Здравствуйте.
В соответствии со ст. 30, 39, 154 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч. коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Доля таких расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (МКД), в котором проживает собственник.
Размер платы за коммунальную услугу в МКД, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, если прибор учета отсутствует, то по нормативу потребления.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с разд. IV Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель (которым, как правило, является управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или другой специализированный потребительский кооператив) обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23 по 25 число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение одного рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее трех лет.
По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, исполнитель обязан предоставить потребителю указанный журнал. Таким образом, гражданин сможет проверить правильность приведенных в квитанции данных расхода электроэнергии по общедомовому прибору учета.
Кроме того, исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение трех рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов, в т.ч. о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подп. "р" п. 31 Правил N 354).
Для более подробного разъяснения оплат, производимых на общедомовые нужны, необходимо обратиться к исполнителю, который осуществляет предоставление коммунальных услуг по конкретному МКД, в т.ч. для выяснения правильности определения показаний общедомового прибора учета коммунального ресурса.
В случае, если, на взгляд потребителя, исполнитель нарушает его права и обязанности, потребитель в соответствии со ст. 20 ЖК РФ вправе обратиться в региональный орган государственного жилищного надзора (государственную жилищную инспекцию) с требованием о проведении проверки в отношении исполнителя на предмет соблюдения им действующего законодательства.
Управляющая Организация доводит информацию до собственников МКД (Вариант с сайта Бурмистр.РУ)
Прежде чем повести речь о переменах, происшедших в отношении общедомовых нужд (ОДН) в 2017 году, попробуем разобраться, что же есть ОДН. В законодательстве РФ говорится об этом просто и, на первый взгляд, понятно: затраты на обслуживание того имущества, которое принадлежит на праве общей долевой собственности проживающим в том или ином доме. Так, если это ОДН на воду, то это мытьё подъездов, окон и лестничных клеток; если это ОДН на электричество, то освещение в подъездах, фасадах, подвалах и других помещений общего назначения. Причём до Нового года в платёжных документах эта услуга прописывалась именно как отдельная коммунальная услуга. В разных субъектах Российской Федерации устанавливался и принимался свой отдельный конкретный показатель расхода того или иного ресурса на ОДН. Где-то он был больше, где-то меньше. Во многом это зависит от характеристик каждого конкретного дома.
С первого января 2017 года в платёжных документах за «коммуналку», предъявляемых гражданам, плата за коммунальные ресурсы на ОДН исчезнет. Можно было бы радоваться данному обстоятельству! Но, к сожалению, ОДН никуда не делся. Правительство РФ, точнее те специалисты кто готовил данный законопроект, просто спрятали данную строку от потребителей. Применив простое правило «с глаз долой из сердца вон», законодатель решил обойти эту острую проблему. Куда же денется ОДН? Все будет просто, с 01 января 2017 года ОДН будет включен в состав платы за содержание. И называться данная строка будет холодная/горячая вода/электроэнергия в целях содержания общего имущества (ОИ). При этом согласия собственников, по требованиям законодательства, не требуется.
Дабы не напрягать читателя официальными терминами, попробуем описать содержание этого изменения своими словами. Итоговый платеж за обслуживание жилого помещения будет охватывать следующие параметры:
Вода (холодная и горячая), электричество, тепловая энергия, используемые для содержания общего имущества; отвод канализационных вод, используемых для содержания ОИ.
Таким образом, мы видим, что бывшие ОДН с 01.01.2017 г. – это не коммунальная услуга, а содержание жилья.
Попробуем разъяснить, что же ждёт собственников и арендаторов жилых помещений, оплачивающих коммунальные и жилищные услуги, в новом году. Первое, и самое главное, что теперь каждый собственник будет оплачивать коммунальные ресурсы на содержание ОИ в размере норматива. Этот норматив будет установлен в каждом регионе отдельно. Правительство обязало региональные власти рассчитать и утвердить их до 01 июня 2017 года. Цифры этих нормативов и будут взяты за базис при вычислении сумм платежей за обслуживание дома. В городе ХХХХ до этой даты в расчет будут приниматься Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики ХХХХХХХ области:
по холодной и горячей воде на содержание ОИ - № 30/2 от 07.07.2016 года и № 58/16 от 30.11.2015 года;
по электрической энергии - № 64/1 от 24.12.2015 года.
Нормативов на отопление в целях содержания ОИ не устанавливается, и плата за них не начисляется.
Поясним на конкретном примере: как будет насчитываться размер платы за электроэнергию в целях содержания ОИ в конкретном многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, не оборудованным стационарными электрическими плитами, общей площадью 3500 кв.м. (площадь жилых помещений), площадью мест общего пользования (лестничные клетки, тамбуры и т.п.) 340 кв.м. для двухкомнатной квартиры площадью 42 кв.м. до 01 июля 2017 года:
Рассчитываем общий нормативный размер платы на дом:
2,4 кВт/ч (норматив на ОДН по Постановлению № 64/1 от 24.12.15) х 340 м2 (площадь общих помещений МКД) х 2,92 руб./кВт*ч (стоимость 1 кВт./ч по Постановлению № 65/10 от 27.12.2016) = 2 382,72 рублей.
Рассчитываем стоимость услуги, приходящуюся на 1 кв.м. жилой площади:
2 382,72 / 3500 (общая площадь жилых помещений) = 0,68 руб./кв.м.
Для нашей стандартной «двушки» плата за электроэнергию на содержание ОИ ежемесячно будет составлять:
0,68 * 42 = 28,56 руб.
Аналогично рассчитываются платы за холодную и горячую воду на содержание ОИ.
При этом нельзя не затронуть тему и о бытовом потреблении. Новым законодательством однозначно прописано, что в домах, оборудованных общедомовыми приборами (ОДПУ), разницу, превышающую нормативный объем ресурса, приходящийся на дом, должна оплачивать управляющая организация за счет собственных средств. Откуда же появляется это сверхнормативное потребление? Попробуем разобраться вместе.
Общее допустимое потребление воды/электроэнергии в доме складывается из суммирования трех показателей:
Сумма фактических показаний всех индивидуальных приборов учета (ИПУ) в квартирах собственников;
Сумме нормативного бытового потребления в квартирах без ИПУ.
Норматива потребления на содержание ОИ.
В случае если сумма всех этих показателей превысит показание ОДПУ (общей величины коммунального ресурса, поступившего в дом), эту разницу и должна оплатить управляющая организация за счет собственных средств. Но откуда берется это превышение? Тут никто не «изобретает Америку», все причины давно известны:
1. Воровство воды и электроэнергии нерадивыми собственниками.
2. Технологические потери и утечки на внутридомовых инженерных сетях из-за изношенного оборудования и слабого контроля со стороны обслуживающей организации.
Для того чтобы не допустить первой причины, сотрудникам обслуживающих организаций законодательно были расширены права, позволяющие исключать воровство в бытовом потреблении воды и электроэнергии:
осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях);
устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб , а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено, то с 01.01.2017 года не производить перерасчет, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы;
в случае выявления фактов несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (нарушение целостности прибора учета; наличие механических повреждений, не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин; неплотное прилегание стекла индикатора; отсутствие и нарушение сохранности контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета) составлять акт и производить перерасчет с даты последней проверки по формуле:
количество месяцев * норматив * коэффициент 10 * количество зарегистрированных (собственников, если нет зарегистрированных).
при недопуске 2 и более раз собственником в занимаемое им жилое и (или) нежилое помещение сотрудников управляющей организации для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию ИПУ, проверки достоверности представленных сведений о показаниях приборов учета и при условии составления акта об отказе в допуске к прибору учета показания такого прибора учета, не будут учитываться при расчете платы за коммунальные услуги до даты подписания акта проведения указанной проверки. В случае непредоставления потребителем допуска в занимаемое им жилое помещение, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов. При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Для снижения потерь по второй причине ООО «ХХХХХХХХ» разработало план мероприятий по обходу каждого многоквартирного дома, выявление и устранение утечек, как в системах внутридомового инженерного оборудования, так и внутри помещений, не оборудованных ИПУ.
Вообще ситуация с оплатой собственниками ОДН - это бред сумашедших! Сначала государство обязало всех собственников поставить за свои же деньги на всё счетчики, причем как личные, так и общедомовые. Потом был более-менее понятный расчет: "расходы на ОДН высчитывался как разница между показаниями общедомовых и индивидуальных счетчиков: из расходов на воду для уборки лестничных площадок, электричество для домофонов и лифтов и др. вычиталась сумма, соответствующая показаниям счетчиков в квартирах или нормативам. Получившееся значение делилось между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади." Теперь что-то не получается или мало показалось, так опять НОРМАТИВЫ вернули! Причем теперь почему-то оплачиваю большуу сумму, чем ранее и это странно, Мне кажется вся эта ЖКК-акашная сволота совсем обнаглела и главное все вроде правильно, какие-то Приказы или обоснования Минстрой выпускает, а где Прокуратура и Антимонопольная служба, может проверят этих Минстроевских хапуг, там же явно не все в порядке! Как вы думаете, а соседи по стране?