О епитимье. О Таинстве покаяния - Что такое епитимия

Каждому православному человеку хорошо известно, что значит епитимья. Что это такое, не знают, пожалуй, те, кто редко обращаются к Господу и не привыкли отмаливать свои грехи. Мы с вами сегодня ознакомимся с этим сакральным термином и узнаем его значение.

Определение тому, что такое епитимья, найти сегодня совсем несложно.

Это вид церковного наказания, который заключается в приписании мирянам выполнения какого-либо действия в течение определенного времени в качестве «платы» за совершенные прегрешения.

Наложить на человека епитимию может исключительно духовник, а не любой первый встречный батюшка.

Также отметим, что преимущественно во всех случаях только тот служитель Господа, который выбрал конкретную меру «наказания» для мирянина, может ее снять.

О том, что это такое епитимья, часто говорят современные священники, и они определяют этот термин даже не как наказание, а как путь искупления своей вины перед Господом и путь исцеления души. В зависимости от степени тяжести проступков человека будет наложена та или иная епитимия, которой ему придется придерживаться указанное священником время.

Обратите внимание! Как правило, после исповеди о тяжких грехах духовники накладывают епитимью. Она может длиться несколько месяцев, год или три года (последний срок максимальный).
В этот период необходимо строго придерживаться всех распоряжений духовника, более того, до окончания срока ее действия исповедаться не получится. В индивидуальных случаях священник может облегчить епитимию.

Епитимья в разные времена

О том, что такое епитимья в православии, знали духовники как сотни лет назад, так и сейчас, но их трактовки немного отличаются друг от друга.

В былые времена под данным словом действительно понималось наказание, причем нередко оно могло быть очень жестким и даже непосильным для мирянина.

Все дело было в том, что люди прошлого были больше обращены к Господу и со вниманием относились к своим словам, действиям и к последствиям, которые те могли иметь.

Что касается современности, понять, что это такое епитимья, становится сложнее. Все зависит от тяжести проступка, совершенного мирянином. Если он небольшой или же был осуществлен не нарочно, случайно или в состоянии аффекта, «взыскание» будет совсем небольшим.

Более того, если духовник увидит, что человек истинно раскаивается и сожалеет о содеянном, епитимья будет крайне короткой и простой.

Совсем иное дело – епитимия за грехи, совершенные в порядке рецидива.

Тут важно, чтобы мирянин понял, что раз за разом он творит зло.

Поэтому наказание ему будет определено с той надеждой, что в скором будущем он поймет, что был не прав.

Но как в первом, так и во втором случае, современное определение данному термину не имеет былого «жестокого» и строгого подтекста.

В чем заключается епитимья?

Конечно же, наказание будет определяться в зависимости от особенностей содеянного. Узнать, что нагрешил, можно исходя из Десяти Заповедей, в которых четко все прописано.

Давайте перечислим возможные меры исправления, а точнее сказать – духовного исцеления, которые могут приписать при содеянном грехе того или иного рода:

  • Произношение молитвенных текстов на протяжении долгого отрезка времени (как правило, читать весьма длинную молитву придется ежедневно).
  • Выдерживание весьма длительного поста (чаще всего придется отказаться от мяса).
  • Оказание милостыни, причем именно тем людям, которые истинно в ней нуждаются.
  • Обязательное совершение поклонов в период богослужения.
  • Длительное воздержание (даже при наличии законного брака).

Тип и срок наказания будет зависеть от того, за что, собственно, оно определяется. При небольших прегрешениях людей чаще всего обязуют выполнять один из обетов в течение 40 дней.

Если же злодеяния крайне тяжелые, духовник может назначить и весьма длительный исправительный срок с обязательными явками в храм.

В каких случаях мирян обрекают на епитимию?

Пришло время узнать, за что же накладывают епитимью и чего стоит опасаться, живя своей жизнью. Грешны многие, но о прощении просят единицы. Если вы обратились к Господу и решили исповедаться, будьте готовы к тому, что придется пройти ряд «исправительных работ», прежде чем вы продолжите свой мирской путь.

Детоубийство

В большинстве случаев под этим страшным словом подразумевается епитимья за всех абортированных детей. Нет единой меры наказания за совершение столь греховного поступка, так как миряне – люди, которые живут не только в рамках православных канонов, но и в светском обществе, которое также накладывает значимый отпечаток на их деяния.

Однозначно у женщины, которая хоты бы однажды избавилась от своего неродившегося ребенка, начнутся не только проблемы со здоровьем, но и с психикой, мироощущением, а также с делами, которые, казалось бы, не имеют отношения к данному вопросу.

Наказание за абортированных детей накладывается исходя из их количества, а также из тяжести обстоятельств, в которых данный проступок был совершен.

Ведь во внимание стоит принимать не только сам грех, но законы социума. Ведь нередко бывает так, что женщину вынуждают сделать аборт обстоятельства (отсутствие денег) или же ее мужчина.

Прелюбодеяние

Этот грех особенен тем, что совершить его могут только те люди, которые находятся в законном браке.

Соглашаясь прожить со своим супругом или супругой всю жизнь, человек также обязуется быть верным.

Нарушение данного обещания приравнивается к весьма тяжкому согрешению.

Епитимья за прелюбодеяние будет назначаться исходя из количества измен, а также основываясь на мотивах предательства.

Если это была ошибка, совершенная единожды, мера искупления греха будет простой и краткой. А вот епитимья за прелюбодеяние, совершенное по причине блуда, станет основной для назначения весьма жесткого и долгого наказания.

Блуд

Отличается от предыдущего проступка тем, что совершить его могут абсолютно все. Более того, под данным словом подразумеваются различные сексуальные утехи, которые не укладываются в рамки супружеского долга.

В качестве блуда можно представить такие явления, как:

  • гомосексуализм,
  • нарушение супружеской верности,
  • разврат.

Исходя из индивидуального случая, духовник назначит наказание. Как правило, за подобные грехи срок наказания недолог, но само причастие потребует от виновного немало усилий.

Более того, отметим, что при грехе блуда епитимья может назначаться не единожды.

Если человек набожный, но имеет обыкновение возвращаться к своему греху, ему придется постоянно искупать его, проводя дни и ночи в молитвах.

Злоупотребление спиртным

Для России эта проблема стоит наиболее остро. За пьянство наказание накладывается в соответствии с частотой употребления алкогольных напитков, а также тяжести грехов, которые совершаются под их влиянием.

В Ветхом Завете прописаны нормы, которые позволяют людям пить вино, не пьянея от него. Превышение указанной дозы ведет к совершению греха, за который придется долго расплачиваться.

Обратите внимание! Пьянство, как и любой иной грех, осуждается лишь вашим личным духовным наставником. Он, зная особенности вашей жизни, характера и личности в целом, сможет дать то или иной наказание, которое поможет не только временно избавиться от душевного недуга, но и полностью побороть его.
Именно этот человек впоследствии снимет епитимью и наставит на путь истинный, чтобы в дальнейшем мирянин жил в полной гармонии со своим внутренним миром.

Епитимья сегодня

Духовники современного мира вправе назначать особо тяжким грешникам куда более жестокие и тяжелые епитимьи, нежели те, которые были описаны выше. Если мирянин раз за разом совершает весьма тяжкий грех, который даже приравнивается к нарушению закона страны, в которой он проживает, его наказание будет не менее легким.

Однако все зависит от особенностей человека, который приходит на исповедь, а также от его жизненного окружения. Его личный духовник, который определяет меру душевного исцеления, должен не просто выдвинуть ультиматум, а разумно и мудро предоставит возможность искупить грех и стать лучше пред своими глазами и пред глазами Бога.

Полезное видео

Подведем итоги

Придерживаться епитимьи – обязанность каждого, на кого она наложена. После окончания срока наказания стоит жить по новым правилам, которые позволят не совершать былых грехов снова и снова. Епитимья – то, что позволяет людям очистить свои души и стать лучше, добрее, светлее и ближе к Господу.

Епитимия – способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником. Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.

Св. Василий Великий говорит, что цель епитимии состоит в том, чтобы согрешивших «извлечь из сети лукавого» (Василия Великого Правило 85) и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять» (Василия Великого Правило 29).

Срок епитимий, по его взгляду, не есть что-либо важное само по себе, а всецело определяется духовной пользой кающегося. Епитимия должна простираться только до тех пор, пока она нужна для душевной пользы согрешившего человека, врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния (Правило 2).

Св. Григорий Нисский говорит: «Как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть едина – возвращенье здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ врачевания; так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание».

Время покаянной епитимии само по себе и для св. Григория Нисского не имеет определенного значения. «Во всяком роде преступления прежде всего смотреть должно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию почитать достаточным не время (ибо какое врачевание может быть от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием » (Григория Нисского Правило 8).

Кто исцелился от греховной болезни, тот не нуждается в епитимии. Св. Иоанн Златоуст учит, что духовник есть отец, но не судья, исповедь есть врачебница, а не судилище, для заглаждения греха нужно исповедать его. Он советует врачевать страсть упражнением в противоположных ей добродетелях.

Епископ Каллист (Уэр):
Епитимью не следует рассматривать как наказание; еще менее – как способ искупить преступление. Спасение – свободный дар благодати. Своими собственными усилиями мы никогда не сможем загладить свою вину: Христос, единый посредник, – наше единственное искупление; или Он свободно прощает нас, или мы вообще не прощены.

В исполнении епитимьи нет «заслуги», потому что по отношению к Богу человек никогда не может иметь никаких собственных заслуг. Здесь, как всегда, мы должны мыслить прежде всего в терапевтических, а не в юридических терминах. Епитимья – это не наказание и даже не способ искупления, но средство исцеления. Это pharmaсоn, или лекарство.

Если сама исповедь подобна операции, епитимья – укрепляющее средство, которое помогает восстановлению организма в период выздоровления. Поэтому епитимья, как и вся исповедь в целом, существенным образом позитивна по своему предназначению: она не создает преграды между грешником и Богом, но служит мостом между ними. «Итак, видишь благость и строгость Божию» (Рим. 11:22): епитимья есть не только выражение Божественной строгости, но равным образом и выражение Божественной любви.

архимандрит Нектарий (Антонопулос):
Как учит Шестой Вселенский Собор, «грех – это болезнь души». Поэтому и епитимьи иногда бывают как наказания, иногда как лекарство, своего рода курс лечения при болезни души. Они налагаются главным образом для того, чтобы человек осознал масштаб греха и покаялся в нем искренне.

Кроме того, епитимий не являются некой данью, которую мы платим как выкуп за грехи, словно за «отпустительную грамоту» или для того, чтобы освободиться от угрызений совести. Они ни в коем случае не «выкупают» нас и не оправдывают перед Господом, Который не является беспощадным диктатором, требующим искупительных жертв. По большому счету, епитимий не являются наказаниями. Это – духовные лекарства и духовное закаливание, которые нам чрезвычайно полезны. Потому следует принимать их с благодарностью и соблюдать со тщанием.

священник Михаил Воробьев:
Епитимья – это особое послушание, которое исповедующий священник предлагает исполнить кающемуся грешнику для его душевной пользы. В качестве епитимьи может назначаться запрет на причащение в течение определенного времени, увеличение повседневного молитвенного правила, дополнительное к правилу чтение псалтири, канонов, акафистов с определенным числом земных поклонов. Иногда в качестве епитимьи назначается усиленный пост, паломничество к святыням Церкви, милостыня, конкретная помощь ближнему.

В раннехристианскую эпоху епитимья назначалась в виде публичного покаяния, временного отлучения от полноты церковной жизни. Кающиеся грешники при этом разделялись на четыре разряда: плачущих, которые стояли у входа в храм и с плачем просили о прощении своих грехов; слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными; припадающих, которые допускались в храм, находились в нем вовремя литургии верных и, падая ниц, выслушивали особую молитву епископа; вместе стоящие, которые присутствовали в храме вместе со всеми, но не допускались до причастия.

Канонические правила, утвержденные церковными Соборами, определяли длительность епитимьи для каждой разновидности греха, причем за некоторые грехи предусматривалось пожизненное отлучение от Причастия, за исключением случая приближающейся смерти.

Епитимья накладывалась на грешников всех сословий. Святитель Амвросий Медиоланский подверг церковному покаянию Императора Феодосия Великого за жестокость в подавлении народного восстания. Была возложена епитимья и на Императора Льва Философа за его четвертый брак. Такому же наказанию за аналогичное преступление против нравственности был подвергнут Московский царь Иоанн Грозный.

Понимание епитимьи исключительно как церковного наказания, предназначенного для искупления грехов в земной жизни, было характерно для средневекового католичества. Можно сказать, что в Римо-Католической церкви такое отношение к епитимьи сохранилось и до настоящего времени.

Напротив, в Православной Церкви епитимья является не наказанием, а упражнением в добродетели, предназначенным для укрепления духовных сил, нужных для покаяния. Необходимость такого упражнения вытекает из необходимости длительного и упорного изживания греховных привычек. Покаяние – это не простое перечисление греховных поступков и желаний. Истинное покаяние состоит в реальном изменении человека. Приходящий к исповеди грешник просит Господа укрепить его духовные силы для праведной жизни. Епитимья, как составная часть Таинства Покаяния, помогает эти силы обрести.

Таинство Покаяния реально освобождает человека от греха, открытого на исповеди. Это означает, что исповеданный грех никогда более не будет поставлен в вину раскаявшемуся грешнику. Однако действительность Таинства зависит от искренности покаяния, причем сам кающийся грешник не всегда способен определить степень своей искренности. Склонность к самооправданию мешает грешнику определить истинные причины своих поступков, не позволяет изжить скрытые страсти, которые заставляют его повторно совершать те же самые грехи.

Епитимья помогает кающемуся увидеть истинное свое лицо, почувствовать отвращение к тому, что еще недавно казалось привлекательным. Упражнение в молитве, нелицемерный пост, чтение Священного Писания и святоотеческих книг дают почувствовать радость правды, добра, укрепляют стремление жить по евангельским заповедям.

У ранних христиан грехи, согласно евангелиям, можно было простить через апостольское посредничество. Были перечислены двенадцать возможных основных грехов, упомянутых в Новом Завете. Все они являлись различными нарушениями Десяти Библейских

Христиане в ранних общинах получали прощение за эти грехи, при этом практикуя молитву, добрые дела, пост и милостыню. Эта покаянная дисциплина в наше время получила имя публичного покаяния или епитимьи, которую иногда ошибочно путают с публичным заявлением об отлучении из-за серьёзного и общественного греха.

Епитимья - это покаяние в грехах, а также название римско-католического, восточного православного и лютеранского таинства покаяния и примирения, исповеди. Она также играет большую роль в исповеди среди англиканцев, методистов и других протестантов. Слово происходит от латинского слова paenitentia, что означает покаяние, желание быть прощённым.

С таинством епитимьи верующий, если искренне раскаялся, получает от бога прощение грехов. Это таинство, которое обязательно проводит епископ или священник также называется именем примирения или исповеди. Это одно из двух таинств, называемых «исцеление» вместе с помазанием больных, поскольку они предназначены для облегчения страданий верующего.

Епитимия как религиозное отношение в христианстве

Аугсбургское исповедание делит покаяние на две части: «Одно - это раскаяние, то есть страх , поражающий совесть посредством познания греха, а другое - это вера, рождённая от Евангелия или отпущение грехов. Вера, что, ради Христа, грехи прощаются, успокаивает совесть и избавляет её от страха».

Отношение епитимии может быть как экстернализация в действиях, которые верующий накладывает на себя. Эти действия, сами по себе называются покаяниями. Покаянная деятельность особенно распространена в период Великого поста и Страстной недели. В некоторых культурных традициях эта неделя, посвящённая Страсти Христовой, может быть отмечена покаяниями и даже добровольным псевдо-распятием.

При более лёгких актах епитимии время отводится молитве, чтению библии или других духовных книг. Примерами более сложных актов являются:

  • воздержание;
  • воздержание от алкоголя или табака или другие лишения.

В древние века часто использовали самобичевание. Такие действия иногда назывались умерщвлением плоти и были также связаны с епитимией. В раннем христианстве общественная епитимия налагалась на кающихся , тяжесть которых варьировалась в зависимости от серьёзности их проступков. Сегодня акт покаяния, налагаемый в связи с таинством для одной и той же терапевтической цели, может быть установлен молитвами, определённым количеством поклонов или поступком или бездействием. Наложенный акт сам по себе называется покаянием или Епитимией.

Покаяние как причастие или обряд в Восточной Православной Церкви

В Восточной Православной Церкви покаяние обычно называют Священной Тайной Исповеди. В Православии намерение сакраментальной тайны Священного исповедания состоит в том, чтобы обеспечить примирение с Богом посредством покаяния.

Традиционно кающийся человек стоит на коленях перед иконой Христа. Это потому, что в православном сакраментальном богословии исповедь не совершается священнику, а Христу; священник присутствует там как свидетель, друг и советник. По аналогии перед кающимся помещается книга евангелия и распятие. Кающийся почитает Евангелие, крест и преклоняет колени. Как только они готовы начать, священник говорит: «Блажен наш Бог, всегда, сейчас и всегда и во веки веков», читает Три святые молитвы и Псалом 50.

Затем священник советует кающемуся, что Христос невидимо присутствует и кающийся не должен смущаться или бояться, но должен открыть своё сердце и раскрыть свои грехи, чтобы Христос мог их простить. Кающийся затем обвиняет себя в грехах. Священник слушает, задавая вопросы, чтобы побудить кающегося не скрывать никаких грехов из страха или стыда. После того, как исповедник раскрывает все свои грехи, священник предлагает советы.

Епитимья не является ни наказанием, ни просто благочестивым действием, но специально нацелена на исцеление исповеданного духовного недуга. Например, если кающийся нарушил Восьмую Заповедь, украв что-то, священник мог бы прописать , возвращение украденного, и милостыни бедным на более регулярной основе. Противоположности обрабатываются противоположностями. Если кающийся страдает от , правило пересматривается и, возможно, увеличивается. Намерение исповеди никогда не наказывать, а исцелять и очищать. Исповедь также рассматривается как «второе крещение» и иногда упоминается как «крещение слёз».

В Православии исповедь и епитимья рассматривается как средство обеспечения лучшего душевного здоровья и чистоты. Исповедь не включает в себя просто указание на греховные вещи, которые делает человек; также обсуждаются добрые поступки, сделанные этим человеком. Этот подход является целостным, исследуя всю жизнь исповедника. Хорошие труды не получают спасения , но являются частью психотерапевтического лечения, чтобы сохранить спасение и чистоту. Грех рассматривается как духовная болезнь или рана, только излечивается через Иисуса Христа. Православная вера заключается в том, что в исповедании греховные раны души должны подвергаться воздействию и лечить на «открытом воздухе» (в этом случае, в Духе Божьем).

Как только кающийся принял терапевтический совет, священник говорит молитву прощения над кающимся. В молитве прощения священники просят Бога простить совершённые грехи.

Ребёнок и исповедь

Считается что ребёнок должен исповедоваться в возрасте семи лет, но нужно понимать, ребёнок и в шесть лет может обладать ясным сознанием ответственным за поступки. А бывает что ребёнок и в восемь лет остаётся ничего не смыслящим ребёнком. Поэтому при определённых условиях можно допускать детей к исповеди несколько раньше. Нужно помнить что формализм в духовной жизни нельзя допускать, тем более по отношению к ребёнку.

Англиканство

Частное исповедание грехов священнику, сопровождаемое отпущением грехов, всегда было предусмотрено в Книге общей молитвы.

Статус признаний как таинства изложен в англиканских формулярах, таких как Тридцать девять статей. Статья XXV включает её среди «Те пять обычно называемых таинств», которые «не должны учитываться в Таинствах евангелия, за то, что у них нет никакого видимого знака или церемонии, посвящённой Богу».

Несмотря на предоставление частной исповеди в каждом издании Книги общей молитвы, практика епитимьи часто оспаривалась во время ритуалистических споров в конце девятнадцатого века.

Методизм

В Методистской Церкви, как и в случае с англиканским причастием, покаяние определяется статьями религии как таковыми которые обычно называются таинствами, но не считаются таинствами евангелия.

Многие методисты, как и другие протестанты, регулярно практикуют исповедание своего греха самому Богу, утверждая, что «когда мы исповедуемся, наше общение с Отцом восстанавливается, он простирает своё родительское прощение. Он очищает нас от всей не праведности, тем самым устраняя последствия из ранее невидимого греха. Мы снова на пути к реализации лучшего плана, который Бог имеет для нашей жизни».

Лютеранство

Лютеранская церковь учит двум ключевым частям покаяния (раскаяние и вера). Лютеране отвергают учение о том, что прощение достигается через епитимью.

Римский католицизм

Римско-католическая церковь использует термин «епитимья» в нескольких отдельных, случаях:

  • как таинство;
  • как акты удовлетворения веры.

как те конкретные действия, назначенные кающимся исповедником в контексте таинства.

Они имеют общее понятие о том, что грешник должен покаяться и, насколько это, возможно, возместить божественную справедливость.

Моральная добродетель

Покаяние - это нравственная добродетель, согласно которой грешник настроен на ненависть к своему греху как преступлению против Бога. Главное действие в осуществлении этой добродетели - ненависть к собственному греху. Мотивом этой ненависти является то, что грех оскорбляет Бога. Богословы, следуя Фоме Аквинскому, считают покаяние действительно добродетелью, хотя они несогласны относительно своего места среди добродетелей.

В покаянии провозглашается недостойность человечества перед лицом снисхождения Бога. Ибо, хотя освящающая благодать только прощает и очищает грехи от души, необходимо, чтобы индивидуум согласился на это действие благодати благодаря работе покаяния. Покаяние помогает уничтожить греховные привычки и приобрести такие как:

  • щедрость;
  • смирение;
  • терпение.

Таинство епитимьи

Процесс покаяния и обращения был описан Иисусом в притче о блудном сыне. В католической церкви таинство покаяния (также называемое примирением, прощением, исповеданием и обращением) является одним из двух таинств исцеления. Иисус Христос пожелал, чтобы таким образом, Церковь продолжала, силой Святого Духа, его работу исцеления и спасения. Примирение с Богом - это и цель, и действие этого таинства.

Через священника, который является служителем таинства, действующим от имени Бога, исповедание грехов сделано для Бога, и от Бога получено отпущение грехов. В этом таинстве грешник, ставя себя перед милостивым судом Бога, предрекает определённым образом, суд, которому он подвергнется в конце земной жизни.

Существенным для таинства являются действия грешника:

  • рассмотрение совести;
  • раскаяние с решимостью не грешить снова;
  • исповедание священнику;
  • исполнение какого-либо действия для исправления ущерба, причинённого грехом.

И священника (определение акта возмещения, подлежащее исполнению и отпущение грехов). Серьёзные грехи, смертные грехи должны признаваться в течение не более года и всегда до получения Священного

Обряд таинства требует, чтобы вид и степень удовлетворения соответствовали личному состоянию каждого кающегося. Любой может восстановить порядок, им нарушенный, и через соответствующее средство исцелить болезнь, от которой он страдал.

Епитимья за грехи

В апостольской конституции 1966 года Папа Павел VI сказал: «Покаяние - это религиозный, личный поступок, который имеет своей целью любовь к Богу: пост, для Бога, а не для себя». Церковь подтверждает первенство религиозных и сверхъестественных ценностей покаяния. Это может быть молитва, милосердие, служение ближнему, добровольное самоотречение и жертвы.

Преобразование сердца может быть выражено многими способами. «Писание и отцы настаивают, прежде всего, на трёх формах: пост, молитва и милостыня, которые выражают обращение по отношению к самому себе , Богу и другим». А также упоминаются усилия по примирению со своим ближним и практика благотворительности, которая охватывает множество грехов.

Например, епитимья за прелюбодеяние предполагает отлучение от таинства причащения на многие годы или месяцы, с чтением канонов, с поклонами. Соответствующая епитимья за абортированных детей назначается священником, но нужно помнить , что никакой «молитвы от аборта», снимающей грех, не существует. Имеет значение возраст, состояние здоровья, степень веры и другое, включая внешние обстоятельства. Молитва может быть назначена если аборт случился в связи с болезнью или случайностью.

Епитимия также накладывается за такой грех, как пьянство. Пьянство приводит к стремительной деградации человека, превращая его в сотообразное существо. Пьянство, как правило, приводит к совершению других более тяжких грехов, например, такого как блуд, при котором люди, не состоящие в браке, допускают физическую близость.

Блуд является второй из восьми человеческих страстей и отличается от прелюбодеяния тем что при блуде не совершается супружеская измена. Так же, как и в случае других грехов, епитимья за блуд накладывается по усмотрению священника.

В Литургический год во времена Пришествия и Великого поста особенно подходят такие покаянные упражнения, как добровольное самоотречение. В соответствии с каноном 1250 «Покаянные дни и времена в универсальной Церкви - каждая пятница года и сезона Великого поста». Канон 1253 заявил: «Конференция епископов, может, более точно определить соблюдение воздержания, а также заменить другие формы покаяния, особенно благотворительные и упражнения благочестия, полностью или частично, за воздержание и пост».

Несомненно, 21 век является временем вседозволенности, но истинные христиане борются с пагубным влиянием окружающего мира и соблюдают заветы из Библии, несмотря на косые взгляды.

Интимные отношения вне брака греховны, еще страшнее супружеская измена. Рукоблудие - процесс, о котором известно лишь одному человеку, это не наносит вреда другим и не разрушает супружеские отношения. Тогда почему христианство считает рукоблудие грехом любодействия, необходимо разобраться.

Почему рукоблудие является грехом

Рукоблудие идентично по определению с понятием малакии. Значение слова пришло из Библии. В православии считается тяжелым грехом, одной из разновидностей блуда. Малакия вызвана блудным разжением , стремлением к получению удовольствия. Этот грех является противоестественным, так как происходит без контакта с противоположным полом. Православие одобряет только половой контакт между законными супругами.

Церковь считает, что человек занимающийся мастурбацией, является рабом своей похоти, зависимым от блудных желаний. Страсть одолевает его и он неспособен ее контролировать. Тогда все разумное больше не является приоритетом для рукоблудного сына. Православие называет малакию извращением, потому что отношений с другим полом не происходит. Сама библия утверждает, что блудники, совершившие прелюбодеяние , а также малакии не наследуют Царства Божьего.

Мастурбируя, человек производит осквернение своей души, разума и тела. И даже мысли о подобном уже являются грехом. Грех, на название которого повлиял библейский персонаж Онан, является одним из самых страшных плотских грехов, отбирающих право на вечную жизнь.

Малакия у женщин и детей

О женщинах-рукоблудках в библии не упоминается, но это не значит, что Отец Небесный не считает женскую мастурбацию грехом. Нет никакой разницы, кто совершил этот поступок. Рукоблудие у женщин в православии осуждаются не меньше , чем у мужчин, потому что перед Богом все равны. Это значит, что рукоблудница также должна покаяться и стремиться к чистоте помыслов и действий.

С детьми все обстоит несколько иначе. Мастурбация у мальчиков и девочек по большей части происходит из-за незнания, невысказанных вопросов, а также зуда в области гениталий, слишком тесной одежды, физического наказания и пр.

Чтобы оградить ребенка от пагубного пристрастия, нужно:

Церковное наказание

Сейчас церковь не устраивает епитимью за блуд. Но существуют определенные методы. Чтобы очиститься от греха, человек должен совершить определенные аскезы. Например, в течение 40 дней совершать по 100 поклонов, а также поститься, чтобы искупить свою вину .

Нельзя опускать руки, справиться с соблазном возможно. Чтобы искоренить в себе греховные помыслы было легче, можно обратиться к советам:

Самоудовлетворение - это смертный грех, которого не должно быть в жизни верующего человека. Только желание избавится от греховности, идущее от чистого сердца, сможет стать основой обретения духовной чистоты. А церковь никогда не оставит кающегося человека и окажет всю возможную помощь.

При знакомстве с правилами церковной дисциплины нередко всплывает определение «епитимья», которое не всегда верующими людьми трактуется правильно.

Для чего нужна

Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.

Епитимья – это не наказание, а духовное лекарство.

В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное молитвенное правило , милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.

Детоубийство

За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.

Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным.

Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:

  • полное бесплодие обоих супругов;
  • проблемы в семье;
  • болезни.

Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты.

Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.

О деторождении в православной семье:

Блудодеяние

Всяческое прелюбодеяние запрещено седьмой Заповедью Слова Божиего.

Епитимьи. Борис Клементьев. Исповедь

Не допускается:

  • любое нарушение супружеской верности;
  • лесбиянство;
  • разврат и прочие блудливые связи.
Внимание! В качестве епитимьи возможно отлучение от Причастия на срок до 7 лет.

Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия - это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.

Богохульство

Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.

Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие - извергают сатанинские проклятия.

Все это богохульство, достойное адских мучений.

Клятвопреступление

Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.

Клятвопреступление

На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.

Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли.

Хищение

Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.

Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.

Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи.

Ложь

Незначительная (малая) ложь не влечет тяжелых последствий.

Конечно, она есть грех, но не тяжкий. Но если же с помощью обмана человеку нанесен материальный или моральный ущерб, то грех становится тяжким.

Грешник обязан во что бы то ни стало исправить его и возместить. Только тогда Господь простит за зло, причиненное ложью.

Грех - это болезнь души, требующая срочного врачевания. Но до сих пор в мире не существует пилюли от душевных терзаний. Поэтому вместо таблеток существует епитимья.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot