Имя Серафима. Тихон Сысоев


Обретение мощей святого состоялось летом 1903 года при огромном стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.

Прохор Мошнин - так звали преподобного Серафима до монашества - родился в Курске в благочестивой купеческой семье. Мальчик с детства любил посещать церковные службы, читать Священное Писание и жития святых. Когда он решил поступить в Саровский монастырь, мать благословила сына на монашество медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни.

Девять лет Прохор был послушником, затем принял монашеский постриг с именем Серафим. Еще через несколько лет настоятель монастыря перед смертью благословил ученика на подвиг отшельничества. С тех пор святой стал жить в лесной хижине, в постоянной молитве, перенося многочисленные трудности и искушения.

В 1810 году из-за слабого здоровья преподобный был вынужден вернуться в обитель, где приступил к очередному монашескому подвигу - ушел в затвор. Он никогда не выходил из своей кельи и никого не принимал у себя, в одиночестве молился и читал Священное Писание. В затворе святой провел еще 15 лет.

В ноябре 1825 года преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и велела оставить затвор. С тех пор у святого открылся дар исцеления молитвой, и он начал принимать у себя больных и страждущих. Услышав о чудесном старце, множество людей приходило к нему за утешением и советом.

В 1826 году Серафим основал женскую общину, которая впоследствии стала известна как Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Народное почитание преподобного началось сразу после его смерти, вскоре было составлено его первое житие, на его могиле совершались чудеса и исцеления, а в 1903 году Серафим Саровский был торжественно канонизирован.

Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л.М. Чичагову: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам старца Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленниов оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико.

В 1895 году епископ Тамбовский и Шацкий Александр (Богданов) представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, было окончено в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году под наблюдением епископа Тамбовского и Шацкого Димитрия (Ковальницкого) была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима 19 июля 1903 года - в присутствии Царской семьи, при огромном стечении народа.

«Саровские торжества»

Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. Ранее, 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни совершались заупокойные Всенощные бдения - Парастасы - о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля состоялся масштабный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

В два часа ночи раздался торжественный звон, и после краткого молебна крестный ход начал свое шествие. Шли хоругвеносцы из самых разных мест: сергиевопосадские, муромские, клинские, рязанские, тульские, ростовские, суздальские, владимирские, московские, нижегородские, арзамасские. Каждая группа несла хоругви с изображением местночтимых святых. Дивеевские сестры несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление». За ними следовало многочисленное духовенство. Всю дорогу участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были совершены краткие литии.

Навстречу крестному ходу из Дивеева выступил еще один крестный ход - саровский - во главе с епископом Тамбовским Иннокентием (Беляевым). Когда они встретились, архиерей осенил на четыре стороны народ чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас». Объединенный крестный ход, образовав величественное шествие, при торжественном колокольном звоне направился в Саровскую пустынь.

17/30 июля в обитель прибыл император Николай II со своей семьей. А вечером следующего дня началось Всенощное бдение, имеющее особенное значение, - это первое богослужение, на которой преподобный Серафим стал прославляться в лике святых. При пении литийных стихир из Успенского собора направился крестный ход к церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преподобного Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взяли император, Великие князья, и духовенство. Шествие направилось к Успенскому собору, возле которого были произнесены литийные ектеньи. Затем гроб установили посередине храма.

На следующий день была совершена Божественная литургия. На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании Литургии состоялся праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов.

Мощи преподобного Серафима, вопреки ожиданиям, не были нетленными. Митрополит Антоний (Вадковский) поспешил развеять сомнения верующих, разъяснив, что святость не всегда сопровождается нетлением мощей.

Мощи святого хранились в Саровском монастыре до 20-х годов. Потом они были изъяты и вывезены, после чего их след теряется. Обнаружены в запасниках Музея истории религии Ленинграда (Казанский собор) в 1990 году, после чего были переданы в восстановленный Дивеевский монастырь, где и находятся поныне.

Ежегодно в дни памяти святого здесь собираются тысячи паломников на особое торжественное богослужение с участием патриарха.

Святой православной церкви.

в миру Прохор Исидорович Мошнин

Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках - Машнин) - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории.

Жизнеописание преподобного Серафима Саровского

Родился в городе Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Очень рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старица Досифея благословила и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг - мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в этом монастыре. В 1786 году принял монашество (Малая схима) и имя Серафим, был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонахи.

В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около кельи Серафим развёл огород и устроил пчельник.

Ряд фактов жития Серафима весьма примечателен. На протяжении нескольких лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук. Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклоненной молитвы.

11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.

Преподобный Серафим широко почитается в среде православных верующих и в настоящее время. Неоднократно сообщалось о чудесах и исцелениях у его мощей, а также о явлениях его людям.

Автор статьи: сайт 2016-06-26

Один из наиболее чтимых Русской православной церковью святых, еще при жизни прославившийся чудесами врачевания и исцеления. Его радением была основана Серафимо-Дивеевская женская обитель. Причислен к лику преподобных в начале XX столетия.

Детство и отрочество преподобного Серафима

В семье состоятельного курского купца, крупного заводовладельца и подрядчика по строительству каменных церквей и зданий Исидора Ивановича Мошнина (в некоторых источниках - Машнина) и его жены Агафьи Фотиевны 19 июля 1754 года (по другим данным - 1759 года) родился сын Прохор, впоследствии ставший одним из столпов русского православия - преподобным Серафимом Саровским. Семья жила в Ильинской слободе и благочестивые родители мальчика, бывшие прихожанами Ильинского храма, часто брали его на богослужения, где Прохор с самого раннего детства приобщался к вере и любви к Господу. Незадолго до рождения сына Исидор Иванович взял подряд на строительство храма в честь Казанской иконы Божьей Матери (сейчас Сергиево-Казанский кафедральный собор), но завершить начатое дело не успел, скончавшись в 1960 (1962) году. Отпевали его в Ильинском храме и, согласно некоторым сведениям, у стен храма и похоронили.

Руководство работами по возведению собора взяла на себя вдова купца - Агафья Фотиевна, лично контролировавшая рабочих и следящая за ходом строительства. Однажды, когда Прохор достиг семилетнего возраста, мать взяла его с собой, чтобы осмотреть почти полностью возведенную церковную колокольню. Поднимаясь к самому куполу, она ненадолго отвлеклась и выпустила руку сына. Любопытный Прохор быстро подбежал к перилам и с интересом перегнулся через них. Хватило двух-трех секунд, чтобы произошла трагедия - мальчик сорвался вниз. С сердцем, готовым вскочить из груди, мать бежала вниз, с ужасом представляя на земле окровавленное тело сына. Но то, что произошло внизу, убитая горем женщина иначе как чудом и Провидением Божьим назвать не смогла - ее мальчик, не получивший даже царапины при падении с большой высоты, был абсолютно цел и невредим. Агафья, со слезами радости и облегчения вознеся молитву Всевышнему, поняла - ее сына оберегают Небесные Силы. Обладая хорошей памятью и горя желанием выучиться грамоте, чтобы самому читать Священное Писание и Жития святых, Прохор быстро освоил азы грамоты и с удовольствием и подолгу изучал святые книги, читая их родне и сверстникам.

Спустя несколько лет произошел случай, полностью подтвердивший догадку матери о избранности ее сына Господом. Будучи подростком, Прохор сильно заболел, и доктора были бессильны помочь ему. Именно тогда Прохору во сне явилась Богородица, пообещавшая исцелить его от недуга. Прохор рассказал об этом матери, и когда мимо их дома вскоре проходил Крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы, Агафья вынесла на крыльцо сына, чтобы он приложился к чудотворному образу. После этого Прохор действительно исцелился, а чудесное видение Богородицы бережно хранил в своем сердце. Поэтому, когда в 1776 году он пришел к матери за благословением ступить на путь монашества и отправиться с паломниками в Киево-Печерскую Лавру, женщина не только не была против, но и трепетно благословила сына, подарив ему небольшое медное распятие, которое тот всю жизнь носил у сердца как святыню.

Путь к иночеству

В Киево-Печерской лавре с Прохором долго беседовал старец Досифей (великая подвижница христианства Досифея Киевская, посвятившая себя служению Господу в мужском обличье), благословивший его на иноческий путь и указавший место послушания и принятия пострига - Саровскую пустынь. Возвратившись ненадолго в отчий дом, Прохор навсегда попрощался с родными и отправился в , куда и прибыл 20 ноября 1778 года. Старец Пахомий, тогдашний настоятель Саровской обители, ласково принял парня и назначил его духовником старца Иосифа, под началом которого Прохор проходил послушания - трудился в столярне, хлебной, просфорной, был пономарем, а свободное время полностью посвящал молитвам. По примеру многих иноков, удаляющихся из обители в лес для моления, послушник Прохор испросил для себя такое разрешение у старца Иосифа, и с тех пор после праведных трудов в монастыре уединялся в лесной глуши и творил молитвы Всевышнему.

Спустя два года Господь снова решил испытать Прохора, послав ему тяжелую болезнь - водянку, от которой все тело парня распухло, и он без малого на три года оказался прикованным к кровати. Другие иноки, полюбившие Прохора за мягкий нрав, трудолюбие и незлобивость, ухаживали за ним, ни разу не услышав от него роптания. Опасаясь, что без помощи врачей не обойтись, старец Иосиф хотел пригласить доктора, но Прохор, вверив свою душу и тело Господу, просил не делать этого, лишь причастить его. После причастия ему во сне снова явилась Богородица с апостолами - святым Петром и Иоанном Богословом, указавшая на больного и сказавшая, что он - от рода их и коснувшаяся жезлом бока Прохора, после чего вся лишняя жидкость вылилась из тела парня, и вскоре он снова был здоров. А на месте, где Прохору чудесным образом явилась Пресвятая Богородица, иноки возвели больничную церковь, в которой придел освятили в честь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, престол для которого из кипарисового дерева своими руками сделал Серафим и всегда причащался в этой церкви.

Через восемь лет послушничества, в 1786 году юноша принял иночество с именем Серафим. Спустя год епископом Владимирским и Муромским Виктором (Онисимовым) он был возведен в сан иеродиакона и продолжил еще более ревностно и усердно служить Господу. Покровительство отцу Серафиму часто являл Господь и Небесные Силы Бесплотные, являясь ему во время праздничных богослужений, что снискало иноку еще большую любовь братьев и подвигло на еще большее рвение в служении Отцу Небесному и Пресвятой Матери Божьей. Каждый день после всех трудов уединялся преподобный Серафим в лесу и всю ночь совершал молитвенные бдения.
В 1789 году иеромонах Серафим взял опеку над Казанской общиной (в будущем - Серафимо-Дивеевским женским монастырем), устроенной недалеко от схимонахиней Александрой (Мельгуновой), и всю свою жизнь помогал сестрам духовными советами и материальным обеспечением.

Подвиги преподобного Серафима

В сентябре 1793 года по ходатайству монашеской братии епископ Тамбовский и Пензенский Феофил (Раев) возвел Серафима в сан иеромонаха, а уже в 1794 году после тихой кончины настоятеля о. Пахомия, благословившего преподобного на подвиг пустынножительства, о. Серафим, испросив также благословение у нового настоятеля - о. Исаии (Зубкова), удалился в небольшую лесную келью, отстоящую от обители на пять километров, и стал жительствовать в одиночестве. Одним из подвигов преподобный избрал строгий аскетизм, нося летом и зимой одну и ту же одежду, самостоятельно добывая пропитание, соблюдая все посты и постоянно перечитывая священные книги. Возле кельи о. Серафим раскопал небольшой огородик и завел пчельник. Только в субботу перед всенощным бдением приходил отшельник в Саровскую пустынь, возвращаясь к себе в лесную келью после литургии и причащения Святых Тайн.

Часто, творя молитвы, о. Серафим настолько глубоко погружался в себя, что ничего не видел и не слышал вокруг. В такие минуты нечастые гости затворника - иеродиакон Александр, схимонах Марк Молчальник или иноки, приносившие преподобному хлеб, тихо удалялись, боясь нарушить его молчание.

Известный факт - преподобный Серафим три с половиной года питался только травой снытью, растущей возле кельи и кормил из рук дикого медведя и других лесных зверей, приходящих к его келье. А однажды, когда нечистая сила стала очень допекать и искушать о. Серафима, он взял на себя трудный подвиг столпничества, и тысячу дней и ночей проводил в молитвах на камне, один из которых находился в келье, а другой - возле нее, покидая место молений только на время непродолжительного отдыха и приема пищи.

Вскоре к о. Серафиму стали приходить не только иноки, но и миряне, наслышанные о чудесном лесном затворнике, испрашивая у него совета и благословения. Он принимал всех, но вскоре, тяготясь таким паломничеством и желая жить в полном уединении и безмолвии и испросив на это благословение настоятеля, с помощью молитв преградил путь в свое жилище ветками вековых деревьев, скрывшими его от посторонних глаз.

Однажды с о. Серафимом произошел трагический случай. Трое крестьян, наслышанных о том, что к преподобному часто приходят не только бедняки, но и состоятельные люди, задумали его ограбить. В то время преподобный усердно молился, по обыкновению, не обращая внимание на происходящее вокруг. Разбойники напали на него, но он, будучи в расцвете лет и сил, даже не попытался противостоять им. Один из грабителей проломил о. Серафиму голову обухом топора, и все трое кинулись обыскивать жилище. Не найдя ничего, кроме иконы и небольшого запаса еды, разбойники в ужасе от содеянного разбежались, а преподобный, придя в себя, еле добрался до обители, где потрясенная братия восемь суток ухаживала за ним, удивляясь, что ему удалось выжить после тяжелых ран. Пречистая Дева снова не оставила в беде о. Серафима, придя к нему во сне. После прикосновения Богородицы преподобный Серафим стал поправляться, но еще без малого полгода ему пришлось провести в обители. После этого случая о. Серафим навсегда остался немного сгорбленным и ходил, опираясь на палку или посох, но обидчиков своих, вскоре найденных, простил и просил не наказывать.

Вернувшись в свою лесную келью, в 1807 году преподобный принял обет молчания, избегая встреч и общения с людьми, для чего даже перестал посещать субботние всенощные в обители.

Возвращение в обитель

Через три года отцу Серафиму пришлось вернуться в Саровскую пустынь - здоровье его было подорвано (нападение разбойников не прошло даром), но он сразу уединился в своей келье и никого не принимал целых пятнадцать лет. Лишь в ноябре 1825 года после видения во сне Приснодевы Марии по ее указанию он прервал свое уединение и, взойдя на последнюю ступень высшего монашеского подвига - старчества и обладая даром исцеления и ясновидения, стал принимать иноков и мирян.

Молва о Серафиме, Саровском чудотворце, была настолько громкой, что к нему приходили за советом и благословением не только простые крестьяне и бедняки, но и люди высших сословий и даже сам император . Для всех без исключения посетителей у преподобного было одно приветствие: «Христос воскресе», и называл он всех одинаково: «Радость моя». Врачуя раны душевные и хвори телесные, о. Серафим всегда был приветлив и весел, для каждого находил доброе слово и напутствие. Самым большим грехом преподобный считал уныние и советовал всем занимать свои руки богоугодными делами, а помыслы - страстными молитвами.

Кончина старца Серафима

В 1831 году на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Божья Матерь с апостолами и 12 девами снова приходила к старцу Серафиму во сне и после долгой беседы пообещала вскоре забрать его в Царство Небесное. После этой встречи преподобный стал много говорить о скорой кончине и сам указал место погребения - у алтаря с юго-восточной стороны собора Успения Пресвятой Богородицы. В сенях кельи по его просьбе иноки установили гроб, и он подолгу стоял возле него, вознося молитвы Всевышнему и готовясь предстать пред его судом.

В последний раз старец Серафим пришел в больничный Зосимо-Савватиевский храм 1 января 1833 года, где после богослужения и причащения простился с братией и благословил ее. Ранним утром 2 января 1833 года один инок, проходя мимо кельи старца Серафима, почувствовал запах горелой бумаги, исходивший из нее. После того, как монахи открыли келью, они увидели удивительную картину - все книги и вещи Серафима уже тлели, душа его отлетела к Господу, а тело находилось в коленопреклоненном состоянии с молитвенно сложенными руками.

Канонизация преподобного Серафима Саровского

Целых семьдесят лет после преставления старца Серафима к месту его погребения стекались люди, веруя, что он может облегчить страдания и наставить на пусть истинный. Задолго до официальной канонизации в храмах устраивались престолы в его честь, составлялись тропари и жизнеописания. А после того, как в семье императора , имевшей уже четырех дочерей и мечтавшей о наследнике, после молитв Серафиму Саровскому родился долгожданный сын, царская чета уверовала в святость старца, в кабинете Николая II появился большой портрет старца Серафима, а русский народ в январе 1903 года с ликованием воспринял решение Святейшего Синода о его канонизации.

