Датчик на выхлопной трубе ваз 2114.

Для нормальной работы бензинового двигателя внутреннего сгорания (ДВС) необходима определенно дозированная смесь топлива и воздуха, подающаяся в цилиндры. Качественный ее состав зависит от количества оборотов двигателя и от степени его прогрева. На устаревших карбюраторных моторах дозированием управлял карбюратор, в системах с распределенным впрыском пропорцией топливной смеси (ТС) руководит электроника.

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕКТОРОМ

«Мозгом» электронной системы управления двигателем (ЭСУД) является электронный блок (ЭБУ), он считывает данные с многочисленных датчиков, находящихся на ДВС. Собрав все показания, блок анализирует данные, и на основании полученных результатов задает команды системе зажигания и форсункам. Форсунки задают нужную пропорцию топлива и воздуха в цилиндрах ДВС, зажигание распределяет искру по цилиндрам и поджигает ТС в момент ее сжатия в камере сгорания цилиндра.

К датчикам, влияющим на качественный состав ТС, в инжекторных двигателях в первую очередь относится датчик расхода воздуха (ДМРВ) или датчик абсолютного давления (ДАД, или еще у него есть название MAP сенсор). Следует отметить, что на авто ВАЗ 2108-15 до сих пор еще применяется ДМРВ, хотя в более современных системах уже давно устанавливается MAP.

КИСЛОРОДНЫЙ ДАТЧИК

Еще одним из датчиков, который контролирует состав топливной смеси, а также влияет на расход топлива, является лямбда зонд, по-другому он еще называется датчик кислорода. Цель этого устройства – определить, не остался ли в выхлопных газах ДВС несгоревший кислород. Следует обратить внимание, что в несгоревшей до конца ТС содержится большое количество СО, вредных для экологии окружающей среды.

Какие же принцип действия и устройство лямбда зонда? Конечно, ДАД или ДМРВ вычисляет необходимый состав ТС для определенного количества оборотов двигателя, но у форсунок производительность может несколько меняться в зависимости от их состояния, например, форсунки со временем могут забиваться. К тому же, качество российского бензина не всегда находится на должном уровне, а плохое топливо обычно полностью не сгорает. Датчик лямбда зонд работает по принципу обратной связи – на основании его показаний система рециркуляции отработанных газов перегоняет недогоревшее топливо во впускной коллектор, и процесс сгорания ТС происходит более качественно.


Командует системой рециркуляции ЭБУ. В результате:

  • Снижается токсичность отработанных газов;
  • Экономится потребление топлива;
  • Обеспечивается более полное сгорание ТС.

Основой лямбда зонда является керамический элемент, с обеих сторон он покрыт диоксидом циркония. Электроды датчика контактируют с выхлопными газами. При разной концентрации выхлопных газов на электродахзонда создается различное напряжение, которое фиксируется ЭБУ. При низком содержании кислорода напряжение на датчике выше.

Всего существует два типа лямбда зондов – узкополосные (двухточечные) и широкополосные. Второй тип устройств обладает более точными показаниями, датчики показывают не только признаки обогащения или обеднения ТС, но и ее качественный состав. Цена кислородных датчиков тоже отличается – широкополосные значительно дороже двухточечных.

Датчик кислорода ВАЗ 2114 на моторе объемом 1,5 литра устанавливается на приемной трубе глушителя в системе выпуска отработанных газов. С двигателем 1,6 л предусматривается два лямбда зонда – один монтируется на выпускном коллекторе сверху, второй – сразу за катализатором в районе крепления приемной трубы.

Следует отметить, что на многих иномарках может устанавливаться не только по два, а порой по и три или четыре лямбда зонда. Как правило, это автомобили повышенной комфортности, например, Ниссан Максима. Большее количество датчиков позволяет снизить токсичность отработанных газов и боле экономно расходовать топливо.


Лямбда зонд начинает работать при температуре около 350 градусов Цельсия, поэтому для ускоренного включения его в работу многие схемы устройства оснащаются дополнительным нагревательным элементом. К датчику без нагревателя обычно подводится один или два провода питания, с нагревательным элементом проводов может быть три или четыре. Провода должны иметь хорошую термоизоляцию, так как температура нагрева выхлопной системы очень высокая.

НЕИСПРАВНОСТИ – ПРИЧИНЫ И ПРИЗНАКИ

Лямбда зонд ВАЗ 2114 имеет определенный срок службы – в среднем устройство может проработать 80-160 тыс. км (исчисляется пробегом автомобиля). Но в зависимости от различных факторов он может выйти из строя и раньше. Это происходит по следующим причинам:

  • Плохое качество бензина;
  • В двигателе идет угар масла, из-за этого на датчике образуется масляный нагар (идет коксование);
  • При перебоях зажигания возникают хлопки в глушителе, разрушающие датчик кислорода на ВАЗ;
  • Внешние воздействия – удар при ДТП, попадание жидкостей или масла на контакты устройства.

Какие могут быть признаки неисправности датчика кислорода ВАЗ 2114:

  1. Повышается расход топлива;
  2. На панели приборов в салоне автомобиля загорается лампа диагностики двигателя CheckEngine;
  3. Провалы при разгоне машины, снижение мощности;
  4. Подтраивание мотора, хлопки во впускном коллекторе и глушителе.

Но эти же признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях, и причин здесь очень много. Например:

  • Не работает датчик расхода воздуха;
  • Нерабочая свеча зажигания;
  • Пробивают на массу высоковольтные провода;
  • Слабая компрессия в цилиндрах двигателя;
  • Проблемы с модулем зажигания.

КАК ПРОВЕРИТЬ ЛЯМБДА ЗОНД

Если появились признаки неисправности лямбда зонда, перед заменой следует сначала убедиться в его неисправности . В первую очередь необходимо проверить ЭСУД на возможные ошибки. Ошибки проверяются с помощью компьютерной диагностики (допустим, на сканере «Аскан») или с помощью бортового компьютера, если он установлен на автомобиле и обладает возможностью считывания ошибок.

По коду ошибки можно определить, какая в системе возникла неисправность. Например, ошибка 0135 означает неисправность нагревательного элемента «лямбды», а 1102 – низкое сопротивление датчика. Нередко возникают обрывы проводов в цепи, об этом свидетельствует ошибка 0140. Отсутствие питания на разъеме датчика проверяется в помощью вольтметра. При включенном зажигании подсоединяем щупы прибора:

  • Минус – к массе (к двигателю);
  • Плюс – к контакту «В» на разъеме.

Вольтметр должен показывать напряжение 12 в. Если оно отсутствует, значит, в цепи есть обрыв. Меньшее напряжение свидетельствует о разряженном аккумуляторе. Не исключена вероятность, что в штекере окислился контакт. Зачистка контактов в таком случае решает проблему.


ОТКЛЮЧЕНИЕ ДАТЧИКА

Многие автовладельцы задают вопрос,что будет, если отключить лямбда зонд из цепи ЭСУД, и как отключить датчик кислорода?Ответ простой – с отключенной «лямбдой» блок управления будет использовать стандартные данные заложенной в него программы, и расходоваться топливо будет практически столько же, как при неисправном датчике. В среднем потребление вырастет на 2-3 литра относительно работы двигателя с исправным лямбда зондом. А отключить датчик очень просто – нужно просто разъединить штекер с проводами, который подходит к зонду.

ЗАМЕНА

Замена кислородного датчика производится очень просто. Перед проведением работ необходимо остудить двигатель, если он был в работе. В первую очередь разъединяется штекер датчика, затем он отворачивается гаечным ключом.

Иногда лямбда зонд сильно прикипает, и его невозможно стронуть с места. Если датчик все равно идет под замену, можно попробовать обстучать его посадочное место – вокруг резьбы.

Как правило, такой метод помогает открутить неподдающуюся съему деталь. Если «лямбда» не откручивается, нужно обстукивать еще и еще. В результате датчик все же снимается.

ОЧИСТКА

Если кислородный датчик не работает, не нужно торопиться его выкидывать. Часто из-за угара масла на электродах керамики образуется нагар. Нагар можно попробовать удалить, только нельзя пользоваться металлическими предметами или наждачной бумагой. Для очистки нагара используют средства для удаления ржавчины, например, WD40. Возможно, работоспособность лямбда зонда восстановится.

Если, у вас возникли такие проблемы с двигателем, как провал при увеличении скоростного режима, резкое падение мощности, появилась такая особенность как троение, или резко повысился расход топлива, то первым делом, что необходимо сделать — это проверить исправность работы датчика кислорода.

Как правило, существует много причин неисправности работы такого механизма, как датчик. Самыми основными, наверное, являются неисправность в системе подогрева, отсутствие такой характеристики, как чувствительность. Но, большинство специалистов отмечает, что если причина поломки датчика связана с потерей чувствительности, то в процессе движения этого фактически не ощущается, и нет никаких видимых причин существующей поломки. Но, в том случае, если произошёл сбой в системе подогрева, то компьютер, который встроен в систему сразу сообщит об имеющейся неисправности. Об этих особенностях необходимо знать и помнить.

Если, была обнаружена неисправность в работе датчика кислорода, то его следует поменять на новый вариант. Данный этап работы можно провести самостоятельно в домашних условиях, либо отогнать машину в автосервис – каждый выбирает тот способ, который является для него самым оптимальным и приемлемым. Но, первоначальным шагом в работе является то, что необходимо определить и установить поступает ли какое-нибудь питание, энергия на данный механизм, а также проверить, нет ли неисправностей, который могут быть связаны с цепями. Всё, что для этого необходимо – это просто напросто отсоединить разъём датчика, ведь стоит заметить, что он достаточно прочно соединен с механизмом охлаждения при помощи патрубка.

Итак, на данном этапе проверке необходимо выполнить последовательные действия, от правильности которых зависит качество проверенной работы.
Как проверить датчик кислорода (лямбда-зонд) ВАЗ 2114:

Обследовать цепь нагревательного элемента на наличие неисправностей, или повреждений. Для этого нужно воспользоваться специальным тестером, в котором находим «минус» и присоединяем его к двигателю. Помните, «плюс» должен присоединяться к контакту «B». Далее, необходимо запустить зажигание и проконтролировать результаты тестера. Если, всё находится в полном порядке, то показание должно равняться 12в, в том случае если, результат меньше нормы, то это свидетельствует о том, что аккумулятор находится в разряженном состоянии и вся проблема кроется в нём, либо произошёл порыв цепи питания, которую можно устранить и самостоятельно.

Обследовать цепь чувствительного компонента. На данном этапе необходимо установить наличие уровня напряжения между такими элементами, как «А» и «С». Причём, помните о правильной последовательности присоединения: плюс к «А», минус на «С». В том случае, если система находится в полной исправности, показатель будет равен 0, 45в. Если же произошли даже малейшие колебания в показателях, то можно со 100% уверенностью утверждать, что она находится в неисправном состоянии.

Для того чтобы предотвратить возможной поломки датчика следует помнить одно простое правило – датчик кислорода меняется каждые 10 000 км. В этом случае вы будете застрахованы от всяких нежелательных ситуаций. На которые нужно будет потратить много времени, сил и нервов.

О том, что такое лямбда зонд и для чего он нужен, к сожалению, знают далеко не все автовладельцы. Лямбда зонд — это кислородный датчик, который позволяет электронной системе контролировать и балансировать правильное соотношение воздуха и бензина в камерах сгорания. Он способен своевременно исправить структуру топливной смеси и предупредить дестабилизацию рабочего процесса двигателя.

Этот достаточно хрупкий прибор находится в очень агрессивной среде, поэтому его работу необходимо постоянно контролировать, так как при его поломке дальнейшее использование автомобиля невозможно. Периодическая проверка лямбда зонда станет гарантом стабильной работы автотранспортного средства.

Принцип действия лямбда зонда

Основной задачей лямбда зонда является определение химсостава выхлопных газов и уровня содержания в них молекул кислорода. Этот показатель должен колебаться в пределах от 0,1 до 0,3 процентов. Бесконтрольное превышение этого нормативного значения может привести к неприятным последствиям.

При стандартной сборке автомобиля, лямбда зонд монтируется в выпускном коллекторе в области соединения патрубков, однако, иногда бывают и другие вариации его установки. В принципе, иное расположение не влияет на рабочую производительность данного прибора.

Сегодня можно встретить несколько вариаций лямбда зонда: с двухканальной компоновкой и широкополосного типа. Первый вид чаще всего встречается на старых автомобилях, выпущенных в 80-е годы, а также на новых моделях эконом-класса. Датчик широкополосного типа присущ современным авто среднего и высшего класса. Такой датчик способен не только с точностью определить отклонение от нормы определенного элемента, но и своевременно сбалансировать правильное соотношение.

Благодаря усердной работе таких датчиков существенно повышается рабочий ресурс автомобиля, снижается топливный расход и повышается стабильность удержания оборотов холостого хода.

С точки зрения электротехнической стороны, стоит отметить тот момент, что датчик кислорода не способен создавать однородный сигнал, так как этому препятствует его расположение в коллекторной зоне, ведь в процессе достижения выхлопными газами прибора может пройти определенное количество рабочих циклов. Таким образом, можно сказать, что лямбда зонд реагирует скорее на дестабилизацию работы двигателя, о чем он собственно впоследствии и оповещает центральный блок и принимает соответствующие меры.

Основные признаки неисправности лямбда зонда

Основным признаком неисправности лямбда зонда служит изменение работы двигателя, так как после его поломки значительно ухудшается качество поступаемой топливной смеси в камеру сгорания. Топливная смесь, по сути, остается бесконтрольной, что недопустимо.

Причиной выхода из рабочего состояния лямбда зонда может быть следующее:

  • разгерметизация корпуса;
  • проникновение внешнего воздуха и выхлопных газов;
  • перегрев датчика вследствие некачественной покраски двигателя или неправильной работы системы зажигания;
  • моральный износ;
  • неправильное или прерывающееся электропитание, которое ведет к основному блоку управления;
  • механическое повреждение в следствие некорректной эксплуатации автомобиля.

Во всех вышеперечисленных случаях, кроме последнего, выход из строя происходит постепенно. Поэтому те автовладельцы, которые не знают как проверить лямбда зонд и где он вообще расположен, скорее всего, не сразу заметят неисправность. Однако, для опытных водителей определить причину изменения работы двигателя не составит никакого труда.

Постепенный выход из строя лямбда зонда можно разбить на несколько этапов. На начальной стадии датчик перестает нормально функционировать, то есть, в определенных рабочих моментах мотора устройство перестает генерировать сигнал, впоследствии чего дестабилизируется налаженность оборотов холостого хода.

Иными словами, они начинают колебаться в достаточно расширеном диапазоне, что в конечном итоге приводит к потере качества топливной смеси. При этом авто начинает беспричинно дергаться, также можно услышать нехарактерные работе двигателя хлопки и обязательно на панели приборов загорается сигнальная лампочка. Все эти аномальные явления сигнализируют автовладельцу о неправильной работе лямбда зонда.

На втором этапе датчик и вовсе перестает работать на не прогретом двигателе, при этом автомобиль будет всевозможными способами сигнализировать водителю о проблеме. В частности, произойдет ощутимый упадок мощности, замедленное реагирование при воздействии на педаль акселератора и все те же хлопки из-под капота, а также неоправданное дергание автомобиля. Однако, самым существенным и крайне опасным сигналом поломки лямбда зонда служит перегрев двигателя.

В случае полного игнорирования всех предшествующих сигналов свидетельствующих об ухудшении состояния лямбда зонда, его поломка неизбежна, что станет причиной большого количества проблем. В первую очередь пострадает возможность естественного движения, также значительно увеличится расход топлива и появится неприятный резкий запах с ярко выраженным оттенком токсичности из выхлопной трубы. В современных автоматизированных автомобилях в случае поломки кислородного датчика может попросту активизироваться аварийная блокировка, в результате которой последующее движение автомобиля становится невозможным. В таких случаях сможет помочь только экстренный вызов эвакуатора.

Однако, самым худшим вариантом развития событий является разгерметизация датчика, так как в этом случае движение автомобиля становится невозможным по причине высокой вероятности поломки двигателя и последующего дорогостоящего ремонта. Во время разгерметизации отработанные газы вместо выхода через выхлопную трубу, попадают в заборный канал атмосферного эталонного воздуха. Во время торможения двигателем лямбда зонд начинает фиксировать переизбыток молекул кислорода и экстренно подает большое количество отрицательных сигналов, чем полностью выводит из строя систему управления впрыском.

Основным признаком разгерметизации датчика является потеря мощности, особенно это ощущается во время скоростного движения, характерное постукивание из-под капота во время движения, которое сопровождается неприятными рывками и неприятный запах, который выбрасывается из выхлопа. Также о разгерметизации свидетельствует видимый осадок сажных образований на корпусе выпускных клапанов и в области свечей.

Как определить неисправность лямбда зонда рассказывается на видео:

Электронная проверка лямбда зонда

Узнать о состоянии лямбда зонда можно путем его проверки на профессиональном оборудовании. Для этого используется электронный осциллограф. Некоторые специалисты определяют работоспособность кислородного датчика при помощи мультиметра, однако, он способен только констатировать или же опровергнуть факт его поломки.

Проверяется устройство во время полноценной работы двигателя, так как в состоянии покоя датчик не сможет полностью передать картину своей работоспособности. В случае даже незначительного отхождения от нормы, лямбда зонд рекомендуется заменить.

Замена лямбда зонда

В большинстве случаев такая деталь, как лямбда зонд не подлежит ремонту, о чем свидетельствуют утверждения о невозможности произведения ремонта от многих автомобильных производителей. Однако, завышенная стоимость такого узла у официальных дилеров отбивает всякую охоту его приобретения. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации может стать универсальный датчик, который стоит гораздо дешевле родного аналога и подходит практически всем автомобильным маркам. Также в качестве альтернативы можно приобрети датчик бывший в использовании, но с продолжительностью гарантийного периода или же полностью выпускной коллектор с установленным в него лямбда зондом.

Однако, бывают случаи, когда лямбда зонд функционирует с определенной погрешностью из-за сильного загрязнения в результате оседания на нем продуктов сгорания. Для того чтобы убедиться, что это действительно так, датчик необходимо проверить у специалистов. После того как проверка лямбда зонда состоялась и подтвержден факт его полной работоспособности, его нужно снять, почистить и установить обратно.

Для того чтобы демонтировать датчик уровня кислорода, необходимо прогреть его поверхность до 50 градусов. После снятия, с него снимается защитный колпачок и только после этого можно приступать к очистке. В качестве высокоэффективного очищающего средства рекомендуется использовать ортофосфорную кислоту, которая с легкостью справляется даже с самыми стойкими горючими отложениями. По окончании процедуры отмачивания, лямбда зонд ополаскивается в чистой воде, тщательно просушивается и устанавливается на место. При этом не стоит забывать о смазке резьбы специальным герметиком, который обеспечить полную герметичность.

Очень сложное, поэтому он нуждается в постоянной поддержке работоспособности и проведении своевременных профилактических работ. Поэтому в случае возникновения подозрений о неисправности лямбда зонда, необходимо незамедлительно произвести диагностику его работоспособности и в случае подтверждения факта выхода из строя, заменить лямбда зонд. Таким образом, все важнейшие функции транспортного средства будут сохранены на прежнем уровне, что станет гарантом отсутствия дальнейших проблем с двигателем и прочими важными элементами автомобиля.

Лямбда зонд или просто датчик кислорода, является устройством, расположенным на выпускном коллектора силового агрегата. С его помощью оценивается количество свободного кислорода в выхлопе. Сегодня мы познакомимся с данным измерителем более подробно, рассмотрим принцип его действия на автомобиле, разберемся в признаках неисправностей и расскажем, как устройство можно заменить своими силами.

Конструкция

Вне зависимости от названия, лямбда зонд или датчик кислорода, его суть не меняется.

Основа девайса — это керамический твердый электролит, материалом для изготовления которого является диоксид циркония. Он покрывается дополнительно с помощью оксида иттрия. Но и это еще не все. Сверху керамического элемента имеется напыление. Выполняют его из токопроводящих электродов платины.

Принцип работы аналогичен гальваническим элементам. Когда ДК устанавливается на выпускной коллектор двигателя, за счет воздействия потока выхлопных газов, он нагревается примерно до 300-400 градусов по Цельсию.

В разогретом состоянии электролит из циркония обретает необходимую проводимость, тем самым обеспечивает оптимальную работоспособность датчика.

Важной является установка лямбда зонда. Располагается ДК так, чтобы один электрод получал наружный воздух, а второй дышал смесью из выхлопных газов. При изменении количества кислорода на одном из электродов, возникает разница потенциалов. Она передается на электронный блок управления двигателем по средствам сигнала. Так ЭБУ получает возможность откорректировать подачу горючего через систему впрыска топлива.

Если посмотреть на вопрос с точки зрения науки, то лямбда является соотношением реального количества воздуха к требуемому, то есть необходимому.

Показатели

Показатели лямбды могут быть разными, но для автомобиля требуются определенные, оптимальные параметры.

Если говорить непосредственно об идеальных условиях для ВАЗ 2114 и его двигателей, то тут лямбда должна иметь показатель в 14,7 к 1. Другими словами, смесь требуется бедная. Это обусловлено необходимостью наличия на катализаторе достаточного количества кислорода для сжигания СН и СО.

Для отечественного авто применяется современный ДК, которые функционирует в качестве порогового элемента.

Как он работает

Мы уже отмечали, что ДК начинает работать только после подогрева до определенной температуры — 350 градусов по Цельсию. Из-за этого первые вариации зонда устанавливали в непосредственной близости от выпускного коллектора.

С течением времени датчик совершенствовали, встроили нагревательный элемент, что позволило быстрее доводить его до рабочих параметров. Из-за этого расположение зонда в системе выхлопа утратило свою значимость.

Если изучать конструкцию устройства, то оно будет включать в себя несколько основных компонентов.

  1. Наконечники из керамики с защитными экранами и отборными отверстиями. С одной стороны они служат для отбора выхлопа, а с другой — наружного воздуха. Эти элементы заключены в среднем элементе внутри керамического изолятора. Именно они выступают главными рабочими компонентами ДК. Это электроды, с которых берутся показания потенциалов и их разницы.
  2. Токопроводящий нагревательный элемент. Его следует искать внутри наконечников.
  3. Токосъемник электросигнала. Данный компонент располагается в средней части ДК.
  4. Помимо чувствительных элементов наконечников, все остальные составляющие ДК находятся внутри металлического корпуса, оснащенного резьбой. Она необходима для того, чтобы зафиксировать прибор на корпусе приемной трубы.
  5. Современные ДК оснащаются проводами и уплотнительной манжетой. Их называют четырехпроводными лямбда зондами.
  6. Две провода белого цвета являются контактами системы подогрева.
  7. Черный провод является сигнальным.
  8. Черно-белый проводок в полоску — заземление.

Другим концом проводом, с помощью штекерной коробки, устройство подключается к бортовому компьютеру. Он получает от ДК информацию о текущем состоянии топливовоздушной смеси. Причем при холостых оборотах запрос от ЭБУ к ДК направляется дважды в секунду, при повышении оборотов еще чаще. В зависимости от получаемой информации, электронный блок управления корректирует количество топлива, поставляемого в мотор, создавая богатую или бедную смесь.

ЭБУ всегда стремится к тому, чтобы соотношение лямбды максимально соответствовало идеальному — 14,7:1.

Проверка работоспособности

Прежде чем выполнять замену устройства, следует проверить его текущее состояние.

Проверить ДК можно с помощью измерительного прибора:

  • Нормальный показатель нижнего уровня сигнала — от 0,1 до 0,2В;
  • Верхнего — от 0,8 до 0,9В.

Производитель гарантирует высокую работоспособность устройства. Как показывает практика, если лямбда зонд был изготовлен строго согласно ГОСТу, первые признаки его неисправности могут появиться не раньше чем через 80 тысяч км пробега. В среднем продолжительность «жизни» ДК составляет 160 тысяч километров.

Но руководство по эксплуатации, прилагаемое к ВАЗ 2114, гласит, что менять ДК следует после каждых 80 тыс. километров пробега. Это обусловлено снижением чувствительности, что ухудшает качество поставляемой топливовоздушной смеси в камеру сгорания.

Как ДК влияет на работу мотора

На самом деле лямбда зонд оказывает очень серьезное влияние на эффективную и правильную работу силового агрегата. ДК позволяет поддерживать оптимальные характеристики смеси топлива и воздуха. Если ДК работает исправно, тогда:

  • Двигатель функционирует правильно, устойчиво, не наблюдаются колебания;
  • При резком нажатии на педаль акселератора, питание мотора быстро перестраивается, меняет качество смеси в зависимости от оборотов двигателя. За счет этого не происходят рывки, двигатель не троит;
  • В окружающую атмосферу выходит максимально сгоревшие выхлопы из-за корректной работы катализатора, сжигающего остатки вредных веществ, находящихся в выхлопной трубе. От этого меньше вреда наносится природе.

Как обеспечить оптимальную работу ДК

Чтобы вам не приходилось менять свой ДК уже в самое ближайшее время, придерживайтесь простых рекомендаций. Они позволят поддерживать датчик в оптимальных кондициях, гарантировать эффективную работу.

  1. Используйте бензин того качества и марки, который рекомендован производителем для вашего авто. В данном случае для ВАЗ 2114.
  2. Если планируете использовать присадки для топлива, убедитесь, что их применение разрешается, и качество соответствует указанным данным на упаковке.
  3. Никогда не используйте герметики для фиксации датчика.
  4. Если двигатель плохо заводится, не повторяйте большое количество попыток запуска за короткий временной промежуток.
  5. Проверяя состояние цилиндров, не выключайте свечи.
  6. Избегайте перегрева системы выхлопа, поскольку ДК имеет температурный предел — 950 градусов по Цельсию.
  7. Не обрабатывайте наконечники лямбда зона с помощью химических агрессивных веществ.
  8. Наблюдайте, чтобы место соединения трубы и ДК всегда было герметичным.

Признаки неисправности

Теперь что касается признаков неисправности. Их может быть несколько. Потому внимательно наблюдайте за поведением своего ВАЗ 2114. При обнаружении одного из признаков, немедленно примите соответствующие меры.

  • При малом газовании силовой агрегат начинает работать неустойчиво, может глохнуть, появляются плавающие обороты;
  • Динамические параметры машины существенно ухудшились;
  • В обычных условиях уровень расхода топлива увеличивается чрезмерно;
  • В зоне катализатора наблюдается треск после отключения мотора;
  • Слышен характерный запах испорченных яиц. Обусловлены такие зловония попаданием в катализатор большого объема бензина, который не сгорел.

При необходимости замены ДК проверьте, такой зонд установлен на вашем авто. На более ранних версиях ВАЗ 2114 ставили однопроводные датчики, а затем появились уже четырепроводные. Их цена составляет в пределах 1200-3000 рублей, в зависимости от типа ДК.

Если при снятии устройства вы обнаружили, что на устройстве имеется нагар, но при этом измерительный прибор показывает небольшое отклонение от нормы, менять ДК не обязательно. Нужно просто избавиться от нагара.

Для этого датчик сильно нагрейте, а потом быстро охладите. Это позволит нагару потрескаться и обвалиться. Останется лишь слегка протереть прибор кисточкой.

А если без ДК?

Многие задаются вопросами, можно ли отключить ДК и как это делается. Рекомендовать делать это мы категорически не можем, поскольку это приводит к серьезным негативным последствиям:

  • Двигатель начнет работать неустойчиво и некорректно;
  • Повысится расход топлива;
  • Состав выхлопа существенно ухудшится;
  • Потребуется перепрошивать бортовой компьютер.

Для обеспечения стабильной работы двигателя современного автомобиля используется множество разнообразных датчиков, собирающих информацию о работе той или иной системы. На основании их данных электронный блок управления корректирует качество топливной смеси, регулирует ее количество для поступления в камеры сгорания, определяет нужный включает-выключает различные дополнительные механизмы.

В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой кислородный датчик (лямбда-зонд) ВАЗ-2114 , рассмотрим его конструкцию и принцип действия. Кроме этого, мы попытаемся разобраться в неисправностях этого элемента и методах их устранения.

Что такое кислородный датчик

Датчик кислорода - это электромеханическое устройство, предназначенное для определения количественного содержания кислорода в выхлопных газах. Его применение обязательно для всех автомобилей с классом экологичности выше "Евро-2".

Зачем он нужен? Дело в том, что современные экологические нормы требуют от автомобиля минимального содержания вредных соединений в выхлопах. Добиться их снижения возможно лишь путем образования идеальной (стехиометрической) топливной смеси. Именно для этих целей и служит кислородный датчик, или, как его еще называют, лямбда-зонд. Электронный получив информацию о содержании кислорода в выхлопах, увеличивает или уменьшает количество воздуха для образования смеси.

Где находится датчик кислорода

В автомобилях ВАЗ-2114 лямбда-зонд может располагаться в разных местах, в зависимости от модификации двигателя. В «четырнадцатых», оборудованных полуторалитровыми силовыми агрегатами он находится сверху на приемной трубе. Добраться до него можно только снизу, загнав машину на смотровую яму или эстакаду. В 1,6-литровых ВАЗ-2114 лямбда-зонд расположен гораздо удобней. Он вкручен в верхнюю часть корпуса выпускного коллектора. Вы сразу увидите его, подняв капот.

Как устроен датчик кислорода

У ВАЗ-2114 лямбда-зонд имеет достаточно простую конструкцию. В ее основе лежит керамический элемент с двумя электродами. Обычно они покрыты диоксидом циркония. Один из электродов контактирует с воздухом (вынесен за пределы выхлопных коммуникаций), а второй - с отработанными газами.

Принцип работы устройства базируется на разности потенциалов, возникающей между контактами устройства во время работы двигателя. Электронный блок управления посылает на датчик электрический импульс и анализирует его изменения. Основываясь на увеличении или уменьшении напряжения на контактах зонда, ЭБУ «делает заключение» о количестве кислорода в выхлопах.

Лямбда-зонд: признаки неисправности (ВАЗ-2114)

Выход из строя датчика кислорода «четырнадцатой», обычно, сопровождается следующими симптомами:

  • на панели приборов загорается сигнальная лампа «CHECK», предупреждающая водителя о возникшей ошибке;
  • работа двигателя на холостых оборотах нестабильна (обороты плавают, мотор периодически глохнет);
  • заметное снижение мощности и тяговых характеристик силового агрегата;
  • автомобиль «дергается» при наборе скорости;
  • увеличение расхода топлива;
  • превышение уровня токсичных веществ в выхлопных газах (определяется путем замера на специализированной станции).

О чем может рассказать электронный блок управления

Если на приборной панели загорелась сигнальная лампа, оповещающая об ошибках в работе двигателя, а ее горение сопровождается вышеперечисленными проблемами, желательно провести тестирование контроллера. Сегодня это можно сделать, как на станции технического обслуживания, так и в домашних условиях. Конечно, если у вас есть специальный тестер и ноутбук (планшет, смартфон) с соответствующим программным обеспечением. При подключении этот прибор выдаст вам коды возможных проблем.

У автомобилей ВАЗ-2114 лямбда-зонд , вышедший из строя, может заявлять о своей неисправности следующими ошибками:


Что может случиться с лямбда-зондом

Ресурс лямбда-зонда для «четырнадцатой», заявленный заводом-изготовителем, составляет 80 тыс. км пробега. Но это совсем не значит, что он не может выйти из строя гораздо раньше или прослужить вдвое дольше.

Причиной неисправности лямбда-зонда ВАЗ-2114 могут быть:

  • перегрев рабочего элемента;
  • нарушение герметичности соединения датчика с корпусом выпускного коллектора;
  • засорение контактов устройства вследствие использования некачественного топлива, или попадания масла (охлаждающей жидкости) в бензин.

Порядок действий при возникновении проблем с лямбда-зондом

Обнаружив признаки выхода из строя кислородного датчика, не спешите бежать в магазин за новым устройством. Замена лямбда-зонда ВАЗ-2114 не такое уж дешевое удовольствие. Дело в том, что стоит этот датчик около 2,5 тыс. рублей. Поэтому сначала необходимо:

  • визуально осмотреть лямбда-зонд;
  • установить его модификацию (на случай приобретения нового и последующей замены);
  • проверить работоспособность зонда.

Какой лямбда-зонд на ВАЗ-2114

На первых моделях «Самар» четырнадцатой модели с полуторалитровыми двигателями устанавливались датчики фирмы «Бош» 0 258 005 133. Этот лямбда-зонд обеспечивал работу силового агрегата в соответствии с требованиями норм "Евро-2".

С 2004 года двигатели ВАЗ-2114 стали оборудоваться датчиками «Бош» 0 258 006 537. Они отличаются от предыдущей модификации наличием нагревательного элемента. Примечательно, что все датчики кислорода фирмы «Бош» для «четырнадцатых» являются взаимозаменяемыми.

Проверяем работоспособность кислородного датчика своими руками

На ВАЗ-2114 на работоспособность? Полную диагностику устройства можно осуществить только с помощью осциллографа. Но определить, рабочий он или нет, можно и без сложной электроники. Для этого потребуется лишь вольтметр. Подключите его «минусовой» щуп к массе, а «плюсовой» к выводу «В» в разъеме датчика, не отключая его от бортовой сети. Включите зажигание и посмотрите на показания вольтметра. Напряжение на выводах устройства должно соответствовать напряжению аккумулятора. Если оно меньше, значит, в цепи датчика возможен обрыв.

Если с напряжением все в порядке, проверьте и чувствительность рабочего элемента зонда. Для этого подключите «минусовой» щуп вольтметра к выводу «С» датчика, а «плюсовой» - к контакту «А». Напряжение должно быть в пределах 0,45 В. В случае превышения этого показателя больше чем на 0,02 В, датчик нужно заменить.

Ремонт или замена

Определив, что лямбда-зонд «четырнадцатой» неисправен, его можно либо попытаться отремонтировать, либо же просто заменить. Восстановление датчика заключается в очистке его контактов от нагара. Именно он может являться причиной того, что устройство перестало нормально функционировать.

Для начала датчик необходимо выкрутить из коллектора или приемной трубы. Сделать это не всегда просто. Дело в том, что его корпус очень часто прикипает к указанным элементам выхлопной системы. В этом случае может помочь жидкость против ржавчины (WD-40 или аналогичная). Обработайте место соединения такой жидкостью и подождите полчаса.

Когда датчик будет выкручен, обратите внимание на его корпус. Он неразборной. Контакты, которые нам предстоит очистить, находятся за прорезями корпуса в его нижней части.

Важно: не производите чистку контактов механическим способом (ножом, наждачной бумагой, надфилем и т. п.)! Так вы только усугубите ситуацию и навсегда выведете датчик из строя.

Очищать контакты следует только при помощи химических веществ. Например, ортофосфорной кислоты. Просто поместите нижнюю часть зонда в кислоту на полчаса, а потом просушите на газовой горелке.

Не стоит и разбирать датчик, распиливая его корпус. Как показывает практика, после такой процедуры, его работоспособность уже не возвращается.

Если же вы решите заменить лямбда-зонд, купите в автомагазине новое устройство, соответствующее спецификации, и установите его на место старого. Включив зажигание, запустите двигатель, прогрейте его и проверьте, горит ли сигнальная лампа «CHECK».

Способы обмана электронного блока управления

Существует еще три способа вернуть двигателю былую работоспособность, не покупая новый датчик кислорода. Без сомнений, придуманы они были нашими умельцами. А заключаются они в том, что надо ввести в заблуждение электронный блок управления, чтобы он не замечал ошибок в работе датчика.

Первый способ - механический. Для его осуществления между лямбда-зондом и корпусом коллектора (приемной трубы) вкручивается специальная проставка (втулка). Ее применение позволяет отдалить контакты датчика от выхлопных газов. Таким образом, количество кислорода между ними искусственно увеличивается, и электронный блок управления «остается довольным» полученным результатом.

Стоит подобная обманка лямбда-зонда ВАЗ 2114 около 500 рублей. А если у вас есть токарный станок, вы можете изготовить ее и самостоятельно.

Следующий способ обмануть ЭБУ - электронный. Его суть заключается в том, чтобы в цепь датчика установить примитивный преобразователь, состоящий из одного резистора (1 МОм), впаянного в разрыв синего провода разъема и одного конденсатора (1 мкФ), подключенного между синим и белым проводом. В результате такого нехитрого обмана, электронный блок управления будет постоянно получать сигнал нужного напряжения, и воспринимать работу лямбда-зонда, как надлежащую.

Как вариант, можно еще перепрошить контроллер, поменяв его программное обеспечение. Но доверить такие манипуляции с «мозгом» двигателя лучше специалистам.

Как продлить срок службы лямбда-зонда

Чтобы кислородный датчик служил как можно дольше, не пренебрегайте следующими советами:

  • используйте только качественное топливо;
  • не допускайте попадания в горючее масла и других технологических жидкостей;
  • следите за рабочей температурой двигателя, не допускайте его перегрева;
  • проводите диагностику датчика кислорода в соответствии с расписанием регламентных работ, предусмотренных заводом-изготовителем;
  • при выявлении признаков, указывающих на проблемы с лямбда-зондом, не тяните с диагностикой.

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot