Сообщение на тему описание казачьей хаты. Некоторые моменты истории кубанского казачества - жилище казаков

Основу хозяйственной деятельности преобладающего большинства сельского населения Кубани (за исключением южных предгорных районов) в предреволюционный период составляло земледелие. Вырученные от продажи продуктов деньги старались вкладывать в усовершенствование земледельческого хозяйства. Обеспеченность простейшими сельскохозяйственными машинами и усовершенствованными орудиями, в том числе железными плутами, жнейками, сеялками, молотилками, на Северном Кавказе была высокой. И все же на большей части территории кубанского края техника сельского хозяйства и система земледелия были отсталыми. Земля обрабатывалась небрежно, слабо применялись такие приемы повышения плодородия, как правильные севообороты, зяблевая вспашка, пар.

Основным орудием пахоты с развитием земледелия стал плуг. С конца XIX в. деревянные части тяжелого двухколесного деревянного плуга постепенно заменяются железными. Посев зерновых и пропашных культур повсеместно производили ручным способом. Сеялки использовались в 900-е годы лишь в немногих богатых хозяйствах. Пахота, боронование и посев считались исключительно мужской работой, но если в семье было мало мужчин, им помогали женщины и дети. Посевом зерновых, требовавшим навыка, обычно занимались старшие в семье мужчины.

С первых чисел мая начиналась прополка; мотыга почти не выпускалась из рук и попеременно применялась на бахчах, в огородах, в поле, на участках кукурузы, подсолнечника, гороха, фасоли и т. д. Пололи гуртом - всей семьей, но поскольку на май часто назначались лагерные сборы, вся тяжесть работы обычно падала на женщин.

В конце мая - начале июня занимались уборкой сена. Сенокошение считалось мужской работой, однако почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины. При недостатке рабочей силы на время сенокоса нанимали косарей, приходивших на заработки из внутренних губерний России. Сушкой сена обычно занимались женщины, мужчины укладывали его в копны и возили к скирдам.

Наиболее напряженным периодом сельскохозяйственных работ была уборка зерновых. В конце июня - начале июля поспевали озимые, во второй половине июля - яровые. Позднее начиналась уборка проса, льна, подсолнечника, кукурузы. В уборке участвовали все — взрослые, подростки, старики. При господствовавшей в то время примитивной земледельческой технике работать приходилось от зари до зари. Уборочная страда во многих семьях, у которых не было средств для найма рабочей силы, затягивалась до самой зимы.

Старинным орудием уборки хлеба был серп. В 80—90-е годы XIX в. он постепенно заменяется косой с прикрепленными параллельно клинку граблями.

Часть сельского населения за- нималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, маслобойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних

После уборки хлеба начиналась молотьба, нередко затягивавшаяся до самой зимы. До конца XIX в. хлеб преимущественно молотили при помощи - гоняли быков или лошадей, нередко запряженных в повозку, по разостланным на току снопам. Для обмолота проса, бобовых, конопли, льна, подсолнечника употребляли цеп, которым в бедных хозяйствах обмолачивали и хлебные злаки. В отдельных предгорных станицах хлеб молотили также большими деревянными досками с кремневыми зубцами. В конце XIX - начале XX в. в богатых хозяйствах появляются молотилки, сначала конные, потом паровые. Молотилки стоили дороже других машин и поэтому в середняцких хозяйствах встречались редко.

После обмолота зерно веяли по ветру лопатой, а затем очищали при помощи кожаных решет, подвешенных на треноге (грохот). В 900-х годах во многих хозяйствах появились веялки. Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах (мешках) и ссыпали в амбары.

Часть сельского населения занималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, масло бойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних. Развивавшиеся в конце XIX в. горнодобывающие, главным образом нефтяные промыслы, были сосредоточены в руках иностранных капиталистов, которые использовали труд местного сельского населения закубанских районов.

В XIX в. до строительства железных дорог большое значение в экономике края имел чумацкий промысел - перевозка зерна, соли, спирта, мануфактуры, досок, стекла, железа и пр. между крупными торговыми пунктами (Ростовом, Ейском, Екатеринодаром, Майкопом, Усть-Лабинской и др.). Для казаков чумачество обычно служило лишь подспорьем к земледелию; им занимались в свободное от полевых работ время.

Почти во всех селениях Кубани развивались мелкие ремесла: в конце XIX - начале XX в. плотники, печники, портные, бондари, медники, стекольщики, кирпичники каменщики, гончары совмещали ремесло с земледелием. Казачки, уходившие на заработки (батрачки, прислуга), были главным образом из бедных семей, они были вынуждены готовить себе приданое на собственные средства.

В предгорных закубанских районах ремесла и промыслы были развиты значительно сильнее. Основным занятием закубанцев был вывоз строевого леса и изготовление на продажу разнообразных изделий из дерева: предметов сельскохозяйственного инвентаря, транспорта, домашней утвари. В ряде мест занимались извозом, выжиганием извести, добычей камня, сбором плодов, ягод и прочими работами. Но промыслы не приносили достаточного дохода, и потому в начале XX в. распространенным становится отход на земледельческие заработки в степные станицы, на поденную работу.

Классовое расслоение иногородних заметно усиливается в конце ХГХ - начале XX в. Выделяется прослойка богатых предпринимателей: одни из них занимаются торговлей, заводят различные промышленные предприятия, другие арендуют на продолжительный срок войсковые земли или покупают частные земли и создают крупные хозяйства капиталистического типа.

Жилище основной массы сельского населения Кубани в конце XIX - начале XX в. строилось преимущественно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста, в лесных предгорных районах - из дерева. Наиболее характерным для Кубани считался турлучный дом - деревянный каркас, обмазанный с двух сторон глиной. Каркас сооружался из вертикальных столбов, пространство между которыми заполнялось деревянными плахами, хворостом или камышом. Верхние концы сох соединялись одним или двумя рядами бревен или досок - основой; поверх основы вдоль дома клали одну или две потолочные балки (матка - в восточных районах, сволок - в западных районах). На матку или сволок поперек постройки накладывали тонкие жерди (слежи, сволочки), которые заплетали хворостом или засыпали поверх слоем камыша. Подобная конструкция потолка была характерной и для жилищ, построенных из других строительных материалов. Каркас стен и потолка обмазывали с двух сторон толстым слоем (в 30-40 см) глины, смешанной с соломой. Забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на 20-30 см.

Во многих степных станицах наряду с турлучными строились глинобитные дома. Стены глинобитных домов, широко распространенных и в других южных районах России, сооружались путем забивки деревянной опалубки глиной. Для покрытия крыши использовали камыш, чакан, солому. Соломенную крышу чаще всего крыли путаной соломой. В некоторых западных станицах крыли соломенными снопиками. В районах, где было много заболоченных речек и лиманов, преобладали камышовые крыши. При этом ровные ряды камыша предварительно связывали пучками, затем прикрепляли камыш к обрешетке крыши и снизу подбивали дощечкой — под корешок. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных. Перья - «чтобы все водилось». Сволок (деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок) поднимался не голыми руками, а на полотенцах - «чтобы в доме не было пусто». Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену вмуровы- вали небольшой деревянный крест, призывая божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы (ее не полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями).


Внутренне убранство казачьей хаты – интерьер кубанского жилища был в основном одинаков во всех районах Кубани. В хате находились две комнаты (великая и малая). В малой находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой комнате стояла мебель на за- каз: шкаф для посуды, сундук, комод для белья. Центральным местом в хате был «красный угол» – «божница»

Внутренне убранство казачьей хаты - интерьер кубанского жилища был в основном одинаков во всех районах Кубани 2 . В хате находились две комнаты (великая и малая). В малой находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой комнате стояла мебель на заказ: шкаф для посуды, сундук, комод для белья. Центральным местом в хате был «красный угол» - «божница». «Божница» украшалась вышитым рушником и бумажными цветами вокруг иконы. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священные или обрядные значения. Полы в доме были мазаные, в шкафчике для посуды стояли большой глиняный горшок, горшки поменьше, чавуны для приготовления борща и каши. В доме все было украшено вышитыми полотенцами - рушниками. На стенах висели фотографии - реликвии казачьих семей.

Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в. были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким стопином. Рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Иногда рассаживались семейными парами. Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях мелких домашних животных - все это создавало антисанитарные условия существования, приводившие к различным заболеваниям.

Ведущей отраслью хозяйства кубанцев в прошлом было зерновое земледение, и хлеб (пшеничный) являлся основой питания. Существенную роль играли также продукты животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства.

Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске (остаток теста от предыдущей выпечки). Дрожжи приготовляли сами из хмеля, который рос в изобилии по всему краю. На Кубани пекли также и пресный хлеб (в виде лепешек), если не хватало хлеба до следующей выпечки или во время работы в степи, когда не было времени для вымешивания кислого хлеба. Обычно хлеб выпекали в печи на чисто выметенном поду. В 900-е годы стали применять формы из жести, но и тогда подовой хлеб считался вкуснее. Обычай печь хлеб на поду сохранялся.

Среди других мучных изделий были распространены разнообразные пироги, вареники и галушки. Наиболее распространенным видом хлебных изделий были пироги и вареники. Большие круглые пироги с разнообразной начинкой, чаще с фруктовой, встречались всюду.

Любимыми были маленькие пирожки с творогом (сыром), выпекавшиеся на противнях (листах) тесно прижатыми друг к другу. Вареники чаще всего приготовлялись также с творогом или с фруктами. Галушки ели меньше вареников, однако их ценили за быстроту приготовления. Готовили галушки не везде одинаково: в западных раинах тесто чаще отщипывали - рвали, а на востоке его или резали ножом, или, если тесто было более жидким, опускали ложкой в кипящую подсоленную воду, молоко, бульон, как русские клецки. Особо любима кубанцами лапша. Тесто для лапши замешивалось на яйцах, раскатывалось в тонкий лист и мелко резалось; запускалась лапша в молоко, мясной бульон, в картофельный суп, заправленный жареным луком. Из отварной лапши приготовлялся лапшевник (отварная лапша, заправленная яйцами, маслом и запеченная) - блюдо это как праздничное, особенно свадебное, бытовало на Кубани везде. Из кислого теста кубанцы пекли блины и оладьи. На западе края блины пекли меньше. Блины и оладьи делали также и из пресного теста, чаще всего на кислом молоке и яйцах, но это блюдо было скорее праздничным угощением, так же как и всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане, - колобки, кныши (из раскатанного текста, переслоенного каймаком или творогом - сыром), вывертышки (род хвороста) и украинские орешки - маленькие кусочки пресного теста, варенные в масле.

На Кубани также готовили кушания из муки, они отчасти заменяли хлеб: саламата - поджаренная пшеничная мука, заваренная кипятком (ее ели с подсолнечным маслом или с пережаренным на сале луком) и любимая кубанцами кваша - запаренный пшеничный солод, смешанный с фруктами и запеченный, кулага - пшеничная мука, заваренная фруктовым отваром.


Блины и оладьи делали также и из пресного теста, чаще все- го на кислом молоке и яйцах, но это блюдо было скорее праздничным угощением, так же как и всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане, – ко- лобки, кныши (из раскатанного текста, переслоенного каймаком или творогом – сыром), вывертышки (род хвороста) и украинские орешки – маленькие кусочки пресного теста, варенные в масле

Разнообразные крупы имели огромное значение в питании кубанцев. Каши варили на воде или молоке, жидкие и густые. Гречневая и пшенная каши были одинаково любимы. В западных и особенно в предгорных районах чаще варили гречневую кашу. В этих же районах пекли гречневые блины и приготовляли вареники из гречневой муки или с начинкой из гречневой. Пшено было распространено везде; из него варили каши, кулеш - жидкую пшенную кашу с картофелем, разведенную молоком и заправленную луком, пережаренным с салом или на растительном масле (когда молока не добавлялось) . Это кушанье особенно часто варили во время работы в степи.

Из бобовых культур на Кубани довольно много употребляли гороха и особенно фасоли. В этом, очевидно, сказалось влияние народов Кавказа. Правда, в отличие от них кубанцы приготовляли фасоль подобно тому, как везде в России готовили горох, т. е. варили супы, отваривали и ели с маслом и салом, пекли пироги и т.п.

Форма и одежда

Форма, оружие и конь были частью казачьей «справы» - казаку покупал снаряжение отец, когда отправлял служить в войско. Костюм казаков имел повседневный и нарядный варианты. Форма кубанских казаков окончательно сформировалась к середине XIX века и состояла из рубахи, черкески или бурки, бешмета, папахи, архалука, башлыка, шаровар и сапог. Башлык укрывал казака от холода, черкеска служила теплой форменной одеждой.

Многочисленные войны внесли изменения в наряд казаков. Черкеску и бешмет заменила гимнастерка, вместо бурки разрешили носить шинель, а папаху заменили фуражкой. Традиционную казачью форму оставили в качестве парадной.

Особое значение в казачьей одежде имели лампасы. Они символизировали принадлежность владельца к вольному воинству. Каждая деталь казачьего костюма была наделена особым смыслом: кубанский казак берег свою «справу» как зеницу ока.

Повседневные костюмы кубанских казаков и казачек позаимствовали некоторые детали из русских и украинских костюмов. Так, женский костюм отличался яркостью и красотой, подчеркивала статус и выделяла казачек среди другого населения. Казачки любили яркие наряды, каждая умела шить и ткать, плести кружева и вязать. Поэтому немалое место среди украшений занимает вышивка - ярко вышитые рубахи, сарафаны, платья были очень самобытны.

Праздничная одежда шилась из бархата и шелковых тканей. Повседневная одежда состояла из нижней рубахи, кофты и ситцевой юбки. Поверх рубахи надевались две-три юбки из крашеной домашней ткани. Кофты, особенно праздничные, отличались длинными рядами мелких пуговиц, а пышные рукава кофт сужались к кисти. Лакированные сапожки дополняли костюм. Женщины носили платки и шлычки, шали и кружевные накидки.

Семейный и общественный быт

В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX века предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - вдов, девок, семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.

Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении юношей 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей. Свободное время станичники проводили в «беседах», на «посиделках». Кубанцы любили рукоделие: девушки на посиделках плели кружева и вышивали, занимались ткачеством, но соблюдали запрет на работу в праздничные церковные дни.

Особые обычаи кубанских казаков отражены в свадебных традициях. Свадебные наряды казачек представляют собой шедевры рукоделия - это были юбки светлых тонов и красивые вышитые кофты из шелка с богатыми узорами. Свадебные платья хранились в сундуках, передавались по женской линии. Нередко в семьях хоронили женщин именно в свадебных платьях.

Особое внимание казаки уделяли рушнику как свадебному атрибуту: его хранили как семейную святыню, использовали для исцеления больных. Все казачьи рушники отличались богатством вышивки и красотой отделки.

праздники

Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний. Казаки широко отме чали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники. Главный войсковой праздник казаки отмечают в конце августа. Датой образования Кубанского войска считается день Александра Невского, который отмечается 12 сентября.


Казаки уделяли внимание религиозному воспитанию, поэтому все церковные праздники свято чтились в семьях и войске. Лю- бимые праздники казачества – Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Спас, Покров. Отмечаются родительские субботы, справляются поминки по умершим родственникам

Казаки уделяли внимание религиозному воспитанию, поэтому все церковные праздники свято чтились в семьях и войске. Любимые праздники казачества - Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Спас, Покров. Отмечаются родительские субботы, справляются поминки по умершим родственникам.

18 октября отмечается Войсковой праздник кубанских казаков. Также отмечаются многочисленные праздники полковые и казачьих территориальных частей.

Фольклор

У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика. В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков. В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

Прикладное искусство

Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометри-ческими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, лозоплетение, рушники. Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты - «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгеры. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари - от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки казаки изготавливали из лозы. Рушники - традиционный элемент кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали гладью или крестом.

Кубанская народная кухня также является важной составляющей материальной культуры кубанцев. Основу питания кубанских казаков составляли мучные изделия, продукты животноводства, птицеводства, рыболовства, пчеловодства, а также овощи, фрукты, ягоды, зерновые.

Наиболее популярным мясным и овощным блюдом на Кубани является борщ, который имеет множество разновидностей: с мясом, салом, с фасолью, грибами, щавелем, крапивой и т.д. 3 , и искусство приготовления борща во многом кроется в зажарке, секреты которой имеются у каждой хозяйки. Популярны на Кубани и блюда из рыбы - в прошлом ее водилось в реках и озерах несметное количество. Например, Ф.А. Щербина в своем труде «Кубанское казачье войско» приводит об этом такие сведения: «Весною, когда белая рыба - сула (судак), тарань (вобла), чабак (лещ), карп и пр. шла из моря метать икру в плавни, лиманы и реки, то собиралась в столь огромные стада, что ночью у берегов слышался бесконечный шум и гул, производившийся рыбою в воде; на обратном пути по таким речкам… вода выходила из берегов от столпившейся рыбы и местами буквально запружала речное русло, так что по рыбе, как по плотине, можно было переходить с берега на берег» 4 . Рыбу солили, коптили, вялили, из нее готовили уху, различные похлебки, жарили, тушили, фаршировали и т.д.

Из мучных блюд особо любимы кубанцами пироги, блины, вареники, галушки. Во время религиозных и семейных праздников и обрядов варили различные каши (кутью), на свадьбу пекли шишки (маленькие булочки в форме шишек), для молодых готовили курицу, для гостей - куриную лапшу. Во время постов ассортимент блюд менялся - ели постную, растительную пищу. Особенно богат был стол на Рождество: запекался рождественский поросенок, утки, индейки, гуси, куры, готовили холодец, зажаривали мясо с картофелем, пекли пироги, пирожки с начинкой. На столе были моченые, квашеные, соленые овощи. Из напитков предпочитали узвар (компот), чаи, кисели, вишневку и водку. Казаки строго следили за культурой пития и наказывали пьяниц, поэтому «праздники проходили весело: с песнями, с легкой радостью и удалью» 5 .

Быт донских казаков Быт терско-гребенских казаков Быт оренбургских казаков
  1. Культура Кубани 19-го века. Быт и занятия кубанских казаков. [Электронный ресурс]. URL: refferat.ucoz.ru
  2. Использованы материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа /Под ред. Н.Н.Великой, С.Н.Лукаша. - Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. - 216 с.: Эпоева К.В. Обычаи и быт кубанского казачества [Электронный ресурс]. URL: slavakubani.org
  3. Турыгин В.В. Кубанская кухня. Краснодар: Советская Кубань, 1988.
  4. Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. Репринтное издание. Краснодар: Советская Кубань, 1996.
  5. Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар: Советская Кубань, 1995.

Тема: «Казачья хата».

Цели:

· Закрепить понятия: саманный, турлучный.

· Дать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты.

· Развивать речь и мышление учащихся.

· Развивать творческие способности детей.

· Продолжать обучать детей работать в группах.

· Воспитывать интерес к прошлому кубанского казачества.

Оборудование:

· Мультимедийное оборудование, слайды: «Хутор», «Хата», «Красный угол», «Печь», «Убранство хаты», «Утварь».

· Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.

· Материал для проектной деятельности : силуэт коврика, силуэт глэчика, силуэт рамки для фотографии, силуэт рушника, клей, детали из цветной бумаги для узора.

· Демонстрационный материал: предметы быта.

Ход урока.

I. Организационный момент. Дети сидят группами по 5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

II. Закрепление изученного материала на предыдущем уроке.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Сегодня на уроке мы побываем на казачьем хуторе.

- Скажите, как называется жильё казаков? (Хата) Сегодня мы «побываем» внутри хаты и узнаем как она устроена.

Хотели бы вы поучаствовать в строительстве хаты?

Строительство будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом уроке. Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп, руководитель группы следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.

Задания по группам:

1 группа.

В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.

Изба, квартира, дом, хата.

Саманный, деревянный, турлучный.

Глина, солома, известняк, вода.

Печка, костёр, груба, кабыця.

2 группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство турлучного дома)

С помощью иллюстраций определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

3группа . (у детей карточки-иллюстрации «Строительство саманного дома)

С помощью иллюстраций определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

4группа. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2. Им покрывали жилище сверху. 3. Жилище казака.

По вертикали: 4. Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.

КРОССВОРД

5группа.

Разбейте текст на части, распределив каждую часть между собой. Читая цепочкой, прочитайте выразительно.

Отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко «Бабы Моти сказ про реку Челбас».

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

2. Ответы учащихся. Оценивание ответов.

III. Новый материал. Устройство и убранство хаты.

Учитель: Хата построена, можно заглянуть и во внутрь.

Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».

«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?

Царицей в доме считалась печь(груба).

Как вы думаете почему?

Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки»(«угольники»).

Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.

Я приготовила для вас сюрприз. Сюрприз – отгадки на мои загадки:

Говорит дорожка:

Два вышитых конца:

«Вытираю я, стараюсь,

Всё намокло, всё измялось-

Нет сухого уголка.» (рушник)

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (утюг)

(Учитель показывает детям рушник, утюги)

IV. Итог урока. Проектная деятельность.

Учитель: Дети, вы хотели бы принять участие в убранстве казачьей хаты? Каждая группа украсит аппликацией свой предмет, используя готовые детали узора. Детали разного цвета. красного цвета.

зелёного.

жёлтого.

синего.

Дети по группам выполняют задания:

1 группа.

Украсьте коврик полосочками. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

2 группа.

Украсьте глэчик узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

3 группа.

Украсьте рамочку для фотографии. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

4 группа.

Украсьте рушник узором(растительный узор). Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

5 группа.

Украсьте рушник узором (геометрический узор). Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Выставляются работы детей.

V. Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.

https://pandia.ru/text/79/561/images/image002_134.jpg" width="277" height="396">

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 станицы Березанской Выселковского района

Проектная работа

«КУБАНСКАЯ ХАТА»

Выполнили: учащиеся 6 «В» класса

Кривуля Елизавета

Скиба Кристина

Руководитель: Ткаченко Анастасия Сергеевна

учитель кубановедения

станица Березанская

2016 г.

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава I. Традиционная кубанская казачья хата…………………………………....4

  1. Правила строительства хаты черноморскими и линейными казаками……....4
  2. Внутреннее убранство казачьей хаты…………………………………………..7

Глава II. Макет кубанской казачьей хаты………………………………………….8

2.1 Описание основных элементов хаты……….…………………………………..8

Заключение………………………………………………………………………......9

Список используемой литературы………………………………………………...10

Тематический словарь…..………………………………………………………….11

Введение

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Все поля да луг.

В дело шли солома и глина

И сухой камыш

Для шатровых крыш

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

(П. С. Карпенко)

Всех жителей городов, станиц, поселков Краснодарского края можно назвать одним словом - "кубанцы". А еще все мы- земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа, так как в них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Это наши корни, наши истоки. Ведь мы земляки - у нас одна родина - наша прекрасная Кубань. Какими же были истоки казачьего духа, характера, как складывался этот редкий тип человека- воина- земледельца? В современной жизни есть возможность окунуться в атмосферу повседневной казачьей жизни, увидеть изнутри, как казаки вели хозяйство, каких правил придерживались при строительстве хаты. В этом и заключается актуальность нашего исследования.

В этой связи цель исследования заключается в развитие интереса к прошлому Кубани через рассмотрение традиций строительства кубанской казачьей хаты.

Объектом данного исследования является процесс строительства кубанской хаты с учетом всех правил и традиций.

Предмет исследования – кубанская казачья хата со всеми её составляющими компонентами.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что изучение и наглядный пример создания кубанской хаты позволит ближе познакомиться с культурой Кубани.

В соответствии с целью и принятой гипотезой исследования решались следующие задачи :

Проанализировать источники знаний о строительстве и внутреннем убранстве традиционной кубанской казачьей хаты;

Сравнить правила строительства хаты у черноморцев и линейцев;

Рассмотреть описание казачьей хаты в произведениях кубанских писателей;

Создать модель кубанской казачьей хаты на основании изученного материала.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, тематического словаря и макета.

Глава I. Традиционная кубанская казачья хата

  1. Правила строительства хаты черноморскими и линейными казаками

Хата - постройка, которая начиналась сразу на земле, без фундамента .

Издавна повелось в станице - каждый молодой хозяин строил собственную хату. Одни похожи на украинские мазанки, принадлежали черноморцам другие- высокие, просторные, с коридором во всю длину хаты, как было принято на Дону,- линейцам.

Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.

Деревьев было мало, климат жаркий и сухой. А глины было много. Казаки выращивали хлеб – было много соломы. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла.

Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом.

Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.

Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.

В хате обычно коридор, большая комната и сени.

Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи – угольник.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур различных народов.

Домостроение – важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «куткa», станицы.

Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой» .

С годами казаки стали жить богаче. Саманные хаты строили все реже. На смену им пришли деревянные и кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашенными. Старую постройку не ломали, а перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещением: кухней, кладовой. И часто можно было видеть, как на казачьем дворе стояла старая хата, а рядом с ней - новые, высокие дома.

Ничто так не отражало характер казака, как его двор. Даже ширина двора имела значение. Если двор был широким- хозяин думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья. Если двор узкий - в семье одни девки. В обустройстве двора казаки придерживались правила: все должно быть под рукой. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своем дворе казаки много скота не держали- для этого хватало простора степи. на одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней хомутовку, где хранили седла, конскую упряжь, щетки. Дальше располагались коровники, помещение для телят, свиней, птицы. На противоположной стороне - хлебные амбары, колодец, летняя печь. За хозяйственными постройками начинался огород, тянувшийся до фруктового сада.

"Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи; русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз... Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею..." – такое описание дает кубанский писатель И.Н. Бойко в своём произведении «Гимн хате».

Существовали и другие обряды строительства хаты: На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

1.2 Внутреннее убранство казачьей хаты

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты – фотографии на стене – традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы Первой мировой войны. В каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Многое в хозяйстве казаки и казачки делали своими руками. Длинными вечерами семья собиралась в большой комнате, на столе горела керосиновая лампа. И все, кто сидел возле неё, занимались каждый своим делом: женщины рукодельничали, мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети поглядывали сверху, забравшись на печь.

Глава II. Макет кубанской казачьей хаты

2.1 Описание основных элементов хаты

Макет кубанской хаты выполнен в масштабе 1:15. Каркас выполнен из плотного картона, сверху нанесена белая краска, чтобы внешне приблизить к мазанке.

Крыша выложена из камыша, как и водилось на Кубани в прошлые века.

Чтобы пол был похож на глиняный, мы выполнили его из коричневого пластилина.

Внутреннее убранство комнаты максимально приближено к традиционному. Значительное место в комнате занимает печь, выполненная из соленого теста. В дальнем углу комнаты расположен «Красный угол». Рядом находится кровать из картона, накрытая покрывалом с подушками, сундук, выполненный из солёного теста. Сундук украшен узорами.

Напротив двери расположился стол с лавками. Предметы выполнены из картона и дерева.

Для макета выполнено две двери из дерева с перегородками и ручками.

Для украшения воссозданной комнаты были изготовлены рушник, половик, покрывало и скатерть.

Заключение

Казачий дом самый экологически безопасный для здоровья человека. Теперь мы знаем, что саман - один из самых дешёвых строительных материалов, он не требовал много затрат от хозяина дома. Дом могли построить в течении 3-6 месяцев и можно было семье переезжать жить в новый дом. Главное, чтобы дом высох. И о свойствах глины предки знали, очевидно, гораздо больше, чем мы, так как издревле применяли её не только для строительства дома, но и для хранения продуктов и приготовления пищи (крынки, кувшины, горшки и прочее) и для лечения различных недугов.

Внутреннее убранство современного дома значительно отличается от казачьей хаты. Но в сохранившихся до нашего времени саманных хатах ещё можно встретить обращение к старине, например, наличие «красного угла», печи, сундука с самыми дорогими для хозяина предметами быта. Вполне вероятно, что и при строительстве этих хат использовались традиции и поверья, которые были приняты на Кубани в старину.

Именно такая наследственная передача традиций и позволила нам познать пока ещё малую часть жизни и быта казаков.

Список используемой литературы:

  1. А.В. Маслов «Кубанская старина. Жизнь и быт казаков» - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2008.
  2. И.Н. Бойко «Гимн хате». - М. : Современник, 1984. - 352 с
  3. Кубанские былины: книга для чтения /Ю.М. Бодянов. Краснодар: Перспективы образования,2012
  4. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. – Ростов н/ Д.: «Издательство БАРО_ПРЕСС», 2010
  5. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под ред. Проф. В.Н.Ратушняк-2-е изд., исправленное. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004.
  6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940;

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.kanevskadm.ru/?option=com_content&view=article&id=470
  2. https://sites.google.com/site/domkotoryjnachalka/enciklopedia-zilisa/kubanskaa-kazaca-hata-sovata

Тематический словарь

Кабыца - летняя печь.

Казаки - вольные люди, которые сторожили государственные и внутренние этнические границы;в свободное от несения службы время казаки обрабатывали землю.

Лавка - длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены. (Толковый словарь Ожегова )

Подворье - двор и огород, хозяйство при сельском доме. (Толковый словарь Ожегова ).

Половик - узкий половой коврик, плетёный или сшитый из разноцветных обрезков ткани (Толковый словарь Ожегова )

Рушник - полотенце (обычно вышитое). (Сундук - тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком. (https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная работа Тема «Кубанская хата» Работу выполнили: учащиеся 6 «В» класса Кривуля Елизавета Скиба Кристина Руководитель: Ткаченко А.С., учитель кубановедения

Цель исследования развитие интереса к прошлому Кубани через рассмотрение традиций строительства кубанской казачьей хаты

Объектом данного исследования является процесс строительства кубанской хаты с учетом всех правил и традиций. Предмет исследования – кубанская казачья хата со всеми её составляющими компонентами.

Задачи: проанализировать источники знаний о строительстве и внутреннем убранстве традиционной кубанской казачьей хаты; сравнить правила строительства хаты у черноморцев и линейцев; рассмотреть описание казачьей хаты в произведениях кубанских писателей; создать модель кубанской казачьей хаты на основании изученного материала.

Жилища казаков

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату. Как казаки строили себе жильё

Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой.

Спасибо за внимание!


  • познакомить учащихся с жизнью и бытом народов населяющих Кубань;
  • привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа;
  • воспитание патриотических чувств.

Оборудование: экспонаты музея “Казачья горница”, магнитофон, кассеты с фонограммами песен.

Место проведения урока – этнический музей “Казачья горница” МОУСОШ №7 с. Кабардинки

Ход урока

1. Организация урока.

В нашей школе 2003 году открылся этнический музей, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то и музей посвящён им, казакам, которые не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет.

2. Основная часть.

Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты (фото 1). Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Как вы думаете, для чего?

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.

Вы находитесь в казачьей светлице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200-300 лет назад, но и сейчас многое из этого, что вы видите, ещё живёт в домах станичников. Здесь каждая вещь подлинная, это реликвия, она дышит историей народа, хранит тепло и нежность женских рук. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом так, как мы видим сейчас.

Самым главным местом в горнице считался Святой угол (фото 2). Православные казачие семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, и др. Наш музей имеет замечательный иконостас усилиями атамана Мешкова В.А., Капинос В.Н., а также учащихся и жителей. В дни открытия музея произошло примечательное событие. Снимая грязь специальным раствором с одной из картин, Капинос В.Н., обнаружил отчётливую запись 1903 год художник Дьяченко Григорий. Картина называется “Кончина Серафима Саровского”. (Серафим Саровский при жизни имел дар исцелять людей. Каждого, кто приходил к нему, он приветствовал: “Радость моя” и исцелял.) Казаки брали эту икону в поездки. Несколько дней спустя учитель физики А.Е. Казанджи подарила музею книгу “Духовные посевы”, автором которой являлся магистр богословия Дьяченко Григорий. Так в нашем молодом музее встретились два произведения одного автора. В нашем иконостасе имеются и подарки учащихся: из Санкт-Петербурка ребята старших классов привезли икону Божьей матери, особо почитаемую в народе. Вы видите икону Сергия Радонежского покровителя просвящения и образования. Её в дар музею принёс ученик Гордюшкин Владимир.

Важным предметом в казачьем быту была кровать (фото 3), изготовленная из дерева своими руками. Такую мы не нашли, т. к. в 30-х годах прошлого века появились кровати железные, такую мы вам и представляем. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха всё должно этому служить! Женщина здесь всё тщательно украшала. Обратите внимание на наволочки: они своеобразно изготовлены, это тонкая и кропотливая работа обычных крестьянок. Конечно это изделие не на каждый день, а праздничная, либо для гостя. Детям и взрослым залезать на кровать, сидеть на такой постели категорически запрещалось. Застелена кровать ярким лоскутным одеялом, опять много красного цвета, цвета жизни. В жизни людей всё было так разумно устроено, что чем больше узнаёшь, тем больше изумляешься! Маленькие остатки от шитья не выбрасывали, а собирали вот в такой весёлый узор. Одеяло тоже сшито самой хозяйкой. Девочки рано приобщались к такой работе, в 4 года девочка уже умела шить.

На стене вы видите ковёр (фото 4). Он трофейный. Его принёс с поля боя казак родом из Чернигова. Это было очень интересный человек, он очень любил сады, деревья. Куда бы он не поехал, отовсюду привозил саженцы различных деревьев. Его сад и сейчас цветёт прямо над рекой Псекупс. Однажды он нашёл коврик, им он укрывал коня, чтобы добраться до дому. Вот и добрался, ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём деде.

Возле кровати родителей находится колыбель (фото5). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Такую мы не нашли. Но Владимир Николаевич казак нашего общества, предложил сделать такую колыбель, в которой спал сам, его брат, сёстры. Так появилась эта колыбель, а Татьяна Анатольевна Хлыповка, казачка, украсила её вот такими ромашками. Колыбель покрыта пологом. Для чего? Когда дитя рождалось, то 40 дней ребёнка нельзя было показывать чужим людям, боялись дурного глаза, а после 40 дней можно, т. к. ребёнок был под защитой Бога (тогда крестили в 40 дней). Ночью в окно светила луна, она мешала ребёнку спать, полог защищал. В окно залетали мошки, полог оберегал.

В каждой хате была русская печь (фото 6), она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.

Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол (фото 7) . Вот этот стол, что перед вами, изготовлен в 1900 году, он сделан руками мастера. За свою долгую жизнь он не знал ни краски, ни лака. За это время стол почернел, однако, ещё может долго служить людям. “Стол – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.

А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль?

Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Как хлеб дошёл, там пирог пошёл,
А пирог дошёл, там блин пошёл,
А блин дошёл, так в мир пошёл.

– У нас на Кубани угощались не только блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар (фото 8, а). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

А вот какие чуваны, чугуны (фото 8 (б, в) ) стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.

Фото 8б

Фото 8в

А как называлось вот это приспособление? (Учитель показывает ухват ). Для чего он служил?

Совершенно верно. С помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

А это тоже приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар – это кочерга .

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    • Вот это изделие называется рубель (фото 9), а использовали его для глажки белья.

    • Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг (фото 10).

Кто знает, каков принцип его работы? (внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить)

– Человек во все времена стремится украсить свой быт. “Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства ” - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, но ценность изделия умельцев определялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать (фото11) на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице (фото12). Особое слово хочется сказать о рушниках . Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Вышивали рушники в девичестве и в таком количестве, чтобы хватило на всю жизнь, так как после замужества этим заниматься было некогда. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы.

В каждом дворе женщины умели плести кружева . Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки.

Перед вами одежда (фото13) казака, мальчика – подростка, женская одежда и детский костюмчик. Нет ни одной из них, чтоб она не была украшена. Кофта женская изготовлена на домашнем верстаке, что имела каждая семья, полотно соткано из льна-прядива, отбелено в проруби, а затем вышито. Такая одежда имелась у каждой женщины, она умела это делать, причём вышивка у каждой была своя, неповторимая. Этой кофте уже 230 лет. Её нам подарила Малинина Нина Яковлевна.

А вот праздничный костюм маленькой девочки из Ярославской губернии. Ему уже 50 лет, принесла его в наш музей завуч Лупова Т.И. Это подарок её бабушки. Сколько же времени надо было затратить этой труженице, чтобы и кружевами оплести, и расшить цветами такую одежду?! Татьяна Ивановна убеждена, что такой подарок – единственный. Вот фото (фото14), на котором ей 5 лет и Татьяна Ивановна одета в этот костюмчик.

Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках (фото15). Сундуки были разных размеров, по–разному изготовлены, украшены, но обязательно были. У нас не большой сундук, но с большой исторической судьбой. Сегодня нет уже прямых его хозяев, а внукам хозяев уже 80 лет. Внучка Снегирёва Вера Ивановна в 20 годах 20-го века из Геленджика переехала на Крайний Север, в Дудинку. Через 20 лет семья вернулась в Геленджик и привезла с собой сундук. Они не смогли его там оставить, это часть их истории, их судьбы. В. И. Снигерёва решила подарить его нашему музею.

А вот изделие мастеров плетения корзин (сапеток) и кошёлок ! (фото16) В магазине таких вещей купить было нельзя. Вот и приходилось самим плести из прутьев. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.

Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

А какой весёлой была бытовая песня. Игровые и хороводные песни показывали размах, удаль, весёлость и широту русской натуры.

А теперь почувствовав дух того времени, давайте споем песню В. Захарченко “Мы с тобой казаки” (фото17).

3. Итог урока.

Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1

г. Серафимовича Волгоградской области

Исследовательская работа

"Казачья хата, чем богата?"

Выполнила: Авдеева Маргарита ученица 3 «В» класса

Научный руководитель: Верстюк Ю.А.

Введение.

Глава IИз истории Донского жилица.

      Казачьи поселения на Дону.

      Старинные здания станицы Усть-Медведицкой.

      Донская казачья хата

Глава 2.. Современные постройки в Станице.

2.1. Здания и сооружения 2.2.Мой дом сегодня.

Глава 3. Моя станица в будущем.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

1.Фото «Жилища донских казаков»

ВВЕДЕНИЕ

Всех жителей городов, станиц, поселков Донского края можно назвать одним словом - "казаки". А еще все мы- земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа, так как в них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Это наши корни, наши истоки.

Цель исследования: исследовать как выглядело жилище (дом) казаков станицы Усть-Медведицкой.

Задачи:

1.изучить историю казачьих построек;

2. охарактеризовать казачью хату;

3.предоставить фотоматериал казачьей хаты.

Гипотеза: казачья хата - зеркало времени, традиций Донскогонарода;

Актуальность выбранной темы:

Без прошлого нет будущего.

Методы исследования :

1) поиск материала;

2) анализ полученного материала;

3) изучение сведений и фактов из истории казачества;

4)фотографирование

Чтобы изучить прошлое и настоящее казачества, мы читали и выбирали интересную информацию из научно-популярной и энциклопедической литературы, изучали интернет – ресурсы, общались с казаками и атаманом, записывали важную информацию, посетили Серафимовичский районный литературно-краеведческий музей.

Материал данной исследовательской работы может использоваться на уроках «Краеведения» и будет интересен всем, кто изучает историю родного края..

Глава I Из истории Донского казачества.

      Казачьи поселения на Дону.

Мы живём в Донском крае. Издавна на этих землях селились казаки.

Недостаток летописных источников не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества. Известен и такой факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Эти и другие упоминания указывают на то, что на Дону в это время уже складывалась община людей, которая могла стать зерном Донского казачества.

      Старинные здания станицы Усть-Медведицкой.

Прошло много лет со времени заселения казаков на донские земли. Но и сегодня на улицах станицы Усть-Медведицкой мы можем видеть старинные здания. На улице Октябрьской стоят дома, которые были построены в 1908 году.

Улицы имели благоустроенный вид, тротуары были выложены булыжником, стройными рядами росли липы, акации, серебристые тополя. По ночам на перекрестках и возле домов знати светились керосиновые фонари.
В станице имелись три мельницы, винокуренный, кожевенный, кирпичный заводы, с десяток кабаков, винные склады, амбулатория, окружная больница на 25 кроватей, окружная тюрьма на 80 человек, аптека, Окружное дежурство III военного округа, гарнизонные казармы, окружное казначейство, управление окружного атамана, станичное правление, три клуба – дворянский для офицеров, купеческий и всесословный. В станице были магазины, лавки, ремесленные мастерские, проходили знаменитые летние и зимние ярмарки. Здесь действовали две типографии, водокачка, электростанция и почтовая контора, был свой театр и первый на Среднем Дону «синематограф». «Вторая столица Войска Донского» – так называлась Усть-Медведицкая. Однако с прокладыванием железной дороги Москва-Царицын в конце XIX века станица оказывается на околице торгово-экономической жизни.

1.3.Донская казачья хата

Мы побывали в Серафимовичском Районном Литературно-Краеведческом Музее и узнали, что в казачьих станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши – крыли камышом или соломой.

Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.

Деревьев было мало, а глины было много. Соломы тоже было много, так как казаки выращивали хлеб. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла. А также в печах обжигали кирпич. Большинство сохранившихся зданий были построены из этого кирпича.

Смешивали саман лошадьми. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом. "Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи; русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз...

Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею."

Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.

Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.

В хате обычно коридор, большая комната и сени. На пол для тепла бросали солому, поверх соломы стелили домотканые половики.

Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи - угольник.

В каждой хате был «Красный угол» (от слова «красивый»). Его называли «Святой» - помещались иконы, украшенные рушниками.На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.

Глава 2. Современные постройки в Станице Усть-Медведицкой 2.1. Здания и сооружения.

В Станице Усть-Медведицкой ра­бо­та­ет центральная районная больница, библиотека, спортивная школа, магазины, торговые центры, музыкальная школа, детский центр. Зимой работает каток.

2.2.Мой дом сегодня.

Я проживаю на улице Подтелкова в большом частном доме. Мой дом просторный, и очень уютный. В нем 11 комнат. Все они просторные и уютные. У меня есть своя комната. Я ее очень люблю.

Моя комната розовая. Здесь стоят кровать, стол, комод, и шифоньер. В моей комнате много игрушек. Я люблю проводить время дома с родителями и с друзьями.

Наш дом красивый и современный. У нас нет русской печи с лежанкой, но есть тёплые батареи. У нас нет летней кухни, но на газовой плите мама готовит вкусные донские щи.Мой папа не умеет играть на гармони, но у нас есть телевизор и компьютер. В нашем доме хранятся фотографии наших прадедов, которые защищали нашу землю от врагов. Есть у нас и атрибуты казачества: казачья форма, шашка. Я люблю свой дом.

Глава 3. Моя станица в будущем.

Я очень хочу, чтобы в будущем наша станица стала ухоженной, красивой, и современной. В Станице обязательно будет огромный парк, где будут жить много разных животных и птиц, и где дети будут играть с ними на лужайках.Я бы хотела видеть в нашей станице аквапарк, бассейн, красивый парк где дети могли кататься на роликах.

Заключение.

Каждый человек должен знать о культуре своего народа. Моя гипотеза - : казачья хата - зеркало времени, традиций Донского народа- подтвердилась. Изучив материал по теме, я пришла к выводу, что изучать историю казачества необходимо для того, чтобы у молодого поколения была гордость за своё отечество и готовность продолжать славные дела казаков..

В работе были использованы следующие методы исследования:. поиск материала; анализ полученного материала; изучение сведений и фактов из истории казачества; просмотр телематериалов и фильмов, фотографирование.

Гипотеза о том, что казачья хата - зеркало времени, традиций донского народа; подтвердилась. Меняется культура народа – меняется жилище людей. Во внешнем и внутреннем облике жилища видна культура и традиции народа.

Список использованной литературы.

1.Районная газета "Усть-Медведицкая".

2.Газета "Казачий круг".

3.Фонды Серафимовичского Районного Литературно-краеведческого музея.

4. Фонды Усть-Медведицкой казачьей галереи.

5. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://malivka.com/istoriya-petrikovskoie-rospisi/Page-3.html

© 2024 softlot.ru
Строительный портал SoftLot