Поволжье сообщение. Поволжье состав

Среднее Поволжье занимает южную часть Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области. Это экономически развитая и плотно заселенная территория. Подрайон имеет благоприятное географическое и транспортное положение, развитую сеть железных дорог, автодорог общего использования с твердым покрытием и водного транспорта.

Основными отраслями специализации Поволжья являются машиностроение (особенно автомобилестроение), нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. В районе производятся синтетический каучук, синтетические смолы, пластмассы и волокна.

Природно-ресурсный потенциал

Территория Среднего Поволжья вытянулась по обоим берегам Волги. Поволжье располагает значительными запасами минерального сырья. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Крупнейшие месторождения находятся в Татарстане: Ромашкинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское. Первомайское и др. Имеются ресурсы нефти в Самарской (Мухановское месторождение) и Саратовской областях. Основные месторождения газа находятся в Саратовской области — Курдюмо-Елшанское и Степановское.

Население и трудовые ресурсы

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Структура экономики образована межотраслевыми комплексами. Среди них ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, в котором занята большая доля трудовых ресурсов и который занимает первое место в Поволжье по объему производства. Особенно выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Крупный автомобильный комплекс КамАЗ в Нижнекамском районе Татарстана (его центр — г. Набережные Челны) включает группу заводов.

В группу компаний КамАЗ входит 96 предприятий, включая ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО «НЕФАЗ» (г. Нефтекамск) и ОАО «Автоприцеп-КАмАЗ» (г. Ставрополь).

Центром автомобилестроения является г. Тольятти (Самарская область), где размещается ОАО «АВТОВАЗ», выпускающий легковые автомобили.

Грузовые автомобили малого класса и полноприводные микроавтобусы производит автомобильный завод ОАО «УАЗ», расположенный в Ульяновске.

Предприятиями, входящими в группу компаний «СОЛЛЕРС» (SOLLERS-Елабуга, SOLLERS-Набережные Челны, ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Заволжский моторный завод» и др.), осуществляется выпуск автомобилей Fiat Ducato, г рузовых автомобилей ISUZU. внедорожников SsangYong.

Заводы по обслуживанию автомобилей находятся в городах Самаре. Энгельсе. Завод по производству троллейбусов размещен в Энгельсе (ЗАО «Тролза»).

Крупными центрами авиастроения являются Самара (авиационный завод АО «Авиакор», выпускающий самолеты «Ту-154», космические ракеты и аппараты), Саратов (производство самолетов ЯК-42).

Центры точного машиностроения — Казань. Пенза, Ульяновск. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию машиностроительной продукции Поволжье уступает только Центральному району.

В районе сформировался нефтегазохимический комплекс. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в Самарской. Саратовской областях. Центры нефтехимии — Новокуйбышевск (Самарская область) и Нижнекамск (Татарстан).

Электроэнергетические ресурсы района вырабатываются Жигулевской, Саратовской, Волжской гидроэлектростанциями. В районе действуют также тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заикинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ.

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности — мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная и рыбная.

Транспорт и экономические связи

Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Основную роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург; Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск (связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля.

В районе развиты и другие виды транспорта: речной, автомобильный, авиационный, трубопроводный. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы.

Внутрирайонные различия

На территории Самарской области и Татарстана формируется Нижнекамский промышленный комплекс. В отличие от других ТПК он занимает сравнительно небольшую территорию — 5 тыс. км 2 , отличается выгодностью географического положения, через ею территорию протекает судоходная Кама, проходит железная дорога Акташ — Миннибаево — Круглое Поле, дающая выход на магистраль

Москва — Ульяновск — Уфа. Транспортные связи Нижнекамского ТП К дополняют нефтепроводы из Альметьевска.

Татарстан — одна из наиболее экономически развитых республик России, что подтверждается многими статистическими показателями (объем производимой промышленной продукции, валовой региональный продукт надушу населения и т.д.).

На территории Елабужского района Республики Татарстан создана ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» для оказания содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства. Промышленно-производственная направленность ОЭЗ включает в себя производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическую и нефтехимическую промышленность, обрабатывающую промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели и многое другое.

Отрасли специализации Саратовской области — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. На территории области расположена крупнейшая Балаковская АЭС.

Основные проблемы и перспективы развития

На побережье Волги и ее притоков размешены многочисленные предприятия нефтегазохимического комплекса, что приводит к необратимой деградации экологической системы.

В целях сохранения природно-хозяйственного потенциала региона была принята федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»).

Экологическая обстановка в бассейне реки Волги остается неблагополучной, цели, поставленные при утверждении программы, не достигнуты. Постановлением Правительства «О завершении реализации отдельных подпрограмм, входящих в ФЦП «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)» реализация программы «Возрождение Волги» завершена в 2004 г.

Экономика и хозяйство Среднего Поволжья

Этот район занимает южную часть Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области. Это экономически развитая и плотно заселенная территория. Подрайон имеет благоприятное географическое и транспортное положение, развитую сеть железных дорог, автодорог общего использования с твердым покрытием и водного транспорта.

Основными отраслями специализации Поволжья являются машиностроение (особенно автомобилестроение), нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. В районе производится синтетический каучук, синтетические смолы, пластмассы и волокна.

Природно-ресурсный потенциал. Территория Среднего Поволжья вытянулась по берегам Волги. Поволжье располагает значительными запасами минерального сырья. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Крупнейшие месторождения находятся в Татарстане: Ро- маиткинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское. Первомайское и др. Имеются ресурсы нефти в Самарской (Мухановское месторождение) и Саратовской областях. Основные месторождения газа находятся в Саратовской области — Курдюмо-Елшанское и Степановское.

Отраслями специализации округа можно считать топливную промышленность, в том числе нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехимическую, машиностроение и металлообработку, стекольную и фарфоро-фаянсовую и мукомольную отрасли промышленности.

Вблизи Сызрани расположено Кашпировское месторождение горючих сланцев.

Население. Наиболее густо заселены территории долины Волги в Самарской, Ульяновской областях и в Татарстане.

Население Поволжья отличается пестротой национального состава. При преобладающем русском населении значительный удельный вес в структуре населения занимают татары, калмыки.

Для населения Поволжья характерна высокая его концентрация в областных центрах и столице Татарстана. Численность населения Казани, Самары превышает миллион жителей.

Трудовые ресурсы Поволжья имеют высокую квалификацию, что определяется специализацией регионов. В промышленных центрах развиты научные исследования как фундаментального, так и прикладного характера.

Хозяйство. Хозяйственный комплекс Среднего Поволжья начал складываться еще в дореволюционные годы, причем это развитие в значительной мере обусловливалось Волгой, на пути которой возникали крупные перевалочные и торговые пункты.

В структуре хозяйства выделяются сложившиеся межотраслевые комплексы. Среди них ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, в котором занята большая доля трудовых ресурсов и который занимает первое место в Поволжье по объему производства. Особенно выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Крупный автомобильный комплекс «КамАЗ» в Нижнекамском районе Татарстана включает группу заводов. Центр — г. Набережные Челны.

Центром автомобилестроения является Тольятти (Самарская область), где размещается «АвтоВАЗ», производящий легковые автомобили. Автомобильный завод «Авто- УАЗ» размещен в Ульяновске — производитель грузовых автомобилей малого класса, полноприводных микроавтобусов. Заводы по обслуживанию автомобилей находятся в

Самаре, Энгельсе. Завод по производству троллейбусов размещен в г. Энгельсе. В Елабуге построен комплекс по производству легковых автомобилей «Ока».

Крупными центрами авиастроения являются Самара (авиационный завод АО «Авиакор», выпускающий самолеты «Ту-154», космические ракеты и аппараты), Саратов (производство самолетов «ЯК-42»).

Центры точного машиностроения — Казань, Пенза, Ульяновск. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию машиностроительной продукции Поволжье уступает только Центральному району.

В районе сформировался пефтегазохимический комплекс. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в Самарской, Саратовской областях. Центры нефтехимии — Новокуйбышевск (Самарская область) и Нижнекамск (Татарстан).

Электроэнергетика района представлена гидроэлектростанциями, работающими в объединенной системе: Самарская, Саратовская, Нижнекамская. В районе действуют также тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заикинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ.

Отраслью рыночной специализации Поволжья является производство строительных материалов, особенно цемента. В поволжских городах и пригородах издавна развито лесопиление и деревообрабатывающая промышленность.

В Поволжье развивается легкая промышленность: в Казани расположен крупнейший меховой комбинат, в Ульяновске и Пензе — предприятия шерстяной промышленности.

Агропромышленный комплекс имеет всероссийское значение. Району принадлежит ведущее место в России по производству зерна, в том числе ценной зерновой культуры — пшеницы, а также риса, бахчевых культур, овощей, горчицы, мяса. Поволжье также является производителем подсолнечника, молока, шерсти. Сельское хозяйство характеризуется высокой эффективностью, что связано с весьма благоприятными природными условиями. Основным резервом развития АПК является углубление его специализации с учетом экологической обстановки.

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности — мукомольно- крупяная, маслобойная, мясная и рыбная.

Транспорт . Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетыо, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Основную роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург; Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск (связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; меридиональная дорога: Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля. В районе развиты и другие виды транспорта: речной, автомобильный, авиационный, трубопроводный. Нефте- и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы.

Внутрирайонные различия. На территории Самарской области и Татарстана формируется Нижнекамский промышленный комплекс. В отличие от других ТПК, он занимает сравнительно небольшую территорию — 5 тыс. км 2 . ТПК отличается выгодностью географического положения, через его территорию протекает судоходная Кама, проходит железная дорога Акташ — Миннибаево — Круглое Поле, дающая выход на магистраль Москва -

Ульяновск — Уфа. Транспортные связи Нижнекамского ТПК дополняют нефтепроводы из Альметьевска.

Татарстан — одна из наиболее экономически развитых республик России, что подтверждается многими статистическими показателями (объем производимой промышленной продукции, валовой региональный продукт на душу населения и т.д.).

В Пензенской и Ульяновской областях развиты машиностроение, легкая, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Ульяновск — крупный промышленный центр, в городе работают автомобильный завод, завод тяжелых станков, развита электротехническая промышленность. Пенза — центр машиностроения, заводы которого производят вычислительную технику, часы, технологическое оборудование.

Саратовскую область иногда относят к Нижнему Поволжью, отрасли специализации — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. На территории области расположена крупнейшая Балаковская АЭС.

Основные проблемы и перспективы развития. Экологические проблемы проявляются в нарушении земель горными разработками, вторичным засолением почв. Большой экологический ущерб нанесен промышленными выбросами и транспортом водным и рыбным ресурсам региона.

На побережье Волги и ее притоков размещены многочисленные предприятия нефтегазохимического комплекса, что приводит к необратимой деградации экологической системы.

В целях сохранения природно-хозяйственного потенциала региона принята федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»).

Состав: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области. Республики: Калмыкия и Татарстан.

Площадь - 536,4 тыс. км 2 .

Население - 16 млн. 787 тыс. чел.

Район располагается широкой полосой вдоль великой русской реки Волги на стыке европейской и азиатской частей России.

Выгоды экономико-географического положения района связаны с тем, что Поволжье граничит с высокораэвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черно земным, Уральским, Северо-Кавказским экономическими районами, а также с Казахстаном. Густая сеть железнодорожных, автомобильных и речных путей обеспечивает тесные хозяйственные связи Поволжья сдругими районами. Значительный объем перевозок приходится на Волго-Камский бассейн, являющийся «транспортным каркасом» района. Благоприятные для развития сельского хозяйства природные условия и богатые полезные ископаемые (нефть, газ) создают базу для развития хозяйственного комплекса.

Природные условия и ресурсы

Поволжье имеет благоприятные условия для жизни людей, что издавна притягивало сюда переселенцев из других районов России. Район расположен в пределах древней Русской платформы и частично - молодой плиты, погруженной на значительную глубину под осадочный чехол. Рельеф более низкой восточной части слабоволнистый, западная часть занимает более высокое гипсометрическое положение, на ее территории расположена останцовая Приволжская возвышенность. Рельеф западной части холмистый.

Климат района - умеренно континентальный, на юге - засушливый. Большая сумма активных температур, плодородные черноземы лесостепей, серые лесные почвы, черноземы степей и каштановые почвы сухих степей создают мощный аграрный потенциал района. Распаханные земли его составляют около 20% российской пашни. Но южные части района испытывают дефицит во влаге, здесь распространены бурые полупустынные почвы.

Основная часть территории занята степной и лесостепной зонами. На севере некогда произрастали смешанные хвойно-широколиственные и широколиственные леса, вследствие многовековой вырубки они почти не сохранились в естественном виде; на юге степь сменяется полупустыней.

Район обладает разнообразными минеральными ресурсами. Но запасы нефти, сделавшие Поволжье одним из первых в нефтедобыче, сильно истощены; добыча нефти снижается. Основные ресурсы нефти сосредоточены в Татарстане, Самарской области, газа - в Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях. Значительны также запасы соли в озерах Баскунчак и Эльтон и разнообразного сырья для производства стройматериалов.

Население

Современное население района сформировалось в результате многовековой сложной истории колонизации края. Коренное население - чуваши, марийцы, мордва. Затем здесь поселились булгары, половцы, монголы, ногайцы. С конца XV- начала XVI веков завоевание поволжских пространств было одной из главных целей Русского, а затем Российского государства. Многие крупнейшие города района (Волгоград, Самара, Саратов) возникли как крепости на природном рубеже (Волге), защищавшем Русь от кочевых племен.

Современное Поволжье - один из наиболее густозаселенных районов Российской Федерации. Средняя плотность населения - 31 чел. на 1 км 2 , особенно плотно заселены Самарская область. Татарстан, Саратовская область.

В национальной структуре сегодня почти повсеместно (кроме Калмыкии и Татарии) преобладают русские. Также значительна доля компактно проживающих татар (16%), чувашей и мордвы (2 и 3% соответственно).

Уровень урбанизации Поволжья составляет около 73%, причем население сконцентрировано в основном в столицах национальных республик и в крупных промышленных городах. Район обладает значительными трудовыми ресурсами. Население его растет, причем в основном вследствие значительного притока мигрантов.

Промышленная база района получила толчок к развитию в годы Великой Отечественной войны, когда сюда были перебазированы более 300 предприятий, И сегодня по многим показателям Поволжье не уступает таким развитым в индустриальном плане районам, как Центральный и Уральский, расположенным по соседству.

Основные отрасли специализации района: нефтяная, нефтеперерабатывающая, газовая промышленность, работающая на их сырье химическая промышленность, а также высококвалифицированное машиностроение, электроэнергетика и производство строительных материалов.

Ведущая роль принадлежит машиностроению. В структуре машиностроения выделяется, прежде всего, автомобилестроение. Район выпускает 70% легковых (Ульяновск, Тольятти), 10% грузовых (Набережные Челны) и значительное количество троллейбусов (Энгельс). В Елабуге планируется построить новый автомобильный завод совместно с зарубежными компаниями. Поволжье специализируется также на приборе- и станкостроении (Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волжский, Казань), авиастроении (Самара, Саратов, Казань), (тракторостроении (Волгоград). В районе представлены все отрасли химической промышленности. Прежде всего это горная химия (добыча серы - Самарская область, солей - озеро Баскунчак), химия органического синтеза, производство полимеров. Химическая промышленность развивается на базе переработки местной и эападно-сибирской нефти в Нижнекамском, Самарском и других нефтехимических комплексах. Основные центры: Нижнекамск, Самара, Казань, Сызрань, Сара-. тов, Волжский, Тольятти.

На базе Астраханского газоконденсатного месторождения создается крупный газо-химический комплекс.

Топливно-энергетический комплекс высокоразвит. Район полностью обеспечен собственным топливом, и несмотря на то, что доля Поволжья в нефтедобыче России падает, район занимает второе место в Российской Федерации после Западно-Сибирского экономического района по добыче нефти и газа.

В Поволжье вырабатывается около 10% общероссийского производства электроэнергии, часть ее передается по ЛЭП и в другие районы России. На Волге и Каме создан каскад из 11 ГЭС общей мощностью 13,5 млн. кВт. Но водохранилища этих равнинных ГЭС очень мелководны, хотя и занимают огромные площади, поэтому себестоимость электроэнергии очень высока. Экологические же проблемы, вызванные строительством ГЭС, огромны. Во-первых, великая русская река Волга больше не существует в своем естественном виде - только система водохранилищ. Во-вторых, такое регулирование ее стока привело к замедлению течения и, следовательно, снижению способности реки к самоочищению. А в Волгу ежегодно попадают сотни тысяч тонн загрязняющих веществ (нитратов, нефтепродуктов, фенолов и т.д.). Огромное количество (до 600 тыс. т) взвешенных частиц в условиях измененного стока способствуют ее заиливанию, обмелению. Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к катастрофической ситуации остатки приволжских лесов, которые являются естественной защитой Волги. Плотины ГЭС - почти непреодолимое препятствие для рыбы, в том числе и для ценных осетровых, чье уникальное, самое большое в мире, стадо находится под угрозой исчезновения. В-третьих, затопление плодородных, некогда густозаселенных территорий привело к потере значительного земельного фонда, затоплению около 100 городов и поселков городского типа, 2,5 тысяч сел, деревень, тысяч исторических и культурных памятников. Сейчас же ситуация только ухудшается, потому что старые очистные сооружения (фильтровавшие всего около 40% сточных вод) приходят в негодность, средств на их ремонт и строительство новых не хватает. Кроме того, существовавшая в рамках СССР единая система регулирования (управления) водным хозяйством практически разрушена, а Волга пересекает территории многих административно- территориальных единиц. Поэтому само существование Волжской речной системы находится под угрозой, и решить эту прочему можно только объединенными усилиями всех субъектов РФ, расположенных в бассейне Волги.

ТЭС, дающие 3/5 электроэнергии, работают на местном сырье - мазуте и газе. Они, в основном, размещены в городах, где развита нефтепереработка и нефтехимия.

В районе действует также Балаховская (Саратовская) АЭС.

Афопромышлейный комплекс. По площади сельскохозяйственных угодий (более 40 млн. га) Поволжье лидирует среди всех экономических районов страны. Распахано до 50% территории района. Здесь выращивается 1/2 валового сбора ценных твердых сортов пшеницы России, значительная часть горчицы, крупяные (просо, гречиха), технические (сахарная свекла, подсолнечник). Развито мясомолочное животноводство. Южнее широты Волгограда расположены крупные овцеводческие хозяйства. В междуречье Волга и Ахтубы выращивают овощебахчевые культуры и рис.

Многие области Поволжья охвачены эрозионными процессами почв, которые явились результатом многовековой сельскохозяйственной нагрузки. Это, а также неустойчивые погодные условия и засухи требуют постоянного проведения мелиорации.

Развитая транспортная сеть района во многом обусловила его современный облик. Районообразу-ющей артерией района послужила Волга. Большое значение имеют также пересекающие ее автомобильные и железные дороги, густая сеть ЛЭП и трубопроводов. Система нефтепроводов «Дружба» имеет международное значение.

Наверное, многие неоднократно слышали такое название, как Поволжье. Совершенно неудивительно, поскольку этот географический район обладает большой территорией и занимает важное место в жизни всей страны. Крупные города Поволжья также являются лидерами по многим показателям. Промышленность и экономика в этом районе отлично развиты. В статье будет подробно рассказано о крупнейших населенных пунктах Поволжья, об их размещении, экономике и других важных моментах.

Поволжье: общие сведения

Для начала необходимо получше познакомиться с самим районом. Если давать определение Поволжью, то можно сказать, что оно включает территории, прилегающие к реке Волге. Они издавна были заселены, поскольку река считалась важным транспортным и торговым путем. Большая часть Поволжья состоит из равнинного рельефа. Здесь часто встречаются низины и небольшие холмистые местности. Климат этих мест - умеренно-континентальный, а в некоторых местах континентальный. Погодные условия здесь не слишком суровые, однако зима бывает довольно холодной. Лето в этом районе теплое, средняя температура в июле месяце обычно находится на уровне +22-25˚ С.

Крупные города Поволжья представляют особый интерес. Сейчас этот район является густонаселенным. Здесь активно развивается промышленность, сельское хозяйство, транспортная система. Особенность размещения крупных городов Поволжья во многом связана с выгодным положением с точки зрения экономики и географии. Издавна населенные пункты в основном появлялись рядом с крупными торговыми путями (в данном случае - рядом с Волгой).

Самые значимые города этого района

Итак, мы немного познакомились с самим Поволжьем. Теперь стоит рассказать о его населенных пунктах. Самые крупные города Поволжья - это Казань, Самара и Волгоград. Они имеют население более 1 млн человек. Эти города стали настоящими промышленными центрами, в данный момент они продолжают активно развиваться. Не стоит обделять вниманием и другие крупные города Поволжья. Среди них обязательно нужно сказать о Саратове, Ульяновске, Пензе, Астрахани, Нижнем Новгороде.

Многих также интересует вопрос о том, какой крупнейший город Поволжья. На данный момент таким населенным пунктом является Казань. Теперь стоит подробнее рассмотреть важнейшие города этого района.

Казань

Итак, необходимо побольше узнать об этом замечательном городе. Он расположен в Республике Татарстан и является ее центром. Интересно, что здесь функционирует довольно большой порт, где осуществляется постоянный грузооборот. Город известен на всю страну и занимает важное место в области экономики, науки, политики, культуры.

Казань является очень древним городом. Ее основание, по некоторым данным, относится к 1005 году. Таким образом, становится понятно, что город обладает поистине древней историей. Изначально здесь была образована крепость. Однако уже в XIII веке Казань начала активно развиваться и расти. Постепенно она превратилась в важный центр в составе Золотой Орды. А уже в XV веке она стала центральным городом которому платила дань даже Москва. Однако Иван Грозный взял этот город, все сопротивления были подавлены. Таким образом, Казань вошла в состав Российского государства.

Сейчас Казань является городом-миллионником, в 2016 году ее население составило 1216965 человек. Также это крупный промышленный центр. Здесь широко развито машиностроение, легкая промышленность, а также химические и нефтехимические производства.

Самара

Многим интересно, какой же населенный пункт находится на втором месте по величине. Мы уже выяснили, что крупнейшим городом Поволжья является Казань. Следующий населенный пункт - это Самара. Она также занимает важное место в Поволжском экономическом пространстве. По данным на 2016 год, население города составляет около 1170910 человек.

Сначала здесь находилась крепость. Она была заложена в 1586 году. Основная цель такой постройки состояла в том, чтобы контролировать перемещения по Волге и не допускать набегов кочевников и других врагов по водным путям. Самара обладает богатой историей. Например, в XVII-XVIII веках город стал центром восстания крестьян. Одно время он даже был захвачен войсками, подчинявшимися Степану Разину. В середине XIX века была создана Самарская губерния. Таким образом, этот населенный пункт также стал ее центром. В то время количество населения в этих местах заметно возросло.

Долгое время, с 1935 года, город носил другое название - Куйбышев. Однако в 1991 году было принято решение вернуть ему прежнее название. Особый интерес представляет тот факт, что здесь расположена самая длинная в нашей стране набережная. Еще один рекорд - в городе находится самое высокое сооружение вокзала во всей Европе.

Что касается экономической составляющей города, она по большей части представлена различной промышленностью. Наиболее развито здесь машиностроение и металлообработка. Также в городе расположено множество предприятий пищевой промышленности.

Волгоград

Еще один крупный город Поволжья - это Волгоград. Этот населенный пункт также играет важную роль в экономической, культурной, научной и других сферах всего района. Население города в 2016 году составило 1016137 человек. Такой показатель свидетельствует о том, что это действительно крупный населенный пункт.

История этих мест богата различными событиями. Он появился, как и многие другие города Поволжья, рядом с торговым путем, проходившим по Волге. Эти земли долго находились под властью Золотой Орды. Однако с начала XV века она распалась на несколько отдельных ханств. Постепенно Московское княжество смогло победить их. Первое упоминание о городе (тогда он назывался Царицын) относится к 1579 году. Город пережил большое количество разгромов и каждый раз восстанавливался. Например, в 1607 году, когда в Царицыне признали власть город был взят штурмом по приказу Василия Шуйского. Также в середине XVII века здесь происходили крестьянские восстания.

С XVIII по начало XX века город активно развивался в промышленной сфере и постепенно стал центром всего региона. Сейчас наиболее развиты здесь оборонное производство, машиностроение и металлургия.

Саратов

Обязательно стоит отметить и такой город, как Саратов. Он также является крупной экономической составляющей Поволжья. Население его на 2016 год составляет 843460 человек. Интересно, что этот населенный пункт входит в число 20 крупнейших городов страны, однако не является городом-миллионником.

Относится к 1590 году. Тогда здесь была заложена крепость. Ранее здесь располагались поселения Золотой Орды. Уже в XVIII веке город стал крупным центром, где была организована торговля. В начале XX века Саратов стал самым крупным по количеству жителей.

Таким образом, был рассмотрен не только самый крупный город Поволжья, но и другие масштабные населенные пункты. Мы познакомились с их историей и различными интересными фактами о них.

В состав Поволжского экономического района входят: Республика Калмыкия – столица Хальмг Тангч (Элиста), Республика Татарстан – столица Казань, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области. Общая площадь района занимает 536,4 тыс. км 2 .

Поволжский экономический район расположен вдоль Волги – от её слияния с р. Камой до берега Каспийского моря (протяженность с севера на юг 1500км) и занимает чуть больше 3,2% территории, на которой проживает 11,5% населения России. Район находится в пределах средней и нижней частей Волго-камского речного бассейна, в рельефе которого выделяются высокое правобережье Волги (Приволжская возвышенность, на юге переходящая в гряду Ергени) и равнинное левобережье. Территорию Нижнего Поволжья занимает Прикаспийская низменность, опускающаяся ниже уровня океана в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги до отметки 27 м у кромки Каспийского моря.

Экономичско-географическое положение Поволжья исключительно выгодное. На западе район граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказким экономическими раойнами, на востоке - с Уралом и Казахстаном. Густая сеть железнодорожных и автомобильных транспортных путей способствует установлению широких межрайонных производственных сетей Поволжья, которое больше открыто к западу и востоку (навстречу основному направлению хозяйственных связей страны). Поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию.

Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое моря. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот район подтверждает выгодность экономико-георафического положения района.

Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали, обеспечивающие связи с районами Центра, Украины, с Уралом и Сибирью. Основными отраслями рыночной специализации Поволжья являются нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. Развита в районе электроэнергетика. В то же время Поволжье - основной район по улову ценных осетровых рыб, один из важнейших районов по выращиванию зерновых культур, подсолнечника, горчицы, овощебахчевых культур, крупный поставщик шерсти, мяса.

Природные ресурсы Поволжского экономического района значительны. По суммарной обеспеченности водными ресурсами район уступает в европейской части страны лишь Северному и в 12 раз превосходит Центрально-Черноземный. Почти 80% речного стока приходится на реки Волгу, Каму и Дон. После создания гидроузлов сток Волги был зарегулирован, и стало возможным аккумулировать в водохранилищах огромные запасы воды, которую расходуют на нужды промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, коммунального хозяйства. Основная масса потребителей воды (97%) сосредоточена в бассейне Волги. Каждый из них предъявляет свои особые требования к волжской воде, которые можно удовлетворить лишь при комплексном ее использовании.

Открытие в Поволжье нефти связано с именем академика И.М. Губкина, который первым дал прогноз нефтеносности девонских отложений. Девонскую нефть открыли в годы войны в Самарской Луке, а затем в Восточной Татарии. В настоящее время нефть добывают почти по всему Поволжью на более чем 150 месторождениях. Самые богатые из них находятся в Среднем Поволжье - на юго-востоке Татарстана и в левобережной части Самарской обл.

Для Поволжья характерна концентрация преобладающей части запасов нефти в крупных месторождениях. Это позволяет вести добычу сравнительно небольшим числом скважин. Наиболее значительные месторождения в Республике Татарстан - Ромашкинское, Бавлинское, Ново-Елховское, в Самарской обл. - Мухановское, Дмитриевское и Кулешовское. Для поволжской нефти характерны повышенная удельная плотность, сернистость, парафинистость, смолистость. Глубина ее залегания в Татарстане до 2000 м, в Самарской обл. - до 3000 м. Запасы нефти до недавнего времени обеспечивали сырьем нефтеперерабатывающую промышленность не только Поволжья, но и многих других районов страны. Был проложен нефтепровод «Дружба», по которому она поступала в Польшу, Чехословакию, Венгрию и ГДР. Поволжская нефть имела самую низкую себестоимость добычи в стране, так как здесь впервые были применены прогрессивные методы поддерживания пластового давления (внутриконтурное и законтурное заводнение), а добычу вели в основном наиболее производительным и дешевым способом непрерывного фонтанирования. В настоящее время в связи с истощением запасов наиболее крупных месторождений доля района в российской добыче нефти уменьшилась с 60 до 12%. Однако в связи с интенсивным проведением геологоразведочных работ наметилась тенденция воспроизводства запасов, открытия новых месторождений.

В Республике Татарстан в настоящее время доказана промышленная нефтеносность 26 и перспективная - 6 стратиграфических горизонтов. С 1980 г. обеспеченность запасами нефти республики начала возрастать. В Волгоградской обл. за последние 20 лет открыто и введено в разработку более 20 нефтяных месторождений. Наиболее крупные из них - Памятное и Сасовское. Благодаря им годовой объем добычи нефти в области может быть увеличен в 1,5 раза. Известны промышленные скопления нефти и газа в Калмыкии. Перспективны на нефть, каменноугольные и нижнепермские карбонатные отложения вдоль северной акватории Каспийского моря. Вновь открытые нефтяные горизонты позволят сохранить объем добычи нефти на прежнем уровне и впоследствии увеличить его. Однако особенность нефтяной промышленности района - существенное увеличение доли трудноизвлекаемых запасов нефти, что требует разработки специальных, нетрадиционных методов добычи и повышает себестоимость нефти.

Поволжье, особенно Татарстан, обладает большими ресурсами природных битумов. Они приурочены к нефтеносным пермским отложениям, находятся на глубинах до 400 м. Подготовлены к разработке запасы природных битумов, отработаны технологии их извлечения, позволяющие довести годовую добычу до нескольких миллионов тонн.

Природный газ был открыт в 30-х гг. XX в. в пределах Саратовской и Волгоградской областей. Было освоено более 80 газовых и газонефтяных месторождений, среди которых особенно выделялись Коробковское, Урицкое, Степновское с начальными запасами от 20 до 65 млрд. м 3 . В 1976 г. было открыто Астраханское газоконденсатное месторождение, крупнейшее в европейской части России. Особенность его газа - большое содержание сероводорода (25%) и двуокиси азота (14-15%), что создает неблагоприятные экологические условия и сдерживает объем добычи.

Запасы горючих сланцев в районе достаточно велики, но себестоимость их добычи здесь высока, и их невыгодно применять как топливо. Сланцы Кашпирского месторождения используют в фармацевтической промышленности. В Татарстане есть бурые угли, но пока их не разрабатывают. Значительны запасы самородной серы Алексеевского, Водинского и Сырейского месторождений в Самарской обл. Баскунчакское месторождение поваренной самосадочной соли - одно из основных в стране. Повсеместно распространено минерально-строительное сырье. Особенно велики запасы цементного сырья - мела, глины, опок - в Саратовской (около Вольска и Хвалынска) и Самарской (близ Сызрани и Жигулевска) областях.
В Поволжском районе можно выделить два подрайона, различающихся по условиям формирования, специализации, особенно сельскохозяйственной, проблемам развития: Среднее и Нижнее Поволжье.

Среднее Поволжье: Республика Татарстан, Пензенская, Самарская и Ульяновская области. Отличается от Нижнего Поволжья высокой плотностью населения, более пестрым его национальным составом. Это главный в районе ареал добычи нефти, мощной нефтепереработки и нефтехимии. Отличается он и многоотраслевым высокоразвитым машиностроительным производством. Специализация сельского хозяйства в разных его частях зависит от природных условий. На северо-западе (большая часть Татарстана, Ульяновская и Пензенская области) преобладают посевы ржи, кукурузы, овса, бобовых и развито животноводство молочно-мясного направления. На юго-востоке Татарстана и в Самарской обл. выращивают главным образом пшеницу, подсолнечник, эфиромасличные (кориандр). Хорошо развито пригородное сельское хозяйство.

Нижнее Поволжье: Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Саратовская области. Подрайон выделяется запасами природного газа, соли, строительных материалов. Здесь развиты энергетика, машиностроение, передельная металлургия, химия и нефтехимия, пищевая промышленность. Плодородные степные почвы определили направление сельского хозяйства как поставщика волжского товарного хлеба. Главные зерновые культуры: яровая пшеница, просо.
По показателям транспортной обеспеченности Поволжье превосходит многие районы Российской Федерации.

Железнодорожному транспорту принадлежит 1-е место в структуре грузооборота и в перевозках грузов. Протяженность железных дорог - около 9 тыс. км.
Важнейшие железнодорожные магистрали: Москва - Казань - Свердловск; Москва - Сызрань - Самара - Кинель - Челябинск; Ртищево - Саратов - Уральск, которая связывает Нижнее Поволжье с Донбассом, Центральной Россией, Уралом и Казахстаном; Инза - Ульяновск - Мелекесс - Уфа; железнодорожные магистрали, соединяющие Волгоград с Тихорецкой, Лихой и Грязями, построенные в годы Великой Отечественной войны, была построена и функционирует меридиональная дорога Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Петров Вал - Иловля, имеющая выход на Казань и Волгоград, она проходит параллельно Волге, принимая на себя частично ее грузы в период прекращения навигации; железные дороги Кизляр - Астрахань - Агрыз и Бугульма - Пронино - Сургут (последняя соединила рельсовые дороги, идущие на Урал, и прошла через важнейшие нефтяные районы); Элиста - Дивное и Астрахань - Гурьев.

По глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удобрений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Центральной России, Урала, а через Волго-Донской канал - с Кавказом, Азовским и Черным морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способствует развитию смешанных железнодорожно-речных перевозок.

Важную роль в перевозках играет река Кама. Крупнейшими портами на Волге и Каме являются Астраханский (в устье Волги начал действовать морской порт в поселке Оля), Волгоградский, Самарский, Казанский и др.
В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, и нефтепроводы, проложенные из Поволжья в европейскую часть Российской Федерации и в Западную Европу.
Автомобильный транспорт играет большую роль во внутрирайонных связях. В районе около 24 тыс. км автодорог с твердым покрытием. Авиационный транспорт осуществляет внутрирайонные, межрайонные и зарубежные пассажироперевозки.

Поволжский район поддерживает теснейшие экономические связи с Уралом (поставки металла, леса и др.), Центральным, Волго-Вятским районами (поставки нефти, продуктов нефтехимической промышленности, сельского хозяйства и др.). В целом характерно преобладание вывоза грузов над ввозом.



Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области. Республики Татарстан и Калмыкия.

Экономико-географическое положение.

Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. Территория - 536 тыс. км 2 .

ЭГП этого района исключительно выгодное. Поволжье непосредственно граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Уральским и Северо-Кавказским экономическими районами РФ, а также с Казахстаном. Густая сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует установлению широких межрайонных производственных связей Поволжья. Волго-Камский речной путь - дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое моря. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот район, также подтверждает выгодность ЭГП района.

Природные условия и ресурсы.

Поволжье имеет благоприятные природные условия для проживания населения и ведения хозяйства. Климат - умеренно-континентальный. Район богат земельными и водными ресурсами. Однако в нижнем Поволжье бывают засухи, сопровождающиеся губительными для посевов суховеями.

Рельеф данного района разнообразен. Западная часть (правобережье Волги) - возвышенная, холмистая (Приволжская возвышенность переходит в невысокие горы). Восточная часть (левобережье) представляет собой слегка всхолмленную равнину.

Природно-климатические условия, рельеф местности и большая протяженность района в меридиональном направлении определяют разнообразие почв и растительности. В широтном направлении с севера на юг последовательно сменяют друг друга природные зоны - лесная, лесостепная, степная, сменяющиеся затем знойными полупустынями.

Район богат полезными ископаемыми. Добывают нефть, газ, серу, поваренную соль, сырье для производства строительных материалов. Вплоть до открытия нефтяных месторождений в Западной Сибири, Поволжью принадлежало первое место по запасам и добыче нефти в стране. В настоящее время район занимает второе место по добыче этого вида сырья после Западно-Сибирского. Основные ресурсы нефти находятся в Татарстане и Самарской области, а газа - в Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях.

Население.

Численность населения Поволжья - 16,9 млн. человек. Средняя плотность населения - 30 человек на 1 км 2 , но размещено оно неравномерно. Более половины населения приходится на Самарскую, Саратовскую области и Татарстан. В Самарской области плотность населения наивысшая - 61 человек на 1 км 2 , а в Калмыкии - минимальная (4 человека на 1 км 2).

В национальной структуре населения преобладают русские. Компактно проживают татары и калмыки. Заметна доля чувашей и марийцев среди жителей района. Численность населения Республики Татарстан составляет 3,7 млн. чел. (среди них русских - около 40%). В Калмыкии проживает около 320 тыс. чел. (доля русских - более 30%).

Поволжье - район урбанизированный. В городах и поселениях городского типа проживает 73% всех жителей. Подавляющая часть городского населения сконцентрирована в областных центрах, столицах национальных республик и крупных промышленных городах. Среди них выделяются города-миллионеры Самара, Казань, Волгоград.

Хозяйство.

По уровню развития ряда отраслей промышленности район мало чем уступает высокоиндустриальным районам, таким как Центральный и Уральский, а в некоторых случаях даже превосходит их. Это один из ведущих районов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Поволжье - крупнейший район многоотраслевого сельского хозяйства. На долю района приходится 20% валового сбора зерна. Поволжский экономический район отличается большой активностью во внешнеэкономических связях России.

Основные отрасли специализации промышленности Поволжья - нефтяная и нефтеперерабатывающая, газовая и химическая, а также электроэнергетика, сложное машиностроение и производство строительных материалов.

Поволжье занимает второе место в России после Западно-Сибирского экономического района по добыче нефти и газа. Количество добываемых топливных ресурсов превышает потребности района. Выгодное транспортно-географическое положение района обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих как в западном, так и в восточном направлении, многие из которых имеют ныне международное значение.

Формирование в Западной Сибири новой нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти. Теперь трубопроводы Поволжья "повернуты" целиком на запад.

Па нефтеперерабатывающих заводах района (Сызрань, Самара, Волгоград, Нижнекамск, Новокуйбышевск и др.) перерабатывают не только свою нефть, но и нефть Западной Сибири. НПЗ и нефтехимия тесно связаны. Наряду с природным добывают и перерабатывают попутный газ, который используют в химической промышленности.

Химическая промышленность Поволжья представлена горной химией (добыча серы и поваренной соли), химией органического синтеза, производством полимеров. Крупнейшие центры: Нижнекамск, Самара, Казань, Сызрань, Саратов, Волжский, Тольятти. В промышленных узлах Самара – Тольятти, Саратов - Энгельс, Волгоград - Волжский сложились энергетический и нефтегазохимический циклы производства. В них территориально сближены выработка энергии, нефтепродуктов, спиртов, синтетического каучука, пластмасс.

Развитие энергетики, нефтегазовой и химической промышленности ускорили развитие машиностроения в этом районе. Развитые транспортные связи, наличие квалифицированных кадров, соседство с Центральным районом вызвали необходимость создания приборо- и станкостроительных заводов (Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волжский, Казань). Авиастроение представлено в Самаре и Саратове. Но особенно выделяется в Поволжье автомобилестроение. Наиболее известными являются заводы Ульяновск (автомобили марки «УАЗ»), Тольятти («Жигули»), Набережные Челны (грузовые автомобили «КАМАЗ»), Энгельс (троллейбусы).

Сохраняется значение пищевой отрасли промышленности. Каспий и устье Волги - это важнейший внутренний рыбопромысловый бассейн России. Однако необходимо отметить, что с развитием нефтехимии, химии и строительством крупных машиностроительных заводов экологическое состояние реки Волга резко ухудшилось.

Агропромышленный комплекс.

На территории района, расположенной в лесной и полупустынной природных зонах, ведущая роль в сельском хозяйстве принадлежит животноводству. В лесостепной и степной зоне - растениеводству.

Именно регионы Среднего Поволжья имеют и самую высокую распаханность территории (до 50%). Зерновой район расположен примерно от широты Казани до широты Самары (выращивается рожь, озимая пшеница). Распространены посевы технических культур, например, посевы горчицы составляют 90% посевов этой культуры в России. Здесь же развито животноводство мясомолочного направления.

К югу от Волгограда расположены овцеводческие хозяйства. В междуречье Волги и Ахтубы выращивают овощи и бахчевые культуры, а также рис.

Топливно-энергетический комплекс.

Район полностью обеспечен топливными ресурсами (нефть и газ). Энергетика района имеет республиканское значение. Поволжье специализируется на производстве электроэнергии (более 10% общероссийского производства), которой снабжает и другие районы России.

Основу энергетического хозяйства составляют ГЭС Волжско-Камского каскада (Волжская около Самары, Саратовская, Нижнекамская, Волжская около Волгограда и др.). Себестоимость энергии, вырабатываемой на этих ГЭС, самая низкая в европейской части РФ.

На местном сырье (мазуте и газе) работают многочисленные тепловые станции, размещенные в городах, где развита нефтепереработка и нефтехимия. В суммарном производстве электроэнергии доля тепловых станций составляет примерно 3/5. Крупнейшей тепловой станцией района является Заинская ГРЭС в Татарстане, работающая на газе.

Действует также Балаковская (Саратовская) АЭС.

Транспорт.

Транспортную сеть района формируют Волга и пересекающие ее автомобильные и железные дороги, а также сеть трубопроводов и ЛЭП. Волго-Донской канал соединяет воды крупнейших рек европейской части России - Волги и Дона (выход в Азовское море).

Нефть и газ района по трубопроводам поступают в регионы Центральной России и в страны «ближнего» и «дальнего» зарубежья. Международное значение имеет система нефтепроводов «Дружба» - от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря (Белоруссия), далее нефтепровод разветвляется на 2 участка: северный - по территории Белоруссии, далее в Польшу, Германию и южный - по территории Украины, далее в Венгрию, Словакию. Нефтепровод имеет ответвление - Унеча-Полоцк- Вентспилс (Литва), Мажейкяй (Латвия)

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot