Бионика.Биоформы в интерьере. Интерьер в стиле Бионика (Bioniсa) Дом в стиле бионика рисунок

Одним из наиболее связанных с природой и близким ей по духу является стиль бионика – относительно новый тренд декора в интерьере. Зародившийся еще в двадцатых годах и получивший самостоятельное название в семидесятых, этот стиль стал воплощением проникновения природы в наш повседневный быт.

Особенности

Оформление такого плана очень интересно выглядит и стоит недешево. В основном – из-за необычности форм всех окружающих вас предметов. Плавные переходы из одной части помещения в другую, изогнутые линии без острых углов – все это суть бионики. Помимо этого, у данного направления в дизайне есть другие важные особенности:

  • Отсутствие привычного нам четкого зонирования пространства – все части помещения плавно перетекают одна в другую.
  • Чётко выраженная структура в виде сот, ячеек или пузырей – близких к природным компонентов, которые используются повсеместно – от перегородок до предметов обстановки.
  • Такому оформлению требуется большое пространство – на небольших площадях достаточно сложно воспроизвести все сложные формы, обычно используемые при декорировании помещений.
  • Близкие к природе цвета оформления – преимущественно светлые натуральные оттенки.
  • Обычно поверхности окрашены однотонно, без узоров и орнаментов. Однако, это не делает помещение скучным, так как ни одна плоскость не будет простой поверхностью – все они представляют собой сложные конструкции или композиции разных форм.
  • Модульная структура пространства – все предметы могут комбинироваться или объединяться в группы по принципу построения – вертикальные или горизонтальные линии, ячеистая структура и так далее.
  • Гармоничное сочетание фактур и цветов, свойственное живой природе.

С учетом всех этих особенностей, построить интерьер в стиле бионика очень непросто. Это не просто декор, это целая архитектурная наука, которую непросто освоить.

Материалы отделки

Так как этот стиль позиционируется максимально близко к природе, все используемые материалы должны быть предпочтительно натуральными. Особенно хорошо вписываются в подобные интерьеры дерево, камень и другие похожие материалы. Однако, у бионики есть и другая форма – наиболее современная. Здесь применяется другой подход.

В этом случае, необходимо использовать все последние достижения современной промышленности, поставляющей отделочные материалы. Поэтому, самые новые виды отделки будут наиболее актуальны – трёхмерные панели для стен, натяжные потолки причудливых форм, покрытия для пола из полимеров и другие подобные покрытия. Именно огни позволяют в полной мере воплотить стиль бионика в интерьере.

Мебель и предметы обстановки

Плавные изогнутые формы используются не только в отделке стен или потолков. Вся мебель бионического стиля также будет необычных очертаний. Она нестандартных форм и вряд ли можно найти все необходимые предметы в обычном мебельном магазине – придется покупать что-то на заказ. Она должна быть красива, приятна по тактильным ощущениям и функциональна.

Важно правильно выдержать сочетания цветов обстановки и отделки –ь все тона должны перетекать один в другой, создавая целостную картину. Очертания мебели и предметов обстановки также повторяют контуры оформления стен и потолков. Это, как застывшее движение – линии плавные, углы скругленные, а симметрия практически отсутствует.

Освещение

Очень важная роль в этом стиле отводится освещению. Свет должен быть мягким, но, его должно быть много – везде создаются тени и они по своему окрашивают помещение. Привычные формы изменяют свои очертания под воздействием света и создается особенное настроение. Светильники могут быт разных видов – встроенные, подвесные, настенные и любые другие. Главное – отсутствие привычных очертаний и обыденности. Окна большие, не закрытые занавесками или прикрытые современными шторами модульной конструкции.

Примеры

Сложно описать словами традиционный интерьер в этом стиле. Таких просто нет, так как есть лишь несколько основных правил декорирования, на основе которых каждый интерьер строится индивидуально. Поэтому, ниже приведено несколько фотографий, демонстрирующих подобный декор, по которым вы сможете составить свое собственное представление об этом стиле.

Бионика – это стиль, который смело можно назвать своего рода сказкой для взрослых. Почему? Да потому, что сооружения, выполненные в бионическом стиле, совершенно удивительные и неповторимые, а вдохновляет архитекторов живая природа. Наиболее ярко использование природных форм проявилось в великолепных творениях, созданных величайшим архитектором Антонио Гауди (дом Бальо, дом Мила, парк Гуэля и другие).

Такое понятие как бионика возникло еще в начале прошлого века, но окончательно сформировалось в самостоятельный стиль в 70-ые годы. В бионика означает живущий, а это значит, что именно окружающая природа подсказывает архитекторам и дизайнерам оригинальные идеи при создании наиболее комфортной для человека среды обитания. Аналогия с живой природой, закругленные углы, плавные естественные линии, натуральные оттенки, природные материалы, легкость форм – вот основные особенности стиля бионика.
Существует множество примеров, когда в своих проектах инженеры, конструкторы, архитекторы брали за основу живые структуры, а бионические сооружения разбросаны по всему миру. Это и оперный театр в Сиднее, и дом «Кипарис» в Шанхае, и небоскреб SONY в Японии и многие другие. Здание, выполненное в стиле бионика, существует и в России. Это расположенный в Санкт-Петербурге «Дом Дельфин» архитектора Бориса Левинзона.

Благодаря тому, что природа более совершенна и безопасна, по сравнению с теми технологиями, которые изобрело человечество, бионика позволяет создавать не только органичные, экологичные и надежные сооружения, но и значительно экономить энергию и материалы.

Дом, построенный в бионическом стиле, не имеет традиционной геометрической формы. Он больше напоминает некую модель живой природы. Кривые мягкие линии окон и стен плавно перетекают друг в друга. При этом создается определенное ощущение того, что дом движется, а не застыл на месте. Именно это чувство, когда движение и полный покой присутствуют одновременно, и является отличительной особенностью дома, построенного в стиле бионика. Внешний облик и внутреннее помещение зависят от угла зрения, и едва уловимо меняются при его изменении.
При строительстве и оформлении дома, архитекторы и дизайнеры должны учитывать, что бионика не предусматривает взаимозаменяемости отдельных помещений. Каждая комната имеет свое назначение, и задача стиля – раскрыть его наиболее полно. Кроме того, важное значение имеет комфортность, она должна быть максимальной.

Вообще в бионике кухня – это только кухня, а для приема гостей существует гостиная. В спальне спят, а не работают и так далее. Важную роль в бионическом интерьере играет освещенность. Дом должен быть наполнен светом. Светильники и аксессуары тоже выполняются в стиле бионики. Нередко применяются цветные стекла, придавая дому сказочный вид, хотя такие дома уже сами по себе выглядят достаточно необычно.

Предмет и понятие бионики.

Био́ника (от греч. βίον - элемент жизни, буквально - живущий) - прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги.

Архитектурно-строительная бионика

Архитектурно-строительная бионика изучает законы формирования и структурообразования живых тканей, занимается анализом конструктивных систем живых организмов по принципу экономии материала, энергии и обеспечения надежности. Нейробионика изучает работу мозга, исследует механизмы памяти. Интенсивно изучаются органы чувств животных, внутренние механизмы реакции на окружающую среду и у животных, и у растений.

Яркий пример архитектурной бионики - полная аналогия строения стеблей злаков и современных высотных сооружений. Стебли злаковых растений способны выдерживать большие нагрузки и при этом не ломаться под тяжестью соцветия. Если ветер пригибает их к земле, они быстро восстанавливают вертикальное положение. В чём же секрет? Оказывается, их строение сходно с конструкцией современных высотных фабричных труб - одним из последних достижений инженерной мысли. Обе конструкции внутри полые. Склеренхимные тяжи стебля растения играют роль продольной арматуры. Междоузлия (узлы?) стеблей - кольца жесткости.

Вдоль стенок стебля находятся овальные вертикальные пустоты. Стенки трубы имеют такое же конструктивное решение. Роль спиральной арматуры, размещенной у внешней стороны трубы в стебле злаковых растений, выполняет тонкая кожица. Однако к своему конструктивному решению инженеры пришли самостоятельно, не «заглядывая» в природу. Идентичность строения была выявлена позже. В последние годы бионика подтверждает, что большинство человеческих изобретений уже «запатентовано» природой. Такое изобретение XX века, как застежки «молния» и «липучки», было сделано на основе строения пера птицы. Бородки пера различных порядков, оснащенные крючками, обеспечивают надежное сцепление.

Известные испанские архитекторы М. Р. Сервера и Х. Плоз, активные приверженцы бионики, с 1985 г. начали исследования «динамических структур», а в 1991 г. организовали «Общество поддержки инноваций в архитектуре». Группа под их руководством, в состав которой вошли архитекторы, инженеры, дизайнеры, биологи и психологи, разработала проект «Вертикальный бионический город-башня». Через 15 лет в Шанхае должен появиться город-башня (по прогнозам ученых, через 20 лет численность Шанхая может достигнуть 30 млн человек). Город-башня рассчитан на 100 тысяч человек, в основу проекта положен «принцип конструкции дерева».

Башня-город будет иметь форму кипариса высотой 1228 м с обхватом у основания 133 на 100 м, а в самой широкой точке 166 на 133 м. В башне будет 300 этажей, и расположены они будут в 12 вертикальных кварталах по 80 этажей (12 x 80 = 960; 960!=300). Между кварталами - перекрытия-стяжки, которые играют роль несущей конструкции для каждого уровня-квартала. Внутри кварталов - разновысокие дома с вертикальными садами. Эта тщательно продуманная конструкция аналогична строению ветвей и всей кроны кипариса. Стоять башня будет на свайном фундаменте по принципу гармошки, который не заглубляется, а развивается во все стороны по мере набора высоты - аналогично тому, как развивается корневая система дерева. Ветровые колебания верхних этажей сведены к минимуму: воздух легко проходит сквозь конструкцию башни. Для облицовки башни будет использован специальный пластичный материал, имитирующий пористую поверхность кожи. Если строительство пройдет успешно, планируется построить ещё несколько таких зданий-городов.

В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Например, в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки, например у широко распространенного «морского уха», состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше. Такая технология может быть использована и для покрытия автомобилей.

Развитие бионики в архитектуре

Само понятие бионика появилось в начале двадцатого века. Что же оно значит?
В учебниках по архитектуре вы бы прочитали, что Бионика (от греч. biōn - элемент жизни, буквально - живущий) – это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов.

Проще говоря, если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что же такое бионический стиль.

Первые попытки использовать природные формы в строительстве предпринял еще Антонио Гауди. И это был прорыв! Парк Гуэля, или как говорили раньше «Природа, застывшая в камне», Каза Батло, Каза Мила – ничего подобного избалованная архитектурными изысками Европа, да и весь мир, еще не видели. Эти шедевры великого мастера дали толчок к развитию архитектуры в бионическом стиле. В 1921 году бионические идеи нашли отражение в сооружении Рудольфа Штайнера Гетеанум, и с этого момента зодчие всего мира взяли бионику на «вооружение».

Со времен Гетеанума и до сегодняшних дней в бионическом стиле было построено большое количество как отдельно взятых зданий, так и целых городов.

Сегодня современное воплощение органической архитектуры можно наблюдать в Шанхае – дом «Кипарис», в Нидерландах – здание правления NMB Bank, Австралии – здание Сиднейской оперы, Монреале – здание Всемирного выставочного комплекса, Японии – небоскреб SONY и музей плодов.

С недавнего времени бионическую архитектуру можно увидеть и в России.

В 2003 году в Санкт-Петербурге по проектам архитектора Бориса Левинзона были построен «Дом Дельфин» и оформлен холл известной клиники «Меди-Эстетик».
Восприятие бионического пространства

Что же такое сооружение в бионическом стиле? Первое впечатление о здании в бионическом стиле - постройки выбиваются из правильной геометрии. Природные формы объекта будят воображение. В бионике стены подобны живым мембранам. Пластичные и протяженные стены и окна выявляют направленную сверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивления материалов. Благодаря ритмической игре меняющихся вогнутых и выпуклых поверхностей стен сооружений кажется, что здание дышит. Здесь стена уже не просто перегородка, она живет подобно организму.

Прав был Великий Антонио Гауди, сказав, что «Архитектор не должен отказываться от красок, а напротив использовать их для придания жизни формам и объемам. Цвет – это дополнение формы и самое яркое проявление жизни». Только представьте, войдя в органическое здание, вы ощущаете себя погруженным в чудесный мир, наполненный светом прозрачного цвета. Цвет создает особый мир интерьера, оживляя и открывая материалы, просвечивающиеся под слоем краски. Цвет живет и движется по своим законам. Создается впечатление, что он влияет на усиление либо ослабление функций здания и пространства.

В бионическом строении благодаря постоянно меняющемуся балансу взаимодействия желаний и пространственных возможностей человек испытывает ощущение движения в покое, и покоя – в движении пространства. Малейшее движение сдвигает баланс сил, благодаря чему меняется восприятие пространства. Постоянство и изменение, симметрия и асимметрия, защищенная интимность и широкая открытость существуют в хрупком равновесии. Заметьте, и в движении, и в покое всегда присутствует ощущение равновесия.

В своей сущности бионика, как архитектурный стиль, стремится создать такую пространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию здания, помещения, для которой последние предназначены. В бионическом доме спальня будет спальней, гостиная – гостиной, кухня – кухней.

Бионика и ее место в современной архитектуре

Любое живое существо является идеально отлаженной работающей системой, которая приспособлена к окружающей среде. Живучесть таких систем - это результат длительной эволюции. Раскрывая секреты устройства живых организмов, можно реализовать новые возможности в архитектуре. Со временем появилась потребность в создании особенного направления науки, суть которого сводится к нахождению и исследованию секретов успешной приспособленности живых существ. Таким направлением стала бионика, объединившая в себе познания и биологии, и техники. Бионика призвана решить инженерные и технические задачи, основываясь на результатах исследований живых организмов.

Рассмотрим несколько биологических конструкций, применяемых в архитектуре:

Паутина - необыкновенно экономичный и легкий сетчатый материал.
Пчелиные соты и пчелиный воск.
Муравьиное гнездо. Принцип построения напоминает дома, возводимые людьми.
Мягкая мочалка. Ее конструкция идеально подойдет для создания и прочных, и сложных конструкций, которые, к примеру, можно применять как большие емкости для перевозки масла либо воды.
Мембрана живой клетки. Сдвоенное переплетение жировых соединений, обволокивающих живую клетку, применяется в микро-архитектуре.

Бионика в архитектуре - не просто искривленность очертаний и форм, которое подобно птичьей скорлупе, раковинам моллюсков, пчелиным сотам либо веткам лесной чащи. В первую очередь архитектурная бионика - это удобные, гармоничные, надежные сооружения для человека. Технология архитектурной бионики объединяет в себе и абстрактное и вполне конкретное - законы математики. Она создает предпосылки для синтеза искусства и науки.

Бионика у вас в доме.

То, какой именно стиль мы выберем для дачи либо дома, зависимо лишь от нашего воображения, а также финансовых возможностей. Бионика доказала, что архитектура - не только арматура и кирпичи. Использовать изобретения бионики у себя в доме либо на участке может каждый.

В интерьере помещения могут применяться осветительные приборы и меблировка, формы которых заимствованы у самой природы. Эти элементы, к слову, можно изготовить самостоятельно. Размах для фантазии вам предоставит грамотный выбор лестниц (как внутренних, так и внешних). Они могут быть любых форм (например, спиральными), из комбинированных материалов.

Выбирая стройматериалы для дома, гораздо лучше отдавать предпочтение не только тем, которые очень долговечны, но и тем, которые лучше сберегают тепло. Такой ход гарантирует экономию электричества на кондиционерах и обогревателях.

Ландшафт на участке легко сделать очень оригинальным. Для этого акцентируйте внимание на элементах, которые уже есть: ветви, камни, трещинки п другие составляющие. Применяя воображение, можно обустроить красивую альпийскую горку (это сооружение из камней и определенной растительности, которая присуща высокогорному альпийскому климату).

А если на участке есть большое и старое дерево, не спешите его пилить. Его можно задействовать, к примеру, в качестве бара для напитков либо как беседочку для отдыха. Тут ведь не нужен кондиционер, поскольку и в жару дерево обеспечивает снижает температуру приблизительно до 22 градусов (в средней полосе России).

Как показал опыт, потенциал неизученных секретов природы громаден. Не бойтесь их изучать, не ограждайтесь слишком сильно от природы стенами домов, разрушая природу.

Дома в стиле бионики

Бурное развитие технологий на рубеже ХХ-ХХI столетий оставило свой след во всех без исключения сферах человеческой жизни, в том числе - в искусстве. Но, как оказалось, никакие передовые технологии не способны заменить человеку магию природы. И после рабочей недели, проведенной в оборудованном по последним технологиям помещении, мы с радостью отключаем компьютеры и телефоны, чтобы насладиться общением с природой.

Дом-орхидея в Великобритании - бионика

Природа всегда актуальна - и именно поэтому рядом с функционализмом, хай-теком и констру­ктивизмом возникает так называемая органическая архитектура, или бионика.

Бионика - это наука, находящаяся на стыке биологии и техники. Органическая архитектура решает задачи инженерии на основе знаний о живых организмах.

Суть органики легче уяснить, если вспомнить идеи Леонардо да Винчи о летающем аппарате с крыльями, как у птиц.

Первой ласточкой стиля стало творчество Антонио Гауди, показавшего "природу, застывшую в камне". Идеи Гауди популяризовал Рудольф Штайнер Гетеанум, после чего органика стала популярна во всем мире.

Здание Оперы в Сиднее - органическая архитектура

Первым впечатлением от органической архитектуры является изумление: правильных геометрических форм здесь не найти. Пластичные стены напоминают мембраны живых организмов. Считают, что именно органический стиль архитектуры уравно­вешивает симметрию и асимметрию, камерность и открытость, постоянство и перемены. Архитектура следует законам природы. Формы в большинстве своем неправильные, динамические. Каждая архитектурная форма, как растение, развивается по собственным законам.

Гениальный представитель органики Кен Келло подчеркивает связь архитектуры с землей. "Коробчатые" формы, словно вырезанные из картона, чужды земле. Здания должны быть подобны шелку, мягко покрывающему поверхность земли. Цель архитектора - умело, естественно вписать сооружение в ландшафт.

Прекрасными примерами органической архитектуры можно считать здание NMB Bank в Нидерландах, дом "Кипарис" в Шанхае, здание Сиднейской оперы в Монреале, небоскреб SONY в Японии, дом "Дельфин" в России и многие другие.

]]> http://1-rs.com/article/organika-bionika-v-arhitekture.html ]]>
]]> http://www.archidom.net/news/a-9.html ]]>
]]>

ВВЕДЕНИЕ

В современном искусстве и дизайне существует большое разнообразие приемов и способов выражения авторской идеи.

Предпроектный анализ - этап поиска аналогий и творческих источников, способных вдохновить художника или дизайнера на создание нового произведения, - обусловлен научными, философскими и ассоциативно-образными основами каждого направления в искусстве и дизайне, а также его индивидуальными позициями.

Особое место и роль среди направлений поиска аналогий и творческих источников занимает живая природа.

На протяжении всей истории человек в своей деятельности сознательно или интуитивно обращался к живой природе, которая помогала решать ему самые различные проблемы.

Основой метода заимствования в архитектуре был принцип подражания природе. Защищаясь от непогоды, на заре цивилизации человек создавал для себя одежду из листьев растений, травы, шкур животных, тем самым не выделяя и не противопоставляя себя окружающей его природе.

Важнейшей задачей в проблеме установления связей между процессами живой природы и объектами деятельности человека является выбор уровня исследования этих взаимосвязей.

Таким уровнем может быть рассмотрение искусственной среды, созданной человеком, и живой природы в качестве целостных динамически развивающихся информационных систем.

Способность природы к бесконечным вариациям и обновлениям основывается на сложной структуре взаимоотношений ее объектов и их способности вычленения в этой структуре собственной ниши, находящейся в единстве со всем остальным окружением.

То, что объекты неживой природы могут воспроизводить, хранить и перерабатывать информацию в процессе их взаимодействия с объектами живой природы, дает основание считать процесс бионического формообразования объективным и закономерным.

Для дизайна в целом обладание подобной информацией очень важно, поскольку преумножается не только знание об окружающей действительности, но и формируется универсальный язык переработки информации с целью получения бионических моделей формообразования.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ МОТИВОВ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

Стилизация и моделирование природных образов в дизайне. На протяжении всей истории человек стремился постичь законы природы, поскольку красота, гармония, царившая в ней, покоряла умы художников, ученых, музыкантов.

Лучшие произведения, созданные человечеством, в той или иной мере раскрывают сущность живого. Значительный вклад в искусство внесли художники на рубеже XIX-ХХ веков.

Природа стала для них идейным вдохновителем смелых экспериментов технического перевоплощения ее образов в шедевры мирового изобразительного искусства.

Стремление художников хотя бы на миг приблизиться к источнику, раскрывающему секреты красоты и жизни на Земле, обращает их к непрерывному экспериментированию и активному, творческому отношению ко всему, что его окружает. ХХ век особенно богат примерами экспериментирования художников, открывших новые направления в искусстве.

Природа становится не только источником и предметом копирования, но и порой активным участником художественного произведения. Человеку, живущему в мире стремительных перемен и великих открытий, глобальных катастроф и триумфальных «побед» над природой, необходим иной язык художественной выразительности и визуальной интерпретации сложных жизненных понятий и категорий.

Форма, цвет, фактура, ритм, ассоциация, ощущение, эмоция и т.п. свойства природного мира лежат в основе произведений художников ХХ века, приведенных в этой главе. Внимательно рассмотрев каждое произведение, надеюсь, многие смогут понять гораздо больше о природе и о сущности вещей, нежели непосредственно наслаждаясь ее красотами.

Любой объект природы и искусственной среды (объекты дизайна) можно охарактеризовать с точки зрения двух основных категорий, определяющих его визуальную сущность - это форма и цвет.

Не случайно предметом экспериментирования художников ХХ века стали именно эти характеристики объекта (явления).

Понять природу формообразования, цветовосприятия, найти иные пути выражения собственных (или социально-ориентированных) мыслей и отношения к происходящим событиям в жизни государства или планеты - вот на какие вопросы пытались ответить художники на рубеже двух столетий. Поэтому посредником в визуальном выражении глобальных идей зачастую выступают объекты природы, которым нет равных по способности к эволюционированию, модификации и модернизации собственных свойств.

Основным методом биодизайна является метод структурно- функциональных аналогий живой природы и объекта проектирования. Когда речь идет об особенностях работы дизайнера-графика с природной формой, на первый план выступает способность к стилизации внешней формы и умение адаптировать ее к законам шрифтовой акциденции, графическому знаку или символу. Поэтому работа дизайнера-графика с природными аналогами заключается не в механическом копировании, а в изыскании методов и способов графического моделирования биологических форм.

В алфавите, как и в природной форме, главным является конструктивно-композиционная группировка ее элементов, их ритмика. Речь идет именно об отдельных группах (элементах, модулях) в пределах целостного организма. В природе достаточно примеров разнообразных акцентов композиционной структуры в общей упорядоченности, которые легли в основу алфавитов многих народов.

На заре появления письменности человек делал подробные зарисовки всех разновидностей природного мира, затем путем характерных силуэтных или формообразующих линий анализировал природную форму, разрабатывая графический язык общения. Заимствуя из живой природы образы с целью использования их изображения для передачи информации, он сознательно останавливал свой выбор на тех природных формах, которые вызывают у большинства людей определенные ассоциации, чувства, эстетические эмоции. Кроме того, природные прототипы придавали топографическому знаку необходимую образность и эмоциональность.

Цивилизации древнего мира были весьма изобретательны в отношении способов письма. Первые надписи представляли собой зарисовки знакомых предметов -- пиктограммы, которые превращались в символы, порой лишь отдаленно похожие на изначальные рисунки. Так стилизованное изображение буйвола теряет свои первоначальные очертания, превращаясь в абстрактный символ клинописи Месопотамии. Египетские иероглифы в обозначении слова «буйвол» состояли из пиктографического изображения и фонетического символа «ка» в виде рук. В Китае во времена династии Шан слово «буйвол» при письме обозначалось его изображением. При появлении кисточки для письма реалистичные изображения упростились и в итоге свелись к прямым линиям (Рис. 1).

Рис.1

искусство графический дизайн природный

Письменность раннеисторического периода состояла из конкретных изображений животных, растений, то есть тех персоналий, о которых идет речь в письме. В результате убыстрения письма эти изображения упрощались и постепенно превратились в абстрактные знаки, соответствующие отдельным словам, затем слогам и, наконец, отдельным звукам.

В древнерусской рукописной книге можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, рычат, летаю, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни или рыба в воде.

Орнамент -- один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, содержащий в себе символический и магический смысл, знаковость и семантическую сущность. На ранних стадиях появления орнамента образы природы, «священные» растения и животные, декодировались художниками в геометризированные знаки, символизирующие и сохраняющие все свойства и качества прототипа, перед которыми человек преклонялся (боялся и т.п.). В дальнейшем «природный» геометрический узор соединился с условно-реалистическим растительным и анималистическим (животным) орнаментом.

Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Так, по убеждению китайцев, цикады предвещали урожай; стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость; дикая слива (мейхуа) -- верную дружбу; персик -- символ бессмертия; плод граната указывал на многочисленное потомство; цветы пиона символизировали знатность и богатство; зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, -- долголетие и стойкость к жизненным неурядицам; бык и баран сулили людям сытость и богатство.

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику. Например, журавль (цуру) -- символ процветания, удачи и долгой жизни; птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья; редька (дайкон) -- символ силы и мощи; апельсин -- продолжение рода; лотос -- целомудрие; вишня (сакура) -- нежность; бамбук -- стойкость и мужество; мандаринская уточка на скале под деревом -- символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной лепестки вишни сакуры напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы -- о долголетии. В начале XVII века особенно популярным был мотив цветущих пионов -- символ человека знатного, благородного, знаменитого. Некоторые цветы и явления природы символизируют у японцев времена года: цветы сливы в снегу -- зиму, цветок вишни, камелия, дерево ивы, туманная дымка -- весну, пион, кукушка, цикады -- лето, а хризантема, алые листья клена, олень, луна -- осень. Символ императорской власти в Японии - это стилизованный цветок хризантемы с шестью лепестками, расправленными по кругу. Он олицетворял собой Солнце, озаряющее лучами Японию - Страну Восходящего Солнца.

Высокие требования производства во все времена обусловили приоритетное развитие прикладных направлений графического искусства, направленного на решение проблем, связанных с рекламой, торговлей промышленной продукции. В частности, опыт, накопленный в области промышленной графики, оказался неоценимым в условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг. Товарный знак, как один из основных видов графического дизайна, становится своеобразным защитником интересов собственности, а также неким символом «запоминаемости» определенного товара или предприятия. Не случайно именно использование природных образов в качестве «гаранта» высоких свойств товара и качества услуг является распространенным примером графической стилизации их форм при создании торгового знака предприятия (Рис. 2). Природный символ играет важную роль в формировании у потребителя «положительного» образа предприятия и его продукции.

В случае использования природного прототипа товарный знак являет собой произведение графического искусства, несущее в себе не только точную пластическую и лаконичную образную информацию о предприятии и товаре, но и определенный уровень стилизации природного объекта, символизирующий своей формой или функцией специфику конкретного предприятия. Поскольку товарный знак создается, как правило, один раз и на все время работы предприятия, то графическая и образная стилизация природного аналога, оставляющего в сознании людей глубинные истоки эволюционного развития мира природы и ее обитателей, отвечает высоким требованиям конкурентоспособности и стабильности подобного предприятия на рынке товаров и услуг.

Рис. 2 Товарный знак ФГУП «Рослесинфорг»

Товарный знак, по сути, древнейшее изобретение человечества. Его появление обязано развитию товарно-денежных отношений и промышленного производства. Еще в Древнем Египте и Риме на товарах ставили клеймо, являющееся своеобразной авторской подписью, которое впоследствии стало называться торговой маркой и только с конца XIX века - товарным знаком.

Только по-настоящему верно найденный «природный» образ знака, несущий информацию о предприятии и товаре, запоминается навсегда, или, по крайней мере, на длительное время. Одним из принципов графического выражения содержания товарного знака строится на ассоциативных символах природы. К примеру, человек издревле с особым трепетом и почитанием относится к Солнцу - источнику жизни на Земле. Соответственно, изображение Солнца в различных его проявлениях (диска, лучей и т.п.) на товарном знаке являет собой символом успеха предприятия и высокого качества его продукции.

Товарный знак - это замкнутая форма в своем смысловом и художественно-графическом значении. Вот почему знак должен иметь особую преемственность изображения и шрифта. Влияние природного образа на выбор названия и на пластику шрифта в логотипе и товарном знаке предприятия в значительной степени определяет индивидуальность и образность, выраженную средствами графики.

В природных формах главным является конструктивно- композиционная группировка элементов, их ритмика. Речь идет именно о композиционно подчеркнутых сгущениях - отдельных группах в пределах целостного организма. Существует достаточно примеров разнообразия акцентов композиционной структуры в общей упорядоченности, от которых можно оттолкнуться при проектировании товарных знаков.

Каждая природная форма имеет свои, присущие лишь ей черты. Конструкция многих товарных знаков - производная эмпирического изучения логики строения структурных форм природы: лист, раковины, скорлупа ореха, початка кукурузы и т. п. Если за объект для изучения мы берем природный аналог с ярко выраженным характером, объемами и конструкцией, с элементарно простой формой, то почти сразу же способны оценить ее целостность, что поможет быстрее и с меньшей затратой времени достичь образности и пластического выражения товарного знака. Если форма природного аналога состоит из множества сложно организованных элементов, то получаемый при ее восприятии ассоциативный сигнал сразу может не иметь столь четкого характера. Но в ходе тщательного анализа, отбора, сравнений знак проявляется и достигает полного звучания.

Бионика в графическом дизайне - это одновременно наука и искусство, это анализ и синтез, поиск оригинального и нового решения. Изучение форм живой природы питает фантазию дизайнеров, дает материал и помогает решать проблему гармонии функционального и эстетического начала, обогащая формальные средства гармонизации поиском наиболее выразительных пропорций, ритма, симметрии, асимметрии и т.д. Дизайнер делает подробные зарисовки природного образца, затем путем формообразующих линий, осевых и линий членения анализирует природную форму и только затем разрабатывает графический образец. Таким образом, изучение природных форм - предпосылка к совершенствованию торговых знаков.

В целом эстетика форм торговых знаков тесно связана с утилитарными основами, а в природе тесная связь функции и формы воспринимается как особое эстетическое свойство живой природы. Заимствуя из живой природы образы, дизайнер вместе с тем берет природные формы, вызывающие у большинства людей определенные эстетические эмоции. Природные формы придают знаку специфический характер. Конкретность живых форм, нашедших свое применение в фирменном знаке, выделяет эти знаки из числа других.

В работе с природными аналогами особую роль играет интуиция. Интуиция помогает дизайнеру справиться со своей задачей значительно быстрее, чем при условии, что он будет действовать, всегда основываясь только на рациональных методах. Правда, решения, подсказанные интуицией, нуждаются во внимательной научной и практической проверке, тем не менее, значение их очень велико.

Созданные дизайнером объекты должны быть понятны и эстетически «востребованы» значительным большинством потребителей продукции, если речь идет об отношениях покупки-продажи, а также должны нести собой не индивидуальный, авторский взгляд дизайнера (заказчика), а обобщенный опыт, совокупность понимаемой и принимаемой позиции целевой аудитории участников визуального общения (потребителей). В этом случае форма, содержание, выбор изобразительного мотива не может быть случайным - это отбор и символическая стилизация своеобразных «знаков» общения. Предпроектный этап создания объекта дизайна в значительной степени определяет его последующий «успех», поскольку профессионализм дизайнера заключается в способности адаптировать собственные предпочтения и ассоциации под «коллективные».

Основная задача любой рекламы - тем или иным способом воздействовать на реципиента, формируя в его сознании определенный образ объекта, утверждая его исключительность, создавая убежденность в его необходимости. Специфика графической рекламы состоит в том, что для того, чтобы добиться желаемого результата, рекламная продукция (товар) должна быть прежде всего увидена потребителем и затем воспринята в заданном ключе или приобретена.

Разрабатывая дизайн упаковки, графическую композицию этикетки, рекламного слогана дизайнер должен быть уверен в том, что дизайн - объект заметят в массе аналогичной продукции. Непроизвольное внимание задерживается на броском, выбивающемся из общей ритмической, пластической или образно-ассоциативной палитры дизайнерских разработок, объекте. Внимание потребителя должно быть приковано минимум на несколько мгновений-секунд, что позволит выделить объект на остальном фоне предложений, зафиксировать и сохранить его вид, и максимум - на время, достаточное для возникновения желания в его приобретении. Задача будет выполнена до конца, если потребитель товара, поверит в то, что ему необходим именно этот товар, наделенный всеми качествами, которые поднимают его над продукцией конкурентов.

  • 1. привлечь внимание;
  • 2. вызвать интерес;
  • 3. способствовать появлению желания приобрести товар;
  • 4. создать убежденность в необходимости покупки;
  • 5. подвигнуть потенциального покупателя на конкретные действия.

Эта формула была принята как аксиома рекламистами всех стран и по сей день служит основой создания рекламы. В современных исследованиях она встречается, как правило, в сокращенном варианте, без четвертого пункта: AIDA - внимание, интерес, желание, действие.

Итак, реклама, как средство коммуникации потребителя и производителя товаров и услуг, в системе графического дизайна занимает одно из лидирующих мест. Приоритетность направления, основанного на коммерциализации, рыночной конъюнктурности отношений в социуме, определяет и выбор «приоритетных» тем, повышающих уровень этих отношений. Как и товарный знак, так и плакат (политический или социальный), упаковка товара выступают неким символом реального объекта (события), призванного оставаться в памяти людей на определенное время. Геометрическое структурирование и моделирование природных аналогий в этом случае является наиболее результативным, с точки зрения образной выразительности и функциональной целесообразности.

Ассимиляция природных форм и законов их развития в технике есть не что иное, как конкретное и практическое проявление пути познания, от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике -- таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Кибернетика не только установила связь между живым миром, техникой и общественными процессами, но и дала новый материал по изучению жизнедеятельности организмов и функционированию машин.

Бионика - наука в полном смысле созидательная, способствующая активному преобразованию природы и созданию новой, искусственной среды по подобию живой природы, но лишь в аспекте человеческих задач. Если, например, в естествознании морфология исследует формы живой природы, в анатомии - внутреннее строение органов, в биохимии - химические процессы, протекающие в живых организмах, то бионика занимается исследованием всех факторов, касающихся живых организмов, с различной степенью детализации, определяемой объектом проектирования, его функциями и назначением. Техническая бионика в итоге направлена на создание готовых вещей - физических моделей природных прототипов. Понятия «биологический объект», часто используемый в технической бионике, и «живая природа» имеют зачастую равный или близкий по своей функциональной задаче смысл. Понятие «биологический объект» в определенной степени конкретизирует понятие «живая природа».

Учеными и практиками-испытателями XIX века одновременно с практическими поисками оптимального формообразования осуществлялся научный поиск зависимостей между формой и движением быстроходных машин. Научный интерес к формообразованию в технике возникает на 19 рубеже XIX и ХХ века почти одновременно в различных странах. Изучение форм природы было неразрывно связано с развитием воздухоплавания, в котором необходимость достижения больших скоростей особенно остро поставила вопрос о целесообразности и оптимальности конструктивной формы летательного аппарата. Именно наблюдение за природой дает исследователям много новых идей. Возьмем, к примеру, сокола, небольшую птицу, которая весит не более 200 граммов, а летит со скоростью «Феррари». Его аэродинамика в полете просто уникальна - вот образец для «копирования» при создании летательных аппаратов будущего.

Летательные аппараты и технические новшества, основанные на изучении механики и движения элементов «живых» конструкций были известны еще в Древней Греции. К примеру, «летающий голубь» Архита Тарентского относится к V - IV вв. до н.э. Трон императора Феофила с движущимися фигурами львов, грифонов и птиц был построен в IX веке Львом Математиком. В XVIII столетии прославились знаменитые механики Ж. Вокансон, отец и сын Дрозы, Мальярде, создавшие немало механических животных и людей, сыгравших выдающуюся роль в развитии техники.

Рационалистическая философия с ее механистическими представлениями и перенесением законов механики на живую природу возродила в технике процесс перенесения двигательных принципов и форм с живых организмов на технические объекты. Основанием для подобных суждений можно считать то, что природой созданы в животном мире совершеннейшие механизмы, воплощенные в таких же совершенных формах: птице дан прекрасный летательный аппарат в виде крыльев, рыбе - плавательный аппарат - хвост и плавники. Стоит только искусственно построить такие же органы и снабдить ими человека или сделать машины, копирующие живые существа, - и человек станет с их помощью летать и плавать. Заманчивость и кажущаяся легкость проблемы привели к появлению ряда проектов машин, основанных на заимствованиях формы животных. Особенно ярко это заимствование проявляется в проектах летательных машин. Казалось, что достаточно воспроизвести механизм движения птичьих крыльев - и летательный аппарат будет создан. Но уровень науки и техники был таков, что идею эту нельзя было осуществить, ибо основывалась она на чисто внешнем, поверхностном наблюдении, ограниченном восприятии внешней формы и очень далеком от расчета соотношений между весом птицы и подъемной силой ее крыльев и от создания адекватного двигателя.

Механистическая система мировоззрения человека способствовала увеличению попыток создания летательных аппаратов, многие из которых были весьма остроумны. Иногда механики преследовали сакраментальную идею создания искусственной жизни, нечто сродни поискам философского 20 камня у алхимиков. Но, в отличие от алхимиков, механики были далеки от мистических представлений. Несомненно, одно - человек всегда стремился воспроизвести возможности птиц, животных и, хотя бы с помощью искусственных приспособлений уподобиться им.

Подобные технические аналогии уже встречались в эпоху Возрождения. Достаточно вспомнить творения Леонардо да Винчи. Искусственный полет был мечтой, постоянно занимавшей его воображение. Он работал над ее разрешением около двадцати пяти лет, подходя к ней, как и к другим своим задачам, руководствуясь определенным правилом, которое звучит как девиз ко всему, что он делал: «Хотя человеческая искусность способна многое изобрести, все же она никогда не создаст предмета более прекрасного, простого и правильного, чем создает природа, потому что в ее изобретениях нет ничего лишнего, ничего недостающего, и ничего нельзя прибавить и отнять». К сожалению, секрет движущей силы навсегда остался скрыт для него. Его кропотливые усилия по имитации полета птиц в основном ограничились конструированием машин. В ней лежащий на спине человек должен был руками приводить в движение крылья. Он рисовал конструкцию машины с парным комплектом педалей и шарообразным корпусом.

Рис. 3

Чрезвычайно удачна его конструкция пирамидального парашюта. Величайший интерес для современных инженеров-аэронавтов представляет и модель спирального пропеллера (Рис. 3). Саму идею Леонардо да Винчи заимствовал из конструкции игрушек. Тем не менее, многие ученые считают, что Леонардо да Винчи изобрел геликоптер (вертолет), летательный аппарат с машущими, как у птицы крыльями - махолет, или орнитоптер, приводимый в движение силой мышц человека, - первый вариант современного пропеллера.

Выдающийся вклад в создание самолета внес в 1876 году капитан русского морского флота А. Ф. Можайский, создавший летающую модель аэроплана с часовой пружиной в качестве двигателя (Рис. 4). Изучив строение крыльев у разных видов птиц и условия их полета, в частности, в режиме парения, исследовав законы сопротивления воздуха движению тел теоретически и с помощью созданного им прибора, А. Можайский понял бесперспективность господствовавшей в то время идеи «машущих крыльев».

Рис. 4

Первые эксперименты пионера авиации О. Лилиенталя начала 1890-х годов показали, что вогнутые крылья дают большую подъемную силу, чем прямые. На это обстоятельство обратили внимание многие ученые, в числе которых был Н.Е. Жуковский. Он с интересом следил за опытами О. Лилиенталя, который совершил более 2500 полетов на планерах, заметив, какую существенную роль играет форма крыльев при полете. В работе 1891 года «О парении птиц» им уже была высказано предположение, что возможность парения тел в воздухе непосредственно связана с их формой. Еще отчетливее эта мысль прозвучала в речи Н.Е. Жуковского на X съезде естествоиспытателей и врачей в 1898 году. В начале века Н.Е. Жуковский приступил к серии опытов над движением тел в воздухе.

Н.Е. Жуковский исследование теории крыла самолета начал в 1904 году. Опыты были связаны с поиском формой крыла. Н.Е. Жуковскому принадлежит идея округления многоугольных контуров, «скелетов крыла». Округление отрезка прямой дает так называемый «руль Жуковского», округление дуги круга дает инверсию параболы. Эти профили в литературе обычно называются «профилями Жуковского». В 1911 году он установил два класса теоретических профилей крыла и доказал, что изогнутая форма профиля крыла более целесообразна по сравнению с плоской пластинкой. Заслуга Н.Е. Жуковского в том, что он сделан глубокий анализ общих принципов функционирования искусственных и природных систем. Он установил математические аналогии между различными явлениями, в том числе и между функциями животных и технических устройств.

Использование в ювелирных украшениях форм и образов живой природы вполне правомерно. В своей творческой деятельности человек обращается за помощью к живой природе, особенно в тех случаях, когда необходимо создать изделие, украшающее его облик или служащее ему оберегом от несчастий и бед. Первые украшения были изготовлены из кости, ракушек и перьев, то есть тех материалов, которые представляли собой «эстетический» образ природы и способны украсить облик человека. Анализируя природный объект, ювелир стремится осмыслить его пластику, тектонику, понимая, что какой бы сложной ни была его форма, нельзя рассматривать ее как случайное сочетание объемов и фактур.

Украшения входят в сферу деятельности любого народа и тем самым характеризуют его религиозные взгляды, эстетические идеалы, духовные горизонты и исторические стадии развития материальной культуры и искусства. Через века и эпохи до нас дошли изобразительные сюжеты, приемы обработки природных материалов, традиции и стили ювелирных украшений. Самые ранние украшения, появились в эпоху Палеолита, об этом говорят найденные морские раковины с отверстиями, использовавшиеся в качестве подвесок. Бусы, подвески, серьги и браслеты начали производиться в эпоху Неолита не только из морских раковин, но главным образом из камней, глины, костей животных. В период Античной Греции (с 1100 года до н.э.) в ювелирных украшениях преобладают геометрически стилизованные формы природы. В древнем Египте Солнце было символом бессмертия (умирая каждую ночь, Солнце возрождается с новым восходом). Поскольку древние египтяне поклонялись богам, которые символизировали собой Солнце, богу Ра и его сыну Гору, в основе их изображения были стилизованные формы самого Солнца - форма круга. Так и круглое египетское ожерелье символизировало собой Солнце. Все украшения эпохи Возрождения отличает образная выразительность природного прототипа, определенная доля аллегории в выборе «основного героя», воплощенного в золоте, жемчуге или цветной эмали.

Многообразие природных форм развития дала ювелирам вдохновляющие идеи своими формами (ростками, бутонами, колосьями, стручками, распустившимися и увядающими цветками) и цветом, красочно рисуя циклы по временам года. Выразительная палитра незрелых зеленых, изысканных розовых, сиреневых, лавандовых тонов подчеркивалась богатыми красными анилиновыми красками или пурпурными цветами, пробуждающими весну или лето. Так дизайн пуговиц Э.Скьяпарелли иногда был выполнен в сюрреалистичной манере и поэтому точно копировал не только форму, но и тактильные ощущения от соприкосновения с насекомыми. Пуговицы-бабочки или пуговицы- гусеницы скорее служат декоративной отделкой, украшением простому по крою и лаконичному по цвету жакету, платью, нежели функциональной необходимостью в застежке.

Дизайн украшений конца 1950-х гг. в виде птиц, рыб, млекопитающих также имел большой спрос, но в то же время главными мотивами оставались цветы и листья.

На рубеже XX и XXI веков для дизайна ювелирных украшений по- прежнему характерны различные заимствования природные форм. Это можно проследить на примерах разных ювелирных фирм, таких как Scavia, Recacrlo, Bvlgari, Chopard, Morgan, Ponte Vecchio Gioilli, Damiani и многих других.

Проведя структурный анализ природного аналога, стилизуя его силуэт, дизайнер может последовательно построить нужную форму ювелирного украшения. Графический анализ позволяет обобщить и выявить главные траектории трехмерной формы природного прототипа, которые в последствии найдут свое продолжение в ювелирном украшении (Рис. 5).

Рис. 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема взаимодействия методов формообразования природы и искусственных систем принадлежит к числу наиболее волнующих, вечных проблем, стоящих перед человеком. Не случайно такие категории античности, как мера, соразмерность, пропорции, основанные на изучении закономерностей организации природных форм, получили подтверждение и развитие в истории современной науки и искусства. Кроме того, изучение закономерностей формообразования природы позволило сделать важные выводы. Прежде всего, в ходе бионических исследований установлено, что живая природа в любых ее проявлениях повторяет себя в себе подобном. Таким образом, в процессе становления жизнеспособной структурной организации способ сохранения информации заключен в принципе подобия. Как в природе геометрическое подобие проявляется как общий принцип пространственной организации живых структур, так и структура зрительного восприятия подчинена общему принципу подобия: зрение декодирует пространственные образы природы принципами соразмерности и геометрического подобия. При этом принцип геометрического подобия устанавливает сходства и различия при оценке пространственной организации объектов восприятия в живой и неживой природе.

Объективные данные современной науки формируют модель работы сознания, согласованную с действительностью и позволяющую понять, как исторически возникли и закрепились приемы формообразования архитектуры и дизайна, характерные для живой природы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1. Белько Т.В. Природа. Искусство. Дизайн: монография. - Тольятти: ПВГУС, 2008.
  • 2. Белько Т.В., Козлова Т.В. Костюм и природные принципы его формообразования. - М.: Швейная промышленность, № 5, 1997. - С. 14-15.
  • 3. Белько Т.В., Козлова Т.В. Костюм: бионические принципы формообразования: учебное пособие. - Тольятти: изд-во ПВГУС, 2008
  • 4. Волкова В.В. Дизайн рекламы. - М.: «Книжный дом «Университет», 1999.
  • 5. Жуковский Н.Е. О парении птиц.//Полн. собр. соч. - М., Л., 1977, т. 5, - С.7-35.
  • 6. Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика. - М.: Стройиздат, 1990, - 269 с.
  • 7. Леонардо да Винчи. Анатомия. Записки и рисунки. - М.: Наука, 1975, - 586 с.
  • 8. Отто Ф., Хельмске И. Оболочки и пространственные конструкции в природе и архитектуре.// Современная архитектура. - 1983, №4, - С.3-8.
  • 9. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. -М.: Терра, 1997.
  • 10. Цыганкова Э.Г. У истоков дизайна. - М.: Наука, 1977.
  • 11. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. - М., 1993, - С.15-16.
  • 12. Шевелев И.Ш. Векторная логика целостности. - Кострома: Ди Ар, 1997.
  • 13. Шмелев И.П., Шевелев И.Ш. и др. Золотое сечение. - М.: Искусство, 1990.

Природа – самая комфортная среда обитания и неисчерпаемый источник вдохновения человека. Еще в давние времена наши предки многие идеи устройства жилья перенимали из окружающего мира. В настоящее время зародилась и успешно развивается наука – бионика, которая занимается разработкой новых форм, материалов и цветовых сочетаний, перенимая их у объектов природы и приспосабливая к условиям жизни человека. Основная концепция бионики состоит в том, что между формой и функциональностью любого предмета существует реальная связь.

Свойства среды, отраженные в бионике

Органичное сочетание с окружающей средой

Например, дом является продолжением склона холма или кресло, имеющее сетчатую структуру, напоминает воздушную легкую дымку.

Растворение в пространстве

Основываясь на том, что живой природе не свойственны назойливые цвета и четкие линии, бионика создает и использует предметы, лишенные пестрых красок и выраженных объемов. Блестящий стальной смеситель как бы сливается со струей воды, невесомая ширма из полупрозрачного стекла слегка заметна в комнате.

Природные очертания

В природе не существует идеально ровных линий и прямых углов. Природным объектам свойственна текучесть очертаний, плавность линий. Исключением являются кристаллы. Но даже строгие линии, повторяющие строение кристаллической решетки, в бионике должны смотреться органично с другими предметами интерьера.

Отсутствие четкого зонирования

Нередко современные жилища представляют собой просторные квартиры-студии. Зонирование в таких помещениях очень условно, тематическая территория слегка отмечается цветом, отделяется ширмой или неполной стеной и т.д.

Лаконичность форм

Несложные и эргономичные силуэты предметов обстановки создают явное удобство. Так ванна по форме напоминает раскрытую морскую раковину или умывальник повторяет абрис распустившегося цветка.

Современные экологичные материалы

В интерьере представлены высокотехнологичные материалы: полимеры, сплавы металлов, стекло, сочетающиеся с традиционными натуральными: шерсть, кожа, камень, лен, шелк, хлопок.

Позитивные сенсорные впечатления

При соприкосновении с предметами обстановки возникает ощущение удовольствия. Мягкая мебель, в которую приятно погружаться, положительные тактильные чувства порождает взаимодействие с текстурой материалов, применяемых в создании составляющих интерьера.

Подчеркнутая структура

Ярко выраженное структурное строение (ячейки, рисунок веток, пузырьки воды) не только придает оригинальность оформлению помещения, но и во многом способствует уменьшению веса предметов дизайна и придает особую прочность используемым изделиям. Кресло из термопластика с пористой структурой весит вдвое меньше, чем аналогичный традиционный предмет мебели.

Натуральные цвета

Превалирует в бионике дизайна белый цвет и его оттенки: молочный, слоновая кость, очень светлый . Но востребованы и другие натуралистичные цвета: окраска зелени, неба, воды, коры, песка и пр. Возможны элементы ярких цветов: синий, алый, лимонный. Все, как в природе!

Модульное решение конструкций

Модульный принцип оформления позволяет всячески обыгрывать пространство, комбинируя предметы интерьера по форме и цвету, формируя вертикальные и горизонтальные ряды.

Освещение, сходное с естественным

Используются разные источники освещения, также задействуются глянцевые, зеркальные поверхности для получения мягких бликов.

Легкая ироничность

Хороший легкий юмор всегда радует. Поэтому необычные предметы обстановки как-то диванчик в виде спонжа или часы, похожие на каплю, стекающую по стене, дарят здоровый оптимизм.

Бионика помогает обрести гармонию в отношениях с окружающим сложным миром, делая жилище максимально комфортным и функционально продуманным.

Стиль бионика в домашнем интерьере отличается футуристической фантазией, необычными инновациями в воплощении природных форм, эстетичностью, эргономичной функциональностью. Бионика – это замечательная идея подсмотреть в природе образы для их воплощения в дизайне помещений.

Голос природы в интерьере

Научный термин «бионика» происходит от слова «бион» – ячейка жизни. А сам стиль основан на единении передовых современных технологий с естественными законами природы, перенесенными в интерьер.

Однако бионика – это не просто копирование природных форм и объектов. Это органичная связь, простота и выразительная пластичность, минимум ресурсов для максимума комфортной функциональности и удобства. Концепция бионики зиждется на утверждении, что естественные формы окружающей природы являются совершенными, поэтому текстуры, декоративные элементы интерьера повторяются в стиле с той гармоничностью, какая свойственна природе.


В интерьере стиля нет четкого разграничения и зонирования пространства, нет острых углов и монотонности цвета. Есть недосказанная красота, массивность форм, плавность линий, иллюзия движений в естественной обтекаемости деталей.


Отражение природной среды в интерьерном стиле бионика подразумевает невероятные и фантастические задумки. Например, дом как продолжение холмистого склона, кресло с сетчатой структурой, напоминающей воздушную дымку, стены – пчелиные соты, шкаф – пещера.


Использование новейших строительных технологий и материалов с уникальными свойствами, обустройство интерьера, создаваемое по аналогии с объектами живой природы, – это, пожалуй, наиболее значимые характеристики бионики в дизайне.

Специфика стиля

Живая природа не изобилует четкостью линий и назойливостью цвета. И для бионики в интерьере также не свойственны пестрота красок и выраженность объемов. В качестве примера можно привести полупрозрачную и легкую стеклянную ширму, малозаметную в комнате, блестящий стальной смеситель, сливающийся со струей воды.


Бионика в интерьерном дизайне является своеобразным отражением естественной среды. Прямых углов и идеально ровных линий в природе практически не существует. Нерукотворные природные объекты отличаются текучестью очертаний и округлостью линий. Исключение – природные кристаллы. Но даже повторяющаяся в интерьере линейная строгость строения кристаллической решетки должна органично гармонировать с остальными предметами декора.


В то же время бионика поддерживает модные тенденции. Ныне на пике популярности квартиры-студии. Зонирование в них весьма условно. Зоны разграничивают цветом, отделяют ширмой или полустенкой.


Удобство в стиле бионика подчас создают эргономичные и простые предметы обстановки. Ванна, напоминающая по форме раскрытую морскую раковину, умывальник в виде распустившегося цветка, стол – морской атолл.

Текстуры и материалы

Бионика в стильном интерьере находит применение для целого ряда инновационных материалов. Сплавы металлов, полимеры, стекло в сочетании с натуральными кожей, камнем, шерстью, шелком, льном создают удивительно гармоничные дизайнерские содружества традиций и высоких технологий.


Соприкасаясь с предметами в любом интерьерном стиле, вы получаете позитивный (а иногда и негативный) опыт сенсорных ощущений. Мягкая мебель, обтекаемость и плавность форм стиля бионика порождают торжество тактильных чувств при взаимодействии с текстурой материалов, составляющих интерьер.


Оригинальность при оформлении помещений в стиле бионика усиливается ярко выраженным структурным строением деталей: ячейки, пузырьки воды, рисунки веток и трав. Кроме того, уменьшение веса дизайнерских аксессуаров в некоторых случаях придает особую прочность элементам. Например, стильное кресло из термопластика с пористой структурой имеет вес вдвое меньше обычного предмета мебели.

Цвет и свет

Для бионики в дизайне характерна исключительно натуральная палитра (преимущественно белый и его оттенки – молочный, бежевый светло-серый, цвет слоновой кости). Цвета небесной сини, зелени, воды, песка, коры деревьев также востребованы. Алый, лимонный, лазурный возможны в интерьерных акцентах стиля.


В стиле приветствуются разные источники освещения. Зеркальные и глянцевые поверхности с их отражающей способностью задействуют для получения мягких бликов.

Мебель и декор

Оформление интерьера в стиле бионика по принципу модульных конструкций – одно из его характерных свойств. Предметные комбинации в пространстве обыгрываются в достаточно широком диапазоне путем различных построений – по форме, цвету, формированию вертикальных и горизонтальных рядов.


В стиле бионика уместны ироничные предметы декора и обстановки. Часы в виде капли, которая «стекает» по стене (ассоциации с известной картиной С. Дали), диванчик-спонж в гостиной наверняка порадуют своей неординарностью.

На основе гармоничных идей, позаимствованных у природы, бионика, используемая в интерьере, призвана сделать помещение функционально продуманным и максимально комфортным.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot