Медиация как средство разрешения конфликтов. Медиация как технология регулирования конфликта

– Председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов. (1

Аннотация. В статье раскрывается проблема инструментального обеспечения деятельности конфликтологов и медиаторов. Раскрываются разные позиции, рассматривающие конфликт в своем предметном содержании, которое сложно согласуется между собой. Показаны инструментальные возможности медиации, основные ограничения. Дан критический анализ Федерального Закона о медиации, сформулированы проблемные вопросы. Дано содержательное различие между профессионалом и любителем. Сформулированы рекомендации.

Ключевые слова. Конфликт, медиация, любитель, профессионал, закон о медиации, конфликтология, конфликтолог, медиатор.

Преамбула.

Становление и развитие относительно новых для Российского общества профессий/позиций, таких как конфликтолог и медиатор, вынуждает профессиональные сообщества осмыслять и обсуждать возникающие в деятельности проблемы разного характера, в том числе инструментального (понятийного).

В наши дни управленцы находятся перед непростым выбором инструментария, который наиболее применим для успешного выхода из конфликта. Технология разрешения конфликтов, основанная на насилии, редко приводит к их урегулированию. Она лишь может временно отсрочить их, создать видимость разрешения, в действительности усугубляя и ожесточая противостояние. Люди не в состоянии договариваться в ситуации, когда даже сама мысль об обсуждении проблемы не приходит им в голову [Медиация… 2008].

Исходя из вышесказанного, возрастает роль научных и практических дисциплин, ориентированных на выработку и применение инструментов разрешения конфликтов, таких, как конфликтология и медиация.

В литературе по конфликтологии можно обнаружить разные роли/позиции в конфликтологической деятельности, функции которых как пересекаются, так и различаются: юрист, судья (арбитр), медиатор (посредник), переговорщик, конфликтолог, психолог, конфликтменеджер.

Многолетние дискуссии показывает, что у специалистов, деятельность которых в той или иной степени связана с управлением/разрешением конфликтов, нет четких и понятных представлений о роли и месте каждой функции в процессе разрешения конфликта.

Медиаторы считают себя конфликтологами, чем вводят в заблуждение людей, не особо различающих специфические требования профессиональных функций. Вопрос «является ли медиатор конфликтологом ?» появился не из чистого любопытства. Этот вопрос выводит нас в область инструментального обеспечения (обучения и требований к профессиональным стандартам) как конфликтолога, так и медиатора.

Анализ кейса: постановка проблемы.

На очередном семинаре по управлению конфликтами, один из участников (потенциальный клиент) рассказал, что у него есть конфликт в организации, который он хотел бы разрешить с помощью собравшихся здесь специалистов в области практической конфликтологии. В работе семинара принимали участие: медиаторы, психологи, юристы, социологи, философы, конфликтологи. Участник кратко рассказал о конфликте и попросил совета, с чего надо начинать в первую очередь. Мы не будем пересказывать содержание конфликта, нам важно отметить, как ответили разные функциональные позиции на вопрос «начала начал» — с чего в первую очередь надо начинать в «работе» с конфликтом.

Медиатор: В целях до судебного разбирательства конфликта и достижения согласия, требуется привлечь медиатора .

Психолог: Начать надо с анализа психологических проблем в коллективе для оказания психологической помощи.

Юрист: Начать надо с анализа правовой базы и сбора правовых фактов, нарушающих ваши права конфликтующих сторон.

Социолог: Надо провести социологическое исследование (анкетирование) и выявить реальные причины конфликта в организации.

Конфликтолог: Для начала необходимо провести первичную диагностику и картографию конфликта, чтобы определить - ЧТО является самым главным звеном (проблема, предмет, норма и пр.) в этом конфликте.

Разные советы указывают одновременно, как на специфический инструментарий функциональных позиций, так и на их ограничения. Не вызывает сомнения о том, что между функциональными позициями, коммуникация затруднена, а вопросы понимания и прояснения требуют времени. Как любая прикладная, технологическая дисциплина, медиация носит ярко выраженный междисциплинарный характер, совмещает в себе несколько отраслей знания [Алешина А.В., Косовская В.А. 2012]. (Схема №1)

Схема №1. Медиация как область специализации нескольких дисциплин.

На наш взгляд, вопросы о методологических, технологических и предметно-содержательных различениях, являются основополагающими в становлении и развитии медиации и конфликтологии в России, как системных дисциплин.

Медиация: возможности инструментария и его основные ограничения.

Усложнение процессов взаимодействия государства и общества несет в себе опасность актуализации потенциальных конфликтов, опасность необратимой дезорганизации и даже катастрофы распада государства. Именно государство является основным механизмом, который должен быть нацелен на интеграцию общества. В этом плане государство является медиатором, как организационное воплощение интеграции общества, как объединяющий его костяк. Медиация (от лат. medius – занимающий середину между двумя точками зрения) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны – посредника (медиатора), оказывающего содействие для урегулирования спора.

На вопросы, какова основная функция медиации, тождественна ли эта функция государству и др. размышляет А.Ахиезер, который считает, что «медиатор и государство в принципе тождественны» [Ахиезер А.С. 1998: 99-101]. Логика рассуждения автора такова. Если основной функцией государства является сохранение целостности государства, создание правовых условий для разрешения конфликтов между разными социальными группами и институтами, то основной медиационной задачей государства является интеграции общества и поиск меры между конфликтующими силами. Решать медиационную задачу - это значит преодолевать противоречия между массовым сознанием, т. е. культурой, господствующей в обществе, точнее ее массовой основой, и интеграцией общества, его организационной формой. Медиационную задачу могут выполнять и другие социальные институты, такие как партия, церковь, профсоюзы и т. д., потенциально - все гражданское общество, которое способно воспроизводить механизм интеграции общества и договоренностей между конфликтующими сторонами.

Можно сформулировать стратегическую цель медиации и основную медиационнную задачу. Цель медиации — формирование социальной среды для разрешения разного рода конфликтов в обществе. Основная медиационная задача — досудебное разрешение конфликтов.

Федеральный Закон о медиации: проблемные вопросы.

В 2010 году в России был принят Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [Федеральный закон..2010]. Указанный Закон достаточно четко, хоть и не без изъянов, регулирует правоотношения, возникающие в связи с осуществлением медиации. В частности, установлено, что итогом процедуры медиации служит медиативное соглашение, которое заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Правительством России утвержден и профессиональный стандарт медиатора [Приказ министерства …2011].

Важный момент: ответственность за достижение соглашения лежит на самих сторонах, у медиатора нет полномочий решать проблемы, вместо сторон [Клечкин А.А. 2008:138].

Что в Законе вызывает недоумение, так это Статья 15. п.1. «Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе» .

А что такое на НЕпрофессиональной основе, это значит на основе любительства. Между любителем и профессионалом есть содержательные различения. (Таблица № 1)

Таблица №1 . Основные различия между любителем и профессионалом.

Наименование Любитель Профессионал
Цели Своевольные и не осознаются Развитие профессиональной деятельности
Задачи Любые по настроению и желанию Профессиональные, для решения конкретных проблем: теоретических и практических
Инструментарий (методы, подходы, знания, теория и пр.) Не осознается Рефлексируется и критически обсуждается в профессиональном сообществе
Язык Свободный Профессионально-понятийный
Мотивация действий Делает то, что нравится (хочу) Делает то, что необходимо деятельности (должное)
Профессиональное образование Не требуется Требуется
Требование соответствия профессиональному стандарту Игнорируется, не обязательное соответствие Соответствует требованиям профессионального стандарта
Профессиональный контроль НЕ осуществляется Осуществляется
Повышение квалификации НЕ требуется Требуется для аттестации и профессионального роста
Оплата за труд Нет Оплата в разных формах, как подтверждение и признание качества профессиональной работы
Коммуникация Нет требований Ограничение принципами и нормами профессионально-этического кодекса

Итак, ФЗ о медиации уравнял любителей и профессионалов, в равной степени имеющих одинаковое право заниматься этой деятельностью. К любителям нельзя предъявлять профессиональные нормы деятельности. Представьте такую ситуацию, если бы к преподаванию в вузе, школе, лечению больных, градостроительству, архитекторе и т.д. был бы открыт доступ любителям, заниматься этой деятельность на уровне государства.

В понимании современного российского законодателя, медиатор – это, в большей степени, пассивный участник разрешения конфликта. И возможно, что при таком подходе есть, безусловно, внутренняя логика, однако здесь важно соблюсти разумный баланс, который в действующем Федеральном законе все-таки нарушен. Так, в литературе высказывается довольно справедливое предложение расширить сферы применения процедуры медиации до вопросов уголовного права [Давыденко А.В. 2015: 15]. Также представляется, что многие запреты для медиатора, установленные действующим законодательством, нецелесообразны. Но самым главным запретом, который способен сделать бессмысленной всю процедуру медиации, является запрет оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь [Шаманова Р.А. 20014: 63]. Возникает вопрос о том, можно ли урегулировать правовой спор, не применяя нормы права? Ответ очевиден — невозможно. Данный запрет оказания медиатором помощи (в первую очередь юридической) подрывает весь интерес к медиации в целом.

Сама медиация может быть предметом изучения конфликтологии, так как вмешательство в конфликт третьей стороны – это всегда его обострение, в связи с проявлением сокрытого, того, что отвергается и не принимается конфликтующими сторонами. Нельзя не согласиться с замечанием российских исследователей, что сущность любого конфликта такова, что при любом вмешательстве извне напряжение в нем возрастает. Даже в том случае, когда профессионал (конфликтолог или медиатор.) оказывает вмешательство в конфликт - это на первом этапе способствует его обострению.

Конфликтология: кратко об общем и место медиации в конфликте

Конфликтология – это теоретическая и практическая наука.

1) Теоретический уровень конфликтологии имеет дело с объектом под названием «конфликт», что полагает наличие рефлексивной дистанции между исследователем и объектом исследования. Развитая научная дисциплина должна содержать, как минимум, не менее восьми основных типов единиц, которые включают в себя: эмпирические факты;

  • средства выражения (язык описания, оперативные системы математики, системы понятий);
  • методики (системы методик, процедуры научно-исследовательской работы); онтологические схемы, изображающие модель идеальной ситуации; модели, репрезентирующие частные объекты исследования; знания, объединяемые в систему, теории;
  • проблемы, которые исследуются данной научной дисциплиной;
  • задачи научного исследования.

Между всеми этими единицами-блоками существуют отношения и связи рефлексивного отображения [Щедровицкий Г.П. 1995: 648-650]. Конфликтология изучает природу конфликта, причины, факторы и другие элементы/процессы/связи конфликта, как объекта исследования/анализа/диагностики.

(Медиация с таким объектом дело не имее т).

2) В конфликтологии выделяются три уровня, на которых разворачиваются конфликты: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. В основу классификации уровней конфликта положен территориальный масштаб и границы конфликтной ситуации.

Масштабность и степень эскалации конфликта показывают количество участников, вовлеченных в конфликт. Чем большей людей и государств вовлечено в конфликты, чем мощнее оружие, применяемое в их борьбе, тем большей опасности подвергается все человечество.

Микроуровень, первичный/локальный уровень объединяет внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Мезоуровень объединяет конфликты между организациями и регионами. Макроуровень – конфликты между государствами и конфликт цивилизаций.

Судя по работам отечественных исследователей, медиаторы в России работают на микроуровне.

Для конфликтолога важно использовать профессиональные средства для того, чтобы:

  • распознать конфликт на ранних стадиях;
  • выявить проблемы и противоречия;
  • способствовать актуализации конструктивных процессов в конфликте;
  • смоделировать развитие конфликта;
  • выявить деструктивные и конструктивные процессы в конфликте;
  • разработать технологию локализации деструктивных форм конфликтного взаимодействия.

(Для задач медиации вышеперечисленные средства работы с конфликтом – не нужны ).

5) Конфликтная ситуация включает в себя три этапа: предконфкликт, развитие конфликта и постконфликтная ситуация. Медиация востребована только после второго этапа (постконфликтная ситуация) когда конфликт уже приобрёл четкие ориентиры, формы и процессы. Остальные этапы не находятся в поле зрения медиаторов. А значит основной инструментарий медиатора – это технологии переговоров.

Резюме.

Таким образом, методологический анализ показывает, что средства медиаторов — это малая часть конфликтологии, которая востребована на этапе постконфликтной ситуации с привлечением технологий переговоров…

На наш взгляд, требуется широкое профессиональное обсуждение следующих вопросов:

  1. Внесение в Закон о медиации корректировки в части ограничений и возможностей взаимодействия с другими функциональными позициями в процессе разрешения конфликтов и споров в досудебном порядке.
  2. Обсуждение учебной Программы подготовки медиаторов в контексте практической конфликтологии.

Управление конфликтом требует выбора конкретного конфликтологического инструментария, который наиболее применим не только для рационального /эффективного/успешного выхода из конфликта, но и для решения проблем в системе деятельности.

Список литературы

Алешина А.В., Косовская В.А. Медиация как результат взаимодействия конфликтологии и юриспруденции // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). №2. 2012.

Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: От прошлого к будущему. Т. II. Социокультурный словарь / 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1998. — 600 с.

Давыденко А.В. Актуальность применения в Российской Федерации института медиации // Российский судья. 2015. №2. С. 15.

Клечкин А.А. Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта // История государства и права. 2008. №9.

Медиация — понять, принять и применять (интервью с А.Д. Карпенко) // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2008. №5.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.02.2011 №187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // Российская газета. №60. 23.03.2011.;

Профессиональный стандарт медиатора УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. №1041н

Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. №168. 30.07.2010.

Шаманова Р.А. Некоторые проблемы реализации медиации в России // Вопросы российского и международного права. 2014. №8 — 9. С. 63.

Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с.

(Цой Л.Н., Иванов О.Б. Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия// Журнал «Власть». № № 10 (2016) с. 69-75 (Реферативный журнал, ВАК). )

Как решить спор без обращения в суд, учтя все интересы сторон? И возможно ли это в принципе? Об этом вы сможете узнать в данной статье

Что такое медиация

Медиация (eng. mediation — посредничество) — один из методов взаимовыгодного разрешения конфликта при содействии третьей незаинтересованной и независимой стороны (медиатора).

Медиация закреплена официально - она регламентирована Федеральным законом РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ от 27.07.2010 г., но при этом она не имеет почти ничего общего с судебным рассмотрением споров.

Основное отличие медиации от иных методов разрешения конфликтов состоит в том, что она не требует участия государственных органов .

Медиатором может быть практически любой человек. За одним исключением - он должен быть независим и беспристрастен. Деятельность медиаторов может оплачиваться, либо не оплачиваться - по договоренности. Медиаторы не являются предпринимателями - это частные лица. Медиатор может действовать на непрофессиональной и на профессиональной основе.

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут люди, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее профобразование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов. Осуществлять деятельность медиаторов на непрофессиональной основе могут любые дееспособные люди, достигшие восемнадцати лет и не имеющие судимости.

Соответственно, медиатором может быть кто угодно, тот, кому стороны доверяют и к чьему решению готовы прислушаться. Основное и обязательное условие - это его независимость, а все остальные вопросы о выборе медиатора решаются сторонами самостоятельно.

Вторым очень важным отличием медиации от иных способов разрешения конфликтов является то, что медиатор не выносит решение в пользу одной из сторон (как это происходит при судебном рассмотрении спора), а пытается найти взаимовыгодное решение вопроса, удовлетворяющее всех участников спора. Он старается примирить оппонентов и достичь консенсуса, т.е. добиться того, чтобы конфликт себя полностью изжил, а обе стороны остались довольны исходом рассмотрения их дела.

Медиация — достаточно новый элемент предпринимательских, корпоративных, семейных, жилищных и иных отношений, тем или иным образом затрагивающих всех граждан и юридических лиц нашей страны. В отличие от западных стран (где процедура медиации достаточно распространена и эффективна) в России мало кто прибегает к помощи независимых посредников, предпочитая судебное рассмотрение спора. Да это и не удивительно, ведь закон, регулирующий процедуру медиации, хоть и принят, но еще даже не начал свое действие. Это произойдет только лишь первого января 2011 года.

Соответственно, можно сказать, что процедура медиации только начала внедряться на территории нашей страны и не скоро граждане и организации смогут переориентироваться на альтернативный способ решения их разногласий.

Тем не менее, медиация имеет массу преимуществ по сравнению с другими методами урегулирования споров, а значит, стоит обратить на нее некоторое внимание и попытаться понять - сможет ли она потеснить традиционные способы разрешения конфликтов.

Преимущества медиации

  • 1.

    Медиация экономит время. В отличие от судебного процесса, медиация не ограничена бюрократическими проволочками, очередями, особенностями документооборота и сложными, регламентированными законом процедурами.

  • 2.

    Медиация экономит деньги. Ведь, деятельность медиатора может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе, следовательно, стороны, при желании, могут существенно сэкономить на судебных расходах.

  • 3.

    Медиация выгодна для всех ее сторон. Медиатор учитывает интересы всех оппонентов и решает вопрос так, чтобы они остались довольны исходом конфликта. Медиатор не ищет правых и виноватых - он старается примерить стороны и найти выход, устраивающий абсолютно каждого.

  • 4.

    Медиация добровольна. В отличие от суда (в котором ответчик обязан отреагировать на иск, поданный без его участия и, естественно, без какого-либо согласования), при осуществлении процедуры медиации стороны заключают соглашение, в котором оговаривают сведения о медиаторе, процедуре медиации, ее сроках и особенностях.

  • 5.

    В связи с обоюдным решением о начале процедуры медиации, стороны настроены на быстрое и взаимовыгодное разрешение конфликта , а значит, они сами делают все возможное для наиболее удачного разрешения спора. В суде же стороны, наоборот, делают все для затягивания процесса и принятия решения в свою пользу, без учета каких-либо интересов оппонента.

  • 6.

    Медиатор может рассматривать абсолютно любые , даже частные, внутрисемейные и внутрикорпоративные конфликты. Процедура медиации открыта для всех и выгодна абсолютно каждому: разводящимся супругам, спорящим акционерам, конфликтующим бизнесменам, ругающимся соседям, и даже попавшим в ДТП автомобилистам.

  • 7.

    При разрешении конфликта медиатор основывается не только и не столько на требованиях закона, сколько на интересах и взаимоотношениях сторон , нормах морали и нравственности и личного опыта. Ведь, медиатор - это не обязательно юрист. Это может быть и бухгалтер, и психолог, и педагог, и даже философ.

И, наконец, процедура медиации конфиденциальна . Она не выходит за рамки общения оппонентов и самого медиатора, что очень важно, если спор затрагивает коммерческие интересы или личные взаимоотношения сторон и их разглашение может повлечь убытки или иные неблагоприятные последствия. В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может её раскрыть другой стороне только с согласия лица, предоставившего данные сведения.

Процедура медиации может быть применена как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства. Наличие соглашения о применении медиации и непосредственное её проведение, не является препятствием для обращения в суд.

Особенности медиации и процедура ее проведения

Процедуру медиации в России регламентируют такие кодексы и законы, как:

  • 1.

    ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) » № 193-ФЗ от 27.07.2010 года.

  • 2.

    Глава 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации — «Примирительные процедуры. Мировое соглашение».

  • 3.

    Статья 401 Трудового кодекса Российской Федерации — «Примирительные процедуры».

  • 4.

    Статья 5.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах».

  • 5.

    Приказ ТПП РФ «О совершенствовании деятельности Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации » № 72 от 30.12.2008 года.

Процесс медиации выглядит следующим образом:

  • 1.

    Одна из сторон направляет другой стороне письменное предложение о применении процедуры медиации для разрешения их конфликта. Если в течение тридцати дней со дня его направления другая сторона не дала согласие на медиацию, то предложение считается отклоненным.

  • 2.

    Если же сторона дала согласие, то оппоненты заключают соглашение о применении процедуры медиации. Оно заключается в письменной форме и оговаривает то, что стороны договорились попытаться разрешить конфликт при помощи медиатора.

  • 3.

    Стороны заключают соглашение о проведении процедуры медиации, в котором оговаривают:

    • предмет спора;
    • личность медиатора;
    • организацию, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
    • порядок проведения процедуры медиации;
    • условия участия сторон в расходах на медиацию;
    • сроки проведения процедуры медиации.
  • 4.

    Медиатор изучает точки зрения сторон, рассматривает предоставленные доказательства, беседует с оппонентами, выслушивает их пожелания и учитывает все их интересы. Затем, он пытается найти компромисс и предлагает сторонам способы разрешения конфликта.

    Медиатор не должен выносить волевое решение и принуждать оппонентов к его выполнению. Он должен сделать так, чтобы стороны добровольно пришли к соглашению и общими усилиями выработали наиболее приемлемый выход из сложившейся ситуации.

  • 5.

    Оппоненты заключают медиативное соглашение, в котором указываются сведения о сторонах, медиаторе, предмете спора, проведенной процедуре медиации, согласованных в ее ходе обязательствах, условиях и сроках их выполнения. По желанию сторон данный документ может быть утвержден судом в качестве мирового соглашения.

Последующее исполнение принятого решениядобровольно . Никто не может принудить сторону к его реализации. И в этом, пожалуй, основной минус медиации. Ведь, все временные и денежные траты на проведение данной процедуры могут привести к тому же, с чего стороны начали — к возобновлению, а может даже и развитию конфликта.

Именно поэтому, даже при возможности проведения процедуры медиации, многие граждане и предприниматели предпочтут обращаться в суд и защищать свои интересы на основании подлежащего обязательному исполнению судебного решения и при помощи судебных приставов.

А значит, медиация вряд ли станет достаточно популярна в России , и вряд ли когда-либо сможет заменить или хотя бы потеснить судебное рассмотрение споров.

Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования конфликтов. Медиация (от лат Mediation - посредничество) - это частное и конфиденциальное использование посредников для выхода из конфл ликтнои ситуации. Она позволяет избежать потери времени в судебных разбирательствах и дополнительных и непредсказуемых материальных издержкахрат.

. Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между стр. сторонами, помогает глубже понять их позиции и интересы, ищет эффективные пути решения проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти собственной соглашенийи.

В древние времена правосудие было быстрым, непредсказуемым и субъективным. Людям, которые нуждались делового решения дел, не нравилось рисковать при принятии решений, поэтому ими создавались свои в собственные системы, такие как торговые палаты. Это позволяло предпринимателям тех времен улаживать конфликтные ситуации без убийств и непредсказуемых решений судей и присяжных. Так появился прообраз современных. Арби тиражного судедів.

Его преимущество заключалось в том, что результат был более предсказуем и решение было окончательным. Недостатком была абсолютная победа или абсолютное поражение из-за того, что обе стороны обязаны были подчиняется рыться результата, независимо от того, согласны они с ним или нет. Чаще арбитражное решение завершало не только конфликт, но и отношения между его сторонами. Многие изменилось с тех времен. Некоторые вещи стал и намного лучше, более быстрыми и дешевыми. К большому сожалению, это не касается отечественного судопроизводства. Рассмотрение дела в судах стал намного длиннее и дороже. Поэтому во многих развитых странах возродился древний метод медиацийедіації.

Во многих случаях, если люди могут решить проблему путем обсуждения и переговоров, они достигнут более быстрого и лучшего результата, чем при противостоянии или судебном разбирательстве. Однако в основном им этого не удается сделать без помощи кого-то третьего. Сильные эмоции, враждебность, тактика противостояния и неравенство социального положения могут стать препятствиями на пути к конструктивным переговорамів.

Как утверждает известный российский конфликтолог. ОВ. Вишневская, статистика развитых стран показывает, что 83-85% всех конфликтов с использованием медиаторов успешные. Даже если желаемого результата не добьюсь уто, то привлечение медиаторов способствует взаимопониманию между сторонами и положительно влияет на восприятие действия противоположной стороны в судебном процессеесі.

Принципы медиации

1. Беспристрастность

Медиатор должен выполнять свою работу объективно и честно. Он должен проводить медиацию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. Идея беспристрастности является центральной в о оцеси медиации. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс бесстрастно, он обязан прекратить медиацийцію.

Медиатор должен избегать такого поведения, которая давала бы повод почувствовать предубежденность относительно определенной стороны. Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора

Когда медиатор назначается судом или иным учреждением, то эта организация должна приложить максимум усилий для обеспечения беспристрастности услуг медиатора

Медиатор должен остерегаться предвзятости или предубеждений, основанных на личных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации

Обратной стороной беспристрастности является отсутствие заинтересованности в конфликте

Медиатор должен выявить имеющиеся или потенциальные собственные интересы в конфликте. После этого он должен отказаться от медиации или получить согласие сторон на проведение медиации. Если все стороны согласуют ься на медиацию после того, как были проинформированы, медиатор может продолжить медиацию. Однако интерес в конфликте порождает некоторые сомнения в объективности процесса, медиатор должен отказаться от процессесу.

2. Конфиденциальность

Медиатор должен обеспечить ожидания сторон относительно конфиденциальности, зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к которому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и резуль ьтаты медиации, если на это нет согласия всех сторон или если этого не требует закон.

Поскольку гарантия конфиденциальности является важной для сторон, медиатор должен обсудить ее с конфликтующими сторонами. Если медиатор проводит частные заседания со сторонами, содержание таких заседаний, с пог рассмотрения конфиденциальности, должен быть обсужден со всеми сторонами заранее. С целью защиты целостности процесса медиации медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во процессе медиации, качества прохождения дела или предлагаемых решениях. Если стороны договорились, что вся или часть информации, выявленной в процессе медиации, является конфиденциальной, то такая сделка сто. Сторон должно быть для медиатора обязательновою.

Конфиденциальность не может толковаться как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации соответствующими людьми. При соответствующих обстоятельствах ученым может быть разрешен и доступ к статистическим данным и, с согласия сторон, к зарегистрированным дел, присутствие во время самого процесса медиации и на интервью с участниками медиацийї.

3. Добровольность

Процедура медиации является сугубо добровольным. Никто не может заставить стороны воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация - это добровольный процесс, основанный на стремлении сторон достичь и честной и справедливой соглашенийди.

Добровольность проявляется в том, что:

Одну сторону нельзя принудить к участию в медиации;

Каждый участник может выйти из процесса медиации на любом этапе;

Согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольным;

Стороны сами контролируют ход и результаты медиации;

Услуги медиатора течение всей процедуры принимаются обеими сторонами добровольно

Медиатором может выступать кто угодно, однако существуют группы людей, которые вследствие своего статуса относятся к официальным медиаторов:

Межгосударственные организации (ООН);

Государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура);

Государственные специализированные комиссии (например, по урегулированию

конфликтов);

Представители правоохранительных органов (участковый инспектор в бытовых конфликтах);

Руководители относительно своих подчиненных;

Общественные организации (профсоюзы);

Профессиональные медиаторы-конфликтологи

В неофициальных медиаторов, к которым можно обратиться за помощью благодаря их образованию или большом жизненному опыту, можно отнести:

Представителей религиозных организаций;

Профессиональных психологов;

Социальных педагогов;

Юристов

В роли спонтанных медиаторов могут выступать свидетели конфликтов, ваши друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Впрочем в этом случае речь не идет о профессиональной помощи

Медиация необходима в следующих случаях:

1. Когда нужно прийти к тому или иному решению в результате переговоров и зафиксировать его документально

2. Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут или не желают раскрывать третьим лицам (а тем более в суде) и хотят сохранить конфиденциальность

3. Когда раздражение и эмоции конфликтующих сторон препятствуют эффективному общению сторон

4. Когда стороны ограничены временными рамками и экономят средства

5. Когда стороны хотят оставаться в партнерских или дружеских отношениях

Медиация позволяет сторонам выйти из тупиковой ситуации, продемонстрировать высокий уровень культуры общения сторон, тогда как после судебного разбирательства обычно все заканчивается разрывом отношений или иным мы неприятными последствий.

Конфликты, которые необходимо решать в суде:

2. Когда одна из сторон хочет использовать суд для наказания другой стороны

3. Когда существует необходимость контроля правоохранительных органов за поведением одной из сторон после вынесения решения

4. Когда в конфликте является наличие нарушений норм уголовного кодекса или положений. Конституции Украины

функцию медиатора

1. Оценщик конфликтов. В этой роли медиатор должен взвешенно и тщательно изучить все, что касается участников конфликта, собрать информацию о всех ее участников. Эту информацию можно получить такими способа амими:

Изучить досье или газетные статьи, что есть в его распоряжении;

Определить участие и поведение противоборствующих сторон в предыдущих конфликтах;

Определить позиции сторон в процессе предварительных разговоров ("вентиляции");

Наблюдать действия сторон во время дискуссий по процедурным вопросам

2. Активный слушатель. В этой роли медиатор должен все внимательно выслушать, чтобы уяснить как содержательную, так и эмоциональную составляющие конфликта. Активное слушание включает следующее:

Обеспечение обратной связи между сторонами с тем, чтобы удостовериться, что одна сторона услышала и поняла, что говорит другой;

Отделение эмоциональных факторов от содержательных вопросов конфликта;

Поиск и раскрытие истинных интересов сторон;

Отделения вопросов, не связанных с реальными интересами сторон, от проблем, связанных с интересами сторон;

Проявление гнева, если он целесообразен и имеет конструктивный характер;

Обеспечение возможности конфликтующим сторонам понять их позиции;

Определение моментов ощущение сторонами несправедливости или принуждение к сделке;

Понимание того, когда сторонам нужно больше информации, консультаций или предоставления времени для обдумывания проблем

3. Беспристрастный организатор процесса. В этой роли медиатор должен:

Оказывать помощь в установлении основных положений, которые лягут в основупроцедурних соглашений;

Наносить тон процесса переговоров;

Помогать сторонам в достижении процедурных соглашений;

Создавать условия для установления корректных отношений между сторонами;

Удерживать стороны в пределах правил ведения договорного процесса; "

Обеспечивать и поддерживать психологическое удовлетворение каждой из сторон ходом и результатами переговорного процесса

4 быть генератором альтернативных предложений

В этой роли медиатор обязан помочь противодействующим сторонам найти другие решения, которые в итоге могут спасти репутацию сторон

5 статей источником информации

Медиатор должен обеспечивать участников конфликта информацией или оказывать им помощь в ее поиске, но не должен давать никаких юридических толкований, разъяснений или советов, даже если он является адвокатом, не зависеть от всякого рода побочной информации, уточнений и интерпретаций. Медиатор не может вмешиваться в позиции сторин.

6. Служить помощником в выработке сторонами окончательных домовл иен остей

В этой роли медиатор должен удостовериться, что конфликтующие стороны точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании конфликта. Кроме того, стороны должны полностью согласовываться с условиями соглашения и б быть способными выполнить свою часть договоренностей. Роль медиатора - не просто помочь сторонам договориться, но и позаботиться о том, чтобы эти договоренности были надежными и долгосрочнымми.

7. Обучать стороны правилам ведения партнерских переговоров. В этой роли медиатора нужно учить стороны думать, действовать и вести

переговоры с установкой на сотрудничество. Большинство участников конфликта не знают, как вести переговоры с установкой на сотрудничество, и нуждаются в обучении и помощи при выработке и поиска решений, которые зад довольнялы как их собственные, так и интересы другой стороны. В научной литературе выделяют пять типов медиаторов: 1. Третейский судья. Обладает максимальными возможностями для решения проблемы изучает проблему всесторонне, его решение не оскаржуютують.

2. Арбитр характеризуется так же, но стороны конфликта могут не согласиться с его решением и обратиться к другому

3. Посредник обладает необходимыми знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта, но играет нейтральную роль и окончательное решение принадлежит оппонентам

4. Помощник организует встречи, но не участвует в обсуждении проблем

5. Наблюдатель только присутствует в зоне конфликта и своим присутствием смягчает его протекания

Ученые выделяют несколько сценариев развития медиации:

Классическая медиация начинается с принятия соглашения сторонами и заканчивается исполнением договоров. Она дополняет возможности судебного регулирования, распутывает конфликт, налаживает связи между сторонами и прив водит стороны к выполнению условий соглашенийи.

Внутрисистемные медиация действует тогда, когда медиатор является частью конфликтующей системы. Например, внутрисистемным медиатором выступает директор, который помогает персоналу решить конфликт между двумя с сотрудниками.

Адвокатское посредничество происходит тогда, когда медиатором выступает адвокат или адвокаты сторон. Они работают в этом случае и как юристы, и как посредники

Тактика действия медиатора:

Тактика поочередного выслушивания участников конфликта-применяется для выяснения ситуации и выслушивания предложений;

Директивная действие - акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов с целью склонить их к примирению;

Операция - медиатор ведет переговоры при одновременном участии обеих сторон;

Давление на одного из оппонентов - посредник доказывает одному из участников конфликта ошибочность его позиции;

Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их позиции

Стадии медиации

Стадия 1. Формирование структуры и доверия

Эта стадия закладывает основу взаимоотношений и делает процесс медиации понятным и приемлемым для участников

На первом шаге целесообразно расположить участников так, чтобы они удобно сидели (согласно их желаниям - командой, индивидуально), хорошо слышали и видели друг друга. Таким образом, учитываются три в важные аспекты: комфорт, коммуникация и возможность контроля. Что касается позиции самого медиатора, то она должна подчеркивать его нейтральность по проблеме и оппонентамів.

Второй шаг - объявление медиатором ролей, которые будут выполняться им и участниками в ходе переговоров. Необходимо сразу же поблагодарить участников за то, что они выбрали именно этот способ урегулирования кон го пункта и пришли на встречу. Далее происходит обсуждение и принятие правил поведения, когда участники должны осознать, что их поведение не может быть бесконтрольной и безнаказанной. Например, за серьезное за пизнення на переговорный процесс виновник платит штраф, а преждевременный выход из переговорного процесса должно сопровождаться письменным заявлениемвою.

Во время третьего шага медиатор сообщает участникам все, что знает о них и ситуацию, вновь демонстрируя, что ни от кого не имеет секретов

На четвертом шаге участники конфликта рассказывают о своем видении проблемы. Он направлен на выяснение скрытых проблем -"айсбергов", которые пока лишь поверхностно понимаются участниками. Применяю кая открытые вопросы и слушая их молча, медиатор постепенно берет ход дискуссии в свои руки и начинает управлять ею. Если участники переговоров очень раздражены и обстановка становится взрывоопасной, имеет смысл перебивать их в определенный момент. Чтобы такое прерывание не выглядело недемократичным, можно заранее договориться о фиксированном время каждого выступлениятупу.

Пятый шаг - это изучение ожиданий участников. Выслушивая их пожелания, медиатор в первом приближении оказывает мысленный прогноз о возможности удовлетворения ожиданий и необходимые для этого технологии

Стадия 2. Анализ фактов и выявление проблем. Для того чтобы решение было принято, все участники должны иметь равный объем информации и хорошо понимать состояние проблем. Ведь чтобы разрешить конфликт, сначала по отрибно хорошо осознать его причины и сущность. Задача медиатора на этой стадии - выявить все существующие проблемы, поскольку большинство конфликтов имеют, как известно, комплексный характер. Здесь участники водовороте шують, хотят ли они достичь соглашения по всем заявленных проблем или только по некоторым, а также определяют очередность их рассмотрения, так же принимается принципиальное решение о продлении или свертывания робот и. Стадия 3. Поиск альтернативыернатив.

Эта стадия должна быть направлена??на то, что вы хотите сделать с наибольшим эффектом. К поиску решения привлекаются все участники переговорного процесса. При этом следует понимать, что несмотря на обилие пробл лем, обнаруженных и зафиксированных медиатором на данный момент, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких их нужно определить в первую очередейгу.

После осмотра всех проблем и определения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Затем делается следующий шаг - анализ предложений на предмет их соответствия некоторым критериям. Эти критерии также производятся на сессии, а как ориентиры могут фигурировать такиеі:

Прогноз развития событий в случае принятия данного решения;

Последствия (экономические, социальные, политические), возникшие при принятии решения;

Правовые и финансовые ресурсы, способствующие выполнению данного решения или препятствовать ему;

Новые обстоятельства, которые могут возникнуть при выполнении данного решения

На этой стадии медиатор выполняет две важные задачи:

1 помогает сторонам лучше сформулировать те предложения, которые у них уже есть

2. Стимулирует участников конфликта к поиску новых предложений, которые могли бы удовлетворить всех лучше, чем предыдущие

Свои решения медиатору следует предлагать только после того, как все участники высказались. Тон предложений должен быть таким, чтобы не создавалось впечатления о давлении со стороны медиатора или его симпатии к одной из и сторон. При отсутствии конструктивных предложений смысл попросить участников еще раз подумать над ними дома или во время перерв.

Стадия 4. Переговоры и принятия решения

Главной задачей стадии является направление участников на совместную работу с целью реализации этой задачи полезно начать диалог сторон из наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех компроми исах, которые можно достичь в результате диалога. Следует помнить, что очень длинный список предложений для обсуждения затрудняет принятие решения. Роль медиатора на этом этапе состоит в том, чтобы рассказать о процедурах и технологии, способные помочь принятию эффективного решения. Далее медиатор контролирует организационно-технологическую сторону переговоров, тогда как разговор по содержанию ведут сами участникники.

Таким образом, на этом этапе медиатор дает старт взаимодействия между сторонами и следит за тем, чтобы каждому участнику была предоставлена??возможность высказаться, внести свои предложения и оценить предложения других бе ез всякого давления. Медиатор может остановить негативные выпады участников в адрес друг друга, напомнив им о правилах поведения во время переговоров. Эта стадия является достаточно тяжелой, и следует помнить, что от повидальнисть за принятие решений является исключительной прерогативой участников конфликтту.

Стадия 5. Составление итогового документа

Медиатор организует составление плана, уточняет формулировки и записывает принятые решения. В процессе выработки приемлемого соглашения следует помнить, что в повестку дня включаются сначала те пункты, по которым х готовность участников к договоренностям наиболее высока. Это готовит свою основа для перехода к следующим, более проблемных вопросов. Часто стороны согласны с пунктами по сути, однако их не устраивают по фиксированные в документе слова, поэтому медиатор должен позаботиться о том, чтобы сделка была приемлема и в стилистическом смысленсі.

Идеальная итоговое соглашение - это такие равноправные, законные и прочные обязательства, выработанные в результате переговоров и с которыми соглашаются конфликтующие стороны. Особое внимание следует уделить процедур ре подписания совместно разработанного и принятого сторонами документа рукопожатия или поднятия бокалов с шампанским послужат здесь символом того, что стороны преодолели конфронтацийію.

По окончании переговоров их участники обычно готовят отчет. При составлении отчета целесообразно ответить на следующие вопросы:

Что способствовало успеху переговоров, которые возникали трудности, как они преодолевались;

Что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;

Неожиданности возникли во время ведения переговоров;

Какова была поведение партнера на переговорах;

Какие принципы ведения переговоров возможно и необходимо использовать при ведении иных переговоров;

Стадия 6. Утверждение соглашения

медиатор вместе со сторонами соглашения следует определить, какие механизмы обеспечат наиболее быстрое и эффективное утверждении принятого документа, представители сторон этим заниматься и какие ресурсы для этого потребуются.

Таким образом, медиация - это процесс урегулирования конфликта между двумя конфликтующими сторонами с участием третьей нейтральной стороны. Будучи альтернативой судебной процедуре и другим силовым способам развитием тку событий, медиация имеет ряд преимуществ, главным из которых является то, что разрешение конфликта достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе, одинаково устраивает заи нтересовани сторони.

Медиация (от лат. mediatio) - посредничество. Во всём мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Медиация позволяет уйти от потери времени в судебных разбирательствах, от дополнительных и непредсказуемых расходов, процесс медиации является частным и конфиденциальным. Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения (или «самоопределения») между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимания позиций и интересов, фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.
Цель посредничества - добиться прекращения конфликта путём нахождения компромисса между его оппонентами.
Роль посредника - это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут выступать как отдельные лица, так и организации и государства. Важная черта посредника - это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Поэтому в качестве медиатора могут выступать только люди или организации, которые выбираются обоими субъектами конфликта. При этом в качестве посредника могут выступать как официальные лица и организации, так и неофициальные. Такими посредниками на самых разных уровнях и в самом разном качестве могут быть: маги, колдуны, старейшины, «воры в законе», священнослужители, видные деятели культуры, государственные деятели, международные организации типа ООН и т.д.
Необходимо выделить следующие принципы медиации.
1. Беспристрастность. Медиатор должен проводить медиацию беспристрастно и справедливо. Идея беспристрастности медиатора является центральной в процессе медиации. Медиатор должен проводить медиацию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс в беспристрастной манере, он обязан прекратить медиацию. Медиатор должен избегать такого поведения, которое давало бы повод почувствовать пристрастность по отношению к другой стороне. Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора. Когда медиатор назначается судом или другим институтом, то такая организация должна приложить разумные усилия по обеспечению беспристрастности услуг медиатора. Медиатор должен остерегаться пристрастности или предубеждений, основанных на личностных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации.
Обратной стороной беспристрастности является отсутствие заинтересованности в конфликте. Медиатор должен раскрыть все имеющиеся или потенциальные собственные интересы в конфликте, в той или иной степени известные ему. После обнаружения таковых медиатор должен отказаться от медиации или же получить согласие сторон на её проведение. Необходимость защиты от пристрастности медиатора в конфликте может влиять также на поведение сторон во время и после медиации. Интерес медиатора в конфликте порождает сделку или такие отношения, которые могут создать впечатление предубеждения. Основной подход к вопросу о заинтересованности медиатора в конфликте согласуется с понятием самоопределения. Медиатор несёт ответственность за обнародование всех имеющихся или потенциальных конфликтов, которые в той или иной мере ему знакомы и которые могут породить вопрос о беспристрастности. Если все стороны согласятся на медиацию после того, как были проинформированы о конфликте, медиатор может продолжить медиацию.
Однако если интерес в конфликте порождает ряд сомнений целостности процесса, медиатор должен отказаться от процесса. Медиатор должен избегать проявления заинтересованности в конфликте как во время, так и после медиации. Без согласия всех сторон медиатор не должен впоследствии устанавливать профессиональные отношения с одной из сторон по касающемуся или некасающемуся делу при условии, если это может поднять законные вопросы целостности процесса медиации.
2. Конфиденциальность. Медиатор должен обеспечить разумные ожидания сторон в отношении конфиденциальности. Конфиденциальность зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к которому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон или если этого не требует закон. По отношению к конфиденциальности стороны могут разработать свои правила, или заранее договориться с медиатором, или действовать на основе уже имеющихся определённых правил. Так как гарантия конфиденциальности является важной для сторон, медиатор должен обсудить её с конфликтующими сторонами. Если медиатор проводит приватные заседания со сторонами, содержание таких заседаний с точки зрения конфиденциальности должно быть обсуждено со всеми сторонами предварительно. В целях защиты целостности процесса медиации медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во время процесса медиации, качестве дела или предлагаемых решениях. Если это необходимо, медиатор может сообщить о причине неявки одной из сторон. Если стороны договорились, что вся или часть выявленной информации во время процесса медиации является конфиденциальной, такое соглашение сторон должно являться для медиатора обязательным.
Конфиденциальность не может быть истолкована как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации ответственными людьми. При соответствующих обстоятельствах научным работникам может быть разрешён доступ к статистическим данным и с разрешения сторон к зарегистрированным делам, присутствие на процессе медиации, интервью с участниками медиации.
3. Добровольность. Процедура медиации является сугубо добровольной. Стороны никто не может заставить воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация - добровольный процесс, он основан на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого соглашения. Добровольность выражается в том, что ни одну сторону нельзя принудить к участию в медиации; выйти из процесса на любом этапе или продолжать медиацию - личное дело каждого участника; согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольно; стороны сами контролируют своё будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи или арбитры, которые, конечно, не обладают полными сведениями и представлениями обо всех фактах и подоплёке сторон и спора; услуги того или иного медиатора на какой-то части процесса или в течение всей процедуры принимаются обеими сторонами также добровольно.
В принципе, в качестве медиатора может выступать кто угодно. Существуют, однако, группы людей, которые в силу их статуса относятся к официальным медиаторам, неофициальным медиаторам, спонтанным медиаторам (рис. 5).
Необходимо отметить, что если в роли медиатора выступают «спонтанные медиаторы», то в этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи.
Выделяют пять типов медиаторов (с точки зрения стиля медиации):
1) «третейский судья» - обладает максимальными возможностями для решения проблемы, изучает проблему всесторонне, и его решение не обжалуется;
2) «арбитр» - то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому;
3) «посредник» (нейтральная роль) - обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта, но окончательное решение принадлежит оппонентам;

4) «помощник» - организует встречу, но не участвует в обсуждении;
5) «наблюдатель» - своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение.
Первые два типа называют высокоавторитарными. Они выгодны, если требуется скорое решение. Если конфликт не слишком напряжен, предпочтительны последние три способа.
Выделяют следующие тактики воздействия медиатора на стороны.
1. Тактика поочерёдного выслушивания - применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.
2. Директивное воздействие - акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов. Цель - склонение к примирению.
3. Сделка - посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон.
4. Давление на одного из оппонентов - посредник доказывает одному из оппонентов ошибочность его позиции.
5. Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их решения.
Процесс медиации распадается на ряд стадий с применением характерных техник.
Стадия 1 - Формирование структуры и доверия. Эта стадия закладывает ту основу взаимоотношений, которая будет соблюдаться на протяжении всего медиаторского процесса. Медиатор должен потратить значительное количество времени и усилий для того, чтобы процесс медиации стал понятным и приемлемым для участников.
Стадия 2 - Анализ фактов и выявление проблем. Для того чтобы приемлемое решение было принято, все участники должны иметь равный объём информации и хорошо понимать действительные проблемы. Поэтому вторая стадия медиаторского процесса направлена на анализ значимых фактов и выявление таких проблем. Ведь чтобы разрешить конфликт, его сначала надо хорошо осознать. Следует заметить, что данный процесс частично начинается уже на первой стадии медиации. Задача медиатора на второй стадии - выявить все имеющиеся проблемы, поскольку большинство конфликтов имеет, как известно, комплексный характер. Причём нужно добиться не только личных мнений о тех или иных проблемах, но и совместного понимания и формулирования участниками существа конфликта.
Стадия 3 - Поиск альтернатив. Данная стадия призвана дать ответ на вопрос: «Как вы можете сделать то, что вы хотите сделать, с наибольшим эффектом?» В поиск ответа вовлекаются все участники. При этом следует понимать, что, несмотря на обилие проблем, выявленных и зафиксированных медиатором к данному моменту, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких базовых. Их нужно определить в первую очередь. После обзора всех проблем и определения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Затем делается следующий шаг - анализ предложений на предмет их соответствия некоторым критериям.
Стадия 4 - Переговоры и принятие решения. Главной задачей данной стадии является кооперация участников, нацеливание их на совместную работу. В целях реализации этой задачи полезно начать диалог сторон с наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех хотя бы небольших компромиссах, которые были достигнуты в рамках такого диалога. В случае когда разговор всё же начинается с крупных проблем и предложений по их разрешению, важно в качестве позитивного фактора обращать внимание на то, что участники согласились обсуждать даже те проблемы, по которым ранее существовала высокая степень непримиримости. Нужно помнить и ещё об одном: слишком длинный список предложений для обсуждения и выбора в ряде случаев затрудняет принятие решения и, следовательно, должен быть максимально сокращён.
Стадия 5 - Составление итогового документа. Функция этой стадии производство документа (плана или соглашения), в котором были бы чётко изложены принятые участниками решения, их текущие намерения и варианты поведения в будущем. Чем занимается медиатор на данной стадии? Он организовывает составление плана, уточняет формулировки, записывает принятые решения и стимулирует внесение в итоговый документ пунктов, которые говорили бы о возможности его корректировки в случае тех или иных изменений. В процессе выработки приемлемого соглашения стоит помнить, что начинать путь к нему целесообразно с наиболее лёгких вопросов. Их решение оказывает положительное психологическое воздействие на участников переговоров и демонстрирует принципиальную возможность достижения договорённостей. Столь же позитивное воздействие данный приём оказывает и на общественное мнение.
Стадия 6 - Правовая процедура и утверждение соглашения. Довольно часто бывает, что конфликт между сторонами затрагивает и их внешнее окружение, а принятое соглашение или план нуждается в институциа- лизации, что предполагает правовое сопровождение и утверждение (ратификацию) ответственными инстанциями: комитетами и комиссиями представительных органов власти, исполнительными структурами, судами и т.п. Таким образом, на медиаторской сессии следует определить, какие механизмы обеспечат наиболее быструю и эффективную ратификацию принятого документа, какие представители сторон будут этим заниматься и какие ресурсы для этого потребуются.
Стадия 7 - Выполнение, пересмотр и коррективы соглашения. Когда стороны начинают работать в соответствии с достигнутыми договорённостями, пункты этих договорённостей могут переосмысливаться, ситуация - меняться. Могут возникать непредвиденные (форс-мажорные) обстоятельства. Во всех этих случаях будет лучше, если стороны не ограничатся спонтанной реакцией, а заранее предусмотрят возможность новых встреч, согласований и обсуждений. Эти встречи будут представлять собой мини-сессии с перечисленными выше стадиями. Поскольку стороны уже накопили некоторый опыт участия в медиаторском процессе, новые сессии займут значительно меньше времени, чем предыдущие. Следует подчеркнуть, что стадии 6 и 7 могут отсутствовать совсем (если принятое соглашение исчерпывает проблему и касается только участников медиации) либо проводиться сторонами самостоятельно, без участия посредника.
Таким образом, медиация - это процесс урегулирования спора между двумя конфликтующими сторонами с участием третьей нейтральной стороны. Являясь альтернативой судебной процедуре и другим силовым способам разбирательства, медиация обладает целым рядом преимуществ, самым главным из которых является то, что разрешение спора достигается путём принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе, одинаково устраивающего все заинтересованные стороны, так, чтобы интересы всех участников спора могли бы быть удовлетворены.

Медиация (посредничество) – это способ разрешения конфликтов с помощью третьей, независимой и незаинтересованной, стороны. В последние годы медиация стала отдельной профессией и закреплена официально в Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-ΦЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". При этом медиация – это внесудебная практика, не требует участия государственных органов. Медиация может осуществляться на профессиональной и непрофессиональной основе. Медиатором иа профессиональной основе может стать человек старше 25 лет, имеющий высшее образование и прошедший специальный курс подготовки медиаторов (такие курсы открываются во многих вузах) . Медиатором на непрофессиональной основе может быть человек старше 18 лет, не имеющий судимости. Стороны конфликта сами выбирают медиатора, которому доверяют и который не является вовлеченным в конфликт. В отличие от судебного решения, медиатор не принимает решения в пользу какой-либо из сторон, а пытается привести стороны конфликта к консенсусу.

Процедура медиации включает в себя следующие этапы.

  • 1. Письменное предложение одной из сторон конфликта о применении медиации. Если в течение 30 дней после получения предложения ответа не последует, предложение считается отвергнутым.
  • 2. При получении согласия второй стороны заключают письменное соглашение о применении медиации, в котором оговаривается:
    • – предмет спора;
    • – личность медиатора;
    • – организация, обеспечивающая проведение медиации;
    • – порядок проведения медиации;
    • – участие сторон в расходах на медиацию;
    • – сроки проведения медиации.
  • 3. Медиатор осуществляет свою деятельность, которая включает:
    • – изучение точек зрения сторон;
    • – беседы с оппонентами;
    • – поиск компромисса и принятие решения.

Медиатор не выносит сам решения и не принуждает стороны к его выполнению, а подводит стороны к принятию самостоятельного решения и наиболее приемлемому выходу из ситуации.

  • 4. Заключение медиативного соглашения между сторонами. В соглашении описываются обязательства сторон и сроки их исполнения. По желанию сторон соглашение может быть утверждено судом как мировое соглашение.
  • 5. Выполнение принятого решения сторонами. Стороны добровольно выполняют принятое решение.

Факторы успешности медиации:

  • 1) отношения сторон: чем хуже отношения сторон, тем маловероятнее успех медиации;
  • 2) способность сторон к кооперации: чем она выше, тем успешнее медиация;
  • 3) мотивация сторон к урегулированию разногласий и принятию соглашения: низкая мотивация снижает эффективность медиации;
  • 4) доверие сторон к медиативному процессу повышает успех медиации;
  • 5) характеристики самого процесса медиации, используемых им методов .

Технология медиации

При описании процесса медиации принято различать следующие группы техник:

  • 1) техники рефлексивного вмешательства – направлены на установление и поддержание контакта с участниками конфликта;
  • 2) техники контекстуального вмешательства – направлены на формирование благоприятного климата переговоров;
  • 3) техники независимого вмешательства – обеспечивают процесс принятия решений и анализа вариантов .

Во время первой же встречи необходимо ввести правила общения во время процесса медиации, которые затем следует неукоснительно соблюдать:

  • – отсутствие оскорблений, ругательств, угроз в адрес другой стороны;
  • – четкое изложение фактов с предоставлением подтверждающих документов;
  • – конфиденциальность – неразглашение информации, полученной в процессе медиации, в том числе в качестве свидетельских показаний в суде;
  • – полная добровольность участия в медиации: каждый из участников может выйти из процесса медиации в любой момент, если посчитает дальнейшее ее проведение бессмысленным;
  • – рекомендуется делить расходы на медиацию между сторонами конфликта поровну .

На стадии начала медиации медиатор знакомится с участниками. В процессе медиации медиатор следит за тем, чтобы правила соблюдались участниками, создает доверительную атмосферу диалога, предлагает сторонам по очереди высказать свое мнение о ситуации.

На стадии прояснения конфликта выясняются внутренние позиции участников конфликта, ценности и позиции сторон.

На стадии разрешения конфликта обсуждаются варианты решения, на этом этапе можно использовать метод "мозгового штурма" и предложить участникам высказывать любые варианты, даже самые неожиданные. Далее происходит оценка приемлемости каждого варианта для каждой из сторон, а также преимущества и недостатки каждого варианта. Медиатор помогает участникам выработать критерии оценки альтернатив решения конфликта.

В заключении процесса медиации выбирается наиболее приемлемый вариант и составляется соглашение. Текст соглашения должен быть четким, без двусмысленностей, в позитивных формулировках (вместо "не буду делать..." надо писать "буду делать") – это облегчает выполнение соглашения сторонами. Действия сторон должны быть определены максимально четко, с описанием содержания, времени, места выполнения.

В процессе медиации могут использоваться методы бихевиоральной терапии, фаилитации, коучинга, многих психотерапевтических подходов. Медиаторы могут работать по одиночке и в парах (ко-медиация), например, с разнополыми участниками конфликта (как в случае бракоразводного процесса) могут работать медиаторы разного пола, чтобы исключить эффект гендерной коалиции.

Пример 5.3

Техника контракта (списков)

Техника списков предложена С. Кратохвилом для решения семейных конфликтов, но может также применяться для конфликтов в любой сфере .

Этапы проведения техники

  • 1. Участники (стороны) конфликта письменно излагают свои претензии друг другу в виде списка требований. Необходимо добиться максимальной конкретности изложения претензии, например: "Хочу, чтобы муж приходил домой не позднее 20.00". Под каждым пунктом списка должно быть только одно требование, например фраза "Хочу, чтобы муж приходил домой не позднее 20.00, а не сидел с друзьями в баре и не играл в бильярд до полуночи" содержит три требования (приход домой, общение с друзьями, игра в бильярд), соответственно, ее надо разбивать на три пункта и конкретизировать каждый. Следует избегать общих претензий типа: "Хочу, чтобы муж ко мне хорошо относился". Такую претензию необходимо конкретизировать: "Что именно должен делать муж, чтобы показать свое хорошее отношение к вам?"
  • 2. По каждой паре требований с каждой стороны заключается договор: каждый будет делать то, что требуется другому, в ответ на собственные уступки. За одну сессию следует рассматривать не больше трех пар требований (табл. 5.2). Психолог при этом выступает в роли посредника (медиатора). Когда находятся такие нары, супруги заключают соглашение о соблюдении договора в течение недели.

Таблица 5.2

Супружеский договор Енды и Марии

Сфера конфликта

Домашнее хозяйство – претензия жены: "не помогает мне по дому"; претензия мужа: "командует и указывает, когда надо что делать, я хочу это делать, когда мне удобно"

Буду два раза в неделю приводить в порядок кухню и ванную, пылесосить

Пусть муж убирает, когда и как сам захочет, не буду им "командовать"

Воспитание детей – претензия жены: "мало уделяет времени детям"; претензия мужа: "критикует меня при детях, указывает, что делать и как играть"

Буду каждый день не менее получаса играть с детьми, а в воскресенье ходить с ними на прогулку

Пусть муж ведет себя с детьми так, как ему нравится; не буду его при детях критиковать

Свободное время – претензия жены: "уделяет мне мало времени, по выходным уезжает к своему отцу"; претензия мужа: "все время пилит, что я уезжаю в выходные"

Предусмотреть один раз в две недели в выходные дни программу развлечений, приятную для жены (выставки, экскурсии)

Не буду ничего говорить, если муж один раз в две недели поедет навестить своего отца (один или вместе с детьми)

3. Через неделю супруги вновь встречаются у психолога и обсуждают, что получилось и что не получилось выполнить, и на основании этого корректируют договор. Если все получается – можно добавить еще один-два пункта из списка претензий.

Для повышения эффективности техники можно попросить участников конфликта вести дневник, в котором отмечать положительные изменения в поведении партнера. Можно также использовать специальные формуляры и затем на их основе строить графики освоения навыков решения проблем.

Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991. С. 197-199.

  • Приводится по: Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. С. 198.
  • © 2024 softlot.ru
    Строительный портал SoftLot