История и современная жизнь. Храм Максима Исповедника (Краснотурьинск)

Церковь Максима Исповедника - православный храм в Москве, в Китай-городе, на улице Варварка.

История

Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима. Он был похоронен в 1434 году на возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба. В 1547 году блаженного Максима канонизировали.

В конце XVII в., после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника, основной её предел был освящен в честь святого Блаженного Максима.

Матвеев О.В. , CC0 1.0

Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 года и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной - матерью Петра I.

Новое здание храма, построенное в 1698–1699 гг.на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 года постройки.

После пожара 1737 года храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика .


Н.А.Найденов , Public Domain

В 1827–1829 гг. вместо прежней звонницы, возвели новую, двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих кверху ярусов с куполом, завершенным шпилем.

Храм бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж в XVII–XVIII вв. служил в качестве места хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол со сомкнутым сводом. Южный придел объединен с трапезной.

Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами - прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII–XVIII вв.

В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII–XIX вв. и две белокаменные закладные доски.

В конце 1920-х гг. регентом в храме был молодой инок Платон - будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965–1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы.

Богослужения возобновились после 1994 года, проводятся по праздникам.

Храм построен в 1698-99 гг., включил в себя часть одноименного храма 1568 г., к-рый был coop. вместо деревянного во имя свв. Бориса и Глеба (вторая пол. XIV в., в 1434 в нём похоронен московский юродивый св. Максим Блаженный, во имя к-рого был устр. престол, и храм получил второе наименование). Главный престол - св. Максима Блаженного, с юга (справа) придел преп. Максима Исповедника (видного деятеля церкви VI-VII вв.). После пожара 1737 г. капитально обновлялся в стиле барокко. В 1827-29 вместо прежней, разобранной звонницы, постр. новую, двухъярусную колокольню (верхний - звонница, нижний - вход в храм) в стиле ампир.

Бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж (высокий подклет) в XVII-XVIII вв. служил местом хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол со сомкнутым сводом. Юж. придел объединен с трапезной. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII-XIX вв. и две белокаменные закладные доски. Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами - прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII-XVIII вв. Колокольня состоит из двух убывающих кверху ярусов с куполом, завершенным шпилем.

В конце 1920-х годов регентом храма был монах Платон (Извеков, в 1971-90 гг. - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен).

В 1930-х гг. закрыт. Подвергся разорению. Был обезглавлен. В 1965-69 гг. реставрировался. С 1970 - в ведении Всероссийского общества охраны природы.

В 1991 году возвращен верующим. Богослужения возобновились после 1994 г.

Храм Максима Блаженного (Максима Исповедника) на Варварке в Москве - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Москве (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Соборы №3473 – Максима Исповедника (Максима Блаженного) на Варварке, церковь

Храмы России №926 – Церковь Максима Блаженного на Варварке (Церковь Максима Исповедника на Варварке, 2-я пол. XIV в.)

Придел Максима Блаженного устроен при существовавшей деревянной Борисоглебской церкви после 1434 г. Новый каменный храм постройки 1568 г. - во имя Максима Исповедника. Современная церковь возведена в 1698-99 гг. Главный престол Максима Блаженного, придел Максима Исповедника. Колокольня 1827-29 гг. Закрыта не ранее 1929 г. Богослужения возобновлены после 1994 г., проводятся по праздникам.

На Яндекс.Фотках

Церковь. Действует.
Престолы:Максима Блаженного, Максима Исповедника
Архитектурный стиль:Московский
Год постройки:Между 1698 и 1699.
Cайт:
Адрес:Москва, ул. Варварка, 4
Координаты:55.75251, 37.62737
Проезд:м. "Китай-город"
Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима. Он был похоронен в 1434 году на Варварке возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба. В 1547 году блаженного Максима канонизировали. В конце XVII в., после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника, основной её предел был освящен в честь Святого Блаженного Максима. Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 года и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной - матерью Петра I.
Новое здание храма, построенное в 1698-1699 гг.на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 года постройки. После пожара 1737 года храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города. В 1827-1829 гг. вместо прежней звонницы, возвели новую, двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих кверху ярусов с куполом, завершенным шпилем.Колокольня еще в 1757 году по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т.к. дала значительный крен и была близка к падению. В 19 веке колокольня была выстроена вновь.
Храм бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж в XVII-XVIII вв. служил в качестве места хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол со сомкнутым сводом. Южный придел объединен с трапезной. Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами - прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII-XVIII вв.
В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII-XIX вв. и две белокаменные закладные доски.
«На Варварском крестце, на Варваре горе, на Варьской, потом Варварской улице – церковь святой великомученицы Варвары, каменная…»
Одно из старинных названий улицы – Всесвятская – по имени церкви Всех Святых на Кулишках, построенной по преданию Дмитрием Донским в 1380 году, в память воинов, погибших на Куликовом поле. Иногда улица называлась Варьскою, Варварским мостом, Большой Мостовой улицей. В далекие времена здесь знахари и лекари продавали лечебные травы и коренья, сюда приходили «заговорить» зубную боль… Верующие же шли на Варварку поклониться образу святой великомученицы Варвары.
Единственная дочь богатого и знатного жителя финикийского города Илиополя – Диоскора – Варвара была известна своей красотой и благочестивой жизнью.
Отказавшись от выгодных брачных предложений, отвергнув мирскую суету, она вняла голосу души и приняла святое Крещение. Диоскор, - «родом и зловерием – эллин», был разгневан поступком дочери, но и поражен ее твердой верой во Христа.
Самые жестокие пытки не поколебали стойкости христианки. Едва живая, она была брошена в темницу. Ночью, во время молитвы, озарил ее великий свет, сам Христос явился ей, исцелил от страшных ран и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою».
Утром Варвару вновь подвергли мучениям и издевательствам, а затем она была осуждена на смерть. Варвару казнил мечом ее собственный отец…
Источник (с сокращениями)

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Христианский храм

Церковь Максима Исповедника


Церковь Максима Исповедника, 2009 год, фото Матвеев О.В.
Страна Россия
Местоположение Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Дата основания 2-я половина XIV века
Строительство - годы
Статус Действующий

Церковь Максима Исповедника (Максима Блаженного) - православный храм в Москве , в Китай-городе , на улице Варварке .

История

Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима . Он был похоронен в 1434 году на Варварке возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба . В 1547 году блаженного Максима канонизировали. В конце XVII в., после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника , основной её придел был освящен в честь Святого Блаженного Максима.

Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 года и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной - матерью Петра I .

Новое здание храма, построенное в 1698-1699 гг.на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 года постройки.

В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965-1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы.

Богослужения возобновились после 1994 года , проводятся по праздникам.

Фотографии

    VarvarkaStreet.jpg

    Улица Варварка, современный вид. На переднем плане Храм Максима Исповедника

    Zerkov Maxima Ispovednika2.jpg

    Храм Максима Исповедника в Москве на Варварке, 1882 год

    Moscow 09-13 img12 Varvarka.jpg

    Купол храма Максима Исповедника (в середине)

Напишите отзыв о статье "Церковь Максима Исповедника (Москва)"

Примечания

Литература

Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 28

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Церковь Максима Исповедника (Москва)

И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.

Известно, что во второй половине ХIV века на этом месте стояла деревянная церковь святых Бориса и Глеба. После 1434 года по смерти знаменитого московского юридивого Максима Блаженного здесь был устроен придел во имя его небесного покровителя - святого Максима Исповедника. Главный храм все еще стоял деревянный, но в XVI веке был отстроен в камне чуть севернее старой Борисоглебской церкви.

Поэтому поводу существует несколько версий ученых. Первая гласит, что устроение придела повлекло за собой постройку каменного храма, и что это произошло в начале XVI века, когда сурожский купец-гость Василий Бобр с братией, имевший здесь двор, пожертвовали на него средства. Тогда же эти купцы внесли крупную сумму на возведение соседнего каменного храма святой Варвары. Согласно второй версии, каменная церковь Максима Исповедника появилась после 1547 года, то есть после обретения мощей Максима Блаженного. Сторонники третьей версии утверждают, что деревянная церковь Бориса и Глеба сгорела лишь в 1568 году, и тогда была выстроена новая, каменная, освященная во имя Максима Исповедника, «что на Варварском крестце». Так или иначе, достоверно известно, что в 1568 году стоял уже каменный храм с главным престолом во имя Максима Исповедника и с приделом Бориса и Глеба. Так он простоял более столетия, пока в его судьбе не приняла участие царица Наталья Кирилловна Нарышкина. Традиционно считается, что каменная церковь сгорела в 1676 году и Наталия Кирилловна приказала ее обновить на свой кошт в память почившего в январе того же года царя Алексея Михайловича. Известный москвовед Сергей Романюк указывает, что обновление храма состоялось раньше, а именно в 1672 году, на следующий год после свадьбы Тишайшего государя с Нарышкиной.

Однако последняя точка в истории его сооружения была поставлена в самом конце XVII века после смерти Наталии Кирилловны. В 1698 году два богатых купца-гостя Максим Шаровников из Костромы и Максим Верховитинов из Москвы в честь своих небесных покровителей построили на Варварке новую, сохранившуюся до наших дней, каменную церковь с главным престолом во имя святого Максима Блаженного и с южным приделом во имя святого Максима Исповедника - от того у храма два названия. Главное, когда разбирали старую церковь, были вновь обретены мощи блаженного Максима, почивавшие под спудом. На время строительства их положили в другом храме, а потом перенесли обратно и с благоговением поместили в серебряную раку под балдахином.

Существует версия, что храмоздатели подражали купцам Филатьевым и их храму Никола Большой Крест. В новом храме тоже был устроен огромный подклет - примечательность китай-городских торговых храмов - для хранения товаров и имущества простых москвичей, в первую очередь прихожан, на случай пожара или войны.

В 1737 году в печально знаменитом Троицком пожаре, погубившем половину центральной Москвы и кремлевский Царь-колокол, сгорел и храм Максима Блаженного. Его восстановили в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города. Зато в 1812 году и храм, и его приход героически выстояли. Одним из немногих он действовал даже в самые грозные осенние дни, когда армия Наполеона бесчинствовала в Москве. Священник Игнатий Иванов не оставил свой храм и прихожан, продолжая совершать богослужения, за что после победы по ходатайству генерал-губернатора Москвы графа Ф.Ф. Ростопчина был награжден наперсным крестом. Тот факт, что в храме совершались богослужения, свидетельствует, что он не сильно пострадал - в оскверненных или полуразрушенных церквях проводить службу было невозможно. В 1827 году у храма появилась новая ампирная колокольня со шпилем - то ли петербургским, то ли московским.

После революции храм Максима Блаженного не только долго не закрывался, но и сумел вписать еще одну страницу в свою историю. В конце 1920-х годов регентом в этом храме был молодой инок Платон (Извеков) - будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Однажды на всенощной в канун престольного праздника 1926 года в этом храме его увидел художник Павел Корин и сделал с него портретный набросок для своей картины-эпопеи «Русь уходящая». В 1930-х годах храм был закрыт, обезглавлен и разорен. По плану сталинской реконструкции он подлежал сносу, как и все дома, стоящие на правой южной стороне улицы. И только смерть Сталина остановила этот грандиозный план. Внутри разместилось заводоуправление «Мосремчас», гарантийный ремонт часов.

Реставрация храма Максима Блаженного началась в 1965 году. Под руководством архитектора С.С. Подъяпольского восстановили главы, увенчали их позолоченными крестами, отремонтировали здание и отдали его в ведение Всероссийского общества охраны природы для проведения выставок. Выставочный зал находился в нем до тех недавних пор, пока храм решением Моссовета от 1991 года не отдали верующим. Богослужения в нем начались только после 1994 года. Храм, входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

По материалам сайта http://www.pravoslavie.ru



Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима. Он был похоронен в 1434 г. на Варварке возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба. В 1547 г. блаженного Максима канонизировали. В конце XVII в. после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника, основной её придел был освящен в честь святого Блаженного Максима. Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 г. и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной — матерью Петра I.

Новое здание храма, построенное в 1698-1699 гг. на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 г. постройки. После пожара 1737 г. храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города. В 1827-1829 гг. вместо прежней звонницы, возвели новую, двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих кверху ярусов с куполом, завершенным шпилем. Колокольня еще в 1757 г. по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т.к. дала значительный крен и была близка к падению. В 19 в. колокольня была выстроена вновь.

Храм бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж в XVII-XVIII вв. служил в качестве места хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол со сомкнутым сводом. Южный придел объединен с трапезной. Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами — прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII-XVIII вв.

В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII-XIX вв. и две белокаменные закладные доски. «На Варварском крестце, на Варваре горе, на Варьской, потом Варварской улице - церковь святой великомученицы Варвары, каменная…»

Одно из старинных названий улицы - Всесвятская - по имени церкви Всех Святых на Кулишках, построенной по преданию Дмитрием Донским в 1380 г., в память воинов, погибших на Куликовом поле. Иногда улица называлась Варьскою, Варварским мостом, Большой Мостовой улицей. В далекие времена здесь знахари и лекари продавали лечебные травы и коренья, сюда приходили «заговорить» зубную боль… Верующие же шли на Варварку поклониться образу святой великомученицы Варвары.

http://forum.optina.ru/blog/



Церковь Максима Блаженного на Варварке с приделом Максима Исповедника стенами, кроме что на приделе стропила обгорели, иконостасами и святыми иконами цела, утварь некоторая ограблена, а некоторая цела. В ней придельная освящена и производится богослужение. Приходских дворов 5, обгорели.

Священник Игнатий Иванов, у него собственный каменный дом обгорел; дьячок Федор Афанасьев и пономарь Иван Михайлов собственных домов не имели, а жили и живут под церковью в палатках.

Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot