Герои пьесы "На дне" Горького: характеристика, образы и судьбы. Основные театральные термины Как называют одного из героев пьесы горького

Горький в своей пьесе предлагает читателям целый калейдоскоп различных характеров и героев. Далее рассмотрим кратко каждого.

Костылев

Костылев - 54-летний человек, является главой ночлежки. В целом, он является отрицательным героем, который склонен к злости и жадности, да и ко многим другим отрицательным качествам. У него есть супруга Василиса, к которой в свою очередь есть сестра по имени Наташа. К каждой он относится более чем пренебрежительно, может грубить и обижать. Этот человек не особенно задумывается о морали, более склонен к поиску личной выгоду. Он скупает краденое у Васьки Пепла, но в завершении пьесы гибнет от рук Васьки.

Василиса Карповна

Василиса Карповна – 26 лет, она супруга Костылева. Как говорят, наградная супруга. Костылев может себе позволить иметь молодуху на содержании, но и сама Василиса не сказать чтобы положительная героиня. Она склонна к разврату и жестокости, то есть не является тут подвластной и угнетенной, она сама знает собственные цели к которым идет и в итоге подговаривает Ваську, с которым когда-то имела отношения, избавиться от пожилого супруга.

Наташа

Наташа – 20 лет. Довольно милая и положительная девушка, которая подвергается всяческим унижениям от Василисы (сестрой которой является) и Костылева. Она нравится Ваське Пеплу, но тот не может ее обеспечить и она оказывается в больнице, а потом пропадает.

Васька Пепел

Васька Пепел - 28-летний преступник. Ранее он встречался с Василисой, которая продолжает испытывать к нему чувства, а сам Васька старается ухаживать за более молодой Наташей, которой предлагает убежать и начать жить честно, но такое предприятие не удается. Тем более Васька сидевший ранее многократно снова оказывается за решеткой, после того как расправился с Костылевым.

Лука

Лука - 60-лет, старик. Старик, который хочет помогать всем другим и умудренный опытом, но по факту его советы никому не нужны и даже вредят. Он вероятнее всего поселился в ночлежке после того как сбегает из каторги. Наверное, Лука не досидел собственный срок, не известно в чем его преступление.

Актер

Актер - 40-летний алкоголик. Он ранее служил в театре и копит деньги, чтобы уехать в какой-то мифический город, где лечат от алкоголизма. Об этом городе рассказал Лука и в этом совете снова проявляется его довольно вредное воздействие. Лука в итоге не называет в каком городе располагается искомая лечебница и этот герой снова пьет, после чего накладывает на себя руки.

Сатин

Сатин - 40-лет, алкоголик и нечестный картежник. Ему пришлось отсидеть пять лет, но тюрьма его не перевоспитала и он хочет продолжать существовать за счет шулерства, хотя он сам неглупый и образованный.

Барон

Барон - 33-летний пьяница, дворянин. Он служил чиновником, но попался на растрате и после семьи не смог наладить свой быт, оказался нищим. Его снабжает деньгами Настя, с которой он встречается и благодаря этому может пить.

Настя

Настя - 24-летняя девушка. Терпит Барона, который ее унижает, хотя и встречается с ней. Вероятно, девушка легкого поведения или зарабатывает каким-то другим непристойным образом. Обожает любовные романы, которые по большей части читает для того чтобы придумывать какие-то любовные истории с собственной персоной в главной роли. Конечно, никто ей особенно не верит.

Бубнов

Бубнов – 45 лет. Ранее он владел меховой мастерской, которой лишился после развода. Теперь нищий.

Клещ

Клещ - 40-летний ремесленник, слесарь. Непрестанно унижает супругу, которая заболевает. После гибели Анны он продает инструменты чтобы похоронить супругу.

Анна

Анна - 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Страдает от чахотки и сама считает болезнь причиной плохого отношения супруга.

Квашня

Квашня - 40-летняя торговка пельменями. Женщина, которая была бита супругом на протяжении восьми лет, после чего развелась, а потом выходит за Медведева, который оказывается сам под рукой этой женщины.

Медведев

Медведев - 50-летний полицейский. Для Василисы и Наташи он является дядей. После того как он становится мужем Квашни, начинает пить. На протяжении всей пьесы он закрывает глаза на дела, которыми занимаются Костылев, Васька и остальные. Помимо этого он также не считает нужным вмешиваться в побои, которые учиняют Костылев и Василиса Наташе.

Алешка

Алешка - 20-летний сапожник, пьяница. Несчастный молодой человек, который иногда пьет и оказывается в полиции. Может петь и играть на гармошке.

Татарин

Татарин - обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Является одним из немногих честных людей и даже обличает Сатина и Барона в нечестной картежной игре. Под завершение пьесы он оказывается со сломанной рукой и соответственно без работы.

Кривой Зоб

Кривой Зоб - тоже грузчик. В отличие от Татарина, он хорошо знает о карточной нечестной игре (имеется в виду Сатина и Барона), но отношение у него другое, он оправдывает этих людей. Любит петь, в чем составляет компанию другим обитателям ночлежки.

Характеристика героев произведения Горького На дне (2 вариант)

В пьесе «На дне» мы видим множество самых разных персонажей со своими судьбами, чувствами и проблемами. Далее попытаемся обратить пристальное внимание и рассмотреть каждого из них более подробно.

Костылев это глава ночлежки в годах. Горький рисует его как персонажа отрицательного, которому чужды нормы морали. Он склонен к вспышкам агрессии, злобе, он скуп и жаден. Также у него имеется жена Василиса. А у Василисы есть сестра Наташа. И к каждой из женщин Костылев предпочитает отрицательно, с ними он груб, нахален и часто норовит обидеть. Костылев человек меркантильный, он привык во всем искать выгоду. Он скупает у Васьки Пепла вещи, которые некогда были украдены, не задумываясь о своих поступках. В конце произведения Васька его убивает.

Василиса Карповна это жена Костылева. Женщину, равно как и супруга, нельзя назвать положительным персонажем. Она развратна, склонна к порокам, жестока. У нее есть свои цели и мечты. В конце концов, она подговаривает своего бывшего любовника Ваську Пепла на убийство Костылева.

Наташа – двадцатилетняя сестра Василисы. Мила, красива, но часто подвергается унижениям от своей родственницы и ее мужа. Васька Пеплов имеет на девушку свои виды, но он понимает, что не способен ее обеспечить. Вскоре Наташа оказывается в больнице, после чего пропадает навсегда.

Васька Пепел – мужчина 28 лет, преступник. Некогда имел любовные отношения с Василисой. Женщина все еще испытывает к нему чувства, в то время как сам Васька предпочитает ухаживать за юной Наташей. Девушка предлагает ему убежать и начать совместную честную жизнь, но им это не удается. Тем более Васька вновь оказывается в тюрьме за убийство Костылева.

Лука – шестидесятилетний старик, желающий каждому дать совет и помочь. Но никто не прислушивается к советам старика, никто его не слушает. Скорее всего, в ночлежке Лука оказался после побега из каторги, но мы так и не узнаем настоящую историю старика.

Актер – алкоголик в годах. Когда-то актер действительно работал в театре. Сейчас же он копит деньги, чтобы поехать в некий мифический город, где его излечат от недуга алкоголизма. Стоит ли говорить, что об этом городе Актеру рассказал Лука, чьи советы нередко оказываются вредными. Но Лука не говорит названия города, и Актер снова начинает прикладываться к бутылке, после чего совершает самоубийство от безысходности.

Сатин – сорокалетний алкоголик и картежный шулер. Мужчине пришлось отсидеть пять лет, но даже тюрьма не смогла его изменить, и он все также желает жить за счет карт. Является образованным и далеко не глупым человеком.

Барон – дворянин, пьяница. Некогда работал чиновником, но попался на преступлении, после чего опустил руки и стал нищенствовать. Пьет мужчина на деньги, которые ей дает Настя.

Настя – юная девушка, встречается с Бароном, несмотря на унижения и хамство. Скорее всего, данный персонаж зарабатывает себе на жизнь не самым подобающим девушке образом, об этом мы можем понять по немногочисленным намекам со стороны других персонажей. Страстью девушки являются любовные романы, благодаря которым она сочиняет истории с самой собой в главной роли. Но, понятное дело, никто ей не верит.

Квашня – немолодая торговка пельменями. Многие годы жила с мужчиной, который ее избивал и всячески угнетал. Но вскоре женщина наконец разводится и выходит замуж за Медведева.

Медведев – сотрудник полиции, родной дядя Василисы и Наташи. После женитьбы с Квашней начинает много пить. Несмотря на свою профессию, Медведев предпочитает закрывать глаза на происходящее вокруг него. Ему плевать даже на то, что Костылев частенько избивает его же племянниц.

Бубнов – простой мужчина, который некогда имел свое прибыльное дело. Но после развода с женой оказался не у дел, после чего стал бездомным и нищим.

Клещ – мужчина средних лет, работающий в слесарной. Имел привычку всячески издеваться над своей супругой, но вскоре она заболевает и умирает. После ее смерти мужчина, желая найти деньги на похороны, продает все свои слесарные инструменты.

Алешка – юный сапожник и безбожный пьяница. Из-за своей пагубной страсти часто оказывается в отделении полиции.

Татарин – простой грузчик, честный малый. В один момент обличает Барона и Сатина в нечестной игре в карты. В конце произведения ломает руку и остается безработным.

Истории героев в пьесе На дне

Замысел написать произведение о представителях низших слоёв провинциального имперского города возник у Горького достаточно давно, причем создавалась пьеса специально для труппы Московского художественного общедоступного театра и лично Станиславского, который не только руководил постановкой, но и играл одного из персонажей.

Для того, чтобы описать события, происходящие «на дне» общества, в захудалой ночлежке для бедняков, Горький создал сложную систему персонажей. Первоначально писатель планировал создать 20 главных персонажей, однако по итогу мы получили 11 наиболее важных героев со своими уникальными историями.

Первыми персонажем, без которого сюжет был бы просто невозможен, является хозяин ночлежки по имени Михаил Иванович Костылев. Ему 54 года и он характеризуется в пьесе как тоталитарный садист. Он жаден и меркантилен, его прошлое для нас неизвестно, но его настоящее взывает у любого читателя неприязнь. Подозревал свою жену в измене, за что бил её. Закончилась жизнь Михаила Ивановича тем, что его убил любовник его жены Васька Пепел.

Жена же Костылева, двадцатишестилетняя Василиса Карповна, вызывает не меньше неприязни чем он сам. Даже «персонаж-провидец» Лука называет её гадюкой. Изменяла мужу, избивала свою сестру Наташу. Сама же Наташа, как и её сестра, является любовницей Пепла, хоть и зачастую отвергает его ухаживания. После смерти Михаила Ивановича неожиданно для всех исчезает.

Стоит, наконец, рассмотреть уже не раз упомянутого Ваську Пепла. Ему 28 лет, он – сын вора, рожденный в тюрьме и «унаследовавший» ремесло отца. В прошлом ухаживал за Василисой, однако на момент действия романа ухаживает за её сестрой Наташей. Однако, Василиса всё еще имеет власть над Пеплом, подбивает его на убийство Костылева, что в конце концов Пепел и сделал, за что в конце пьесы отправляется в тюрьму.

Так же в сюжете присутствуют и персонажи, которые не находятся «на дне» - вспыльчивый пятидесятилетний полицейский по имени Абрам Медведев, дядя Наташи и Василисы, который ухаживает за Квашней. Сама же Квашня является персонажем, выражающим феминистические взгляды на жизнь. Её история в произведении не закончена, однако Горький даёт нам понять, что с ней всё хорошо.

К тем, кто не «на дне» себя относит так же еще и Андрей Митрич по прозвищу «Клещ». Таковым он себя считает, поскольку от всех, он – «рабочий человек», слесарь, попавший в ночлежку из-за того, что его уволили. Однако Андрей не смирился со своей участью и активно ищет работу. Но образ Клеща не сугубо положительный – свои инструменты он пропил, а свою жену Анну он регулярно бьёт. Да и его жизнь Горький прерывает нищетой, как бы говоря нам о своём личном отношении к персонажу.

Уже упомянутая Анна - один из самых несчастных персонажей пьесы. Ей 30 лет, она уже пережила голодную и нищую жизнь, а на момент действия пьесы она страдает серьезным заболеванием, смерть от которого кажется ей избавлением от страданий. В конце второго акта умирает.

Так же в произведении присутствует молодая девушка Настя, которая, несмотря на свою работу проституткой, мечтает о настоящей и чистой любви. Состоит в отношениях с бывшим аристократом Бароном, который попал в ночлежку из-за того, что обанкротился.

Помимо обанкротившихся дворян в произведении есть еще несколько персонажей, который, казалось бы, не должны быть «на дне»: бывший картежник-шулер Бубнов, ушедший в ночлежку «от греха подальше» и заканчивающий жизнь в нищете, Бывший актер по имени Сверчков Заволжский, который стал алкоголиком, а после разрушения надежд на излечение от алкоголизма повесился, а так же бывший телеграфист Сатин, который при всех неприятных чертах (алкоголизм и лень) наделен острым умом и неприязнью ко лжи и обману.

Ну и центральным персонажем пьесы является бродяга по имени Лука. Высказывает своеобразные религиозные взгляды, расспрашивает всех жителей ночлежки об их историях, даёт всем надежду и внушает всем, что они могут выбраться «со дна». Исчезает между третьим и четвертым актами так же неожиданно, как появился.

Герои пьесы На дне

Иван Степанович имеет звание гетмана, проживает на территории Украины. Человек в возрасте, седой. Можно заметить, что произведение автора не только поднимает тему споров и распрей между государствами и их деятелями

Детство - самая великолепная и беззаботная пора! Это время наполнено волшебством и искренней радостью, смелыми мечтами, которые без сомнения сбываются

Культура - основа любого общества. Она объединяет людей. Культура-это в основном, возвышенное искусство. Культурные памятники имеются в каждом городе. Это картины, живопись, гобелены, памятники

Тест по творчеству А.Н.Островского (10класс)

1.Уроженцем какого города был А.Н.Островский?

А) Москва

Б) Петербург

В) Кострома

Г) Орёл

2. Укажите имя и отчество Островского

А) Алексей Николаевич

Б) Александр Николаевич

В) Андрей Николаевич

Г) Антон Александрович

3. В 1856 году А.Н.Островский стал сотрудником журнала:

А) «Русский вестник»

Б) «Москвитянин»

В) «Современник»

Г) «Эпоха»

4. Как называлось первое произведение, принёсшее А.Н.Островскому известность?

А) «Картина семейного счастья»

Б) «Банкрот или Свои люди – сочтёмся»

В) «Гроза»

Г) «Не в свои сани не садись»

5. Какое социальное сословие изображает в большинстве своих пьес А.Н.Островский?

А) дворянство

Б) крестьянство

В) купечество

Г) мещанство

6. В каком году была создана пьеса «Гроза»?

А) в 1859 г.

Б) в 1860 г.

В) в 1861 г.

Г) в 1865 г.

7. Назовите тип героя, который стал открытием А.Н.Островского.

А) тип «лишнего человека»

Б) тип «маленького человека»

В) тип самодура

Г) тип босяка

8. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора).

А) трагедия

Б) лирическая комедия

В) драма

Г) комедия масок

9. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько запутанной экспозиции для того, чтобы:

А) заинтриговать читателя

Б) представить героев, непосредственно не участвующих в интриге

В) создать образ мира, в котором живут герои

Г) замедлить сценическое время

10. Город, в котором происходило действие «Грозы», назывался:

А) Калинин

Б) Калинов

В) Кострома

Г) Самара

11. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе?

А) Борис и Катерина

Б) Катерина и Тихон

В) Кабаниха и Катерина

Г) Борис и Тихон

12. В пьесе «Гроза» показана жизнь, основанная на патриархальных законах, где миром правят деньги, невежество, дикость, ограниченность, жестокость. Есть ли в городе человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его.

А) Борис

Б) Кудряш

В) Варвара

Г) Катерина

13. Кто из героев пьесы произносит следующий монолог?

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!.. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые ещё больше денег наживать…

А) Борис

Б) Кудряш

В) Кулигин

Г) Феклуша

14. Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:

А) расставания Катерины с Тихоном

Б) признания Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу

В) прощания с Борисом

Г) с ключом

15. Савел Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего А.Н.Островский ввёл этого героя в пьесу?

А) чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой

Б) чтобы создать целостный образ «тёмного царства»

В) чтобы оживить пьесу

Г) чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества

16. Кому из героев пьесы принадлежит высказывание: «Делай что хочешь, лишь бы всё шито да крыто было»?

А) Варваре

Б) Кулигину

В) Кабанихе

Г) Кудряшу

17. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «лучом света в тёмном царстве». Это:

А) Кулигин

Б) Катерина

В) Борис

Г) Марфа Игнатьевна

18. Какая черта характера раскрывается в последнем монологе Катерины?

Опять жить? Нет, нет, не надо …нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!.. умереть бы теперь!..а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…

А) набожность

Б) поэтичность

В) решительность

Г) смирение

19. Определите, кому из героев принадлежат реплики.

а) «Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее…»

б) «А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берёт! Из всего себе пугал наделали…»

в) «Какое ещё там елестричество!... Гроза-то нам в наказание даётся, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться…»

г) «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу…»

А) Кулигин

Б) Катерина

В) Дикой

Г) Борис

20. Выберите точную формулировку, характеризующую роль пейзажа в пьесе «Гроза».

А) Пейзаж создаёт ощущение правдоподобия описываемых событий

Б) пейзаж «автономен» по отношению к описываемым событиям

В) пейзаж помогает подчеркнуть дикость и невежество жителей города

Г) пейзаж выполняет функцию социальной характеристики

Ответы к тесту:

1.-а, 2-б, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а, 7-в, 8-в, 9-в, 10-б, 11-в, 12-г, 13-в, 14-б, 15-б, 16-а, 17-б, 18-в, 19-а-Г, б-А, в-В, г-Б, 20-в

ДРАМАТУРГИЯ

Типичные вопросы по драматическим произведениям

    В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм

    Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? Диалог

    Определите жанр произведения.

Фонвизин «Недоросль» - комедия

Грибоедов «Горе от ума» - комедия

Гоголь «Ревизор» - комедия

Островский «Гроза» - драма

Чехов «Вишневый сад» - комедия

Горький «На дне» - драма

    Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? Говорящие

    Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене?

Внесценические

    Как называется герой, который выражает авторскую позицию? Резонёр

    Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? Конфликт

    Тип конфликта? Общественный, любовный, социальный

    К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? Завязка, кульминация, развязка

    Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса…? Драма

    Как называется развернутое высказывание одного героя? Монолог

    Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. // Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? Реплика

    Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? Сцена

    Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? // Актер произносит емкую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений?// Как называются изречения героев, отличающиеся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Афоризм

    В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.// Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция

    Что является главным средством характеристики в данном фрагменте пьесы? Речь

    Назовите средство художественной изобразительности

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ДРАМАТУРГИИ

Ф.И.О. произведение

Новаторство

Традиции

Денис Иванович Фонвизин

Комедия «Недоросль»

«Недоросль» является сатирической комедией , в которой, по словам Гоголя, писатель вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Сценически Митрофан – тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, – лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности , что соответствует задачам реализма. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии. И наконец, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них – это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие.

Построена по правилам классицизма (правила трёх единств: единство места, времени и действия); использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии; в духе классицизма рисует Фонвизин и своего любимого героя Стародума как героя-резонера, высказывающего авторскую точку зрения; как и следует положительному герою в пьесах классицизма, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.

Александр Сергеевич Грибоедов

Комедия «Горе от ума»

Художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была действительно очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и новаторские элементы. комедия, как никакое другое произведение, соединила в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом смысле «Горе от ума» остается одним из самых уникальных художественных созданий начала ХIХ века в русской литературе. Во-первых, его комедия была написана «не шестистопными ямбами с пиитическими вольностями, а вольными стихами, как до того писались только басни». Во-вторых, она была написана «не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком ». В-третьих, «каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу или поговорку». В-четвертых, комедия Грибоедова «отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы». Грибоедов удивительным образом сумел соединить «общественную комедию» с любовной драмой, а кроме того, усилил сюжетное напряжение выдумкой о сумасшествии Чацкого, Он вводит в комедию романтического героя, “исключительного человека в исключительных обстоятельствах” (это характерно для романтизма). Чацкий открывает галерею “лишних ” людей в русской литературе: Онегин, Печорин, Базаров. Все они стоят как бы вне общества, не могут найти применения своим силам, переживают любовную драму и противостоят не понимающему их обществу. Еще одно новшество А. С. Грибоедова, позволившее ему расширить временные рамки произведения и указать характерные черты целой эпохи, затронуть даже правление Екатерины II, - это внесценические персонажи.
Наиболее примечательным из них является Максим Петрович, екатерининский вельможа, умевший всем угодить и сгладить любую ситуацию.

Грибоедов сохранил единства времени (действие комедии происходит в течение одного дня) и места (все действие протекает в доме Фамусова). А. С. Грибоедов в комедии продолжает традиции Д. Фонвизина - он использует “говорящие” фамилии. Сюжет комедии также напоминает типичные классицистические произведения. Странствующий герой, возвращающийся в дом, где он рос; юношеская любовь, сохранившаяся после трех лет разлуки; служанка, которой Софья доверяет свои сердечные тайны; строгий отец Софьи, девушки на выданье, который обеспокоен поисками достойного жениха (“Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”), и, наконец, любовный треугольник, в котором на самом деле задействованы шесть человек: Софья, Молчалин, Чацкий, Фамусов, Лиза и Петруша, - все это довольно распространенные элементы сюжета для классического произведения.

Николай Васильевич Гоголь

Комедия «Ревизор»

Развивая тенденции Грибоедова, он создает совершенно новую по принципам построения и предметам обличения комедию. Оглядываясь на произведения своих предшественников, Гоголь приходит к выводу, что любовная интрига уже исчерпала себя. Видя, что она становилась основой драматургического конфликта слишком часто, Гоголь решет избрать иной путь. Он находит новый сюжет , более актуальный для современности: сюжет о ревизоре. «Ревизор» - реалистическая комедия . Все герои - типичные характеры. Ситуация, показанная в комедии, необычна, но развивается вполне реально; исключительность ситуации психологически оправдана. В драматургии XVIII века миру пошлому, миру обличительному всегда противопоставляется начало светлое. В комедии Гоголя нет идеала, нет никакого другого, кроме изображаемого. Отсюда можно сделать вывод, что все, что происходит в пьесе, является нормой, законом действительности. Единственным положительным персонажем в пьесе является смех, призванный обличить и осмеять общественные пороки. Образ этого города - это не конкретный образ, а собирательный . По концентрации здесь всяких злоупотреблений нереален, но при этом типичен. Новаторство Гоголя в комедии «Ревизор» заключается в том, что он изображает ситуацию, при которой обман происходит непроизвольно, так как Хлестаков ни за кого себя не выдает, и лишь его внутренняя пустота и пассивность подтверждают возможность возникновения такой ситуации. Хлестаков - гениальное открытие Г оголя, который считал его самым сложным и трудным персонажем своей пьесы. Основная черта его характера состоит, по выражению Гоголя, «в стремлении сыграть роль чином выше своего собственного». В этом заключается наиболее существенная черта «хлестаковщины» как социально-исторического явления. Хлестаков - ничтожество, которое силой обстоятельств было вознесено на пьедестал. Все действия пьесы основывается на поведении героев в экстренной ситуации приезда ревизора, соответствующем характеру каждого из них.

Гоголь продолжает традиции Фонвизина и Грибоедова, но в то же время он преодолевает назидательные черты драматургии и создает образец социальной
и к тому же веселой комедии. Предшествующую драматургию Гоголь ценил за то, что она вскрывала болезни и раны современной жизни.

Александр Николаевич Островский

Драма «Гроза»

Гроза это драма , а не трагедия. В основе ее лежиҭ не трагедия отдельной личности, а конфликт Катерины и темного царства, и хотя Катерина погибаеҭ, по жанру это именно драма. При этом в ней есть и комедийные традиции это касаеҭся сатирического изображения нравов патриархальной купеческой среды. Островский впервые в драматургии показал эҭу среду, за что и получил прозвище Колумб Замоскворечья, что подчеркиваеҭ его роль как первооткрывателя темы. Соотвеҭственно, важное значение приобреҭаюҭ речевые характеристики героев , отражающие их уровень образования и кульҭуры, манеры поведения, отношение к жизни. Важную роль играюҭ в драме символы, подчеркивающие душевное состояние героев либо отношение к ним автора. Так, один из символических образов птица, с которой не один раз сравниваеҭ себя Катерина. Также один из наиболее значительных символов в драме, имеющих связь и с ее названием, символ грозы, обозначающий разлад в душе Катерины, Божью кару за совершенный ею грех. Наконец, можно указать на то, что с образом Кулигина связан громоотвод как символ просвещения, знаний, которые тот пыҭаеҭся нести своим землякам, жителям Калинова. Н. А. Добролюбов, рассматривая вопрос о новаторстве А. Н. Островского-драматурга, отмечаеҭ две характерные особенности. Во-первых, некую нравственную несообразность, отраженную в конфликте драмы. Традиционная борьба чувства и долга в душе героини разрешае ҭ ся в пользу чувства , и это вызываеҭ сострадание чиҭателя. Катерина преступница, с точки зрения нравственных и религиозных устоев грешная жена, изменившая мужу, но чиҭатели сочувствуюҭ грешнице, нарушившей свой долг.
Во-вторых, что еще более важно, в драме, разумееҭся, не соблюдаюҭся классические единства, но нарушение единства действия здесь привело к совершенно особенному новаторскому изображению героев. Множество героев драмы Глаша, Феклуша, Кулигин не связаны непосредственно с конфликтом драмы, не имеюҭ к нему прямого отношения. Для чего же нужны эҭи второстепенные персонажи? Они создаю ҭ фон, на котором развивае ҭ ся действие.

Творчество Островского - наследие реализма Гоголя.

Антон Павлович Чехов Пьеса, комедия «Вишневый сад»

Пьеса Чехова «Вишневый сад», написанная на рубеже двух веков, в корне отличалась от пьес Фонвизина, Грибоедова (уже соединивших в своем творчестве черты классицизма и реализм), Гоголя и даже Островского. В ней нет ни конфликта или действия, создающего «электричество» пьесы, ни любовного треугольника, ни даже привычной композиции . Чехов полностью отходит от канонов классицизма. Каждый герой индивидуально не наделенная ярлыком; это живой человек.

Нет как таковой ни кульминации, ни развязки действия. Пьеса будто бы и ни о чем. Какой-то момент из жизни каких- то людей. Произведение начинается и заканчивается многоточием.

Но быт у Чехова - это не только фон, на котором развиваются события, как у Островского, это история, за которой скрыта другая, история душ. Поэтому конфликт развивается не на сцене, а в душах героев.

«Новая драма» Чехова, как все гениальное, явила ряд последователей, например, М. Горький («На дне»)

Максим Горький Социально-философская драма «На дне»

«На дне» - вершина горьковской драматургии и одно из самых сильных драматических произведений нашего века, а по меркам того времени и самое передовое. Драматургическое мастерство Горького отличается большим своеобразием. Внимание автора сосредоточено на показе социальных типов и явлений, а само изображение действительности отличается глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейно-тематических планов, которые в большей или меньшей степени связаны с основной идеей. Важная особенность драмы Горького отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей на положительных и отрицательных. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Если в ранних своих произведениях писатель не касался причин, порождавших это явление, то в пьесе «На дне» прозвучал суровый приговор общественному строю, который был повинен в страданиях людей. Всем своим содержанием пьеса призывала бороться за революционное преобразование действительности. С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького . Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!

Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом. В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей. Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.

Продолжает традиции Чехова


Документ

Наследии Эсхила 90 драматических произведений (трагедий и драм... , немногочисленны и невелики по размеру. Вопрос № 8. Эсхил. ... больших мировоззренческих вопросов , в свете которых аттические драматурги V в. ... всего «софист», типичный представитель «второй...

  • Вопросы к экзамену по русской литературе реалистические рассказы Горького

    Вопросы к экзамену

    Персонала. “По костюму это был типичный босяк, по лицу... ярко проявился и в драматургии . В пьесе «На... насущные вопросы современности, по значительности... произведений . Тут и разложение дворянской усадьбы ("Пугливая тишина", "Стена") и драматическая ...

  • Программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы

    Программа

    Шекспир. Сведения о жизни драматурга . « Ромео и Джульетта... ММП Проблемные вопросы по тексту. Работа по формированию умений... ММП Беседа, проблемные вопросы Анализ драматического произведения , превращение Хлестакова в... финала пьесы. Типичность образов героев...

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

    Тесты по творчеству А.М.Горького

    10-11 класс

    подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

    Чамзинка

    Пояснительная записка

    Тест по творчеству А.М.Горького содержит вопросы о жизни и творчестве писателя.

    К каждому вопросу даётся три варианта ответа.

    Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 - 11 классах.

    Критерии оценивания:

    «5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

    «4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

    «3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

    «2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,

    Творчество А.М.Горького (вариант I)

      Уроженцем какого города был М.Горький? А. Москвы Б. Петербурга В. Нижнего Новгорода Г. Саратова

      Укажите годы жизни М.Горького:

    А. 1868-1936 Б. 1870-1921 В. 1890-1940 Г. 1895-1925

      Какое образование получил М.Горький?

    А. учился в гимназии; Б. закончил Казанский университет; В. получил домашнее образование; Г. не получил никакого систематического образования.

      Как назывался рассказ, сделавший имя М.Горького известным?

    А. "Челкаш" Б. "Макар Чудра" В. "Старуха Изергиль" Г. "Мальва"

      Укажите, какой новый тип героя ввёл М.Горький в своих произведениях:

    А. романтический герой Б. лишний человек В. новые люди Г. босяк

      Какой художественный приём использовал писатель в следующем отрывке в выделенных предложениях? «Ночь была тёмная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов... Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

    А. гипербола Б. олицетворение В. антитеза Г. метафора

      Кого из персонажей ранних рассказов М.Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя выше других?

    А. Лойко Зобара Б. Данко В. Ларру Г. Макара Чудру

      Какую пьесу М.Горького публика встречала восторженно, "как пьесу-буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала"?

    А. "На дне" Б. "Дачники" В. "Мещане" Г. "Враги

      Определите жанр пьесы М.Горького "На дне":

    А. бытовая драма Б. социально-философская драма В. трагедия Г. мелодрама

      Кто из персонажей пьесы "На дне" заявляет: "Я рабочий человек... И с малых лет работаю... Вылезу... Кожу сдеру, а вылезу"?

    А. Сатин Б. Барон В. Клещ Г. Пепел

      Кто из героев пьесы "На дне" утверждал: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!"? А. Лука Б. Клещ В. Сатин Г. Бубнов

      Кто из героев пьесы "На дне" произносит фразу: "Всякая блоха не плоха, все - черненькие, все - прыгают"? А. Барон Б. Лука В. Сатин Г. Костылев

      Носителем какой идеологии является Лука в пьесе М.Горького "На дне"?

    А. является выразителем идеи покорности и смирения перед жизненными обстоятельствами

    Б. является носителем идеи крайнего индивидуализма

    В. Лука выражает идею раболепия перед власть имущими

    Г. Лука выражает идею сохранения чувства собственного достоинства и сопротивления жизненным обстоятельствам.

      Назовите героя пьесы, в уста которого вкладывает М.Горький авторскую точку зрения:

    А. Лука Б. Сатин В. Бубнов Г. Барон

      Как относился М.Горький к первой русской революции?

    А. сочувствовал Б. настороженно В. активно поддерживал Г.отрицательно

    Творчество А.М.Горького (вариант II)

    (по пьесе «На дне»)

    Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы - все - скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь... и - врешь! Старик - не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи... Я - понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я - знаю! я - читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я - знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!

    Барон. Браво! Прекрасно сказано! Я - согласен! Ты говоришь... как порядочный человек!

    Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много

    позабыл, но - еще кое-что знаю! Старик? Он - умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай...

    Настя наливает стакан пива и дает Сатину.

    (Усмехаясь.) Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: "Дед! зачем живут люди?.." (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) "А - для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всь - хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа - для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше - для лучшего человека живут!"

    Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.

    "Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам - простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!" (Смеется тихо.)

    При выполнении заданий ответы пишите в виде слова или словосочетания

      Назовите вид тропа, помогающий понять чувства и эмоциональное состояние Сатина («подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...» ,«тупы, как кирпичи…»)?

      Как называются эмоционально окрашенные предложения, произносимые более высоким тоном, чем остальные, к использованию которых неоднократно прибегает Сатин?

      Кому из героев драмы М. Горького «На дне» принадлежат следующие слова: «А всё - люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь...И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее... и хоть живут - всё хуже, а хотят - всё лучше... упрямые!...»? (в Им. п.)

      Какой акт драмы М. Горького «На Дне», по мнению некоторых критиков и писателей (например, А.П. Чехова), можно назвать лишним, «особенно неудачным, в смысле драматической архитектуры»?

      Назовите имя и фамилию героя драмы М. Горького «На дне», который под влиянием Василисы совершает убийство Костылёва.

      найдите в монологе Сатина в предложенном отрывке драмы М.горького «На дне» слово, которое, по мнению Сатина, и есть олицетворение правды на земле.

    КЛЮЧ:

    Творчество А.М.Горького (вариант III)

    (по пьесе «На дне»)

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания.

    Пепел. А скушно... чего это скушно мне бывает? Живешь-живешь – все хорошо! И вдруг – точно озябнешь: сделается скушно...

    Бубнов. Скушно? М-м...

    Пепел. Ей-ей!

    Лука (поет). Эх, и не вида-ать пути-и...

    Пепел. Старик! Эй!

    Лука (выглядывая из двери). Это я?

    Пепел. Ты. Не пой.

    Лука (выходит). Не любишь?

    Пепел. Когда хорошо поют – люблю...

    Лука. А я, значит, не хорошо?

    Пепел. Стало быть...

    Лука. Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны...

    Пепел (смеясь). Вот! Верно...

    Бубнов. Говоришь – скушно, а сам хохочешь.

    Пепел. А тебе что? Ворон...

    Лука. Это кому – скушно?

    Пепел. Мне вот...

    Барон входит

    Лука. Ишь ты! А там, в кухне, девица сидит, книгу читает и – плачет! Право! Слезы текут... Я ей говорю: милая, ты чего это, а? А она – жалко! Кого, говорю, жалко? А вот, говорит, в книжке... Вот чем человек занимается, а? Тоже, видно, со скуки...

    Барон. Это – дура...

    Пепел. Барон! Чай пил?

    Пепел. Хочешь – полбутылки поставлю?

    Пепел. Становись на четвереньки, лай собакой!

    Барон. Дурак! Ты что – купец? Или – пьян?

    Пепел. Ну, полай! Мне забавно будет... Ты барин... было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал... и все такое...

      Приведённый выше диалог происходит:

    А. в эпилоге пьесы, Б. в середине пьесы после смерти Анны, В. в начале пьесы, после прихода Луки в ночлежку

      Что побуждает Барона обзывать Настю?

    А. желание покрасоваться перед остальными, Б. стремление показать собственное мнение, В. обеспокоенность положением Насти, Г. нежелание Барона быть искренним с другими

    А. портреты героев, Б. речь, поступки героев и авторские ремарки, В. авторские ремарки, Г. поступки героев

      Лука, Пепел, Бубнов и Барон обмениваются репликами между собой. Как называется подобный тип высказывания в драматическом произведении?

      Назовите просьбу, которую Пепел заставляет выполнять Барона и которая свидетельствует, что Барон опустился на самое дно жизни.

      В речи Луки фигурируют герои, которые не появляются на сцене. Как в драматургии называют таких персонажей?

      В разговоре героев есть такие высказывания: «Что было – было, а остались – одни пустяки… Здесь господ нету... все слиняло, один голый человек остался...). Как называются изречения, отличающиеся краткостью, ёмкостью мысли и выразительностью?

      Какое изобразительно-выразительное средство использовано в предложении: «Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны...»?

    КЛЮЧ:

    Использованная литература:

      Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

      Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

      Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

      Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, 2008.

    Драма "На дне" является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев будет представлено в этой статье.

    Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число "босяков", опустившихся на дно жизни.

    Кто жил в ночлежках?

    Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители "дна". Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы "На дне" - именно такие люди.

    Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила - это все находит отражение в произведении. Герои пьесы "На дне" - люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди "дна", изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его - каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же "на дне" жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

    Герои пьесы "На дне": таблица

    герой как оказался на "дне" характеристика героя мечты
    Бубнов

    Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

    Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

    Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

    Настя

    Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

    Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

    Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

    Барон

    Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

    Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

    Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

    Алешка

    Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

    Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".

    Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".

    Васька Пепел

    Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

    Слабохарактерный, влюбленный человек.

    Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

    Актер

    Опустился на дно из-за пьянства.

    Цитирует часто

    Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

    Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
    Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

    Что погубило жизни этих людей?

    Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел - представитель "воровской династии". Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну "казенную палату", в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении - это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

    Кого винят обитатели ночлежки?

    Практически все герои пьесы "На дне" склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

    Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: "А почему погиб? Веры у меня не было..."

    Существовал ли шанс жить другой жизнью?

    Создавая образы героев пьесы "На дне", автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

    Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы "На дне" не воспользовались им.

    Чем утешают себя герои?

    Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы "На дне" дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы "На дне" говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

    За исключением Бубнова, все герои произведения "ночлежный" образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со "дна" вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. "Вот, погоди... умрет жена..." -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его - уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

    Роль Луки в произведении

    Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг "еще немножко... пожить". Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот "сказки говорит" приятно, ведь так мало на свете хорошего.

    Мнение Сатина

    Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы "На дне" Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: "Человек!.. Это звучит... гордо!"

    Дальнейшая судьба героев

    Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы "На дне" Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со "дна". Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: "Я и так не убегу". На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

    В чем заключается спасение?

    Существуют ли вообще пути спасения со "дна", и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека - искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. "Со дна" могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

    Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

    Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы "На дне". Верой в человека проникнуто все произведение.

    © 2024 softlot.ru
    Строительный портал SoftLot