Современные стили архитектуры: био-тек. Смотреть что такое "Био-тек" в других словарях Художественный образ в интерьере био тека

Стиль Биотек — это обращение к природной пластике форм. В наш век – время прямых линий и строгих форм, дизайнерская мысль все чаще обращается к миру футуристических конструкций. Всевозможные вариации правильных очертаний и квадратных строений однообразны.

Как протест против обнищания и скудности инженерной мысли выступает новое направление архитектуры — БИОТЕК (biotech). Представители этого стиля воплощают свои идеи через решения, подсказанные самой матушкой-природой.

Дизайн интерьера в стиле Биотек сейчас набирает большую популярность. Это новейшее направление в архитектуре и дизайне. Наша дизайн-студия в Москве выполнила ряд работ в стиле Биотек. Например дизайн-проект квартиры в ЖК «Дом на Беговой». В дизайне интерьера особенностью являются плавные формы, перетекающие из стен в потолок, создавая некий своеобразный «кокон». Проект в ЖК «Дом на Беговой»

Конец 15-го века. Работая над своими первыми летательными механизмами, Леонардо да Винчи искал вдохновение, восхищаясь полётом наших пернатых братьев. Спустя столетия возникла наука бионика, прикладной задачей которой является применение законов построения мироздания к решению технических задач повседневности. С греческого языка бионика переводится как «живущее» или «живой элемент». Объединившись с архитектурой, бионика дала жизнь новому стилю интерьера и архитектуры БИОТЕК.

В тридцатые годы прошлого столетия архитектор Ф. Л. Райт ввёл понятие органической архитектуры, под которым подразумевал тесное переплетение искусства с наукой, и даже с религией. Он предлагал концепцию сооружения, которое подобно живому организму будет расти и развиваться как единое с окружающей средой целое, не противореча естественным законам природы.

В период расцвета неоклассической архитектуры подобные заявления прозвучали не только необычно или странно, но вовсе не привлекли к себе внимания. За последние десятилетия понятие архитектурно-бионического процесса вышло на качественно новый уровень. Постепенно архитекторы со всего мира начинают использовать формы, заимствованные у живой природы.

Современное понимание биотека развилось на границе 20-го и 21-го столетий, продолжая формироваться как стиль.

К самым известным на данный момент строениям, представляющим этот стиль, можно отнести Национальный космический центр Великобритании архитектора Николаса Гримшоу, Город искусств и наук, Художественный музей Милуоки, дизайн которых спроектировал Сантьяго Калатрава, Лондонский «Огурец» по проекту Нормана Фостера.

Из жилых домов стоит отметить «Наутилус», творение Хавьера Сеносьяйна, расположенное в Мексике. К известным архитекторам, работающим в стиле биотек, можно также отнести Грега Линна, Кена Янга, Майкла Соркина, Фрайа Отто и Яна Каплицкого.

Постройки, выполненные в стиле биотек, чаще всего характеризуются асимметрией и неправильной формой, напоминая творения живой природы. Вглядываясь в эти произведения искусства, можно разглядеть очертания растения или животного. Иногда они напоминают кокон насекомого, раковину моллюска. Можно наткнуться на здание, по очертаниям схожее с куриным яйцом или паутиной.

Некоторые творения имеют форму пещеры или гнезда. Используя принципы зооморфизма, дизайнеры в своих проектах повторяют линии и контуры, напоминающие части тела животных. Фитоморфизм (подражание растительному миру) также относится к одному из основных приёмов стилистов биотека. Как пример можно привести здание, претворенное в жизнь группой дизайнеров из Бельгии. Оно выполнено в виде яйца. Майкл Сорокин спроектировал гостиницу по образу медузы. Материалы, использующиеся в этом направлении также имеют заимствованные у природы структуру.

Человек – часть природы, его детище, его творение. Следовательно, жилое пространство, где он проводит большую часть своей жизни должно продолжать идею натуральности. Именно эта концепция лежит в основе философии биотека. Поэтому всё чаще постройки этого стиля экологичны, безопасны, не вступают в конфликт с окружающей средой, а являются её естественной частью, гармонично вписываясь в биосферу нашей планеты.

Развитие бионического стиля задаёт всё больший уклон на создание самообеспечивающихся экологически чистых домов с высокой энергоэффективностью, при этом без ущерба комфорту. Основа таких построек — целая инженерная система, включающая батареи на солнечной энергии, большое количество насаждений живых растений. Разрабатываются системы для сбора и очистки дождевой воды. Имеется возможность выращивать овощи и зелень прямо на кухне. Системы вентиляции и освещения также основаны на принципах естественности и натуральности.

У этого термина существуют и другие значения, см. Хай тек. Штаб квартира Fuji TV (арх. Кэндзо Тангэ) Хай тек (англ … Википедия

Лондонский «Огурец» (арх. Норман Фостер) называют манифестом био тека. Био тек архитектурное движение, находящееся пока на стадии написания манифестов. В противоположеность хай теку, архитектурная выразительность конструкций зданий био тека… … Википедия

Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия

Национальный королевский театр в Лондоне. Арх … Википедия

Эмблема бионики скальпель и паяльник, перевитые интегралом Бионика (от др. греч. βίον живущее) прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы,… … Википедия

- «Дом над водопадом» (арх. Ф. Л. Райт, 1935). Органическая архитектура течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе … Википедия

Стиль в архитектуре. Напоминает хай тек, но с большим количеством растений. Сложился в период с 90 х годов XX века по начало XXI века. Примером может служить парижский дом с деревьями на балконах и крыше. Современная архитектура Функционализм |… … Википедия

- … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Модерн (значения). Не следует путать с модернизмом … Википедия

Книги

  • 100 архитектурных шедевров мира , , Современное искусство во всех сферах, будь то живопись, скульптура или музыка, резко отличается от классических образцов. Архитектура не стала исключением. XX и начало XXI века – это время… Категория:

Человек XXI века, с одной стороны, начал уставать от технологичности индустриального мира и стремится стать ближе к природе. С другой стороны, от технологических завоеваний и удобств цивилизации тоже отказываться не хочется. примирить высокие технологии и чувство единения с природой призван архитектурный стиль био-тек. Это и смежный стиль и в то же время - прямая противоположность хай-теку.

Био-тек не требует от человека бросить город и поселиться в хижине, сменить встраиваемую технику на ручноё жернов, а современные материалы - на циновки и глиняную посуду. Био-тек - это не кантри и не эко-стиль. Это архитектурный и интерьерный стиль, где достижения новейших технологий сочетаются с мягкостью линий, напоминающих природные.

Отчасти био-тек напоминает модерн - удивительными линиями и парадоксальной геометрией. Но био-тек более дружественен к человеку, более мягок и комфортен. И в то же время - не менее футуристичен, чем хай-тек.

Био-тек отличают плавные, текучие линии, струящиеся фактуры, перетекающие друг в друга плоскости, взаимодополняющие объёмы. Это очень пластичный стиль, полный плавной гармонии. Линии био-тека вызывают ассоциации с волнами океана, переплетающимися лианами, завитками ракушек… Био-теку чужды острые углы, агрессивные пересечения плоскостей, резкие акценты. Архитекторы и дизайнеры, работающие в этом стиле, ориентируются на линии природы.

В био-теке используются современные материалы, стекло, модная подсветка. Но они, в отличие от хай-тека, не доминируют в качестве самоценности, а служат замыслу архитектора или интерьерного дизайнера.

Цвета сочетаются мягко, резкие контрасты исключены. Палитра приятна для глаз. Это могут быть сочетания зелёных и белых цветов, может быть лиловая, бежево-золотистая гамма. Вдохновение рождают закатные небеса, океан, золотистый песок, луговая и лесная зелень…

, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам . Бионика происходит от греческого слова, означающего "элемент жизни". Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства.

Стиль био-тек развился из бионики - прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами.

Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-тека сделал архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм , который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой . В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры х ай-тека . Био-тек в современном понимании возник в конце XX - начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.

Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер . Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский «Корнишон». Встречаются также и жилые дома, например, «Наутилус» в Мексике.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

● Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример - дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.

Здания повторяют формы животных , людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример - гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.

Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.

Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования. В зданиях устанавливают солнечные батареи , коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции.
В идеале, дом будущего – это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Бионический стиль равнозначен по своему содержанию понятию экоархитектура и напрямую связан с экологией.

11 июля 2015 года на федеральной государственной радиостанции «Маяк», в летней студии парка Сокольники, состоялась передача из цикла «Человек наук» по теме «Жилое пространство будущего», но которую был приглашен архитектор-фантаст, футуролог, член «Ассоциации футурологов России» Артур Скижали-Вейс.

Очень знаменательно, что эфир состоялся спустя ровно 101 год со дня опубликования знаменитого «Архитектурного манифеста футуризма», что стало своеобразным знаком и стимулом для написания этой статьи.

Журналисты сфокусировали свои вопросы вокруг общих тенденций развития современной архитектуры и футурологических прогнозов архитектуры будущего. В передаче рассматривались и приводились примеры московских построек советского периода, и современных российских построек в качестве знаковых ориентиров развития архитектуры.

В ходе радиоэфира выявилось, что сегодня такие понятия как «Футуризм», «Конструктивизм», «Футурология» в массовом сознании - это тождественные понятия. Журналисты и аудитория слушателей смешивают стили, течения и направления не соотнося принадлежность тех или иных архитектурных объектов своей эпохе, а также игнорируют процессы и задачи, которые возникают на каждом историческом этапе развития современной архитектуры.

К концу передачи стало понятно, что пришло время детально разобраться, что такое вообще «Эволюция Модернизма» с позиций «Архитектурной футурологии» которая началась с выхода Манифеста архитектурного футуризма и продолжается до сих пор.

Почему основные архитектурные стили «Модернизма» - «Футуризм», «Конструктивизм», «Функционализм», «Постмодернизм» и «Хай-тек», последовательно исторически сменяющие друг друга становятся звеньями одной эволюционной цепи, которая возникает вслед за научно-техническими открытиями и технологическими прорывами общества?

На мой взгляд, спустя столетие существования «Модернизма» настал черед провести исследование и сделать футурологический анализ, дав важные системные научные определения происходящих исторических процессов в формировании принципов построения Современной архитектуры и архитектуры Будущего.

Сразу оговорюсь, что моя аналитическая задача не стоит в хронологическом рассмотрении всех подряд архитектурных стилей, творчества всех известных архитекторов и их построек, а лишь в исследовании только наиболее важных узловых безоткатных тенденций развития эволюции «Модернизма».

1. «Футуризм»

Начну с фактов истории. «Футуризм» как направление появилось в 1909 году с момента появления легендарного манифеста итальянского писателя и поэта Ф. Т. Маринетти . Манифест провозгласил культ будущего и разрушение прошлого. Этот текст стал основополагающим документом всех футуристических авангардистских течений в искусстве начала XX века.

В 1914 году к манифесту Маринетти присоединился Антонио Сант-Элиа , который опубликовал свой «Манифест архитектуры футуризма». В нем Сант-Элиа впервые в истории представил современный город в виде сложной механизированной и электрифицированной системы.

Идеи урбанизации и технизации среды обитания, пионером которых был Сант-Элиа, оказались плодотворными для всей мировой архитектуры послевоенного периода. Это была отправная точка, с которой стартовал исторический процесс поиска новых путей развития Современной архитектуры и Архитектуры будущего.

Опережающие взгляды на развитие архитектуры поражают сегодня в XXI веке своей прозорливостью и точностью намеченных тенденций. Хочу процитировать его формулировки:

«Мы чувствуем, что теперь мы не люди соборов, величественных зданий и дворцов, а люди больших гостиниц, железнодорожных станций, бескрайних дорог, колоссальных портов, крытых рынков, освещенных галерей, прямых проспектов и целительного сноса зданий. Мы должны выдумать и заново создать футуристский город, похожий на огромную строительную площадку – бурлящий, легкий, изменчивый, каждая часть которого подвижна. Выдумать и создать футуристский дом, похожий на огромную машину. Лифтам не придется больше прятаться в лестничных клетках, как одиноким червям, - бесполезные лестницы отменят, лифты же будут карабкаться по фасадам, как железно-стеклянные змеи. Дом из цемента, стекла и железа, без росписи и без скульптуры; дом, вся красота которого во врожденной красоте его линий и рельефов, необычайно уродливый в своей механической простоте, высокий и широкий настолько, насколько это необходимо, а не по предписанию городских законов. Дом этот будет возвышаться на краю бурлящей пропасти – улицы, которая больше не будет ковриком, расстеленным на уровне дверей, а углубится в землю на несколько этажей. По ней будет двигаться городской транспорт, а сами улицы будут соединены между собой переходами – от металлических мостиков до скоростных эскалаторов…»

Однако если футуристы прекрасно предугадали потенциал роста и наметили точки отсчета координат новой архитектуры, то настолько же ошибочно ратовали за уничтожение всей исторической классической архитектуры.

Сант-Элиа писал: «Я борюсь против и презираю: Всю классическую архитектуру – величественную, жреческую, театральную, декоративную, монументальную, изящную и ласкающую глаз. Презираю бальзамирование, восстановление и воспроизведение старинных памятников и дворцов…» .

Пафос разрушения старого, нигилистические эстетические концепции нередко диктовались в это время экзальтированным ожиданием полного обновления не только внешних форм жизни, но и глубинных основ всей культуры. Да здравствует новая революция и новая архитектура, не подчиняющаяся законам исторической преемственности.

«В современном мире процесс последовательного стилистического развития архитектуры останавливается. Архитектура отрывается от традиции. И ничего не остается, как начать все сначала» - из Манифеста Сант-Элиа.

Все это было глубоким заблуждением футуристов и как потом стало ясно, сам Футуризм последовательно и прочно укладывался в общий ход истории архитектуры, как новое архитектурное течение, отражающее промышленно-индустриальную революцию общества начала 20 века. Техногенная эстетика стала вытеснять впоследствии весь внутренний и внешний классический декор и стиль 19 века, однако до полной глубокой технологической революции в архитектуре еще было очень далеко.

Сам «Футуризм» позже породил целую волну новых архитектурных стилей, которые, так или иначе, апеллировали к его идеологии – Конструктивизм, Функционализм и т.д. С легкой руки Сант-Элиа началась эра «Машинной идеологии», которая продолжается до сих пор, но об этом еще немного позже.

2. «Конструктивизм»

Идеями итальянских футуристов заразились советские конструктивисты. Исторически известно о тесной связи итальянского и российского «Футуризма». Советские конструктивисты стали предтечами зарождения нового интернационального языка архитектуры – «Модернизма», который стал позже быстро охватывать развитые страны Европы и мира.

«Архитектурный модернизм» (фр. modernisme, от фр. moderne - новейший, современный) - движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого.

«Конструктивизм» получил свое первое мощное развитие именно в Советской России в 1920 – 1930 годы. Среди наиболее известных мастеров «Советского конструктивизма»: В. Татлин, К. Мельников, И. Голосов, братья Веснины, И. Леонидов, Я. Чернихов и др.

Конструктивисты провозгласили: «Тектоника, конструкция и фактура – мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры» из статьи А. М. Гана, 1922 г. В «Конструктивизме» основную роль отдавали динамике конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.

Постройки конструктивизма были связаны напрямую с быстрым развитием фабричного производства и появлением нового индустриального быта рабочих. Это было время, когда впервые началось активное сращивание промышленной и гражданской архитектуры, началось активное заимствование пластического языка и перенос конструктивных решений в общественное и жилое строительство.

К памятникам конструктивизма относятся: фабрики-кухни, дворцы культуры и труда, рабочие клубы, дома-коммуны и т.д. Характерным примером постройки времени «Конструктивизма» в Москве можно назвать Дом культуры имени С. М. Зуева , построенный Ильей Голосовым в 1929 году.

В этой постройке наглядно видно, каким удачным и результативным на практике оказался процесс фабричного заимствования и формирования новой архитектоники индустриальной эстетики зданий. Несмотря на всю продуктивность конструктивистских методов, важность архитектурных открытий, революционность взглядов и пафос пролетарских лозунгов следующим важным шагом в становлении современной архитектуры «Модернизма» стал «Функционализм». Стоит добавить, что поздний «Конструктивизм» был впитан, существенно доработан и развит именно функционалистами.

3. «Функционализм»

У истоков возникновения «Функционализма» стояла высшая школа строительства и художественного конструирования в Германии «Баухауз» (1919 – 1933 гг.). Основоположники раннего функционализма В. Гропиус и Людвиг Ми сван Дер Рое стали директорами этой школы. Вальтер Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства.

Переломив многовековую традицию с XV по XIX век и отступив от повсеместного использования классических ордеров, архитекторы поняли несоответствие избыточности украшений техническим реалиям наступившего индустриального времени.

«В начале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля». Теоретические установки функционалистов сводились к лозунгу: «То, что утилитарно и удобно, то и красиво!»

С важным уточнением: «Лучшие создания функционализма красивы потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьем». Так же как и футуристы, функционалисты «Баухауза» выпустили свой манифест 1919 года, где архитектура была названа ведущим направлением в дизайне.

В своей деятельности «Баухауз» активно использовал многие находки и опыт русских конструктивистов. В 1922 году к ведущим преподавателям школы присоединился знаменитый русский авангардист Василий Кандинский , который преподавал «Основы художественного проектирования».

Важно отметить, что состав преподавателей школы был интернациональным коллективом, а в его стенах и лабораториях создавался и преподавался универсальный экспериментальный язык архитектуры нового времени. После окончательного закрытия школы нацистами в 1933 году его педагоги и ученики разъехались по всему миру, распространяя свое учение.

Существовали также тесные связи между немецкой школой «Баухауз» и СССР. Так в 1931 году бывший директор школы Ханнес Мейер в сопровождении 7 учеников переехал в Москву. Немецкие архитекторы трудились над созданием соцгородов в Магнитогорске, Свердловске, Орске, Перми и других.

После того как идеи «Баухауза» разошлись по миру начался второй этап развития Функционализма как «Интернационального» стиля. Самой знаковой и авторитетной силой этого периода стал французский архитектор Ле Корбюзье .

Корбюзье смог существенно расширить практические архитектурные приемы и палитру Функционализма. Проведя тщательный отбор и фильтрацию того что было сделано до него, он сумел выработать собственную теоретическую платформу получившую название «Пять отправных точек архитектуры» , которую потом взяли на вооружение все архитекторы мира стремящиеся создавать современную архитектуру:

  1. Столбы-опоры . Дом может быть приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобожденное место под жилыми помещениями используется для сада или стоянки автомобилей.
  2. Плоские крыши-террасы . Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней, предлагается устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.
  3. Свободная планировка . Стены больше не являются несущими элементами в связи с применением ж/б каркаса, поэтому внутреннее пространство от них освобождается. В результате внутреннюю планировку дома можно организовать свободно с гораздо большей эффективностью.
  4. Ленточные окна . Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию связи с несущими стенами, окна можно делать любого размера и конфигурации, в том числе свободно протянуть их лентой от угла до угла вдоль всего фасада.
  5. Свободный фасад . Опоры устанавливаются вне плоскости фасада внутри дома. Наружные стены могут быть при этом из любого материала – легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.

Примечательно, что именно Витрувий первым из теоретиков архитектуры поставил задачу достижения золотой середины между теорией и практикой, описав шесть основных принципов архитектуры еще в 1 веке до н.э.

Эту золотую середину Корбюзье удалось достичь в его знаменитой постройке многоквартирного жилого дома в Марселе в 1952 году. Так называемый «Марсельский блок» полностью соответствовал его «пяти отправным точкам». Он был поднят на бетонных столбах, имел эксплуатируемую крышу террасу с солярием и бассейном, стандартизированные квартиры «дуплексы» (в двух уровнях), членения объема и фасада в гармонических пропорциях по системе «Модулор», с использованием полихромии (раскраской в яркие цвета).

Дом был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода «коммуна» - привет советским конструктивистам). Внутри здания – в середине по его высоте – общественный блок: кафетерий, библиотека, продовольственный магазин и т.д. Фактически это был новый тип функционально рационалистического решения жилой единицы дома-комплекса, технологически опередивший свое время.

Ле Корбюзье принадлежит крылатая фраза: «Дом - это машина для жилья». Однако из нашего исследования видно, что это прямое заимствование из Манифеста Сант-Элиа 1914 года и свидетельствует о том, что Корбюзье принял эту «эстафетную палочку» от футуристов развив и дополнив их своими новыми функциональными идеями – серийности и стандартизации.

«Учитесь у машин», - провозглашал он. Жилой дом должен быть совершенной и удобной «машиной для жилья», промышленное или административное здание - «машиной для труда и управления», а современный город должен жить и работать, как хорошо отлаженный мотор. Такой дом-машина собирается из готовых типовых блоков, секций.

Строить индустриальным способом - значило делать это гораздо быстрее и дешевле, чем раньше. Корбюзье известен также как урбанист. Его градостроительные концепции «Лучезарного города» легли в основу принятой в 1933 году «Афинской хартии» . Корбюзье как никто другой из архитекторов-функционалистов рассматривал всю цепочку архитектурного пространства: стандартизированные окно, столб, стена; квартира-ячейка; жилой дом-единица; квартал – из блокируемых домов; весь город как упорядоченный единый механизм с рациональной инфраструктурой.

Следует упомянуть и другого мастера уже позднего функционализма бразильского архитектора Оскара Нимейера - настоящего поэта монолитных железобетонных конструкций. Выразительные постройки с использованием контрастных форм – купольных, перевернутых и чашеобразных, пирамидальных объемов, зданий со стреловидными колоннами и скульптурными пилонами могут считаться образцами не только совершенной архитектурной пластики, но и торжеством новейших строительных технологий, конструктивных и инженерных решений своего времени.

Его «Музей современного искусства» в Нитерое построенный в 1996 году, отчасти больше напоминает приземлившийся космический корабль, чем традиционное здание. «Косые и эллиптические линии являются динамическими и по своей природе обладают в тысячу раз большей эмоциональной силой, чем перпендикулярные и горизонтальные линии; без них всеобъемлющей архитектуры быть не может» - писал А. Сант-Элиа в своем Манифесте, как будто описывая архитектуру Нимейера 80 лет тому назад. Образные, динамические, эмоциональные и одновременно функциональные постройки Нимейера вдохновили следующую плеяду мастеров архитектуры «Хай-тека».

4. «Постмодернизм» и «Метаболизм»

«Постмодернизм» начавшийся с 60-х годов ХХ века, несмотря на его ощутимый отход от тоталитарного жесткого рационализма, функционализма, конструктивизма, типизации и стандартизации по своей сути продолжал эволюционное развитие современной архитектуры на новом этапе в постиндустриальную эпоху развития общества.

Спустя пятидесятилетие, отсчитываемое от манифеста Сант-Элиа, общество сильно продвинулось в научно-техническом, технологическом развитии, встало на путь мультикультурализма и появления единого информационного пространства. В 1969 году в США появились первые серверы, и родился Интернет.

«Постмодернизм» обратился к интерпретативному мышлению, способствовал образованию новых наук: синергетики, экологии, глобалистики, футурологии, моделирования искусственного интеллекта и т.д. Единственной непререкаемой ценностью стало считаться ничем не ограниченная свобода самовыражения архитектора – художника, основанная на принципе «все разрешено».

Возвращение в архитектуру образности, оригинальности, поиск новых форм, отрицание аскетизма, возвращение исторических стилей, иронии и т.д. И что особенно важно для меня – особое гибкое синтетическое архитектурное мышление позволяющее находить новые оригинальные решения.

Огромный теоретический вклад в развитие современной архитектуры и архитектуры будущего в этот исторический период внесла британская группа архитекторов «Аркигрэм» , сформировавшаяся в 1960-х годах, члены группы: Питер Кук, Уорен Чок, Рон Херрон и др.

Аркигрэмовцы привнесли научно-фантастические идеи в архитектуру, использовали научную фантастику для создания своих экспериментальных концептуальных проектов. Они провозгласили новые свойства архитектуры будущего – текучесть, динамизм, трансформация, ничем не сдерживаемая изменчивость, движение в пространстве.

Расширение языка, творческая свобода, ниспровержение понятий, атмосфера игры, увлечение фантастикой порождали совершенно неожиданные проекты: (1964 г.) «Шагающий город», «Компьютер-сити», «Плаг-ин сити», «Моментальный город», «Жилой кокон» и др. Группа «Аркигрэм» беря за основу исходную техническую идею, связанную с техническими экспериментами доводила ее до гротеска, превращая архитектуру в сюрреалистический техно-театр.

Так, например ей была сформулирована идея «драйв-ин-хоум» - дома, в который не входят, а въезжают, и который сам может съезжаться в некое целое и разъезжаться на части. Скафандр космонавта превращен в "дом-одежду", упаковку человеческого тела, которая может быть пальто, домом и даже автомобилем, если ввести в неё мотор. „Аркигрэм“ пророчествует о превращении города в россыпь мобильных капсул среди природной идиллии.

Как тут не вспомнить Антонио Сант-Элиа и Ле Корбюзье с их настойчивым стремлением спроектировать «Дом – машину», с одной существенной оговоркой, что аркигрэмовцы предложили уже не отдельный дом, а весь «Город как гигантскую машину для жилья» заглянув в послезавтрашний день.

Родственным и близким духу «Постмодернизма» можно считать «Метаболизм», зародившийся в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории «Метаболизма» лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции . Как определял концепцию «Метаболизма» один из её главных идеологов, Кионори Кикутаке : "Для меня в понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир…" в Японии всегда уделялось особое внимание законам эволюции животного и растительного мира. Поэтому природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма. Возможно, по похожим биологическим законам должна развиваться и архитектура.

Современные технологии позволяют реализовывать самые смелые проекты, поэтому есть надежда, что опыт метаболистов найдет свое применение и в XXI веке». Отмечу общее сходство с идеологией «Аркигрэм», где также был обозначен принцип постоянной изменчивости архитектуры.

Примечательно, что знаковые урбанистические японские концепт-проекты метаболистов появились практически в одно время с проектами «Аркигрэм» например «Эко-сити» и «Марина-сити» К. Кикутаке в 1963 году, что соответствовало общему духу времени и новаторским поискам в архитектуре.

Ещё один важный признак архитектуры «Метаболизма» - её модульность, ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере построенной башни «Накагин» в Токио, 1972 г., архитектор К. Курокава . Здание состоит из двух взаимосвязанных бетонных башен (11-ти и 13-ти этажей), в которых размещается 140 сборных модулей - «капсул» (4х2.5 м.). Каждый из модулей является автономной единицей, квартирой или офисом. Капсулы могут быть связаны и объединены в целях создания большего пространства. Каждая капсула подключена к одному из двух главных валов лишь четырьмя болтами высокой напряжённости и предназначенных для их смены.

Отмечу, что та же мобильность и капсульность присутствовала и в проектах «Аркигрэм». Это означает появление новой точки отсчета для архитектуры - переход от статической и неподвижной архитектуры к динамической и постоянно обновляемой. Не «целительный снос» из манифеста Сант-Элиа отслуживших зданий, а постоянная ротация и обновление на основе новейших конструктивных решений.

Метафорически мы бы сравнили это с периодическим «сбросом листвы с деревьев». Тем более что известный проект «Города в воздухе» (1961 г.) метаболиста А. Исозаки , образно похож на огромный лес с бетонными «стволами деревьев» с вертикальными коммуникациями, а жилые дома-ячейки на большие «листья».

5. «Хай-тек»

Стиль или философия «Хай-тека» (англ. hi-tech, от high technology - высокие технологии) зародилась в недрах «Постмодернизма» в 1970-х и нашла широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и по большей части практики «Хай-тека» преимущественно англичане - Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу и другие.

Для становления концепций «Хай-тека» очень важна была деятельность английской группы «Аркигрэм», о которой я написал выше, а также влияние инженерно-технологических разработок и теорий американца Бакминстера Фуллера . На протяжении всей своей жизни Бакминстер Фуллер написал двадцать восемь книг, выработав такие термины как «космический корабль “Земля”», «эфемеризация» и «синергетика». Он также сделал большое число изобретений, в основном в сфере дизайна и архитектуры, наиболее известным из которых является лёгкий и прочный «геодезический купол» - пространственная стальная сетчатая оболочка из прямых стержней.

Бакминстер Фуллер был прародителем нового направления и учителем Нормана Фостера - лидера «Хай-тека».

Стиль «высоких технологий», согласно классификации Ч. Дженкса , относится к позднему «Модернизму»: «Его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, антиисторичность, монументальность».

Архитекторов «Хай-тека» называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры и не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. «Хай-тек» - это кульминация «Модернизма» и технологическое завершение целой эпохи в архитектуре ХХ века.

Одним из первых важных осуществлённых сооружений «Хай-тека» принято считать Центр искусств имени Ж. Помпиду в Париже (1977 г.), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано . Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций каркаса и арматурных соединений, всех трубопроводов, лифтов и эскалаторов снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади в 40 тыс. м².

Каркас и арматурные соединения были выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы - синим, водопроводные - зелёным, электропроводка - жёлтым, а эскалаторы и лифты - красным. «Вывернутая на изнанку» архитектура пережила первую волну критики, а затем стала предметом культового восторга и паломничества со всего мира.

По существу было выстроено здание-манифест, которое открыло новые возможности современной архитектуры. Перефразируя функционалистов можно сказать: «То, что высокотехнологично и рационально, то и эстетично!»

С этого момента все архитектурные поиски стали вестись в направлении остроумных дизайнерских форм опирающихся на высокотехнологичные и инженерно-конструктивные решения. Я бы сказал, что архитекторы начали искать «оптимальную дизайнерскую форму машины для жилья».

Опуская далее огромное количество выстроенных зданий в стиле «Хай-тек» в конце ХХ века, остановлюсь на характерной постройке уже начала XXI века, которое можно назвать своеобразной отправной точкой, с которой «Хай-тек» стал претерпевать трансформацию и деление на свои новые разновидности. Небоскреб «Мэри-Экс» построенный Норманом Фостером в 2004 году в Лондоне стал, на мой взгляд, апофеозом философии «Хай-тека». Здание «Мэри-Экс» это огромная сетчатая оболочка аэродинамической формы в виде вытянутого яйца с центральным основанием.

Вокруг всего здания по спирали поднимаются площадки-балконы с зелеными насаждениями, которые завершаются многосветным пространством с панорамными ресторанами и видовой площадкой с отверстием-вытяжкой наверху. Фостер использовал естественную вентиляцию и солнечное освещение таким образом, что офисное здание 180 м. высотой стало потреблять электроэнергии вдвое меньше чем другие постройки такого типа и стало первым экологическим небоскребом.

С этого момента - экологичность, энергоэффективность, рациональность конструктивных решений, применение высоких технологий, использование новейших материалов, красота дизайнерской формы, компьютерные расчеты, учет градостроительных условий и контекст стали устойчивым комплексным трендом современной архитектуры начала XXI века.

6. «Био-тек» и «Эко-тек»

В начале XXI века в мир столкнулся с новыми вызовами и проблемами, порожденными слишком быстрым ускорением научно-технического прогресса, безостановочной индустриализацией, гонкой промышленного производства, рыночной конкуренцией разгоняющей темп жизни, стремительным ростом городов (темпами урбанизации) и ростом численности населения.

Следствием этого явилось безудержное быстрое поглощение природных ресурсов, мощное антропогенное давление на биосферу Земли, исчезновение целых экосистем, загрязнение природы промышленными выбросами и отходами своей деятельности, появление большого количества недовольных жителей Земли – социальной напряженности и т.д. В архитектуре появился так называемый экологический тренд «зеленого строительства», который существенно трансформировал «Хай-тек», способствовал его ускоренной мутации и появлению новых разновидностей «Био-тека» и «Эко-тека».

Окрашенные в зеленый цвет высокие технологии стали своеобразным спасительным инструментом, для противодействия обозначенным вызовам и способствовали поиску и разработке новых архитектурных решений направленных на выживание и спасение человечества, возвращения баланса-равновесия между естественной - природной средой и искусственной - пространством больших городов. В своем исследовании я хочу объединить «Био-тек» и «Эко-тек», поскольку считаю, что оба этих архитектурных стиля имеют общую философию и общие родственные признаки развития.

«Эко-био-тек» имеет связь с прикладной наукой – бионикой, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновение в природе. Архитекторы, создавая архитектуру в стиле «Эко-био-тек» часто заимствуют природные формы коконов, деревьев, паучьей сети, пчелиных сот – все, что встречается в живой природе. Можно встретить здания похожие на раковины моллюсков, гнезда птиц, цветы растений, скелеты рыб и даже крылья стрекозы. «Эко-био-тек» воплощает концепцию, смысл которой создать новое пространство для жизни человека наподобие творений природы.

Объединив принципы биологии, новейшие инженерно-технологические разработки и традиционную архитектуру архитектор стремится создать новый тип бионических зданий являющихся продолжением живой природы, не вступающей в конфликт с окружающим ландшафтом. Дом из чисто «Механической машины для жилья» времен Корбюзье превращается в «Искусственное подобие живого организма».

Бионическая архитектура в своем развитии стремится к созданию энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми автономными системами жизнеобеспечения, к использованию возобновляемых источников энергии и экологически совместимых с человеком строительных конструкций и материалов.

Исторически «Эко-био-тек» наследует концепцию «Органической архитектуры» Ф. Л. Райта , идеалом которой являлись целостность и единение с природой. Однако в отличие от «Эко-био-тека» Райт в начале XX века ратовал не за столь радикальное слияние и подчинение существующего природного ландшафта архитектурному «насилию».

Его идеей было плавное гармоничное перетекание природного окружения в архитектурное пространство и формы достаточно вспомнить его знаменитые «Дома прерии» . «Эко-био-тек» наоборот агрессивно и радикально возвращает утраченное единство с природой через проектирование природных симуляций и создания искусственного ландшафта внутри зданий или рядом с ними.

Современные технологические возможности и решения при проектировании позволяют не только воспроизводить или имитировать гармоничное взаимодействие с природой, устраивая вертикальные висячие сады, аквапарки и т.д. но и даже создавать вертикальные фермы для занятий интенсивным сельским хозяйством в крупных мегаполисах. Примером таких решений может служить спроектированный в 2009 году Винсентом Каллебо 132 этажный небоскреб «Стрекоза» для Нью-Йорка.

Всемирно известный лидер «Архибиотики» последнего десятилетия бельгиец Каллебо предложил построить многоэтажную ферму для интенсивного сельского хозяйства в условиях стесненной территории многомиллионного города, чтобы прокормить быстро растущее население и компенсировать нехватку исчезающих с ростом городов сельскохозяйственных площадей. Он спроектировал высокоавтоматизированный агропромышленный комплекс с использованием солнечной и ветровой энергии, системой сбора и очистки воды, переработки СО2 и отходов с использованием энергии биомассы, гидропонные и аэропонные участки для выращивания растений и зерновых, бассейны с рыбой и фермы с животными.

Наглядным примером «зеленой экспансии» Винсента Каллебо может служить его проект «Зеленый Париж 2050 года», где многоэтажные жилые дома превращены в своеобразные сплетающиеся цветочницы-этажерки, создающие настоящий живой искусственный лес.

Среди выдающихся лидеров «Эко-био-тека» можно назвать также испанского архитектора Сантьяго Калатрава построившего в Валенсии «Город искусств и наук» с 1994 по 2005 год. Комплекс сооружений включает: дворец искусств королевы Софии, кинотеатр IMAX – планетарий в виде символического человеческого глаза, интерактивный музей принца Филиппа в виде скелета гигантской рыбы, Ботанический сад и Океанографический музей – «Океанографик». «Океанографик» комплекса имеет самый большой аквариум Европы, океанографический парк разделен на 9 различных зон, каждая из которых представляет собой наиболее значимые экосистемы на планете.

Калатрава, безусловно, наследует динамические, выразительные силуэтные формы, композиционные приемы игры архитектуры с водой Оскара Нимейера, убеждая нас в преемственности и дальнейшем развитии архитектуры «Модернизма».

По моему мнению, будущее архитектуры именно за такими удивительными, образными, пластичными, гармоничными и одновременно высокотехнологичными сооружениями. Пользуясь исторической традицией, сформулируем триаду: Современная архитектура сегодня – это сплав науки, технологии и искусства!

Возникает резонный вопрос, а что же будет дальше с «Модернизмом»? Куда пойдет Эволюция современной архитектуры, какие стили, авангардные течения и направления появятся в архитектуре Будущего? Какие процессы будут происходить в развитии всего мирового общества, что ждет человечество на пути дальнейшего витка научно-технического прогресса?

  • Параллельные миры архитектуры для «богатых» и «бедных»: футурологическое исследование социальных тенденций развития
  • Поздравление архитектора-футуролога Артура Скижали-Вейса и компании "НТВ" со "Всемирным днем архитектуры-2018 года"
  • © 2024 softlot.ru
    Строительный портал SoftLot