Регламентируется и осуществляется на основании следующих нормативов —
СНиП 306.03.85 и ГОСТ 12801–9.8.
В процессе строительства/ремонта дорожного полотна появляется постоянная необходимость проведения контроля состояния покрытия — качества асфальтобетона по показателям проб, полученных в 3-ёх точках на площади укладки равной 7000 м2.
Керны/вырубки следует отбирать в слоях из горячих/теплых смесей через 1-3 суток после окончания проведения работ по уплотнению покрытия, а из холодного — через 15-30 суток.
Подготовительные работы
перед отбором проб участок асфальтобетонного покрытия, на котором предполагается выполнять работы, должен быть очищен от пыли. Отобранный образец керна/вырубки должен иметь цельный вид и форму, должна отсутствовать.
Если покрытие имеет более одного слоя, то отбор пробы осуществляется на всю толщину, вплоть до верхних слоев основания.
Для отбора кернов выбирают участок на расстоянии не менее полуметра от кромки покрытия или оси дорожного полотна размером не более 0,5*0,5м.
Основные работы
Отбор производят в виде квадратной вырубки с помощью , или цилиндрических кернов керноотборником.
Размеры вырубки и количество кернов с одной точки устанавливают по max. размеру зерен щебня и необходимому для испытаний количеству образцов.
Масса вырубки/кернов должна быть не менее 1 кг-для песчаных смесей, 2 кг-мелкозернистых, 6 кг — для крупнозернистых.
Диаметр кернов должен быть не менее 50 мм — для проб из песчаного асфальтобетона; 70 мм — для мелкозернистого;
100 мм — для крупнозернистого.
Полученные образцы маркируют, присваивая номера, заполняют акт отбора кернов в котором указывают объект строительства/ремонта, наименование подрядчика, выполнявшего работы, указывают номер пикета, на котором проводился отбор.
По окончании отбора, образовавшиеся лунки в асфальтобетонном покрытии заполняются на всю глубину (специально приготовленным составом смеси из битума, каменного мтериала и растворителя). Заполнение происходит с некоторым запасом, с тем расчетом, чтобы поверх лунки образовался небольшой выступ высотой до 10 мм (запас). После этого достаточно уплотнить ногой, выступающий над лункой валик, а остальное доуплотнение произойдет с течением времени естественным образом под колесами автомобилей.
Многослойные керны разделяют в лаборатории и регистрируют в специальном журнале испытаний, в акте отбора фиксируется время их сдачи. Полный цикл испытаний проб проводится в течение трёх календарных дней.
Асфальтобетон состоит из уплотненной смеси щебня, песка, а также минерального порошка и битума. Требования к компонентам и их пропорциям обозначены в ГОСТ 9128-2013. В настоящее время используют различные разновидности данного материала, которые определяются в зависимости от размера фракций щебня, вида крупного заполнителя, а также битума и некоторых других параметров.
Асфальтобетон классифицируют:
Испытания асфальтобетона осуществляют в соответствии с требованиями СП 78.13330.2012 и ГОСТ 12801-98.
Согласно регламенту, при проведении исследования необходимо выполнение следующих видов работ:
Любое лабораторное испытание происходит в три этапа: подготовка, проведение испытания и обработка полученных результатов. Существует несколько методов проведения контроля показателей.
Название показателя | Необходимые для измерения приборы | Сущность испытания |
Удельная плотность | Весы и сосуд объёмом 2−3 литра | Определяется плотность с учётом пористой части. Сначала образцы взвешиваются в сухом виде, затем погружаются в сосуд с водой. Производится повторное взвешивание. Далее образец вынимается из сосуда и снова проверяется вес. Результаты лабораторных испытаний обрабатываются с учётом пор. |
Определение пористой части | Не требуется | Высчитывается объём пор в процентном соотношении. Расчёты происходят на основе полученных данных о плотности. |
Набухание асфальта | Не требуется | Производится путём расчёта на основе ранее полученных данных. |
Прочность | Пресс, термометр, ёмкости | Определяется предельный порог нагрузки, при которой образец начинает разрушаться. С помощью пресса вычисляют разрушающую нагрузку. |
После проведения всех испытаний составляется отчётная таблица. Если значения вкладываются в диапазон, установленный ГОСТом, значит, асфальт можно применять при строительстве новых дорого или ремонте старых.
Продажа контрольно-измерительных приборов и автоматики для контроля дорожно-строительных работ со склада (СПб, Москва, Челябинск, Ростов-на-Дону, Казань) от производителя, производство на заводах-изготовителях и поставки.Прайс-листы с ценами на оборудование для испытания асфальтобетона запрашивайте в отделе КИПиА.
В данном разделе представлены приборы и оборудование, необходимые для проведения испытания асфальтобетона, лабораторных и полевых испытаний качества и проектировании состава асфальтобетона.
Технические характеристики
Вакуумная установка для водонасыщения ВУ-01, роторный вакуумный насос. Объем 27 л. Емкость из нержавеющей стали. Вес 31 кг. 220В
Формы для приготовления асфальтобетонных образцов по ГОСТ 12801:Форма ЛО-257 облегченная, Д=50,5 ммФорма ЛО-257 облегченная, Д=71,4 ммФорма ЛО-257 облегченная, Д=101 ммФормы ЛО-257 облегченные, комплект Д=50,5, 71,4, 101 мм
← Оборудование для измерения модуля упругости грунтов и оснований дорог (Германия)
Оборудование для испытаний органических вяжущих (битум, эмульсии) →
Заказать и купить оборудование для испытания асфальтобетона вы можете с заказом отгрузки транспортными компаниями в города: Архангельск, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Тюмень, Уфа, Чебоксары, Челябинск, Ярославль и прочие регионы России.
Исследование асфальтобетона осуществляют с целью:
Специалисты нашей НИЛ готовы выполнить исследование асфальтобетона на любых этапах. Например, возможно проведение экспертизы в процессе строительства или же при наличии уже созданного и эксплуатируемого покрытия. Во втором случае необходимо отобрать керны. Им придают требующуюся форму и размер. С использованием специализированного оборудования выполняют испытания:
Вы можете заказать испытание асфальтобетона в НИЛ «СТРОЙМАТЕРИАЛЫ». Специалисты нашей лаборатории используют в работе современное оборудование и инструменты, что позволяет гарантировать точность полученных данных. Мы выполняем испытание асфальтобетона оперативно в удобное для заказчика время. Свяжитесь с менеджерами по телефону, они ответят на вопросы относительно цены, сроков проведения исследования
Обратите внимание: для постоянных клиентов лаборатории предусмотрены индивидуальные скидки.
Остаточная пористость является главным признаком правильно назначенного зернового состава, оптимального содержания битума и достаточного уплотнения. Остаточная пористость в нормативных пределах необходима, и отклонение от нее означает нарушение оптимальной структуры асфальтобетона.
Водонасыщение высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей должно соответствовать указанному в табл. 6.6.7. Таблица 6.6.7 Остаточная пористость и водонасыщение высокоплотных и плотных асфальтобетонов Наименование показателя Значение для: образцов, отформованных из смеси вырубок и кернов готового покрытия, не более Высокоплотные От 1,0 до 2,5 3,0 Плотные типов: А От 2,0 до 5,0 5,0 Б, В и Г Oт 1,5 до 4,0 4,5 Д От 1,0 до 4,0 4,0 Показатели физико-механических свойств пористых и высокопористых асфальтобетонов из горячих смесей, в зависимости от марок смесей, должны соответствовать указанным в табл.
Технологий укладки асфальтобетона существует несколько. Каждая из них применяется в разных климатических условиях.
Технологии укладки асфальта:
Холодная. Сначала все твёрдые составляющие высушивают, не прибегая к нагреванию. Добавляется заранее прогретый битум. Асфальт данного типа применяется не для укладки нового покрытия, а для мелкого ямочного ремонта. Нельзя использовать при низких температурах. Разрешённые показатели - 10 градусов и выше.
Горячая или тёплая. Все ингредиенты горячие. Твёрдые вещества прогревают. Битум доводят до более высоких температур. Асфальтобетон используется для сооружения новых дорог, но только в тёплое время года. Если температура ниже нуля, класть такой асфальт не рекомендуется. Основное отличие от холодной технологии - необходимость прогрева твёрдых веществ.
Циклическая. Такая технология предполагает изготовление асфальтобетона в объёмах 100−300 тонн каждый день. Основной плюс - можно менять рецепт смеси после каждого замеса. Смесительные агрегаты довольно большие, что не снижает мобильности производства.
Технология непрерывного производства. Предполагает ежесуточное изготовление в объёмах до 600 тонн. Перемещать производственные мощности можно быстро. Через три дня после перебазирования можно запускать работу. Минус в том, что необходимо дополнительно устанавливать отдельный грохот - для разделения фракций твёрдых веществ.
Несомненно, у каждой технологии есть свои плюсы и минусы. Выбор нужной зависит от многих факторов: климатических, экономических, поставленных задач и др.
Производятся испытательные работы в соответствии с ГОСТом. Первый этап - это выборка образцов материала. Сначала готовится смесь, в соответствии с выбранной технологией. Из готового асфальта формируются образцы для испытаний на прочность, адгезию и набухание. Существует два метода формовки. Они зависят от количества щебня в готовом материале.
Варианты формовки образцов для испытания асфальтобетона в лаборатории:
Для испытаний асфальтобетона холодного производства прессовка происходит под очень малым давлением - 0,5 МПа. Это позволяет проверить асфальт: сможет ли он долго пролежать без деформаций и разрушений. Взятие всех образцов должно быть выполнено не позже, чем через полчаса после приготовления смеси.
Когда происходит контроль качества уже положенного асфальта, образцы высверливают (иногда вырубают). Для этого используют буровую установку или пневматический молоток.
Испытание согласно Гост 12801-84 «Смеси асфальтобетонные и аэродромные, дегтебетонные дорожные, асфальтобетон и дегте бетон. Методы испытаний» утвержден 23.02.1984 года Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства. Опубликован в России в 1987 году и распространяется на:
Асфальтобетонные смеси приготавливают на стационарных или временных асфальтобетонных заводах. В состав завода входят смесительный, камнедробильный, дробильноразмольный минерального порошка и битумный цеха.
Технология приготовления асфальтобетонной смеси включает приемку материалов из транспортных средств, дозировку, сушку и нагрев щебня и песка, приготовление и выдачу асфальтобетонной смеси.
Транспортировка асфальтобетонной смеси к месту укладки производится автомобилями-самосвалами. Укладка дорожного покрытия выполняется на подготовленное основание тонкими слоями толщиною 30–60 мм с последующим уплотнением моторными катками массой 5–14 т или вибромоторными катками массой 0,5–4,5 т.
Проектирование состава асфальтобетона заключается в определении соотношения составляющих материалов для получения достаточной прочности каменного остова, сдвигоустойчивости, износостойкости.
Подбор состава асфальтобетона чаще всего выполняется по СТБ1033-96. В основу метода положена зависимость между прочностью и устойчивостью асфальтобетона и плотностью минеральных составляющих при оптимальном содержании битума.
Подбор состава асфальтобетона выполняется в такой последовательности:
1 Определяют свойства составляющих материалов в соответствии со стандартами.
2 Рассчитывают зерновой состав минеральной части.
3 Определяют количество битума.
4 Изготавливают контрольные образцы, определяют прочность и уточняют наиболее оптимальный состав асфальтобетона.
Зерновой состав минеральной части принимают по СТБ1038–96. Количество битума Б в процентах от массы минеральной части по СТБ1038–96 или рассчитывают по формуле
Б = [(Vпор – Vа/б) ρσ ] / ρмч,
где Vпор – пористость смеси, уплотненной под давлением 40 МПа, %; Vа/б – проектируемая остаточная пористость асфальтобетона, %; ρб – средняя плотность битума, г/см3; ρмч – средняя плотность минеральной части, г/см3.
Контрольные образцы изготавливают из трех составов асфальтобетонных смесей, отличающихся расходом битума на 0,5 %. Определяют прочность (при 20 и 50 0С) и водонасыщение асфальтобетона, строят график, по которому уточняют расход битума.
Дегбетоном называют строительный материал, полученный уплотнением дегбетонной смеси, состоящей из щебня или гравия, песка, минерального порошка и дегтя. Применяют дегбетон для дорожных покрытий. Из-за токсичности не рекомендуют применять в городских условиях. Технические свойства дегбетона ниже асфальтобетонов. В Республике Беларусь в настоящее время дегбетон в дорожном строительстве не применяют.
Кровельные и гидроизоляционные материалы по форме и внешнему виду подразделяются на рулонные, штучные и мастики. В зависимости от применяемого вяжущего они классифицируются на битумные, дегтевые, полимерные, дегтебитумные, резинобитумные, битумно-полимерные и др. Эти материалы являются наиболее экономичными при выполнении кровельных и гидроизоляционных работ.
Строителей дорог интересует вопрос изменения водонасыщенности асфальтобетона, от чего зависит данный показатель. Выделяют следующие факторы:
Этот материал представляет собой остатки дробления известняков, доломитов и продается в виде каменной муки или пыли. Он является неотъемлемым компонентом при производстве асфальта.
На долю минерального порошка приходится приблизительно 90% суммарной поверхности зерен, входящих в состав асфальтобетона. Он может быть применен в производстве асфальтных смесей различных категорий.
Необходимое его количество, рассчитанное в нужных соотношениях, повышает плотность минерального состава, а значит, и плотность асфальта.
Использование его в правильных пропорциях обеспечивает также коррозийную и деформационную устойчивость дорожного покрытия. Если же порошка будет использовано в малом количестве, возникнет необходимость повысить содержание битума, в результате чего материал станет менее качественным и в то же время более дорогостоящим.
Применение минерального порошка
Существует два основных назначения минерального порошка. Первое – переводить объемный битум в тонкопленочное состояние.
Битум в таком виде становится более теплоустойчивым, прочным и характеризуется повышенной вязкостью. Вместе с битумом порошок образует дисперсную структурированную систему, которая и является вяжущим материалом в асфальтобетоне.
Его высокая гидрофобность позволяет распределяться в битуме равномерно. Еще один плюс его использования – предотвращение проникания влаги и снижение водонасыщения асфальта, в результате чего срок эксплуатации дорожного покрытия существенно возрастает.
Кроме того, он может быть использован в асфальтобетонах, где присутствует значительное количество глинистых частиц. Второе назначение минерального порошка – заполнение мелких пор между большими частицами.
Использование минерального порошка не ограничивается одним только асфальтированием. Его применяют также:
Как наполнитель сухих смесей и кровельных материалов; в качестве добавки в бетонные смеси; как раскислитель почвы в сельском хозяйстве и добавку в производстве комбикормов; в химической промышленности для производства пластмасс, линолеума, рубероида, чистящих средств и мягкой кровли.
Какие виды и марки минерального порошка бывают?
Основные потребители минерального порошка – заводы по производству асфальта. Они используют два вида порошка – активированный и неактивированный.
Активированный более прихотливый в хранении и транспортировке, однако при условии соблюдения правил срок его хранения не ограничивается.
Активированным считается тот порошок, в который из расчета один к одному добавлен битум и ПАВ, чтобы частицы не абсорбировали воду.
Выбор того или иного порошка, в частности его марки, для приготовления асфальта зависит от технологических требований, предъявляемых к компонентам смеси. Марок существуют две (МП-1 и МП-2), различаются они по составу сырья и по задаваемым выходным характеристикам.
Керн (в дорожном строительстве) - образец асфальтобетона, цементобетона или другого материала, имеющий цилиндрическую форму и извлекаемый из одного или нескольких слоев дорожной конструкции путем бурения.
Отбор кернов осуществляется с целью контроля качества работ по асфальтированию, а также определения физико-механических характеристик асфальтобетона (толщины асфальтированного слоя, степени уплотнения и т.д.).
Альтернативным способом отбора проб в асфальтированном покрытии является получение вырубок. Вырубки, в отличие от кернов, имеют не цилиндрическую, а параллелепипедную или кубическую форму.
Оборудование для испытания асфальтобетона, необходимое для лабораторных исследований перечислено ниже:
Для нормальной эксплуатации асфальта недопустимо повышенное водонасыщение. При отклонении в показателе невозможно заметить негативные изменения плоскости в летнее время. Правильно поставить оценку смогут только специалисты после проведения исследования. Повышенное водонасыщение наблюдается, если на поверхности невооруженным глазом можно обнаружить большое количество пор. На фоне этого наблюдается также скорое выкрашивание щебня из поверхности.
Повышенный показатель в несколько раз снижает морозостойкость асфальта. Покрытие испортиться при наступлении холодов и морозов. Если вода ранее успела попасть в поверхность, то она начинает расширяться. Увеличение объема приводит к ухудшению технических характеристик и целостности. Законы физики приводят к тому, что лед начинает ломать асфальт изнутри. Поверхность рвется от давления, созданного жидкостью внутри. Покрытие начинает прогрессивно разрушаться, поэтому дальнейшее использование считается нецелесообразным.
Покрытие из асфальтобетона страдает из-за длительного увлажнения. Наблюдается выкрашивание минеральных зерен. Оно быстро изнашивается, поэтому появляются выбоины. Водостойкость напрямую зависит от плотности и образования устойчивых связей между отдельными компонентами. Благодаря этому удается добиться необходимого уровня адгезии. Если водонасыщение асфальтобетона ниже нормы, то со временем можно наблюдать диффузию жидкости. Она проникает под битумную пленку и уничтожает связи. Минеральные материалы имеют положительный потенциал. Свойство позволяет препятствовать устранению битумной пленки.
Жидкость имеет свойства проникать в трещины материала. Ситуация приводит к понижению прочности веществ. Трещины ослабляют свойства структуры. Они начинают заметно увеличиваться в размере. Асфальтобетон теряет свои первоначальные свойства прочности. Жидкости также свойственна диффузия - проникновение воды внутрь материала и застаивание. Это приводит к расклинивающему эффекту. Структура намокает, а затем высыхает. Попеременное действие приводит к увеличению пористости до 7%. При этом размер зерна заметно уменьшается, а в порах начинает скапливаться большее количество жидкости.
Крупнозернистый бетон имеет много открытых пор. Для мелкозернистого их количество составляет от 30 до 40% от общей массы. Водонасыщение вычисляется после анализа набухания и вычисления коэффициента водостойкости. Показатель должен быть больше 0,9. Только при длительном водонасыщении его можно снизить до 0,8.
Морозостойкость напрямую зависит от количества открытых пор
Во внимание также следует брать созданные связи между битумом и минеральными веществами. Они страдают весной и осенью
В этот период наблюдается поочередное замерзание и размерзание. На фоне этого формируются трещины, которые увеличивается при каждом цикле.
Морозостойкость принято выражать в качестве коэффициента. Он увеличивается в каждом цикле, поэтому страдает прочность сформированной поверхности. Показатель ниже у гранита, но выше у известняка. Асфальтобетон выдерживает больше циклов только при правильной технологии формирования. Иначе разрушение можно будет наблюдать в первом сезоне. Поверхность такого образца не получиться эксплуатировать в течение долгого периода времени.
Прибор PQI для экспресс-контроля плотности слоев дорожной одежды — для контроля плотности асфальтобетона как в процессе укладки, так и в процессе эксплуатации. Одно измерение занимает 3 секунды! Точность измерений по всей шкале не хуже 2%, в ограниченном диапазоне 0,5 %.
Отличительные черты прибора:- Отсутствие источника радиоактивного излучения, вследствие чего не требуется каких-либо разрешений или регистрации в специальных организациях- Небольшая масса и простота использования- Время работы без подзарядки 12 ч- Измерение в метрической или британской системах измерения:кг на куб. метр или фунт на куб. фут- Измерение температуры и влажности дорожного покрытия и компенсация результатов измерения плотности с учетом полученных значений- Возможность хранения в памяти до 99 отчетов- Возможность передачи данных на компьютер
Принцип работы: Плотность асфальтобетонного покрытия прямо пропорциональна его диэлектрической постоянной. В приборе Pavement Quality Indicator используется новаторский метод измерения плотности материала:его передатчик излучает электромагнитные волны, которые проходят сквозь материал, а затем улавливаются приемной частью. Электронная схема прибора преобразует принятый сигнал в значение плотности и отображает результат на дисплее.
Методика выполнения
работы.
Водонасыщение
асфальтобетона 2,24%
Определение
предела прочности асфальтобетона при
сжатии.
Методика выполнения
работы.
4.
Данные испытаний заносят в лабораторный
журнал
R сж =N
/ A, кгс/см2
Предел
прочности при сжатии асфальтобетона:
При
20 оС
– 10,35; при 50
оС – 2,93;
при 20 оС
водонасыщенный — 9,13
Определение
коэффициента водостойкости асфальтобетона
Постоянно приходится слышать, что дороги во многом определяют имидж территории, в том числе и инвестиционную привлекательность. Именно они негласно демонстрируют отношение к делу в регионе: либо оно делается по безответственному принципу «лишь бы сделать», либо со всей ответственностью - качественно и основательно.
В условиях современного движения, особенно городах, сочетающих интенсивное потоки легковых автомобилей и тяжелого грузового транспорта, используемый при массовом жилищном строительстве, реконструкции и ремонте улиц и дорог асфальтобетон как материал конструктивных слоев должен обладать высокими прочностью, плотностью, водо- и морозостойкостью, необходимым коэффициента сцепления.
Перед началом лабораторных испытаний нижняя часть керна обязательно отпиливается. Это необходимо для того, чтобы удалить остатки битума на нижней поверхности образца, нанесенной розливом битума («подгрунтовкой»). Толщина отпиливания должна составлять 5–10 мм в зависимости от толщины и текстуры нижней части вырубки.
Также перед испытанием керны высушивают до постоянной массы при температуре не более 50 °С. Каждое последующее взвешивание проводят после высушивания в течение не менее 1 часа и охлаждения при комнатной температуре не менее 30 минут. Масса образца определяется взвешиванием на весах.
В результате лабораторных исследований керна определяют:
После проведения основных испытаний керны могут переформовываться. Переформованием керна называется его разогревание на песчаной бане или в термошкафу, последующее измельчение ложкой или шпателем и повторное создание образца цилиндрической формы.
Путем исследования переформованных кернов определяются следующие показатели:
Следует иметь в виду, что доверительная вероятность оценки показателей свойств асфальтобетона определяемых по переформованным из керна образцам значительно ниже, чем по образцам, изготовленным из смесей, в связи с чем результаты испытания переформованных образцов не могут дать объективной оценки, которая могла бы служить браковочным признаком. В связи с этим, количество кернов, отбираемых из асфальтированного покрытия, и количество повторных испытаний, для каждого конкретного случая следует рассматривать отдельно, при этом для обоснования брака следует привлекать методы статистики.
Касаемо оценки зернового состава минеральной части асфальтобетонных смесей по результатам испытания кернов, то результаты его нельзя считать достаточно достоверными по ряду причин. Во-первых, при транспортировке смеси, а также при ее укладке наблюдается сегрегация щебня, а отсюда и определенная неоднородность распределения его в уложенном слое. Для получения достоверных данных, позволяющих с высокой степенью вероятности оценить состав уложенной асфальтобетонной смеси, необходимо отобрать образцы из покрытия в количестве, необходимом для статистической оценки.
Во-вторых, при уплотнении покрытия щебень может дробиться. И в-третьих, при отборе образцов керноотборником происходит измельчение щебня в зоне опиленных граней. В зависимости от ряда причин, таких как тип смеси, размер кернов и т. п., содержание щебня в кернах может быть до 20 % ниже, чем содержание щебня в самой асфальтобетонной смеси, которая применялась при асфальтировании.
Водонасыщение асфальтобетона измеряется в процентах. Формула для расчета водонасыщение асфальтобетона:
W= (m3 - m0)/(m1 - m2) 100%, где
m0 - масса взятого предварительно образца, если взвешивание производить в воздухе.
m2 - масса, которая получилась после взвешивания в воде.
m1 - образец предварительно держат полчаса в воде, а затем производят замер его веса в воздухе.
m3 - образец насыщают в условиях вакуума, а затем выполняют замер в воздухе.
Результат целесообразно округлить до десятичного знака. Для формирования информативной картины потребуется взять среднеарифметическое значение от нескольких результатов.
Расхождение в полученных параметрах не может быть больше 0,5%.
Выталкивающее устройство для извлечения асфальтобетонных образцов ВУ-АБ — для извлечения а/б образцов из цилиндрических форм — вертикальное или горизонтальное (на выбор) с электромеханическим приводом, 380В.
Принцип действия: Выталкиватель автоматического действия, с электрическим приводом.Ранее выпускалась только горизонтальная модификация, в настоящее время выпускается в основном вертикальная. При заказе необходимо оговорить модификацию. Выталкиватель выполнен в виде стойки с опорами регулируемой высоты или колесами, на которой смонтированы толкатель с винтовым механизмом и опорный узел под прессформы. Для мобильных лабораторий возможно выполнение без стойки и с электродвигателем 220 В.Винтовой механизм связан с электродвигателем зубчато-ременной передачей. Опорный узел под прессформы включает в себя упор с двумя сменными вставками и нижний центрирующий упор, представляющий собой поворотный диск с вырезами под установку прессформ, и фиксируемый в 3-х позициях. Прессформы могут быть как обычные, так и облегченные.
Технические характеристики
При выполнении испытаний асфальтобетона на физические свойства выбирают образцы цилиндрической формы. Это происходит путём уплотнения готовой смеси в специальных формочках.
Порядок прессовки:
Это обобщённый метод прессовки асфальтобетона. Для каждой технологии изготовления (холодной, горячей) он немного отличается.
Для фиксирования результатов лабораторных исследований, используют протокол испытаний, в который вносятся следующие пункты:
Мы уже разобрались, на что влияет водонасыщение асфальтобетона. Если в результате исследования было выявлено отклонение от нормы, то целесообразно искать пути уменьшения показателя. Используется метод уплотнения каждого слоя.
На практике добиться результата можно только в верхних слоях асфальта. Для этого газовой горелкой производится его уплотнение. Дополнительно по поверхности можно пустить тяжелый пневмокаток. В летний зной асфальт начинает плавиться из-за негативного воздействия высокой температуры. Ситуация идеально подходит для дополнительного уплотнения поверхности.
Теоретические данные сложно реализовать в масштабах большого строительства.
Асфальтобетон - материал, который характеризуется зерновой структурой. Предварительно она погружается в раствор. Компоненты образуют между собой связь и получается структурное образование. От водонасыщения зависит срок службы покрытия. При нарушении технологии повышается риск образования пустот внутри поверхности.
Общая плотность асфальтобетонного состава устанавливается двумя способами:
Расчетным методом .
На основании средних показателей от общей массы минеральной части состава и других содержащихся веществ в асфальтобетоне рассчитывают общую плотность по формуле:
\[ p^a=\frac{q_m+q_в}{\frac{q_m}{p^о}+\frac{q_в}{p^в}} \]
Средний показатель двух образцов, с расхождением не более 0,01 г. на куб. сантиметр вносят в результат теста.
Пикнометрическим методом .
В первом случае обработанные пробы погружают в сосуд с водой и смачивателем, заполненным на 1/3. Полученную смесь размешивают и помещают в вакуумный прибор. Выдерживают при температуре 20 градусов Цельсия, доливают дистиллированную воду и вынимают через 30 минут. Плотность находят по формуле:
\[ p^a=\frac{g_0p^в}{g_0+g_1+g_2} \]
Пробы асфальтобетона отбирают согласно с уставом ГОСТа (п. 2.3):
Также образцы изготавливают тремя способами:
Для производства смесей в лабораторных условиях, соблюдают норму по температуре обработки
Методы испытаний асфальтобетона позволяют исследовать отдельные компоненты, сформированную смесь и готовое покрытие.
Результат определяется как среднее арифметическое значений плотности, полученных при исследовании трех и более проб.
Итоговый результат получают как среднее арифметическое 2 проб.
При определении водонасыщения проводят испытание кернов асфальтобетона, использовавшихся для определения средней плотности.
Используются образцы, проверявшиеся на водонасыщение.
Параметр показывает отношение сухого материала к подвергшемуся водонасыщению в течение 15 суток.
Также ГОСТом регламентируются испытания доли битума в смеси, гранулометрического состава каменного наполнителя и других параметров.
В настоящее время больше всего используются добавки на основе целлюлозы, которая используется либо в виде измельченного волокна или в виде гранул. Целлюлозное волокно должно иметь ленточную структуру нитей длиной от 0,1 мм до 2,0 мм.
Гранулы представляют собой спрессованные волокна, обработанные вяжущим.
Михаил Обухов | Коммерческое право | 05.03.2018 01:17
0 Comments
Нам доверяют более 200 организаций в г. Санкт-Петербург, Ленинградской, Московской и Псковской областях.
НАМ ДОВЕРЯЮТ КРУПНЕЙШИЕ ЗАСТРОЙЩИКИ ГОРОДА!
№ п/п | Измеряемый показатель испытываемой продукции | Состав работ, входящих в испытание продукции | Нормативный документ | Стоимость, руб., в т.ч. НДС 18% |
Испытание асфальтобетона | ||||
1 | Отбор проб из конструкции (кернов) (1 проба) | — Подготовка оборудования- Выбуривание керна- Распиловка до стандартных размеров- Оформление акта отбора пробы | ГОСТ 12801-98 | 3000 |
2 | Испытание асфальтобетонных кернов на прочность (1 серия) | — Подготовка оборудования- Испытание образцов- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1200 |
3 | Определение зернового состава асфальтобетонной смеси (1 проба) | — Отбор и подготовка аналитической пробы- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 2800 |
4 | Определение характеристик сдвигоустойчивости (1 проба) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов- Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1050 |
5 | Отбор проб асфальтобетонной смеси из смесителя или автосамосвала (1 проба) | — Отбор лабораторной пробы- Контроль за качеством отбора проб | ГОСТ 12801-98 | 600 |
6 | Формование образцов (1 образец) | ГОСТ 12801-98 | 200 | |
7 | Определение средней плотности асфальтобетонной смеси (1 серия) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 3200 |
8 | Определение средней плотности минеральной части (остова) (1 проба) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 4750 |
9 | Определение водонасыщения асфальтобетонной смеси (1 серия) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 10181-2014 | 1000 |
10 | Определение набухания (1 проба) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1800 |
11 | Определение предела прочности при сжатии при t=20 °С (1 серия) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1200 |
12 | Определение предела прочности при сжатии при t=50 °С (1 серия) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1200 |
13 | Определение предела прочности при сжатии при t=0 °С (1 серия) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1200 |
14 | Определение водостойкости (1 проба) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1900 |
15 | Определение водостойкости при длительном водонасыщении (1 проба) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 2850 |
16 | Определение водостойкости ускоренным методом (1 проба) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1450 |
17 | Определение коэффициента уплотнения смесей в конструктивных слоях дорожных одежд (1 серия) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 500 |
18 | Определение устойчивости щебеночно-мастичных смесей к расслаиванию по показателю стекания вяжущего (1 серия) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 4800 |
19 | Определение коэффициента сцепления (1 км) | ГОСТ 12801-98 | 4200 | |
20 | Определение трещиностойкости (1 проба) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1900 |
21 | Определение толщины слоев дорожной одежды (1 слой) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 200 |
22 | Определение глубины вдавливания штампа при испытании литых а/б смесей (1 образец) | — Подготовка оборудования- Проведение испытания- Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 3000 |
23 | Комплексное испытание смеси с вырубкой керна на объекте | ГОСТ 12801-98 | от 10000 |
В указанную стоимость услуг не входит оплата выезда специалистов на объект для отбора проб. Цены на срочные заказы рассчитываются в индивидуальном порядке.
Скачать прайс-лист
Асфальтобетонная смесь – смесь щебня или гравия с минеральным порошком (или без него) и песком.
Состав асфальтобетона
В соответствии с ГОСТ 9128-2013, асфальтобетонная смесь может быть изготовлена на:
В соответствии с температурой укладки, смесь может быть: холодной и горячей. В зависимости от размера минерального зерна, смесь бывает крупно- и мелкозернистой, а также – песчаной.
Величина остаточной пористости определяет следующие виды смеси: плотные, высокопористые, высокоплотные и пористые.
Гравийная и щебеночная горячая смесь в соответствии с содержанием щебня бывает:
Высокоплотные смеси характеризуются содержанием щебня в количестве не менее 50-70%. Высокопористая смесь подразделяется, в свою очередь, на высокопористую песчаную и щебеночную.
Гравийные и щебеночные смеси (холодные) подразделяют на типы Бх и Вх в соответствии с содержанием щебня в их составе.
Холодные и горячие смеси, изготовленные на основе песка, подразделяются на типы в зависимости от вида песка:
Главное отличие АБ от многих другим строительных материалов – необходимость быстрого применения готового продукта. В противном случае он теряет вязкость, становится хрупким и не годится для . Итак, давайте рассмотрим основные схемы и технологии производства асфальтобетона.
Более подробно об особенностях производства асфальтобетона расскажет это видео:
Готовый продукт разделяют на 3 группы по способу изготовления:
Значимой разницей для организации производства выступают лишь этап предварительного прогрева ингредиентов. Для формирования технологической линии более принципиальным является вопрос типа производства: циклический или непрерывный.
Более экономичным считается использование барабанного грохота, так как в этом случае исключается забивание пор в ситах пылью и отсевом.
Во многом технологическая линия здесь такая же, однако, есть и отличие.
Используемое оборудование зависит от способа производства асфальтобетона и характера завода – стационарное или перебазируемое предприятие. Например, для технологической линии непрерывного цикла понадобятся следующие агрегаты:
О том, как регламентируется производство асфальтобетона с точки зрения отходов, читайте далее.
Изготовление асфальтобетона относится к типу условно безотходных, так как большую часть пыли, образующейся при разделении фракций и подготовке, улавливают и используют в качестве части минерального порошка. Для этого в линию включен пылеуловитель и силос для ее хранения.
Большую опасность для окружающей среды представляют газы – оксиды азота и углерода, сернистый ангидрид. Чтобы уменьшить вредное воздействие, на предприятиях предусматривается двухступенчатая система очистки.
являются объектом лабораторных исследований. Причем испытаниям подвергают и ингредиенты смеси, и АБ после смешивания и образцы готового покрытия.
Целью исследования является оценка соответствия параметров приготовляемого АБ стандартам ГОСТ.
Подготовка проб
На первом этапе подготавливают пробы.
Так как при некоторых испытаниях требуется уплотнение пробы, его выполняют на прессе:
Для контроля над поведением готового продукта используют керны. Их получают вырубкой с помощью пневмомолота или высверливанием на всю толщину покрытия.
Про отбор проб для испытания асфальтобетона расскажет это видео:
В первую очередь устанавливают среднюю плотность АБ:
Результатам считают среднее арифметическое плотности не менее 3 проб.
Определение истинной плотности, то есть, без учета пор, пикнометрическим методом:
Результат – среднее арифметическое не менее, чем на основе 2 проб.
Определение водонасыщения, то есть, оценка того объема воды, который поглощает АБ при данных условиях. Испытание исследуют те же образцы, на которых измеряли среднюю плотность:
Оценка предела прочности сводится к определению такой нагрузки, при которой АБ начнет разрушаться. В исследованиях используются образцы, подвергшиеся испытанию на водонасыщение:
Коэффициент водостойкости – соотношение прочности АБ сухого к прочности материала, подвергшегося длительному водонасыщению – 15 суток:
Оценка сцепления битума с минеральными ингредиентами:
Кроме того, ГОСТ регламентирует проведение испытаний на определение состава смеси: доли битума; гранулометрического состава каменной части и так далее.
Для испытания асфальтобетона используется стандартное оборудование химической лаборатории.
Производство асфальтобетона – непременная часть дорожно-строительного хозяйства. Причем организация работ здесь такова, что не составляет большого труда получать разные смеси для разных нужд.
Как проверяют качество асфальта в лаборатории, расскажет этот видеосюжет:
Для качества дорожных работ важны максимально точные результаты проверки асфальтобетона. Все необходимые данные могут быть получены только в лабораторных условиях. Независимая экспертиза позволяет выявить возможные нарушения, которые были допущены работниками на определенном этапе строительства. Анализ асфальта в лаборатории проводится по стандартам нормативной документации ГОСТа, СНиП и СП. Испытания проходят готовые образцы асфальта, а также такие компоненты дорожного полотна, как песок, щебень и минеральные составляющие. Специалисты изучают механические и физические характеристики материалов, их способность противостоять нагрузкам и различным природным факторам.
Анализ асфальта проводится в следующих случаях:
· Во время ремонта осуществляется вырубка асфальта для изучения образца в лаборатории (как во время локального, так и при капитальном ремонте), и по результатам экспертизы определяется степень деформации дорожного объекта, а также дальнейшие перспективы по его безопасному использованию;
· Лабораторное изучение асфальта нередко назначается в случаях разногласий между заказчиком и подрядчиком: проведение глубокого исследования вырубки позволяет определить наличие технологических нарушений, отклонений от нормативных стандартов и фактов замещения материалов, указанных в документации, на более дешевые аналоги (данные результаты могут использоваться в судебной практике);
· Необходимость выбора состава асфальта требует изучения образцов асфальтобетона в лаборатории еще на начальных этапах строительства (с учетом рекомендаций специалистов определяется качество, долговечность асфальта и его эксплуатационные свойства).
Все характеристики такого анализа являются нормированными, поэтому вырубка асфальта для лаборатории осуществляется в обязательном порядке. Не заделанные после вырубки отверстия считаются нарушением, контролируемым такими дорожными инстанциями, как Территориальное и Федеральное управление автомобильных дорог (при обнаружении нарушений следует обращаться в данные организации). Контроль качества включает анализ следующих характеристик:
· Состав смеси (количество песка, щебня, битума и других компонентов);
· Толщина и объем асфальтобетона (важная характеристика, так как если вместо 10 см положить 9 см бетона, то может получиться несколько миллионов «экономии»);
· Плотность покрытия, которая напрямую влияет на долговечность асфальта (она должна быть не больше и не меньше установленного стандарта).
Технология укладки асфальта в Новосибирске также подразумевает использование специальных ультразвуковых приборов для определения толщины без вырубки, однако в соответствии с требованиями для экспертизы они не подходят.
Образцы на анализ асфальта лаборатория берет в соответствии с ГОСТом 12801-98 и СНиП 3.06.03.85. На одном километре покрытия осуществляется отбор вырубок в количестве трех штук. Пробы берутся из горячих асфальтобетонов через сутки после уплотнения асфальта и из холодных - через 15 суток. Работы по вырубке делаются на расстоянии в 0.5 метра от края покрытия. По форме образцы могут быть прямоугольные или цилиндрические. Чтобы рассчитать объем вырубки, следует определить количество и размер образцов для полного цикла лабораторного анализа с учетом толщины слоя асфальтобетона.
Асфальт перед проведением вырубки очищается от грязи. Для двух- или трехслойного покрытия вырубка осуществляется на всю ширину (образец для анализа в лаборатории не должен иметь трещин). Затем пробы маркируются, нумеруются, и наклеивается этикетка с указанием номера, места отбора проб, объекта строительства, проектных данных и самой строительной организации. Пробы также регистрируются в лабораторном журнале для приемки проб. Время сдачи образца на испытание фиксируется в документе (акт отбора), куда также ставится подпись принимающего лица. Весь цикл испытаний занимает, примерно, от 2 до 5 дней.
Для проведения испытаний асфальта в компании Дорожные Технологии применяется стандартный набор оборудования химической лаборатории:
· Колбы, капельницы, стаканы и т.д.;
· Гидравлический или механический пресс, оснащенный силоизмерителем;
· Специальные весы (4 класс);
· Водяные и песчаные бани;
· Химический термометр;
· Вакуумный сушильный шкаф или специальный прибор;
· Набор гранулометрических сит;
· Гидростатические весы;
· Насадка для экстрагирования;
· Расходные материалы - фильтровальная бумага, вата и т.д.
Результаты испытаний, которые включала вырубка асфальта для лаборатории гост 12801-98, передаются в отдел государственного управления по приемке строительных объектов или капитального ремонта автодорог. Во время сдачи образцов в лабораторию представляется акт по отбору проб, который должен быть заполнен по установленной форме и подписан представителями подрядной организации и куратором со стороны заказчика.
Испытания асфальтовой дороги включают обязательные лабораторные исследования, состоящие из нескольких этапов:
1. На место вырубки проб выезжает мобильная группа специалистов со всем необходимым оборудованием, после чего заказчик выбирает объем работ: локальную проверку или комплексную экспертизу;
2. Проводятся требуемые измерения, и изучается толщина слоев дорожных покрытий (опытные специалисты выявляют степень деформации полотна уже при первом осмотре асфальта);
3. Образцы вырубок доставляют в лабораторию, и после испытаний и анализов результаты сверяют с действующими стандартами качества и ГОСТь для контроля асфальтного покрытия; также учитывается нормативная документация для проведения анализа асфальта;
4. Результаты исследований в лаборатории предлагаются для изучения заказчику, который таким образом может определить состояние асфальта, что в дальнейшем поможет решить возможные затруднения по техническим и финансовым вопросам.
Экспертиза дорог, площадей, парковок, улиц может проводиться на любых этапах строительства.
Аккредитованная лаборатория «ИЛ Северный Город» предоставляет услугу испытания асфальтобетонных кернов. Данное мероприятие предполагает определение соответствия материала требованиям государственных и отраслевых стандартов, проектной документации. Услуга позволяет заказчику убедиться в добросовестности исполнителя и эффективности расходования выделенных средств.
В ходе испытания кернов асфальтобетона специалисты нашей лаборатории преследуют следующие цели:
Выборка цилиндрических образцов осуществляется после проведения работ по уплотнению асфальтобетона (через 1–3 суток для горячих составов, или 15–30 для холодных). Для составления объективной картины необходимо провести не менее трех проб на каждом участке площадью 7000 квадратных метров (или протяженностью 1000 метров). Для отбора образцов подбирается участок, отстоящий от кромки полотна не менее чем на 50 см.
Выемка асфальтобетонных кернов для испытания производится на всю глубину покрытия с помощью специального керноотборника. Размеры образцов могут быть скорректированы исходя из фракции используемого в строительстве щебня. Вес пробы крупнозернистого асфальта может достигать 6 кг при диаметре 100 мм. Образец должен быть цельным, без видимых трещин.
По завершении отбора асфальтобетонные керны, подготовленные для испытания, маркируются и доставляются в лабораторию. Созданные выемки заполняются холодным составом.
В лабораторных условиях с помощью специального оборудования специалист оценивает общее качество образцов, свойства отдельных слоев и компонентов. Предполагается проведение исследований ряда характеристик:
НАИМЕНОВАНИЕ ИСПЫТАНИЙ, ХАРАКТЕРИСТИК | Единица измерений, Объемы | Цена руб, с НДС | Документ, устанавливающий требования |
---|---|---|---|
Испытание асфальтобетона |
|||
Отбор и испытание кернов из покрытия |
|||
Отбор проб из асфальтобетонного покрытия для замера толщины | 1 проба | 1000,00 | ГОСТ 12801-98
ГОСТ 9128-2013 |
1 проба | 2800,00 | ГОСТ 12801-98
ГОСТ 9128-2013 |
|
Отбор проб из асфальтобетонного покрытия (без заделки) | 1 керн | 1000,00 | ГОСТ 12801-98
ГОСТ 9128-2013 |
Заделка места отбора кернов | 1 керн | 1000,00 | |
Подготовка образцов из покрытия и маркировка | 1 проба | 700,00 | ГОСТ 12801-98
ГОСТ 9128-2013 |
Определение средней плотности и водонасыщения в кернах | 1 проба (3 керна) | 1600,00 | ГОСТ 12801-98
ГОСТ 9128-2013 |
Разогрев и переформирование кернов | 1 проба | 2800,00 | ГОСТ 12801-98
ГОСТ 9128-2013 |
Определение средней плотности и водонасыщения переформованных образцов | 1 проба | 1550,00 | ГОСТ 12801-98
ГОСТ 9128-2013 |
1 Проба | 4900,00 | ГОСТ 12801-98
ГОСТ 9128-2013 |
|
Определение физико-механических свойств асфальтобетона | 1 проба (следующие слои) | 4500,00 | ГОСТ 12801-98
ГОСТ 9128-2013 |
Сцепление с нижележащим слоем (адгезия) | 1 проба | 300,00 | ГОСТ 12801-98
ГОСТ 9128-2013 |
Определение набухания | 1 проба | 2000,00 | ГОСТ 12801-98
ГОСТ 9128-2013 |