего общества, Терско-Малкинского окружного казачьего общества и Терско-Сунженского окружного казачьего общества. Также устав Терского казачьего войска гласит, что данное общество создано и действует на основе принципов добровольности, равноправия, законности, самоуправления, уважения прав человека, а также сохранения и развития казачьих традиций. Каждый казак обязуется подчиняться федеральным органам государственной власти и законам Российской Федерации. На сайте терского казачьего войска вы можете найти множество интересной информации об истории, прочитать полную версию устава и даже ознакомиться со структурой войск. Сайт терского казачьего войска создан не только для казаков, но и для тех, кто желает стать полноправным членом общества терского казачества. Сайт терских казаков создан для развития традиций казачества и распространения информации для всех членов общества. Особое внимание терские казаки уделяют дню Святого Варфоломея. Согласно официальным данным, День Святого Варфоломея широко отмечается католической церковью. Святой Варфоломей был одним из двенадцати апостолов Иисуса, однако, факты из истории его жизни содержат множество неточностей. После вознесения Христа он посвятил себя паломничеству и отправился проповедовать в Индию. Именно там он оставил копию евангелия от Матфея. На сегодняшний день Святого Варфоломея отмечается не только католиками, но и терскими казаками. Как вы сами знаете, что терские казаки в большинстве своём православные, и согласно преданию Варфоломей - этот тот же самый человек, что и апостол Нафанаил. В любом случае, несмотря на «католический» характер, праздник дня Святого Варфоломея отмечается среди членов Терского казачьего войска. А сейчас мы предлагаем поговорить об истории терских казаков и о некоторых атаманах Терского казачьего войска. Отметим, что без знания истории основных деятелей терских казаков невозможно продолжать рассказ об этом замечательно войске.
Начиная рассказ об истории терского казачества нельзя не упомянуть об одном из самых выдающихся казаков - атамане Караулове. Михаил Александрович Караулов был атаманом Терского Казачьего войска, депутатом Государственной Думы и даже главой Временного Терско-Дагестанского правительства. За свою долгую жизнь он совершил немало славных дел для терского казачества и даже написал несколько книг по истории терских казаков. Атаман Караулов родился в станице Тарская в семье дворянина. Получается, что атаман Караулов был потомственным дворянином. В 1901 году он окончил филологический факультет Петербургского университета, а в 1902 году поступил в Николаевское кавалерийское училище. В 1905 году в чине подъесаула он ушёл в отставку с действительной военной службы. Михаил Александрович был активным участником февральской революции 1917 года. Он сумел войти в состав Временного комитета Государственной думы, а 27 марта 1917 года стал атаманом Терского казачьего войска. На протяжении всей своей служебной карьеры он пытался решить аграрные и национальные проблемы на Северном Кавказе, при этом выступая против анархии на этой земле. К всеобщему сожалению, атаман Караулов в декабре 1917 года был убит. Группа вооружённых солдат 106 Уфимского полка во главе с Зотовым, которые возвращались с Кавказского фронта и находились на станции, узнали, что в вагоне находится ни кто иной, как атаман Караулов. Они попросили выйти его из вагона, на что он ответил отказом. Началась перестрелка, в результате которой атаман Караулов и все его сопровождающие погибли. Тело атамана выволокли на улицу, разграбили и раздели. На помощь атаману Караулову выдвинулась сотня терских казаков, однако большинство преступников скрылось. Терские казаки нашли нескольких солдат в вагоне и расстреляли их. После этого тело атамана Караулова с почестями было похоронено во Владикавказе. Зотова нашли и казнили.
Степан Дмитриевич Рыбальченко - известный советский военачальник, который родился в казачьей семье. Вынужден был начать работать с шести лет, потому что отец очень рано умер. Рыбальченко известен своим участием в Гражданской и Великой Отечественной Войне. В годы гражданской войне участвовал в боях с казаками под командованием Шкуро. Вряд ли Рыбальченко может быть причислен к казакам потому, что он никогда не позиционировал себя как терский казак. Намного большего внимания заслуживает полковник Колесников, который за 60 лет своей жизни успел дослужиться до генерал-майора и стать героем Первой Мировой войны. Полковник Колесников родился в Ищерской станице Терского казачьего войска. 3 декабря 1880 года был произведён в хорунжие, через пять лет в сотники, а в 1899 году стал есаулом. В 1908 году он получил чин войскового старшины. 18 января 1912 года полковник Колесников был назначен командующим 2-го Горско-Моздокского полка. За особые заслуги полковник Колесников удостоился особой награды - Георгиевского оружия. Такую высокую награду он получил благодаря отваге при исполнении своего долга перед Родиной. 3 мая 1915 года полковник Колесников вместе с 2-м Горско-Моздокским полком Терского казачьего войска, при условии, что пехотные части союзника были вытеснены превосходящими силами противника, бросил все свои силы в атаку под губительным огнём противника. В результате этого отчаянного шага, полковник Колесников остановил наступление врага, а союзные войска, вдохновлённые его примером, добили войска противника и укрепились, на своих прежних позициях.
Продолжая рассказ об истории терских казаков, стоит упомянуть Владимира Старицкого, который родился в станице Мекенская. Владимир Старицкий окончил Астраханское училище и киевское военное училище, после которого поступил на службу в 1-й Волгский полк. Казак Владимир Старицкий служил в 3-м Железнодорожном батальоне, где освоил курс телеграфного и подрывного дела, а также прошёл обучающий курс оружейного и стрелкового дела в Офицерской стрелковой школе. Начал воевать в чине подъесаула командиром казачьей сотни 2-го Волгского полка. За особые заслуги Владимир Старицкий был награждён орденом святого Владимира с мечами и бантом. В 1918 году участвовал в Терском восстании в качестве командира Зольского отряда. Также исполнял обязанности командира 1-го Волгского полка и 1-й бригады 1-й Терской казачьей дивизии ВСЮР. В 1920 году присоединился к армии Возрождения России. После эмиграции Владимир Старицкий проживал в Америке. В 1950 годах был в составе комиссии по выбору атамана Терского казачьего Войска. За годы службы получил чин генерал-майора.
Среди знаменитых деятелей Терского казачьего войска также стоит отметить Николая Баратова - русского генерала от кавалерии. Николай Баратов происходил из дворян терского казачьего войска. Своё обучение начал во Владикавказском реальном училище, а на регулярную службу поступил в 1882 году. В 1885 году окончил Второе Константиновское военное училище и Николаевское инженерное училище. В чине хорунжего Николай Баратов поступил на службу в Первый Сунжено-Владикавказский полк от Терского казачьего войска. В 1887 году стал есаулом, а через 20 лет дослужился до генерал-майора. С 1907 года находился на должности Второго Кавказского армейского корпуса в чине генерал-лейтенанта. Николай Баратов известен своим участием в Первой Мировой Войне. Вместе с 1-й Кавказской казачьей дивизией выполнял задачи по противодействию прогерманским силам в Персии. 3 декабря 1915 года взял древнюю столицу Персии - Хамадан. В годы Гражданской войны, после Октябрьской революции, Николай Баратов проживал в Индии, а затем принял решение присоединиться к белому движению. С 1918 стал выполнять обязанности представителя Добровольческой армии и Вооружённых сил Юга России. Во время покушения 13 сентября 1919 года был тяжело ранен. В 1920 году стал управляющим Министерства иностранных дел в Южно-Русском правительстве. В 1927 году Николай Баратов находился во Франции и выполнял обязанности председателя комитета «Для русского инвалида» в Париже. После своей смерти в 1932 году был похоронен на Женевском кладбище. Если вы хотите узнать больше об истории терского казачьего войска, то рекомендуем посмотреть материалы о генерале Глухове. В годы войны генерал Глухов проявил себя как талантливый полководец. Конечно же, рассказывая об истории Терского казачьего войска нельзя не упомянуть о генерале Клименко, который в данный момент исполняет обязанности атамана терских казаков.
21 декабря 2012 года генерал Клименко стал главой Терского казачьего войска. Указ был подписан Владимиром Путиным. До него терскими казаками командовал Василий Бондарёв. На сегодняшний день Сергей Клименко предпринимает активные действия для развития терских казаков и постоянно борется с так называемыми «ряжеными» казаками. Атаман считает, что возрождение казаков возможно только при условии сплочённости и постоянного взаимодействия различных казачьих организаций. В своей последней пресс-конференции Сергей Клименко не стал ссылаться на недостаток средств, волокиту законодателей и косность местной власти. Генерал Клименко принял решение активно действовать и призывал казаков каждый день доказывать, что они нужны на Кавказе. Сергей Клименко сообщил, что намерен каждый квартал отчитываться перед прессой об успехах терских казаков. Как заявил атаман, для начала необходимо выполнить задачи Федерального закона № 154 «О Государственной службе российского казачества». После того, как Терское казачье войско вошло в государственный реестр, оно взяло на себя определённые задачи. Охрана общественного порядка - это самая очевидная задача для терских казаков потому, что даже во времена Советского Союза милиция прибегала к помощи народной дружины. На сегодняшний день для помощи полиции постоянно создаются казачьи дружины, и в течение 2013 года войсковой атаман Сергей Клименко добьётся того, чтобы Терское казачье войско состояло из 5000 тысяч обученных дружинников. Конечно же, появление казаков с нагайками на улицах города вызовет некоторый резонанс. Однако это неважно потому, что Терское казачье войско будет посылать только подготовленных людей, которые будут тесно сотрудничать с МВД России. Что касается национальности, то среди терских казаков уже на протяжении многих лет живут калмыки, ингуши, чеченцы, кабардинцы и так далее. Отметим, что большинство терских казаков православные, и те, кто не хочет менять веру, могут войти в штат приписных казаков. Генерал Клименко считает, что если поддерживать жесткую дисциплину дружинников, то форма не вызовет неоднозначной реакции у горожан. Увидев такого казака на улице, люди будут знать, что он несёт государственную службу.
А сейчас мы предлагаем окунуться в историю терского казачества. На самом деле доподлинно неизвестно когда в районе реки Терек появились первые поселенцы-казаки. Первоначально все называли их гребенцы в силу того, что они располагались на склонах Терского хребта. Официальная дата начала истории терского казачества - 1577 год. В 1588 году Российские власти заложили город в устье реки Терек, который просуществовал 100 лет. Стоит заметить, что согласно истории терских казаков, их зависимость от российской власти оставалась «прозрачной». Воеводы продолжали привлекать казаков для выполнения разведки или охраны. В переводе с тюркского языка слова «казак» переводится как «вольный» и на протяжении всей истории терских казаков, они не раз доказывали, что они свободный народ. Казаки несли добровольную службу, однако постепенно всё большее и большее количество терских казаков поступали на службу к царю. Гребенское войско обеспечило России 1000 воинов, половина которых состояли на жаловании, а другая половина несла службу бесплатно. В 17 веке начинается глобальное переселение терских казаков на другой берег Терека. Переселение было связано с давление чеченцев и других исламизированных соседей. Из-за этого терские казаки и чеченцы постоянно встречались на поле боя, однако в большинстве случаев казакам приходилось отбивать нападения.
Российские власти не были довольны тем. Что казаки принимают беглых крестьян и поэтому настояли на том, чтобы терские казаки переселились на левый берег реки. Однако с переселением увеличилось число стычек между терскими казаками и чеченцами. Казакам пришлось основать несколько крупных городов. В 1721 году гребенское войско приняло присягу верности Военной коллегии, и было включено в состав вооружённых сил России. В 1723 году была заложена первая крепость Святой Крест, на территории которой проживало 1000 семей терских казаков. В 1860 году Кавказское линейное казачье войско было упразднено и было переименовано в Терское казачье войско. Тогда количество казачьих войск Российской империи было увеличено. Отметим, что казачьи войска Российской империи были очень хорошо подготовлены и принимали участие во всех сражениях с неприятелем. Быт терских казаков складывался под влиянием чеченцев, ингушей, кабардинцев и кумыков. Казаки строили избу, саклю и кладовую, которая также называлась «хаткой». В станицах, прилегавших к Грозному, или любому другому крупному городу, казаки строили дома городского типа. Отметим, что быт терских казаков и быт чеченцев мало чем отличался. Сакля была разделена на две части, а казачья изба имела две комнаты. Убранство комнат чеченцев и терских казаков также было похожим.
Согласно обычаям терских казаков, в каждом городском доме имелся свой собственный арсенал оружия. На одной из стен красовалась кобура для пистолета или двустволка. Оружие являлось неотъемлемой частью любого терского казака. Стоит заметить, что казаки высоко ценили умение чеченцев изготавливать оружие и это даже отображено в некоторых песнях казаков. Терская шашка также была неотъемлемой частью жизни казака. Терская шашка и по сей день является частью парадной одежды казаков. По обычаям терских казаков, мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, балык и черкеску. Терские казачки осваивали горскую одежду, однако с течением времени они стали перенимать стиль одежды у русских. Ни для кого не секрет, что терские казачки были одними из самых красивых женщин на Кавказе. Благодаря чеченцам, в быт терских казаков вошло множество чеченских национальных блюд, среди которых лепёшки с начинкой из сыра и смесь творога с топлёным маслом. Также терские казаки в Чечне переняли несколько музыкальных инструментов, например, зурна, свирель, пондура или гармошка, на которой играли терские казачки. Терские казаки в Чечне научились ухаживать за лошадьми и со временем в их традиции вошли соревнования по джигитовке. Как вы сами видите, терские казаки и чеченцы осуществляли постоянный культурный обмен. Многонациональность региона неизбежно сказывалась на языковых заимствованиях, и в терской станице можно было услышать речь горцев. Жители терских станиц и чеченцы постоянно расширяли свой словарный запас и благодаря терским казакам мы можем описать чеченский быт и обычаи.
Однако, как рассказывает нам история, горцы и терские казаки не всегда жили в мире. Одним из самых крупных конфликтов является Кавказская война, которая продолжалась с 1817 по 1864 год. Всё началось с того, что в начале 19 века к России были присоединены земли Картли-Кахетинского царства и некоторые Закавказские ханства. Однако между этими территориями лежали земли независимых горских народов. Российские власти хотели укрепить союз с кавказцами, и избавиться от бесконечных набегов с их стороны. Однако начало Кавказской войны было неизбежно, когда в 1825 году главными противниками российских войск выступили адыги Черноморского побережья и горцы, объединившиеся с исламским государством Имамат Дагестана и Чечни, возглавляемое Шамилем. Кавказская война переплелась с войной России против Персии. Терское войско воевало на стороне России и, несмотря на то, что они долгое время прожили бок о бок с чеченцами, им пришлось сражаться со своими соседями. Сопротивление чеченцев было сломлено терским войском только в 1859 году. Стоит заметить, что в 1832 году кубанские и терские казаки сражались бок о бок. Дело в том, что Российская империя приняла решение объединить Кизлярский, Терско-семейный, Гребенский, Моздокский, Горский, Волгский, Кавказский, Ставропольский, Хопёрский и Кубанский полк в целях формирования Кавказского линейного казачьего войска. Это и стало основной причиной объединения кубанских и терских казаков. Также на службе у царя стояли уральские казаки, который участвовали в сражениях и выполняли другие виды государственной службы. К сожалению, из-за массовых репрессий Сталина, войско уральских казаков было полностью расформировано.
На протяжении всей своей истории терские казаки сохраняли свои традиции и культурные ценности. Конечно же, казаки большую часть своей жизни уделяли ратному делу, однако быт терского казачьего войска также был наполнен красивыми обычаями, песнями терских казаков и интересными историями.
Во многом казачья культура, песни терских казаков и танцы держались на энтузиазме членов казачьего сообщества. Однако современный государственный аппарат прикладывает силы для укрепления и популяризации казачьей культуры. Именно по этой причине каждый из нас имеет возможность слушать песни терских казаков или рассказы старцев. На сегодняшний день множество коллективов приглашают на концерт слушать песни терских казаков и полюбоваться на их энергичные танцы. Терские казачьи песни обладают особой энергетикой, и послушать их приходят не только сами казаки, но и представители самых разных народов. Казачьи коллективы позволяют услышать терские казачьи песни и каждый день работают над тем, чтобы донести их звучание до каждой станицы в своём крае или районе. Многие исполнители терских казачьих песен уже не один год радуют своих поклонников, а некоторые уже приобрели многолетний опыт в сфере исполнения терских казачьих песен. Один из ярчайших примеров творческого долголетия - хор «Долина», который в 2010 году отпраздновал 20 лет работы на сцене. Конечно же, каждый может скачать песни терских казаков, однако слушать «живое» исполнение намного приятнее. Глобальная сеть интернет позволяет скачать песни терских казаков на многочисленных сайтах, однако один концерт может стоить тысячи прослушанных «треков» в машине или на музыкальном центре.
Городские власти постоянно проводят конкурсы, в ходе которых жюри выявляет лучших исполнителей танцев терских казаков. Артисты и руководители коллективов получают гранты и денежные премии. Например, зимой 2011 года Государственный ансамбль терской казачьей песни с проектом «Роль казачества во Второй Мировой войне» выиграл грант президента Республики Дагестан. Это говорит о том, что песни и танцы терских казаков более чем востребованы. Некоторые коллективы, например ансамбль «Вольная степь» представляют традиции Терского казачьего войска на международной арене. Отметим, что благодаря смешению культуры казаков и горцев, особой популярностью пользуется лезгинка терских казаков. Энергичный танец лезгинки терских казаков очень часто входит в программу выступлений многих коллективов.
Продолжая разговор о культуре казаков, необходимо отметить мужской фольклорный ансамбль терских казаков «Братина». Ансамбль был образован в 1995 году четырьмя поклонниками терских песен. С 1996 года терские казаки «Братины» пребывали в постоянных спорах и дискуссиях. В процессе выбора творческого направления, члены коллектива постоянно занимались изучением, сохранением и этнографически достоверным воспроизведением песенной традиции терских казаков. Терские казаки «Братины» до сих пор считают себя любительским коллективом, однако уровень исполнения песен находится на высокопрофессиональном уровне. На сегодняшний день ансамбль братина остаётся лауреатом международных фестивалей фольклора во Франции, Латвии, Польши, Эстонии и России. Терские казаки «Братина» принимали участие в съёмках фильмов «Русский бунт», «Господа присяжные» и «Убойная сила». Также терские казаки «Братина» участвовали в многочисленных телевизионных передачах.
Ещё одним известным коллективом является ансамбль «Терские казаки». Каждое их выступление - это настоящий праздник казачьей культуры, который является частью культурного наследия не только терского казачества, но и всего Кавказа. Основная миссия ансамбля «Терских казаков» - это возрождение обычаев и обрядов, а также сохранение уникальной песенной культуры казачества. Ансамбль «Терские казаки» способствует приобщению молодёжи к богатейшему культурному наследию казаков. Сегодня творчество ансамбля «Терские казаки, этого страстного поборника и пропагандиста казачьей культуры, хорошо известно не только в городе Прохладном, но и других районах Кабардино-Балкарии. Совсем недавно ансамблю «Терские казаки» исполнилось 5 лет со дня основания.
Достойным участником огромного общества творческих коллективов казаков является хор терских казаков. Отметим, что хор терских казаков популярен не только в среде терцев, но и среди русской молодёжи. На сегодняшний день терский казачий хор постоянно совершенствует своё мастерство в сфере исполнения народных казачьих песен. Если вы хотите испытать истинное удовольствие от прослушивания казачьих песен, то приходите на концерт терского казачьего хора.
Также рекомендуем к прослушиванию гимн терских казаков. Его можно услышать на собраниях членов терского казачьего войска, которые практически каждую встречу начинают с гимна терских казаков. Исполнение гимна терского казачьего войска - это традиция, которая из поколения в поколение передаётся в среде терцев. Гимн терского казачьего войска можно найти на официальном сайте терского казачьего войска. Также на официальном сайте терского казачьего войска вы найдете последние новости о событиях в мире ТКВ. Терские казаки онлайн - это отличная возможность для каждого терца отслеживать все события и встречи. Для многих членов ТКВ, терские казаки онлайн являются единственным источником свежей и актуальной информации о современном казачестве.
Чтобы лучше проникнуться культурой терского казачества мы предлагаем посмотреть видео казачьей лезгинки. Ведь для того чтобы понять душу культуры казаков, нужно посмотреть на танцы и послушать песни. Видео казачьей лезгинки поможет оценить красоту казачьего танца:
Также мы предлагаем к просмотру видео терских казаков. Если вы хотите больше узнать о жизни ТКВ, то видео терских казаков поможет вам в этом:
Фото терских казаков в очередной раз напоминает, что ТКВ живёт и развивается, сохраняя древние традиции. Посмотрите на фото терских казаков и оцените красоту их формы:
А сейчас мы решили обратить ваше внимание на форму терских казаков и на символику Терского казачьего войска. Казачья форма терских казаков - это исторически сложившийся символ, который определяет принадлежность казака к Терскому казачьему войску. Форма терских казаков призвана повышать организованность и дисциплину членов ТКВ. Конечно же, существуют определённые правила ношения формы терского казачьего войска и эти правила были утверждены Президентом и Правительством Российской Федерации. Атаман Терского казачьего войска сделал много для того, чтобы на улицах городов было как можно меньше «ряженых». Форма терского казачьего войска подразделяется на парадную, повседневную и полевую. Также различают зимнюю и летнюю форму. Как гласит устав Терского казачьего войска, казак должен уважительно относиться к форме. В список военной одежды терских казаков входит папаха, три фуражки, башлык, съёмный воротник из овчины, пальто, шинель и куртка. А также мундир, китель, шаровары, брюки, рубашка. Плюс зимний и летний костюм, кашне, шарф, аксельбант, ремень и лядунка. Включая сапоги, ботинки, плащ и государственные награды. Военная одежда терских казаков очень красива и выдержана в традиционном стиле. Что касается костюма терского казака, то каждый казак имеет право формировать свой «имидж» самостоятельно. В любом случае костюм терского казака всегда содержит традиционные элементы казачьей одежды.
А теперь поговорим о флаге и гербе Терского казачьего войска. ТКВ имеет свой флаг, герб и знамя. Герб Терского казачьего войска представляет собой изображение Императорского штандарта на золотом древке перевязью вправо, которое расположено на чёрном фоне под червлёной главой. Поверх императорского штандарта изображена серебряная волнистая перевязь влево. В главе герба Терского казачьего войска - возникающий золотой двуглавый орёл, который является главной фигурой герба Российской Федерации. Герб Терского казачьего войска может быть выполнен в бесцветном варианте.
Флаг Терского казачьего войска представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, на котором изображен герб Терского казачьего войска. Отношение длины флага Терского казачьего войска - 2:3. Флаг терских казаков присутствует на любом собрании или встрече. Как вы сами понимаете, флаг Терских казаков является официальным символом терского казачества. Помимо флага Терского казачьего войска существуют ещё печать, штампы, бланки и другие необходимые реквизиты, на которых может быть использован герб Терского казачьего войска. Однако флаг Терского казачьего войска используется чаще всего. Казаки очень трепетно относятся к гербам казачьих войск. Ведь гербы казачьих войск - это тоже часть истории казачества на Руси.
Помимо флага Терского казачьего войска в нашем военторге можно купить и другие сувениры с символикой терских казаков, например, полотенце Терское казачье войско , кружку Терское казачье войско ,зажигалку Терское казачье войско и многое другое.
Более 400 лет живут на Северном Кавказе терские казаки, сообщество, сыгравшее немалую роль в истории юга России. Они активно содействовали расширению границ и закреплению территорий за Российской империей, участвовали во многих военных компаниях, в том числе в , Русско-Турецкой и Первой мировой войне.
Русичи давно торговали с Кавказом, но осознанное присоединение этих земель началось при царе Иване Васильевиче Грозном. За время своего царствования он увеличил размеры страны практически вдвое, захватив и Астраханское царство, от которого рукой подать до . Да еще и женился на Марии Темрюковне, кабардинской княжне.
Собственно же история казачества здесь началась в 1563 году, по прибытию на первых стрельцов. За ними потянулись казаки с Волги, обосновались на Тереке, Куре, Ассе, Куме, Малке, Сумже и стали называть себя гребенцами. Они же активно участвовали в возведении крепости «Терки» на Сунже.
Гребенцы всегда были обособлены от прочего казачества и основная причина – религия, они были старообрядцами. Поэтому их поселения не имели храмов. Согласно сказаниям, первым местом проживания их предков стал хребет Качкалык с прилегающей Кумыкской плоскостью. Годом организации терского казачьего войска традиционно считают 1577 год, с которого они начали воевать с врагами под российскими знаменами.
В XVII веке началось массовое переселение и прочего люда на левобережье Терека, которое закончилось только в XVIII веке, что было обусловлено неспокойной обстановкой на границах империи.
Немаловажную роль в принятии этого решения сыграло недовольство царских властей традицией терских казаков укрывать у себя беглый люд. Только в 1721 году войско гребенцов официально вошло в состав армии Российской империи.
Через год Петром I на реке Койсу была основана крепость «Святой крест», куда переселили народ из Терки и тысячу семей казаков с Дона. К сожалению, трудности жизни в незнакомых местах и разразившаяся чума оставили в живых только 452 семьи.
Расселение их из различных регионов России – с Волги, Вятки, Хопера, Кубани шло одновременно с подселением крестьян из глубинных российских земель, которых тоже приписывали к казачьему войску. Были попытки приписать и , но это удавалось плохо.
Войсковой праздник терских казаков принято отмечать 25 августа по старому стилю. Провозглашен в честь победы над мюридами, руководимыми в Гунибе в 1859 г. В этот день в местах компактного проживания их потомков проходят празднества, выступает хор. Все праздники до сих пор имеют свои специфические особенности. По старинным обычаям терцы проводят свадьбы, имянаречения, родильные, крестины.
На Тереке всегда любили петь и слушать песни. Лирически повествовали о безвременной смерти воина где-то в чужой стране или о тяжелой доле казачьих вдов. Распространенным было хоровое пение с красивым многоголосием и веселые пляски.
Любили здесь и «пейзажную лирику», воспевающую красоты родного края. Примером может служить песня «Между серыми камнями», превратившаяся за последние столетия в настоящий гимн. Отсюда же с берегов Терека пошли такие, до сих пор часто исполняемые, как «Любо, братцы, любо...» и «Ойся, ты ойся,...» — терские казаки танцуют под нее .
Хотите услышать их в старинном звучании? Послушайте прекрасный терский казачий хор «Долина», недавно отметивший двадцать пять лет творческой жизни. В репертуаре коллектива старые песни, собранные за многие годы. Многочисленные танцевальные коллективы сохраняют танцы терских казаков – удивительную смесь горских и русских плясок.
История движется дальше, и терцы сегодня продолжают традиции своего сообщества – вливаются в охрану общественного порядка, воспитывают юных воинов в кадетских казачьих корпусах. Возглавляет движение атаман терского казачьего войска. Во главе округов атаманы-полковники. Далее по иерархии сотники, есаулы и вахмистры. Возрождение традиций войска помогает в деле сохранения традиций и истории народов России.
«казак» значит - вольный, свободный человек) и зачастую не выполняли приказы властей.
Однако постепенно всё большее число казаков поступало на государственную службу. Эта служба заключалась в охране границы, которая проходила по линии вдоль реки Терек. Гребенское войско поставляло на службу не менее 1000 казаков, из которых половина получала жалование, а другая обороняла свои городки «с воды да с травы», то есть бесплатно.
В XVII веке начинается переселение казаков-гребенцов на левый берег Терека, окончательное завершившееся в начале XVIII века. Перемещение было связано как с давлением исламизированных соседей («чеченцы и кумыки стали нападать на городки, отгонять скот, лошадей и полонить людей»), так и с тем, что российские власти были разгневаны тем, что казаки принимали беглых и потому требовали переселения казаков на левый берег, где их можно было контролировать.
Нападения горцев заставили казаков-гребенцов вместо прежних небольших городков основывать на левобережье крупные поселения: Червленный, Шадрин (Щедринский), Курдюков и Гладков (в 1722 году гладковские казаки получали жалование на один городок, а в 1725 году - на два: Старогладковский и Новогладковский). Эти городки (с конца XVIII века - станицы), названные по фамилиям или прозвищам атаманов, протянулись на 80 верст по левому берегу Терека.
Гребенское войско в 1721 году было подчинено Военной коллегии и тем самым включено в состав вооруженных сил России. Вместо упраздненного Терского города в междуречье Сулака и Аграхани в 1723 году была заложеная новая русская крепость - Святой Крест, близ которой были расселены 1000 семей донских казаков (из Донских, Донецких, Бузулукских, Хоперских, Медвединских городков). Трудности, связанные с переселением и обживанием на новом месте, а кроме того появившаяся чума, привели к тому что к 1730 году из них уцелели лишь 452 семьи.
В 1860 г. войско Кавказское линейное казачье было упразднено. Из части войска было образовано Терское казачье войско , а другая часть вместе с Черноморским казачьим войском вошла в состав вновь образованного Кубанского казачьего войска . В том же году была образована Терская область .
В мирное время Терское войско выставляло на службу: две лейб-гвардии Терские сотни Собственного Его Величества Конвоя (Царское село), четыре конных полка 6-ти сотенного состава первой очереди (1-й Кизляро-Гребенской генерала Ермолова(г. Грозный и г. Владикавказ), 1-й Горско-Моздокский генерала Круковского (местечко Ольты), 1-й Волгский и 1-й Сунженско-Владикавказский генерала Слепцова (урочище Хан-кенды), две конные батареи 4-х орудийного состава (1-я и 2-я Терские казачьи) и 4-е местные команды (Грозненская, Горячеводская, Прохладненская и Владикавказская).
Историки по-разному определяют причины ухода Андрея Шадры на Терек. Е. П. Савельев считал, что Шадра был вытеснен с Дона Ермаком , что:
у Ермака вышли раздоры с Андреем. Партия его была сильной, и он гнал Андрея вверх по Дону до нынешней Ногавской станицы, где Дон делает поворот с северо-восточного направления на запад». Другие исследователи считают, что отряд Шадры, двигавшийся на лодках по реке Акташе, потерпел кораблекрушение, много казаков погибло, а «спасшиеся поселились в Кавказских горах, засели в одном пустынном городке, укрепились в нем и, пополнив число выбывших товарищей новыми пришельцами, назвались казаками вольной общины Гребенской. |
В августе терские казаки и осетины овладели Владикавказом, ингуши своим вмешательством спасли Терский совет комиссаров, но при этом жестоко разграбили город, захватили Государственный банк и Монетный двор. 9 мая на Тереке установилась Советская власть. Особым декретом все существовавшие до того времени войсковые части были объявлены распущенными, но исполнение декрета последовало только в отношении казачьих частей, так как в то же время, по предложению большевистского комиссара военных лет Бутырина, собрание «горских фракций» Народного совета постановило организовать сводный отряд «для борьбы с контрреволюцией».
Соединёнными силами ингушей и Красной Армии были разгромлены 4 станицы Сунженской линии, стоявшие поперёк пути между горной и плоскостной Чечней: Сунженская, Аки-Юртовская, Тарская и Тарский хутор. Казаки (около 10 тыс. человек) из них были выселены поголовно и с остатками своего добра безоружные потянулись на север без каких-либо определённых перспектив. Они гибли и мерзли по дороге, подвергаясь вновь нападениям и грабежам со стороны горцев.
14 октября - постановление Политбюро ЦК РКП(б): «По вопросу аграрному признать необходимым возвращение горцам Северного Кавказа земель, отнятых у них великорусами, за счёт кулацкой части казачьего населения и поручить СНК немедленно подготовить соответствующее постановление». 30 октября в Ставропольскую губернию выселены станицы: Ермоловская, Закан-Юртовская, Романовская, Самашкинская, Михайловская, Ильинская, Кохановская, а земля поступила в распоряжение чеченцев. В октябре было поднято антисоветское восстание в казачьих станицах Калиновской, Ермоловской. Закан-юртовской, Самашкинской и Михайловской. 17 ноября - ликвидация Терской области, на съезде народов Терской области в этот день была провозглашена Горская АССР в составе РСФСР, в которую входили 5 горских национальных округов и 4 казачьих национальных отдела: Пятигорский, Моздокский, Сунженский, Кизлярский, Чеченский, Хасавюртовский, Назрановский, Владикавказский, Нальчикский. Создание Горской АССР закреплено декретом ВЦИК от 20 января 1921 г.
Выход был найден в проведении коллективизации и включении Северо-Кавказского края в зону сплошной коллективизации. Всех, кто сопротивлялся вступлению в колхозы, объявляли врагами Советской власти и кулаками. С конца 1920-х годов начинаются насильственные высылки с Северного Кавказа в отдалённые регионы страны.
Город Владикавказ остался традиционно административным центром двух автономных областей: Северо-Осетинской и Ингушской.
Ингушская АО вначале состояла из 4-х округов: Пригородного, Галашкинского , Пседахского и Назрановского. Произвол в административном делении Чечни продолжался.
Слухи об убийстве двадцатидвухлетнего русского парня быстро разнеслись среди рабочих завода и жителей Грозного. Несмотря на то что убийца и его сообщники были сразу задержаны милицией, реакция общественности была необычайно бурной, особенно среди молодёжи. Стали раздаваться требования сурово наказать убийц.
26-28 августа - беспорядки в г. Грозном, в которых принимали участие терские казаки в связи с очередным убийством чеченцами в п. Черноречье Степашина - 23-летнего рабочего химзавода. В Грозном 3 дня не было советской власти. Здание обкома подверглось разгрому. Толпа набрасывалась на «начальников» в подвале, избивала их и срывала одежду. Грозненцы захватили здания МВД и КГБ. Под красными знаменами они ворвались на телефонную станцию. С приёмной Хрущева в ЦК говорил инженер из Гудермеса, потребовавший обуздания чеченцев - «учитывая проявление (с их стороны) зверского отношения к народам других национальностей, выражающееся в резне, убийстве, насиловании и издевательствах». Вошедшие в Грозный войска подавили это «русское восстание»; 57 человек были арестованы и осуждены. Потакание чеченскому экстремизму продолжилось вплоть до 1990-х годов, когда именно русское и казачье население Чечни стало первой жертвой режима Дудаева.
Столкновения между чеченцами станицы Савельевской и казаками станицы Калиновской, раненые с обеих сторон.
Столицей войска стал г. Орджоникидзе (Владикавказ). Войсковым атаманом ТКВ был избран Василий Коняхин. Владикавказское руководство Терского казачьего войска избрало однозначно «красную» политическую ориентацию. Учредительный Малый Круг 23-24 марта 1990 года проходил под девизом: «Терские казаки - за Великий Октябрь, за обновление общества, за дружбу между народами». В мае были учреждены Сунженский и Терско-Гребенский отделы в Чечено-Ингушетии, в июне - Моздокский отдел в Северной Осетии, в августе - Терско-Малкинский в Кабардино-Балкарии, в октябре 1990 года - Наурский в Чечено-Ингушетии.
Особо непримиримые позиции по отношению к власти занял связанный с РНЕ Пятигорский отдел ТКВ во главе с атаманом Юрием Чурековым. Чуреков принял участие во встрече атаманов Центра и Юга России 30 января 1996 г., на которой была принята резолюция с призывом упразднить Главное управление казачьих войск при Президенте РФ. Пятеро казаков Пятигорского отдела ТКВ из станицы Стодеревской в 1996 году были осуждены за убийство следователя и участкового милиционера. В феврале 1997 г. на съезде РНЕ Ю. Чуреков подарил Александру Баркашову от имени казачества инкрустированную шашку. Приказом Шевцова мятежный Пятигорский отдел был ликвидирован, и был создан объединённый Пятигорский отдел ТКВ, включивший в себя также ещё 5 районов Ставропольского края. Атаманом объединённого отдела приказом Шевцова стал генерал-майор Александр Череващенко. Участие терских казаков в боевых действиях на территории Чеченской республики в составе мотострелкового батальона имени генерала Ермолова.
В подчинении наказного атамана ТКВ.
Церковь 1-го Горско-Моздокского полка Терск. каз. войска в честь Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. Престольный праздник 30 августа. Походная (при полку) церковь учреждена в 1882 году. Церковь находится при окраине города Ольты, в месте расположения полковых казарм. Сооружена на казенные средства по типу военных церквей; освящена 17 декабря 1909 года. В длину имеет 35 арш., в ширину 18 арш. По штату при церкви положен: один священник.
Расположена полковая церковь в центре уроч. Хан-Кенды. Заложена 16-м гренадерским Мингрельским полком, во время его стоянки здесь в 1864 г. и освящена в честь Преображения Господня 9 февраля 1868 г. По уходе Мингрельского полка в 1877 г. из уроч. Хан-Кенды, церковь была в ведении 2-го пешего пластунского батальона до 1896 г., а с этого времени и доныне состоит в ведении 1-го Сунженско- Владикавказского полка. Зданием церковь - каменная, в виде креста, в связи с колокольнею. Вмещает до 1000 человек. По штату при церкви положен: один священник.
На начало Великой войны полками ТКВ командовали:
Дислокация - Царское Село (1.02.1913 г.). Основная масса чинов Конвоя (в том числе и офицеры) выбривали головы. Общая масть коней - гнедая (у трубачей серая).1867.26.11. Георгиевский штандарт обр.1857 (Гв.). Полотнище жёлтое, квадраты красные, шитье серебряное. Навершие обр.1875 (Георг. Гв.) высеребренное. Древко темно-зелёное с высеребренными желобками. «ЗА ОТЛИЧНУЮ / БОЕВУЮ СЛУЖБУ / ТЕРСКАГО КАЗАЧЬЯГО / ВОЙСКА». Состояние хорошее. Штандарт был вывезен в годы Гражданской войны за рубеж, ныне находится в Лейб-Казачьем музее под Парижем.
К 1917 году территория Терских казаков состояла из полковых отделов: Пятигорского, Кизлярского, Сунженского, Моздокского, а горная часть делилась на округа: Нальчикский, Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский и Хасав-Юртовский. Областной центр во Владикавказе, центры отделов в Пятигорске, Моздоке, Кизляре и станице Старосунженской.
Терской казак. Открытка французского эмигрантского издания из серии Армия России (Терское казачье войско. 1-й Волгский полк)
Быт и нравы терских казаков описаны в повести Л. Н. Толстого «Казаки». Они предстают людьми решительными, ментально сходными с представителями кавказских народов. Нравы терцев описываются в нижеследующей цитате:
Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера. Влияние России выражается только с невыгодной стороны: стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там. Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата. Собственно, русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видал в заходящих торгашах и переселенцах-малороссиянах, которых казаки презрительно называют шаповалами. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски. Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака; на все же остальное смотрит с презрением.
Казачий словарь-справочник Википедия Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Подробнее
Уже на протяжении пяти последних веков территорию Кавказа населяют казаки. Терский народ искусно владеет шашкой и джигитовкой, носит газыри и танцует традиционную лезгинку. Он сохраняет свою самобытность и культуру. Однако так ли много людей знают об истории происхождения терского казачества?
Путь на Кавказ русские открыли еще во времена Ивана Грозного, после того как к территориям Руси было присоединено Астраханское царство. Спустя три года после присоединения воевода Плещеев вместе со своими стрелками оказался на реке Терек. Сразу же после этого туда прибыли и волжские казаки, которые вечно беспокоили территории Ногайской степи (сегодня это западный Прикаспий).
После этого русские решили построить на Кавказе город Терек, который потом им пришлось оставить из-за давления Турецкого государства. Позже его заселяют казаки, которые вынуждены покинуть свои дома из-за репрессии со стороны Ивана Мурашника. Это событие можно считать началом истории. В то время появился и герб терского казачества. Народ стал осваиваться.
После заселения земель казаки утвердили на Тереке свое старшинство. Именно здесь начал собирать первые силы всем известный Илья Муромец.
Свою известность терские казаки получили именно в это время. Тогда-то они и показали все умения и навыки воинов. За подвиги, проявленные в войне, некоторые представители этого народа были даже направлены для охраны самого императора. А уже через год терское казачество было признано частью русской армии.
Благодаря этому народ получил права на земли, леса и рыбные промыслы. Тогда же был назначен первый атаман терского казачества - генерал-лейтенант Петр Верзилин. Многие представители этой армии получили наградные знаки отличия за подвиги.
После окончания войны в составе русской армии насчитывалось примерно 10 000 казаков. Для упрощения управления главнокомандующий войсками Кавказа принял решение о создании отдельного терского казачьего войска.
Во времена этих баталий терские казаки также показали себя, но уже не с героической стороны. В этот период на территории их проживания насчитывалось уже около 250 000 человек, которые проживали в 70 станицах.
На войне они выступили против Красной Армии, а в 1920 году, когда она закончилась, терские войска покинули Россию.
Примерно в начале 1921 года лидеры чеченцев потребовали выселения казаков с терских земель. Жесткий ультиматум заставил народность повиноваться. В результате этого 27 марта 1921 года 70 000 терских казаков покинули свои дома в течение суток. Половина из них была расстреляна по дороге на железнодорожные станции чеченскими войсками. Станицы были сожжены.
Всех казаков в это время поделили на три группы:
Даже сам Сталин, который выступал за репрессию против казаков, говорил, что жестокие действия, производимые чеченцами, (расстрел и т. п.) были лишними.
Затем Орджоникидзе заявил, что причиной выселения терского народа послужил голод. Он сам говорил: "Из-за земельного голода было принято решение о выселении 18-ти казачьих станиц (70 000 человек), земли которых уже вплотную подошли к горским угодьям. Такими действиями предполагалось избавить горский народ от голода и ликвидировать чересполосицу". Несмотря на то, что выселение казаков было признано ошибочным решением, терские земли уже были заняты 20 000 чеченцев.
В этом же 1921 году Горская республика получила постановление "О введении шариатского судопроизводства в Горской АССР". Сбежавшие казаки же просили русское правительство разрешить им вернуться в Терек, однако эти просьбы были проигнорированы.
Дав вольность горцам, Сталин заявил: "Обеспечив вас автономией, Россия отдает вам те права, которые забрали у вас кровопийцы цари и генералы. Это значит, что теперь вы можете жить по своим старым обычаям, нравам и традициям, если они, конечно, не переступают рамки Конституции России"
После того как терских казаков заставили покинуть свои земли, они начали коллективно писать письма, где говорили о том, что русский народ по отношению к ним безоружен. Аулы же были, наоборот, буквально переполнены оружием. По словам казаков, даже 12-тилетние дети часто имели у себя револьвер или винтовку. Несмотря на эти обращения, репрессии не прекратились.
Когда бывшие жители Терека поняли, что на свои письма вряд ли получат ответ, они приняли решение создать несколько бандитских отрядов, в состав которых в сумме вошло около 1 300 человек. Они занимались разгромом станиц, где проживали чеченцы. Стоит отметить, что в состав таких группировок входили не только терские казаки, но и кабардинцы и осетины. Однако чеченцы дали суровый отпор, и участники отрядов начали сдаваться в плен.
Большая часть эмигрировавших казаков поселилась на территориях Болгарии. Остальные были разбросаны по землям Балканов. Позже они двинулись в Чехословакию, Югославию и США. К удивлению, в новых местах жительства казаков приняли довольно тепло.
Например, во Франции бывшим терским жителям выделили крупную ферму, а в Перу президент так удивился дисциплинарной воспитанностью казаков, что повысил бюджет на их эмиграцию.
23 марта 1990 года был создан совет, посвященный возрождению народности. Участие в нем приняли 500 делегатов, представлявших терских казаков. Численность их на момент совета составляла 500 000 человек.
В 1991 году в Чечне началась этническая чистка. Это негативно повлияло на положение терского казачества. Еще больше ухудшила состояние народа начавшаяся первая Чеченская война. Ряд катастрофических событий привел к частой смене атаманов казачества. Сначала им был Коняхин, затем Стародубцев, которого после сменил Сизов.
В 2005 году терский народ начал стремительно возрождаться. Особенно это было ощутимо на землях Северной Осетии и Ставропольского края. В 2006 же году был выбран новый атаман - В. П. Бондарев. Спустя несколько лет было создано терское казачье войско, которое входило в состав Союза казаков России.
Говоры Терского казачества на протяжении истории менялись несколько раз. Вначале это был скифский язык, затем - древнеславянский, татарский, русский. Сегодня можно услышать такие слова:
Анады - не так давно.
А-бы - лишь бы.
Ажно - конечно, да.
Аяичка - милая моя.
А-яй - милый мой.
А-ю! - междометие зова.
Аичка - междометие отклика.
Бабник - вид женской прически.
Баглай - лентяй, лежебок.
Байдик - пастушеский или стариковский посох, палка для опоры.
Байрак - овраг.
Грядка - боковой край саней.
Грядушка - спинка кровати.
Здынуть - поднять.
Зень - земля.
Зой - вопль.
Также стоит рассмотреть даты, которые сыграли важную роль в развитии терского казачества:
Вот такая необычная история сложилась у этого народа.