В день рождения преподобного, 19 июля 1903 года в присутствии императорской четы, высшего духовенства, знати и простых людей состоялись пышные Саровские торжества по случаю открытия святых и многолечебных мощей Серафима Саровского. На торжествах побывали более 150 тысяч человек.

Обретение святых мощей

В декабре 1920 года по решению специальной комиссии новой рабоче-крестьянской власти рака с мощами прп. Серафима Саровского была вскрыта, и в 1922 году перевезена в московский , преобразованный большевиками в музей религиозного искусства.

В связи с бурными и трагическими событиями в истории в течении следующих семидесяти лет мощи Серафима Саровского затерялись, поэтому были обретены только осенью 1990 года. Во время работ в (тогда - музее истории религии) в одном из заказников были обнаружены не проходящие по предыдущим описям мощи. В декабре 1990 года мощи были освидетельствованы и сравнены с актом вскрытия мощей Серафима Саровского в 1920 году, что подтвердило гипотезу о принадлежности мощей старцу Серафиму.

В первых числах февраля 1991 года святые мощи перевезли в и крестным ходом пронесли в . В конце июля 1991 года с крестным ходом святые мощи Саровского чудотворца отправились в место упокоения, указанное самим преподобным - Дивеевскую пустынь, где их встречало большое количество верующих.

Интересные факты

  • В Курской Коренной Рождество-Богородичной пустыни и установлены и освящены памятники преподобному отцу Серафиму.
  • Его именем названа улица в пригороде сербской столицы Белграда - Батайнице.
  • С 2007 года прп. Серафим Саровский объявлен покровителем физиков-ядерщиков, а белгородские студенты, согласно проведенному в 2009-2010 годах опросу в рамках работы «О студенческих поверьях и обрядах» считают его своим небесным заступником.

Своей праведной подвижнической жизнью и посмертными чудесами прп. Серафим, Саровский чудотворец, стал для всего православного мира наряду с преподобным негасимым светочем христианства, и в наши дни незримо оберегающим людей от зла и дарующим надежду на спасение и вечную жизнь.


Имеет отношение к населенным пунктам:

С ноября 1778 г. и до самой смерти в 1833 г. пребывал в Саровской пустыни и находящейся поблизости лесной келье, в 1786 г. принял иночество с именем Серафим. Иеромонах Саровского монастыря (с 1793 г.).

Силён тот народ, который имеет своих небесных покровителей. На них вся надежда и упование. Таким российским заступником у престола Божия является святой Серафим Саровский. Биография, фото обители, в которой он подвизался, а также его житие известны в нашей стране всем верующим людям. Его почитают и любят. Трудно найти в России храм, где бы не было его образа. О нём наш рассказ.

Детство будущего подвижника

Святой преподобный Серафим Соровский, биография которого являет собой пример беззаветного служения Богу, родился в 1754 году в Курске. Его родители вели строгую и благочестивую жизнь, воспитывая своего сына Прохора (именно так звали от рождения будущего святого) в духе заповедей Божьих. Его отец, Исидор Мошнин, занимался выполнением строительных подрядов. Когда мальчик был ещё в раннем возрасте, отец умер, не успев закончить строительство храма в Курске. Его дело продолжила Агафия, овдовевшая мать Прохора.

С этого времени уже был отмечен Господом будущий святой Серафим Саровский. Биография его повествует об удивительном случае, происшедшем в эти годы. Однажды мать взяла его с собой на колокольню строящегося храма. Мальчик оступился и упал с большой высоты, однако волею Божьей остался цел и невредим.

Всех поражали в будущем подвижнике необыкновенная память и усердие в учёбе. С ранних лет он выучился грамоте, мог свободно читать Библию и жития святых. Но ещё большее удивление вызывала любовь мальчика к церковным службам. Он предпочитал их играм и забавам, столь свойственным детям в его возрасте.

Первое явление Прохору Царицы Небесной

Вскоре было явлено новое чудо, предвещающее, что из тихого и набожного отрока взрастёт будущий светильник церкви Серафим Саровский. Биография его упоминает такой случай. Мальчик заболел и был в крайне тяжёлом состоянии. Все боялись, что он умрёт. Но однажды в сонном видении явилась ему Царица Небесная и сказала, что вскоре посетит и исцелит его. И правда, через несколько дней проходил возле их дома крестный ход с иконой Знамение Пресвятой Богородицы. Мать вынесла Прохора из дома, и он приложился к иконе. Свершилось чудо, и он выздоровел.

Решение посвятить себя служению Богу

Когда он подрос, то объявил матери о своём заветном желании посвятить жизнь служению Богу и вступить на путь иночества. Агафия благословила сына, и он вместе со своими товарищами совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру.

Один из старцев лавры схимонах Досифей, наделённый даром прозорливости, повелел Прохору идти в Саровскую пустынь и там спасать свою душу. Так рождался будущий святой старец Серафим Саровский. Биография его являет собой путь непрестанных трудов на пути духовного возрастания. По пути из Киева он лишь на короткое время остановился в доме матери, простился с ней и отправился дальше в Саров. В ноябре 1778 года будущий подвижник впервые вошёл в ворота монастыря.

В Саровской обители

Настоятелем обители в те годы был уважаемый всеми старец отец Пахомий. С первых дней он с теплотой и любовью отнёсся к молодому послушнику и поручил попечение о нём мудрому старцу Иосифу. Он руководил послушником в самом начале его пути. Главное, что он вложил в сознание юноши, - это полное отвержение праздности и скуки, которые являются злейшими врагами молодых, «новоначальных» иноков. От них возникают греховные помыслы и желания. Старец Иосиф научил Прохора максимально заполнять время молитвами и трудом.

Уже в этот период отмечалось в нём стремление к уединённой молитве. С этой целью уходил молодой послушник в лесную чащу и там наедине беседовал с Богом. К этому периоду относится второе явление ему Пресвятой Богородицы, о котором упоминает, ввиду важности события, даже краткая биография. Серафим Саровский на протяжении земной своей жизни подобных явлений имел несколько.

Явление Богородицы и исцеление от водянки

На третьем году пребывания в монастыре он тяжело заболел водянкой, но отказался от помощи врачей, уповая лишь на Царицу Небесную. И она его не оставила, явившись во сне вместе с апостолами Петром и Иоанном. Богородица коснулась тела Прохора, и вода, причинявшая ему страдания, изверглась наружу. Наступило полное исцеление. Здесь же Матерь Божья засвидетельствовала перед святыми апостолами принадлежность Прохора Царствию Божию. Впоследствии на месте явления Богородицы была сооружена больничная церковь.

Принятие иноческого пострига

Прошло восемь лет, и настала пора принять иноческий постриг. Отныне умер для мира Прохор Машнин и родился молодой монах, будущий преподобный Серафим Саровский, житие и поучения которого станут настольной книгой многих благочестивых людей. Имя Серафим, данное при вступлении в монашество, как нельзя лучше передаёт пламенность его веры.

Через год он был рукоположен в сан иеродиакона. Ежедневные службы в храме сопровождались непрестанными молитвами в остальное время. Господь сподобил своего верного раба узреть благодатные видения. Неоднократно пред ним представали ангелы Божии, и однажды во время службы было видение самого Иисуса Христа, грядущего на облаках. Такого мог удостоиться только самый ревностный служитель Божий. Это придало сил для новых трудов и монашеских подвигов. Оставляя себе лишь самое малое время для сна, он днём служил в монастыре, а ночью для молитв и бдения уходил в дальнюю лесную келью.

Жизнь в лесной келье

В возрасте 39 лет на новую ступень служения святой церкви поднялся Серафим Саровский. Биография сообщает о том, что, будучи рукоположен в сан иеромонаха, он испросил благословения у настоятеля монастыря на подвиг пустынножительства. С того времени преподобный поселился в одинокой лесной келье, всего себя посвятив молитве и духовному созерцанию. В стенах обители он появлялся один раз в неделю для причащения Святых Даров.

Существует Устав древних пустынных жителей. Необычайно строги и полны аскетизма его требования. Именно ими и руководствовался подвижник. Кроме непрестанной молитвы, он заполнял время чтением трудов святых отцов церкви, и, разумеется, Нового Завета, который знал почти наизусть. Вблизи кельи он развёл огород, где выращивал самое необходимое для пропитания. Пищу принимал один раз в день, а по средам и пятницам и вовсе воздерживался от еды. Изредка ему приносили хлеб из монастыря. Живя так, преподобный вошёл в полное единение с природой. К нему даже стал наведываться медведь, и, угощая его, делился с ним последним куском хлеба преподобный Серафим Саровский. Биография для детей, иллюстрированная сценами из жизни святого, обязательно показывает этот эпизод кормления косолапого гостя.

Удаление от людей и 1000 дней и ночей на камне

Постепенно слава о новом отшельнике стала распространяться среди жителей окрестных деревень, к преподобному стали приходить за духовными наставлениями люди. Это очень отвлекало его от внутренней сосредоточенной молитвы, и со временем по его просьбе братия монастыря сучьями и брёвнами преградила путь к его келье. Теперь только птицы небесные да звери навещали его. Настала пора абсолютного безмолвия.

Во все времена монахи, вставшие на путь аскетических подвигов, подвергались озлобленным нападкам со стороны врага рода человеческого, и преподобный не стал исключением. Об этом важном эпизоде рассказывает даже его краткая биография. Серафим Саровский пережил тяжелейшую «внутреннюю брань». Враг мучил его пагубными искушениями, и для борьбы с ними он взял на себя подвиг столпничества. С этих пор каждую ночь святой проводил, стоя в чаще леса на огромном камне и непрестанно читая Иисусову молитву, воздев руки к небу. Днём он возвращался в келью и продолжал молитвенный подвиг, стоя на камне меньшего размера, специально принесённом из леса, и прерывал труды только для короткого отдыха и подкрепления сил. Продолжался подвиг 1000 дней и ночей.

Нападение разбойников

Не сумев сломить дух подвижника, враг попытался лишить его жизни, указав путь к келье разбойникам. Те, угрожая смертью, потребовали денег, но исполненный смирения отшельник не оказал им сопротивления, хотя был вооружён топором. Обыскав жилище и ничего не найдя, злодеи жестоко его избили, и, оставив одного умирать, ушли. Господь сохранил жизнь своему верному рабу и помог добраться до монастыря. Здесь снова явилась ему Божья Матерь и, вновь коснувшись его, даровала исцеление. Преподобный выздоровел, но до конца земной жизни ходил согбенным. Вернувшись в лесную келью, он возобновил подвиг молчания. Наградой за это был мир в душе и «радость о Святом Духе». Через некоторое время он вернулся в обитель.

Подвиг старчества

Скоро на новый этап духовного возрастания сподобился вступить Серафим Саровский. Биография, краткое содержание которой передаёт лишь малую часть подвигов святого, являет всем пример высочайшего аскетизма и самоотвержения. Господу было угодно поставить его на служение в высшем монашеском подвиге ─ старчестве. Отныне двери его кельи были открыты для всех, кто жаждал духовного окормленья.

Монахи обители построили для него келью вблизи родника, называвшегося Богословским. Каждый раз, покидая её, старец нёс на плечах котомку с камнями. Таким способом преподобный изнурял плоть, изгоняя пагубные страсти. Главным его занятием стали беседы с паломниками. Со всех концов стекались к нему немощные души, требующие наставления, утешения и помощи. И для всех находил нужные слова святой старец.

Среди его почитателей был человек, получивший по молитвам старца исцеление от болезни. Звали его Николай Александрович Мотовилов. Он долгое время находился рядом с отцом Серафимом, беседовал с ним и записывал его поучения. Кроме того, слушая рассказы старца о жизни, Мотовилов составил целое сочинение, которое можно было бы озаглавить «Святой Серафим Саровский. Биография».

Дивеево

Постоянно занятый приёмом всех нуждающихся в нём, отец Серафим уделял время для забот о находившемся поблизости Дивеевском женском монастыре. Неоценим его вклад в благополучие жизни сестёр обители и их духовное возрастание. Оказывая им личную помощь, преподобный убеждал в необходимости покровительства монастырю и влиятельных лиц из числа паломников. Незадолго до своей кончины преподобный удостоился ещё одного явления ему Пресвятой Богородицы. Она сообщила святому о скором конце его земной жизни и поручила ему сестёр Дивеевского монастыря.

Преставление и канонизация святого

Силы стали покидать святого старца. Всё реже он покидал свою келью. В сенях у него был поставлен гроб, заранее приготовленный для дня кончины. 1 января 1833 года, в последний раз отслужив литургию и причастившись Святых Тайн, отец Серафим затворился в своей келье. На следующий день было найдено его безжизненное тело, склонённое в молитвенной позе перед образами.

На протяжении семидесяти лет, прошедших со дня его кончины, на могиле старца свершались чудесные исцеления по обращённым к нему молитвам. В 1903 году Серафим Саровский был канонизирован и причислен к лику святых. Торжественная церемония происходила в присутствии царской семьи, представителей Синода и большого стечения верующих. С этого дня среди небесных покровителей нашего Отечества появился и святой преподобный Серафим Саровский.

«Батюшка Серафимушка», - с любовью называют его и в Дивееве, и в Сарове, и по всей бескрайней России. Во всех православных семьях известен детям добрый старец Серафим Саровский. Биография, краткое содержание для детей основных её эпизодов и иллюстрации к ним любимы многими мальчишками и девчонками с ранних лет.

Наставления святого

Бесценным сокровищем являются дошедшие до нас поучения и духовные наставления святого подвижника. Главной мыслью в них является задача «стяжания Духа Святого». Преподобный не только указывает в этом цель жизни человеческой, но и помогает найти путь её достижения. Одним из важнейших моментов на этом пути является непрестанное призывание Господа, пришествием Своим в души людей способного изгнать из них холод, вселяемый Дьяволом, и вдохнуть тепло любви не только к нему, но и к ближним. Таким теплом щедро делился с людьми святой преподобный Серафим Саровский. Биография, дни памяти и его поучения хранятся в памяти многих поколений верующих.

2. Преподобный Серафим принадлежал к фамилии Мошниных и родился в богатом купеческом семействе (родители - Исидор и Агафья). Будучи ещё мальчиком, он обучался торговому ремеслу, хотя его сердце к тому не прилежало. Примечательно, что в своих беседах о духовной жизни со своим служкой Мотовиловым, преподобный Серафим приводит в пример из торгового дела: «когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товарами, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской …то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого.»

3. До принятия монашества прп. Серафим как минимум дважды находился на грани жизни и смерти: первый раз в 7-ми летнем возрасте, когда упал со строящейся колокольни, но чудесным образом уцелел и был найден невредимым от падения с огромной высоты; второй раз - в возрасте 10 лет, когда находился при смерти из-за болезни, но был исцелён через чудотворную икону Божией Матери «Знамение», которую проносили крестным ходом через их двор.

4. В 19 лет Прохор по благословению Киево-Печерского старца Досифея прибыл в Саровскую пустынь, а в 27 лет принял иноческий постриг с именем Серафим. В 28 лет посвящён в сан иеродиакона, а в 35 - в сан иеромонаха, в котором пребывал до конца своей земной жизни.

5. Известный подвиг стояния преподобного Серафима 1000 дней и ночей на камне, был совершаем им в подражание преподобному Семиону Столпнику (день памяти - 14 сентября, в первый день церковного года). Камней, на которых он стоял, было два: один находился в его келье - здесь подвижник стоял с утра до вечера, сходя с него только для принятия пищи; а по закате солнца он переходил на камень, находившийся в лесу, и стоял на нем всю ночь до рассвета с воздетыми к небу руками. Примечательно, чтоб об этом подвиге никто не знал, пока преподобный Серафим не открыл этого некоторым из братий.

6. Пресвятая Богородица 12 раз являлась преподобному Серафиму в Дивеево, где ныне находится известная женская обитель. Дивеево называют Четвертым Уделом Божией Матери (после Иверии (территория совр. Грузии), святой горы Афон и Киево-Печерской Лавры), Которая лично обещала всегда быть Игуменией этой обители.

7. Святой Серафим прославлен Российской церковью (так наименовалась Русская Православная Церковь до революции) в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II

8. В сентябре 2007 года на службе, посвященной 60-летию основания ядерного оружейного комплекса России, Московский Патриархат объявил преподобного Серафима «покровителем ядерщиков». Патриарх Кирилл говорил о ядерном оружии как о щите России и делал акцент на то, что «именно в обители Преподобного Серафима наша страна получила то, что мы называли оружием сдерживания». Отсюда в народе бытует мнение о том, что прп. Серафим Саровский является небесным покровителем физиков-ядерщиков.

9. 15 января Православная Церковь отмечает преставление преподобного Серафима Саровского, а 1 августа по - обретение нетленных мощей, которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти.

10. Иконописное изображение Серафима Саровского писалось с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

Таисия Сергеенко

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot