В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Обязательные условия:
Оснащение:
Подготовка к манипуляции:
Примечание:
Выполнение манипуляции:
Завершение манипуляции:
4. Вымыть, осушить руки.
ТЕХНИКА КОНТРОЛЬНОГО ВЗВЕШИВАНИЯ
Обязательное условие: Контрольное кормление проводить в спокойной обстановке.
Оснащение: Чашечные весы, история развития ребенка ф.112, контейнер для отходов класса «В», ветошь для обработки весов, ручка.
Подготовка к манипуляции:
1. Объяснить маме ход процедуры, получить информированное согласие.
2. Установить весы на неподвижную тумбочку.
3. Чашу весов обработать дезинфицирующим раствором, постелить пелёнку.
4. Уравновесить весы (установив гири на отметку «О») при помощи гирь противовеса при открытом затворе.
5. Закрыть затвор.
Выполнение манипуляции:
1. Положить ребёнка на чашу весов головой на широкую часть.
2. Открыть затвор, взвесить ребёнка в одежде, передвигая гири вправо.
3. Зафиксировать в Ф.112-(вес № 1).
4. Закрыть затвор. Снять ребёнка с весов.
5. Маме кормить ребёнка 20-30 минут.
6. Взвесить ребёнка в этой же одежде.
7. Вес № 2 - зафиксировать в ф.112. Разница в весе № 2 и № 1 – количество высосанного молока.
Завершение манипуляции:
1. Сравнить количество высосанного молока с возрастной нормой.
2. Обработать весы дезинфицирующим раствором, снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Примечание:
Если во время кормления ребенок помочился и оправился, пелёнку не менять, взвесить пелёнку или подгузник;
Объяснить маме, что контрольное кормление в течение суток проводиться несколько раз (не менее 3-х).
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОМУ РЕБЕНКУ
В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Обязательные условия: не купать сразу после кормления; при купании обеспечить в комнате температуру 22-24 гр.
Оснащение: Детская ванночка для купания, кувшин, 2 кастрюли с кипяченой холодной и горячей водой, водный термометр, детское мыло, ветошь, флакон с 5% раствором перманганата калия, стерильное растительное масло, мешок для грязного белья, большое махровое полотенце, чистый набор для пеленания.
Подготовка к манипуляции:
1. Объяснить маме ход и цель процедуры, получить согласие.
2. Помыть ванночку горячей водой с мылом, ополоснуть ее кипятком, поставить в устойчивое положение.
3. Положить на дно ванны пеленку, сложенную в несколько раз.
4. Наполнить ванночку водой температуры 37-38°С.
5. Набрать воду в кувшин для ополаскивания (Т 36,5 - 37,0°С).
6. Провести санитарную обработку рук.
Примечание: Определить температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).
Выполнение манипуляции:
1. Взять ребенка так, чтобы голова и туловище пациента находилась на левом предплечье, а затем погрузить все тело ребенка до линии сосков.
2. Левой рукой поддерживать голову ребенка над поверхностью воды.
3. Помыть голову детским мылом.
4. Помыть все тело, используя ветошь (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами).
5. Перевернуть ребенка кверху спиной.
6. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для ополаскивания остывает до 34-35°С).
Завершение манипуляции:
1. Завернуть ребенка в мягкую теплую пеленку (махровое полотенце) и обсушить промокательными движениями.
2. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом.
3. Одеть ребенка, запеленать и уложить в кроватку.
4. Вымыть, осушить руки.
Показания: соблюдение гигиены тела, закаливание ребенка.
Противопоказания: температура тела выше 38°С, тяжелые заболевания и состояния ребенка.
Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют после отпадения пуповины и заживления пупочной ранки. На протяжении первых 2-3 месяцев жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор перманганата калия до светло-розового цвета. Его предварительно фильтруют, чтобы нерастворившиеся кристаллы не вызвали ожог кожи. Гигиеническую ванну с перманганатом калия рекомендуется проводить в течение одной-двух недель. Более длительное его применение вызывает сухость кожи.
В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором – через день, в более старшем возрасте – 2 раза в неделю. В стационаре детей купают один раз в 7 дней, по показаниям чаще. О проведенной гигиенической ванне делают отметку в медицинской карте стационарного больного (учетная форма № 003/у, см. прил. 1). В день купания проводится смена постельного белья.
Температура воды в ванне должна быть 37-37,5°С, для недоношенных – 37,5-38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин, на втором году – 8-10 мин, для детей старше 2 лет – 10-15 мин. Один-два раза в неделю детей раннего возраста купают с мылом («Детским», «Ланолиновым», «Яичным»), у старших оно применяется один раз в неделю.
Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 мин до него, за 1-1,5 часа до сна. Купать ребенка сразу после еды не рекомендуется из-за возможного срыгивания или рвоты. Позднее вечернее время для купания нежелательно из-за возбуждающего его эффекта.
Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности: не оставлять ребенка одного в ванночке или на пеленальном столе во избежание опасности аспирации воды или падения. Следует обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.
Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее. Температура воздуха в помещении должна быть 22-24°С, двери и окна следует закрыть. При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогревательную аппаратуру.
Материальное оснащение:
Две емкости с холодной и горячей водой;
Емкость с профильтрованным раствором перманганата калия (1:10000 или 1 мл 5% раствоpа на 100 мл воды);
Кувшин с теплой водой для ополаскивания;
Ванночка эмалированная (пластмассовая);
Подставка для ребенка;
Водный термометр;
- «рукавичка» из махровой ткани (фланели);
Детское мыло в мыльнице (детский шампунь);
Большое махровое полотенце (простыня);
Емкость со стерильным растительным маслом (детский крем, масло «Джонсон», детская присыпка);
Пеленки, распашонки (одежда);
Пеленальный стол с матрацем;
Дезинфицирующий раствор для обеззараживания ванны;
Кукла-фантом.
Алгоритм выполнения манипуляций:
1) Вымыть и просушить руки.
2) Расположить на пеленальном столе пеленки, распашонки (одежду).
3) Поставить ванночку в устойчивое и удобное положение.
4) Обработать внутреннюю поверхность ванночки. В стационаре двукратно обеззаразить ванночку дезинфицирующим раствором, ополоснуть водой, вымыть с
мылом и щеткой, ополоснуть свежеприготовленным раствором перманганата калия (1: 10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды). В домашних условиях ванночку вымыть щеткой с мылом и содой, ополоснуть кипятком.
5) Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.
6) Измерить температуру воды водным термометром. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды. Нежелательно определять температуру погружением локтя в воду, так как полученный результат недостоверен.
Основной этап
7) Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье сбросить в бак для использованного белья. Вымыть руки.
8) Зафиксировать ребенка левой рукой, охватив кистью руки его левую подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами правой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов, указательный палец поместить между ними.
9) Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем нижние конечности и туловище. Подобное положение обеспечивает наибольшее расслабление мышц. При первых гигиенических ваннах новорожденного опускают в воду, завернутого в пеленку. Ножки после погружения оставляют свободными, головку и туловище продолжают поддерживать левой рукой. Правая рука остается свободной для мытья ребенка. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков, верхняя часть груди остается открытой.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЛЕЧЕБНОЙ ВАННЫ
Оснащение:
· ванночка,
· непромокаемый фартук,
· термометр для измерения температуры воздуха,
· перчатки,
· водный термометр,
· дехлорированная вода (35-370С),
· лекарственное средство 1 столовую ложку на ведро воды крахмала для крахмальной ванны,
· настой трав череды, ромашки и т.д.),
· чистая пеленка, полотенце,
· чистое белье,
· смягчающее или питательное средство (крем детский),
· маркированная ветошь, емкость с дезинфицирующим средством.
Подготовка к процедуре:
· Объяснить пациенту (матери) ход процедуры
· Получить согласие, одеть перчатки
· Заполнить ванну, t помещения 220С
· Измерить t воды
· Добавить лекарственное средство
Выполнение процедуры
1. Вымыть руки, осушить, надеть одноразовые перчатки
2. Помочь пациенту стать в ванну, придерживая его под локти.
3. Помочь ребенку удобно расположиться. Продолжительность 5-15 минут.
4. Помочь пациенту встать на ноги
5. Обливают из кувшина чистой водой (t =340С)
6. Плечи накрыть полотенцем
7. Помочь выйти из ванны
8. Промокательными движениями пеленкой осушить тело. На сухие участки кожи нанести питательное средство.
9. Пациентка обуть, одеть, причесать.
10. Снять фартук, сбросить в непромокаемый мешок
11. Снять перчатки, вымыть руки, осушить
12. Сделать запись в «Медицинской карте» о выполненной процедуре и реакции на нее пациента.
13. Произвести дезинфекцию ванны, помещения.
Определение частоты дыхательных движений (ЧДД)
Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхательных движений (ЧДД) или просто частотой дыхания.
В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движений у взрослого здорового человека в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении «лежа» число дыханий обычно уменьшается (до 14-16 в минуту), в вертикальном положении - увеличивается (18-20 в минуту). У новорожденного ЧДД составляет 40-50 раз в 1 минуту, к 5 годам снижается до 24, а к 15-20 годам составляет 16-20 в 1 минуту. У спортсменов ЧДД может быть 6-8 в минуту.
Определение частоты дыхательных движений проводят незаметно для больного (в этот момент положением руки можно имитировать определение частоты пульса). Положение больного - лёжа или сидя, при этом берут его за руку как для исследования пульса, но наблюдают за экскурсией грудной клетки и считают дыхательные движения в течение 1 минуты. Результат ЧДД записывают в соответствующую документацию.
Техника подачи пузыря со льдом ребенку с внутричерепной родовой травмой.
I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:
Действие пузыря со льдом обусловливает сужение кровеносных сосудов кожи и более глубоко расположенных органов и тканей, снижает t тела, снимает отек и боль, останавливает кровотечение.
II. ПОКАЗАНИЯ:
Высокая температура, внутричерепная родовая травма, кровотечение.
cyberpedia.su
Показания:
Противопоказания:
Оснащение:
Обязательные условия:
Выполнение процедуры:
Примечание:
а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду;
б) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра;
11. Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребёнка;
12. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой);
13. Сбросить одежду в мешки для грязного белья;
14. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой ягодицы – и бедра;
15. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остаётся открытой;
16. Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребёнка;
17. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить её детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) шея туловище конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последним обмыть половые органы и межягодичную область;
18. Повернуть ребёнка лицом вниз;
19. Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36 С);
Примечание: желательно иметь помощника.
20. Накинув полотенце, положить ребёнка на пеленальный столик;
21. Осушить кожные покровы промокательными движениями.
Завершение процедуры:
Туалет пупочной ранки
Показания:
Противопоказания: нет
Оснащение:
1. стерильные ватные палочки;
2. лоток для отработанного материала;
3. 3% раствор перекиси водорода;
4. 70% этиловый спирт;
Обязательные условия:
при обработке пупочной ранки обязательно растягивать её края (даже при образовавшейся корочке).
Техника безопасности: не оставляйте ребенка на пеленальном столе без присмотра.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка, кровоточивость ранки, серозные или гнойные выделения, гиперемия кожи вокруг ранки.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме цель и ход проведения манипуляции и получить её согласие | Право матери на информацию |
2.Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение чёткости и быстроты выполнения манипуляции |
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Обработать пеленальный столик дезраствором и постелить на него пелёнку. Снять перчатки, вымыть и осушить руки, обработать руки антисептиком | |
4.Уложить ребёнка на пеленальный столик | Наиболее удобное положение ребёнка |
Выполнение манипуляции | |
1.Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки. Примечание:при невозможности раскрытия пупочной ранки из - за наличия засохшей корочки обильно смочить ранку тампоном с 3% раствором перекиси водорода или стерильным растительным маслом и оставить на некоторое время (можно до следующего пеленания.) | Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке |
2.Капнуть из пипетки в ранку 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода. Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток) | Достижение механического очищения пупочной ранки |
3.Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать её стерильной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом, движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток) | Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. Обработка движениями изнутри кнаружи или от центра к периферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку |
4.Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в лоток) | Предупреждение распространения инфекции на окружающие ткани |
5.Обработать (по необходимости) пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) раствором бриллиантового зеленого с помощью ватной палочки (сбросить палочку в лоток) | Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. «крепкий» раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи |
Завершение манипуляции | |
1.Заленать ребёнка и положить в кроватку на бок Вымыть и осушить руки. | Обеспечение безопасности ребёнка |
2.Одеть перчатки. Убрать пелёнку с пеленального стола и поместить её в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и высушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Кормление грудного ребенка,
infopedia.su
Цель:профилактическая: профилактика заболеваний кожи
Показания:ежедневное купание здорового ребёнка.
Противопоказания:острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.
Возможные проблемы:беспокойство ребенка,
Техника безопасности:
Не оставлять ребенка без присмотра,
Устойчивое положение детской ванны для купания
Температура воды не должна быть выше 38,50 С
Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С
Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.
Не мыть лицо ребенка водой из ванны.
Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.
Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.
Продолжительность купания не более 5-10 минут.
Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.
Подготовка пациента:
Раздеть ребёнка в кровати
При необходимости подмыть ребёнка
Оснащение:
Детская ванна для купания ребёнка
Водный термометр
Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка
Детское мыло, детский шампунь
Чистая пелёнка или подставка в ванну
Фланелевая пеленка или мягкое полотенце
Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник
(памперс), ползунки, распашонки, кофточка
- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом
Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.
Лоток для сброса, использованных шариков материала
- Ёмкость для сброса, использованного белья.
- Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.
- Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).
Показания:
Ход манипуляции |
Обоснование |
Подготовка к выполнению манипуляции. | |
|
1.Обеспечение правильного гигиенического ухода за ребенком. Соблюдение правил асептики. |
Выполнение манипуляции. | |
|
2. Создание комфортных условий 3.Сохранение правильного положения пеленки в ванночке 4. Профилактика ожогов у ребенка. 5. Исключение образования водяного пара в большом количестве. 6. Подготовка ребенка к процедуре. 7.Предупреждение загрязнения окружающей среды. 8. Обеспечивается максимальное расслабление мышц. 9. Исключается перегревания ребенка. 10. Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши. 11. Предупреждение переохлаждения. 12. Исключение травмирования кожи. 13. Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие её поврехности. 14. Предупреждение развития опрелостей.
|
Завершение манипуляции. |
|
30. Одеть ребенка и уложить в кроватку |
15. Обеспечение инфекционной безопасности. |
31. Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку обязательно прокипятить) 32. Слить воду из ванночки и сполоснуть её. 33. Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезинфицирующим раствором 34. Снять перчатки, вымыть и осушить руки |
« Анатомо-физиологические особенности детей грудного возраста»
Введение:
Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно
Студент должен представлять:
I. Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия :
1. семинар - 1час
2.
практическая часть:
доклинический этап – 45 мин
самостоятельная работа по осуществлению сестринского процесса – 90 мин
3.
II . Изучите материал лекции № 3 и ответьте на вопросы для самоконтроля:
1. Укажите продолжительность периода грудного возраста.
2. Перечислите функции кожи, которые слабо развиты.
3. Укажите сроки формирования шейного лордоза.
4. Возраст появления первых молочных зубов.
5. Назовите формулу зубов.
6. Чему равен пульс ребенка 1 года.
7. Укажите частоту дыхательных движений ребенка 1 года.
8. Возраст закрытия большого родничка.
9. По какой формуле рассчитывают АД в грудном возрасте?
10. Характер микрофлоры при естественном вскармливании.
11.Укажите объем желудка новорожденного ребенка.
Эталоны ответов:
1. с 1 месяца до 1 года.
2. защитная и терморегуляторная.
3. 2 месяца.
4. 6-8 месяцев.
6. 110-120 ударов в минуту.
7. 30-35 в минуту.
8. 12-15 месяцев.
10. бифидумфлора и лактобактерии.
11. 30-35 мл
IV . Изучите методику объективного обследования.
План:
Оценка костной системы:
Пальпация грудной клетки проводится на наличие рахитических четок. Укладываем пальцы на ребра по боковым поверхностям грудной клетки и проводим их по направлению к грудине. При наличии рахитических четок имеются утолщения костной ткани на границе хрящевой и костной части ребер. В норме четок нет.
Оценка формы ног. Просят ребенка стать ровно, пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища. При правильной форме ног должно быть 4 точки соприкосновения: бедра, колени, икроножные мышцы, лодыжки. Также форма ног может быть О-образной, Х-образной.
Осмотр стопы на наличие плоскостопия. На стопу наносится краситель и делают отпечаток на бумаге – плантография. Форма стоп – нормальная, уплощенная, плоская, экскавированная. Нормальная стопа характеризуется умеренной высотой подошвенного свода, опорная поверхность занимает менее 1/3 подошвенного свода.
Оценка осанки на наличие сколиоза. Просят пациента стать ровно к медработнику спиной, руки вдоль туловища, пятки вместе, носки врозь. Визуально оценивают на одинаковом ли уровне находятся надплечья, нижние углы лопаток, верхние ости подвздошных костей. Затем просят пациента наклониться вперед и проводят пальцами вдоль позвоночника. Определяют есть ли искривление вправо или влево. В норме сколиоза нет.
Оценка мышечной системы проводится по двум характеристикам: сила и тонус. Для определения силы грудных детей дают им в руку игрушку и пытаются отобрать. У детей старшего возраста силу определяют динамометром, рукопожатием или следующим образом: просят пациента согнуть руку в локтевом суставе. В свою очередь медработник левой рукой упирается в плечо пациента, правой рукой обхватывает предплечье. Предлагают пациенту тянуть руку на себя и одновременно с этим свою руку тянут на себя.
Для определения тонуса у грудных детей берут ребенка за запястья и тянут на себя. Наблюдают в норме 2 фазы: 1.- руки вытянуты, 2.- ребенок сгибает руки и подтягивается к взрослому. У детей старшего возраста тонус мышц определяют так: просят пациента согнуть руки в локтевых суставах, фиксируют его руки в области запястий, производят сгибание и разгибание рук пациента (при этом пациент не напрягает мышцы рук). В норме отмечается незначительное сопротивление мышц.
Пальпация лимфатических узлов.
Группы лимфатических узлов: затылочные, подчелюстные, подъязычные, задне- и переднешейные, над- и подключичные, подмышечные, локтевые, паховые, подколенные.
В норме лимфоузлы не пальпируются. Если же они пропальпировались, то определяют следующие их характеристики: размер, болезненность, подвижность, консистенция.
Особенности пальпации подмышечных лимфоузлов: ребенок поднимает руки вверх. Медработник ставит свои руки вертикально в подмышечную область ребенка. Затем пациент опускает руки вниз и начинают пальпацию накатывающими движениями.
У здорового ребенка могут пальпироваться шейные, подчелюстные, подмышечные и паховые л/узлы: единичные, мелкие, мягкие, подвижные, безболезненные.
При оценке дыхательной системы проводят такие исследования, как подсчет числа дыхательных движений, перкуссия и аускультация легких.
Подсчет ЧДД у грудных детей проводят во время сна ребенка, поднеся мембрану фонендоскопа к носу и рту ребенка. Подсчитывают частоту по количеству вдохов. Подсчет проводится в течение минуты, т.к. у детей может наблюдаться аритмия дыхания.
ЧДД у новорожденных 40-60 в мин, В 6 мес – 35-40 в мин, В 1 год -30-35 в мин, 5 лет -25 в мин,10 лет – 20 в мин.
Сравнительная перкуссия легких . Определяют легочный звук. В норме он ясный. При патологии может встречаться притупление перкуторного звука, коробочный, тимпанический звук. Перкуссия проводится средними пальцами обеих рук. Средний палец левой руки всегда плотно прикладывают к телу пациента – это палец – плессиметр. Средним пальцем правой руки проводят два коротких удара по пальцу- плессиметру перпендикулярно последнему.
Спереди перкуссия проводится в симметричных точках последовательно:
Аускультация легких проводится сравнительно в симметричных точках там же, где и перкуссия за исключением: спереди – ключица, второе межреберье. Аускультация (выслушивание) проводится фонендоскопом. Просят пациента делать глубокий вдох и выдох. При аускультации легких определяют дыхание и наличие хрипов. В норме дыхание до 3 лет – пуэрильное – слышен вдох и выдох, старше 3 лет – везикулярное – слышен только вдох. Хрипов нет.
Оценка сердечно-сосудистой системы (подсчет пульса, аускультация сердца)
Подсчет пульса у грудных детей проводят в следующих местах:
На артериях можно определить все 5 характеристик пульса, а на большом родничке и верхушке сердца только ритмичность и частоту.
Аускультация сердца проводится в 5 стандартных точках фонендоскопом:
Для оценки состояния пищеварительной системы проводят поверхностную пальпацию живота, глубокую пальпацию живота и печени.
Поверхностная пальпация живота проводится в положении лежа на спине без подушки на кушетке, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. Данное положение способствует максимальному расслаблению мышц передней брюшной стенки. При поверхностной пальпации определяют болезненность живота и напряжение мышц передней брюшной стенки. Пальпацию проводят теплыми руками в следующей последовательности:
Глубокая пальпация живота и печени. Положение пациента при глубокой пальпации такое же как и при поверхностной. Пальпируют живот в следующей последовательности:
«Нервно - психическое развитие детей грудного возраста»
Введение:
Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно
Учебные цели.
По окончании изучения темы
Студент должен знать:
анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей первого года жизни;
I .
1. семинар - 1час
2.
практическая часть:
доклинический этап - 45 мин.
самостоятельная работа по отработке практических манипуляций- 90 мин.
3. заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.
II . Изучите материал лекции № 4: «Нервно-психическое развитие детей грудного возраста» и дополнительно материал микролекции.
Микролекция
Нервно-психическое развитие детей грудного возраста
Показателями оценки нервно-психического развития детей грудного возраста являются:
Ребенок рождается, имея врожденные безусловные рефлексы: сосательный, глотательный, чихание, мигание, акт дефекации и мочеиспускания, поисковый рефлекс, рефлекс автоматической ходьбы.
С развитием ребенка безусловные рефлексы угасают / к одному году жизни/ и под влиянием внешней среды вырабатываются условные рефлексы, т.е. формируется первая сигнальная система. Пример образования условных рефлексов: ребенок в возрасте 6-12 дней жизни дает рефлекс «на положение под грудью» - кто бы ни взял ребенка /бабушка, дедушка, мама/ в положение для кормления у ребенка появляются сосательные движения губами. В 2-3 месяца жизни - рефлекс «на положение под грудью проявляется, когда ребенка берет на руки только мать, так как в этом возрасте добавляется участие зрительного и обонятельного анализаторов, т.е. ребенок уже знает вид и запах матери.
Для образования условных рефлексов нужно воздействие внешней среды /полноценное бодрствование/ и развитие органов чувств.
Развитие двигательных навыков.
Новорожденный - Хаотичные движения конечностями, не держит голову. Спит 22 часа в
сутки, после кормления сразу засыпает.
3 месяца - В положении на животе приподнимает туловище, хорошо держит голову
в таком положении. Крепко упирается ножками, согнутыми в тазобедренных суставах.
Подает рукой игрушки, подвешенные на 30см. смеется. Гулит. Комплекс оживления.
4 месяца - Переворачивается со спины на бок, определяет по звуку местоположение
игрушек, занимается висящими игрушками /ощупывает, захватывает их/. Узнает мать, радуется ей.
5 месяцев - Переворачивается со спины на живот, удерживает игрушку в руке. Ровно
стоит при поддержке под мышки. Долго гулит, различает интонацию голоса, знает мать.
6 месяцев - Переворачивается с живота на спину, передвигается по кроватке, пытается
ползать, начинает сидеть. Долго лепечет. Хорошо ест из ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
7 месяцев - Хорошо ползает, сам садится и ложится, хорошо сидит. Отыскивает
глазами предмет, называемый мамой. Стучит, размахивается погремушкой.
8 месяцев - Встает, придерживаясь руками за барьер, переступает, держась за барьер.
Играет в «ладушки». Ест кусочек хлеба.
9. месяцев - Ходит за обе ручки по манежу. Выполняет просьбы: «дай ручку», «до
свидания». Спит 15 часов, днем 2 раза.
10. месяцев - Поднимается на невысокую поверхность и сходит с нее. По просьбе
«дай» находит и дает знакомые предметы.
11. месяцев - Стоит самостоятельно без опоры, делает первые самостоятельные шаги.
12 месяцев - Ходит самостоятельно без опоры, умеет нагибаться не приседая, понимает
названия предметов /без показа их/, понимает слово «нельзя», произносит 8-10 слов, самостоятельно берет чашку и пьет.
Режим дня - основа для правильного развития ЦНС. Основой любого режима дня является
деятельность, сон, пребывание на открытом воздухе, питание. Правильно организованный режим дня предоставлять организму необходимые паузы, обеспечивающие чередование периодов большей и меньшей активности мозга, исключает переутомление, обеспечивает гармоничность развития, спокойное и доброе настроение в течение дня.
Компоненты режима дня для детей 1 года жизни должны чередоваться в таком порядке:
Сон à Кормление à Бодрствование.
В этом случае бодрствование будет полноценным для ребенка. У детей старше 9 месяцев жизни песте кормления может быть сон, а затем бодрствование.
Продолжительность сна в сутки можно рассчитывать по формуле /для детей первого года жизни/: 22 - 1/2 х m, где m - число месяцев жизни.
Дневной сон на первом году жизни должен быть 3-4 раза:
До 5 месяцев - 4 раза,
С 5 до 10 месяцев - 3 раза,
С 10 . месяцев до 1,5 лет - 2 раза.
Новорожденный ребенок большую часть суток спит, но по мере роста длительность бодрствования увеличивается, и к 3 месяцам составляет - 1,5 часа, к году - до 3 часов.
Психическое развитие детей происходит в процессе активной деятельности . Поэтому с первых месяцев жизни важно правильно организовать бодрствование ребенка.
3-6 месяцев жизни: постоянно разговаривать с ребенком, поддерживать улыбку, смех, стимулировать ползание, повороты со спины на живот, потом с живота на спину.
6-12 месяцев жизни: вызывать подражание ребенком произносимых слогов и простых слов / мама, папа, дай и т.д./. для развития понимания речи необходимо много разговаривать с ним, показывать предметы и действия. Побуждать к ползанию с 5,5-6 месяцев, вставанию - с 7,5 месяцев к ходьбе с опорой - с 6-9 месяцев, без опоры - с 11-12 месяцев.
Необходимо вырабатывать у детей элементарные навыки: держать ложку, пить из кружки уже 1-см году жизни. Для этого при введении прикорма /4,5-5 месяцев/ необходимо пищу в ложке только подносить ко рту, не сбрасывая ее в рот малышу. Ребенок должен сам снимать пищу с ложки губами. Дети должны уметь пить из кружки, которую держит взрослый уже к 6 месяцам жизни. В 6,5-7 месяцев ребенку следует давать в руку кусочек белого хлеба, сухарик, печенье /для выработки умения жевать/.
С 8-9 месяцев ребенка усаживают для кормления в специальный стульчик, который придвигают к столу с пищей.
III
.
Ответьте на вопросы для самоподготовки :
1.Да,2. Да,3. Да, 4. Нет, 5. Нет, 6. Нет, 7. Да, 8. Нет,9. Да, 10. Нет.
1.Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Т.И. Кащеева - Минск: «Педиатрия», «Высшая школа», 1997.
2. И.Н. Усов. Справочник участкового педиатра. - Минск, Беларусь, 1991.
3. М.Я.Студеникин. Справочник педиатра. - Москва: «Эллислак», 1994.
« Физическое развитие, воспитание и закаливание детей
грудного возраста»
Введение
Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.
Учебные цели
По окончании изучения темы студент должен знать:
I . Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия:
1. семинар - 1час
2.
3.
4 заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.
II . Изучите материал лекции № 4: «Физическое развитие, воспитание и закаливание детей грудного возраста» и дополнительно материал микролекции.
Микролекция.
Принципы закаливания:
Методы закаливания воздухом : воздушные ванны, прогулки, сон на свежем воздухе.
Методика проведения воздушных ванн . Ванны начинают с первых дней жизни. Когда ребенку меняют пеленки, раздевают, переодевают, его оставляют голеньким 1-2 минуты, с 3-х недель-4-5 минут, температура воздуха при этом 22 0 , постепенно снижают до 18-20 0 . Затем начинают сочетать воздушную ванну с массажем.
Прогулки начинают проводить со второй недели жизни. Зимой вначале гуляют по 30 минут в комнате при открытых окнах, с 3-4 недель начинают прогулки на улице. До 3-х месяцев при температуре не ниже -5 0 , старше 3-х месяцев жизни не ниже -10 0 , желательно в безветренную погоду. Летом прогулки начинают сразу после выписки из роддома в зависимости от погоды. Длительность прогулок к 1 году увеличивается до 1-1,5 ч 2-3 раза в день.
Методы закаливания водой:
Местные: умывание, местное обтирание, обливание ног;
Общие водные процедуры : полное обтирание, полное обливание, ванна, душ, купание в открытом водоеме.
Методы закаливания водой для новорожденных детей : Умывание, подмывание – это гигиенические процедуры , при температуре воды 28 0 они будут оказывать закаливающий эффект. Купают в воде 36-37 0 , ополаскивают водой на градус ниже. Пеленку, которой вытирают ребенка подогревать не нужно.
Обтирание начинают проводить с 2 месяцев жизни. Сначала необходимо подготовить кожу ребенка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или кусочками мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Через 1,5-2 недели переходят к обтиранию с водой. Варежкой из махровой ткани, смоченной в воде и отжатой промокательными движениями обтереть руки ребенка от кончиков пальцев до плеч. Через 3 дня – руки и грудь, еще ч/з 3 дня – руки, грудь, живот, далее спину, ягодицы, и в заключение ноги – от ступней к тазу. Температура воды – 35 0 , летом-32 0 . Через 3 для полного обтирания температура воды меньше каждые 5-6 дней на 1 0 , доведя её до 27 0 . Лучше проводить утром после подмывания, продолжительность процедуры от 2 до 5 минут.
Через полмесяца после обтирания приступают к обливанию ног (ножным ваннам). Обливают только ступни и голени, температура воды 28 0 , постепенно снижая температуру на 1 0 в неделю, доводя до 20 0 , продолжительность процедуры 20-30 секунд. С 9 месяцев проводят полное обливание: ребенка сажают в ванну и обливают из ковша в следующем порядке: спина, грудь, живот, плечи, руки. Начальная температура летом- 35, зимой-37-36. Летом снижают температуру на 1 каждые 2-3 дня, доводя до 28 0 , зимой – через 5-6 дней, доводя до 30 0 .
Общий душ -1,5 лет. Длительность - 1-2-минуты. Это самая энергичная процедура. Холодовое воздействие сочетается с массирующим действием водной струи. Температура воды как и для обливания. Делать утром, т.к. действует возбуждающе.
Все закаливающие процедуры прекращают, если ребенок заболел, при повышении возбудимости.
Солнечные ванны рекомендуют проводить с 1 года. Перед солнечными ваннами рекомендуют воздушные ванны в течение 10-20 минут. Солнечные ванны проводят с 9 ч до 11 ч утра через 1- 1,5 ч после легкого завтрака. Начинать с 1 мин, доводя до 10 мин на каждой стороне (спина, живот). После солнечной ванны рекомендуют обливание или душ температура воды 36 0 , снижая температуру постепенно до 28 0 .
Массаж и гимнастика детям до 1 года жизни
Массаж проводят с 1,5 месяцев жизни. Гимнастику проводят со 2 месяца жизни. Их проводят ежедневно, в одно и то же время, через 40 минут после еды. Продолжительность занятий 5-12 минут. Каждое упражнение повторяют 4-6 раз.
Значение массажа для грудных детей : расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата, оказывает тонизирующее действие на нервную систему.
Приемы массажа:
поглаживание – это легкие, скользящие движения тыльной или ладонной поверхностью кисти, оказывает успокаивающее действие на нервную систему, снимает болевые ощущения, расширяет сосуды кожи;
растирание и разминание – это более сильное давление рук, оно действует не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку, мышцы, сухожилия, суставы;
поколачивание – оказывает рефлекторное влияние, улучшает питание глубоко лежащих мышц;
вибрация – для детей старше года
Виды гимнастических упражнений :
1. По характеру движений и участию в них ребенка различают а) рефлекторные; б) пассивные; в) активные.
2. по участию мышечных групп: а) рук и плечевого пояса; б) ног и стоп; в) спины; г) позвоночника; д) брюшного пресса.
С 2 -3 мес – рефлекторные упражнения, основанные на безусловных рефлексах
С 3- 4 мес – пассивные движения
Старше 4 мес – активные движения.
С 4-6 мес движения должны быть направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук.
В 6- 10 мес: упражнения для мышц туловища, ног, костно-связочного аппарата, они подготавливают ребенка к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия, искривления позвоночника.
Значение гимнастики : укрепляет костно-мышечную систему, работающая мышца раздражает надкостницу, что стимулирует рост костей; усиливается кровоток, уменьшаются застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание эритроцитов гемоглобина, усиливается иммунная активность крови и тканей, повышается эмоциональный тонус ребенка.
1,5-3 месяца жизни.
А\ массаж- поглаживание: рук, ног, спины, живота.
Б\ активные движения, основанные на безусловных рефлексах /рефлекторные/: упражения для стоп, разгибание позвоночника в положении на боку, выкладывание на живот.
3-4 месяца жизни.
Между мышцами сгибателями и разгибателями устанавливается равновесие - поэтому в комплекс занятий постепенно входят пассивные движения:
А\ отведение рук в стороны и скрещивание на груди;
Б\ поворот со спины на живот /за руки/;
В\ «парение» на животе.
4-6 месяцев жизни.
Движения направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук.
А\ «скользящие шаги»;
Б\ поворот со спины на живот при поддерживании за ноги;
В\ падение в положении на спине;
Г\ сгибание и разгибание, вместе и поочередно.
6-10 месяцев жизни.
Упражнения для мышц туловища, ног, костно-связочного аппарата. Это подготавливает ребенка к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия, искривления позвоночника.
Прибавляется:
А\ присаживание при поддержке за обе отведенные ручки;
Б\ приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за руки;
В\ ползание.
10 месяцев - 1 год 2 месяца .
Добавить:
А\ круговые движения руками;
Б\ наклон туловища и выпрямление;
В\ присаживание самостоятельно с фиксацией ног;
Г\ приседание при поддержке за руки с кольцами.
Комната, где занимается ребенок, должна быть проветрена, температура 19-20 градусов. Летом лучше на воздухе, в тени. Стол для гимнастики твердый, байковое одеяло, клеенка, пеленка. Руки теплые. Присыпку и вазелин при общем массаже у детей раннего возраста не используют. Массажист располагается напротив ребенка.
III
.
Вопросы для самоподготовки.
V . Выполните творческие задания:
1. Реферат на тему: «Нетрадиционные методы закаливания»
2. Составление индивидуального плана мероприятий по закаливанию ребенка от 1 мес до года (сообщение, санбюллетень, буклет).
3. Составление индивидуального плана физического развития ребенка (массаж и гимнастика) с 1 до 3 мес., с 3 до 4 мес., 4 – 6 мес., 6 – 10 мес., 10 – 14 мес. (реферат, сообщение, памятка, санбюллетень).
VI. Ответьте на вопросы графдиктанта
1. Средний вес доношенных новорожденных составляет 2500 г.
1. Нет, 2. Да, 3. Нет, 4. Нет, 5. Да, 6. Нет, 7. Да, 8. Нет, 9. Да, 10. Да
Используемая литература:
«Вскармливание детей грудного возраста».
Введение: Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.
Учетные цели
Студент должен знать:
III. Ответьте на вопросы для самоконтроля
Эталоны ответов к вопросам графического диктанта
: 1 - нет, 2 - нет, 3 - нет, 4 - да, 5 - нет, 6 – да, 7 – нет, 8 – нет, 9 – нет, 10 – нет, 11 - да, 12 – да, 13 – да, 14 – да, 15 – нет, 16 – нет, 17 – нет, 18 – да.
V.
Изучите технику выполнения манипуляций и
приготовьте
одно из блюд детского питания (овощное пюре, молочную кашу, творог, кисель).
Методические рекомендации для студентов по выполнению манипуляций.
Приготовление 100% сахарного сиропа
Приготовьте: 100г сахара, 50мл воды, кастрюлю, марлю.
Последовательность действий.
Приготовление 10% раствора поваренной соли
Приготовьте: кастрюлю, марлю, 15гсоли, 150мл воды.
Последовательность действий.
Приготовьте: кастрюлю, сито, для 100г пюре необходимо: 40г картофеля, 30г капусты, 30г моркови, 10мл молока, 2мл сахарного сиропа, 2мл раствора поваренной соли, 5гр сливочного масла или 3г растительного масла.
Последовательность действий.
Приготовьте: кастрюлю, для 100г 5% каши необходимо: 5г крупы /1 чайную ложку/, для 10% -10г крупы /2чайные ложки/, 100мл молока, 20мл воды, 1,5мл поваренной соли, 5 мл сахарного сиропа, 3г сливочного масла. Последовательность действий.
1 способ
Приготовьте: кастрюлю, баночку, марлю, 300мл молока, 300мл кефира.
Последовательность действий.
Приготовьте: кастрюлю, баночку, марлю, 500 молока, 1 чайную ложку сметаны.
Последовательность действий.
Приготовьте: кастрюлю, марлю, сито, 15г клюквы или черной смородины, малины, 30мл воды, 23 мл сахарного сиропа, 4г картофельной муки, 20мг аскорбиновой кислоты.
Последовательность действий.
Показания: соблюдение гигиены тела, закаливание ребенка.
Противопоказания: температура тела выше 38°С, тяжелые заболевания и состояния ребенка.
Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют после отпадения пуповины и заживления пупочной ранки. На протяжении первых 2-3 месяцев жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор перманганата калия до светло-розового цвета. Его предварительно фильтруют, чтобы нерастворившиеся кристаллы не вызвали ожог кожи. Гигиеническую ванну с перманганатом калия рекомендуется проводить в течение одной-двух недель. Более длительное его применение вызывает сухость кожи.
В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором - через день, в более старшем возрасте - 2 раза в неделю. В стационаре
детей купают один раз в 7 дней, по показаниям чаще. О проведенной гигиенической ванне делают отметку в медицинской карте стационарного больного (учетная форма № 003/у, см. прил. 1). В день купания проводится смена постельного белья.
Температура воды в ванне должна быть 37-37,5°С, для недоношенных -
37,5-38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин, на втором году - 8-10 мин, для детей старше 2 лет - 10-15 мин. Один-два раза в неделю детей раннего возраста купают с мылом («Детским», «Ланолиновым», «Яичным»), у старших оно применяется один раз в неделю.
Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 мин до него, за 1-1,5 часа до сна. Купать ребенка сразу после еды не рекомендуется из-за возможного срыгивания или рвоты. Позднее вечернее время для купания нежелательно из-за возбуждающего его эффекта.
Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности: не оставлять ребенка одного в ванночке или на пеленальном столе во избежание опасности аспирации воды или падения. Следует обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.
Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее. Температура воздуха в помещении должна быть 22-24°С, двери и окна следует закрыть. При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогревательную аппаратуру.
Материальное оснащение:
Две емкости с холодной и горячей водой;
Емкость с профильтрованным раствором перманганата калия (1:10000 или 1 мл 5% раствоpа на 100 мл воды);
Кувшин с теплой водой для ополаскивания;
Ванночка эмалированная (пластмассовая);
Подставка для ребенка;
Водный термометр;
- «рукавичка» из махровой ткани (фланели);
Детское мыло в мыльнице (детский шампунь);
Большое махровое полотенце (простыня);
Емкость со стерильным растительным маслом (детский крем, масло «Джонсон», детская присыпка);
Пеленки, распашонки (одежда);
Пеленальный стол с матрацем;
Дезинфицирующий раствор для обеззараживания ванны;
Кукла-фантом.
Алгоритм выполнения манипуляций:
Подготовительный этап:
1) Вымыть и просушить руки.
2) Расположить на пеленальном столе пеленки, распашонки (одежду).
3) Поставить ванночку в устойчивое и удобное положение.
4) Обработать внутреннюю поверхность ванночки. В стационаре двукратно обеззаразить ванночку дезинфицирующим раствором, ополоснуть водой, вымыть с мылом и щеткой, ополоснуть свежеприготовленным раствором перманганата калия (1: 10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды). В домашних условиях ванночку вымыть щеткой с мылом и содой, ополоснуть кипятком.
5) Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.
6) Измерить температуру воды водным термометром. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды. Нежелательно определять температуру погружением локтя в воду, так как полученный результат недостоверен.
Основной этап
7) Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье сбросить в бак для использованного белья. Вымыть руки.
8) Зафиксировать ребенка левой рукой, охватив кистью руки его левую подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами правой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов, указательный палец поместить между ними.
9) Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем нижние конечности и туловище. Подобное положение обеспечивает наибольшее расслабление мышц. При первых гигиенических ваннах новорожденного опускают в воду, завернутого в пеленку. Ножки после погружения оставляют свободными, головку и туловище продолжают поддерживать левой рукой. Правая рука остается свободной для мытья ребенка. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков, верхняя часть груди остается открытой.
10) Надеть «рукавичку» на правую руку. Использовать при купании губку не рекомендуется, так как эффективное обеззараживание ее затруднено.
11) Намылить тело мягкими круговыми движениями и сразу ополоснуть намыленные участки. Вначале вымыть голову (ото лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза, а вода - в уши), затем шею, подмышечные области, верхние конечности, грудь, живот, нижние конечности. Особенно тщательно промыть естественные складки. В последнюю очередь обмыть половые органы и межъягодичную область.
12) Снять «рукавичку».
13) Извлечь ребенка из воды в положении лицом книзу.
14) Ополоснуть тело и вымыть лицо водой из кувшина. Кувшин держит помощник.
15) Набросить на ребенка полотенце и положить на пеленальный стол, осушить кожу осторожными промокательными движениями.
Заключительный этап
16) Смазать естественные складки стерильным растительным маслом (детским кремом, маслом «Джонсон») или припудрить детской присыпкой (с помощью тампона).
17) Обработать новорожденному при необходимости пупочную ранку.
18) Запеленать (одеть) ребенка.
19) Слить воду и обработать ванночку. В лечебном учреждении ванночку обеззараживают дезинфицирующим раствором, моют мыльно-содовым раствором и ополаскивают проточной водой. Ванночку дезинфицируют после купания каждого ребенка. В домашних условиях ее моют щеткой с мылом и содой, ополаскивают кипятком.
Для очищения кожи ребенка, а также с целью закаливания.
Здоровый ребенок
Высокая температура, заболевания кожи.
Теплая вода, ванночка, детское мыло, мягкая мочалка, пеленка, простыня, чистая одежда, стерильное масло, стерильные шарики, дез. раствор, водный термометр, детское мыло, фланелевая рукавичка.
ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА: Купать детей следует перед кормлением и лучше перед ночным сном. Кратность проведения ванны: первую ванну ребенок получает после выписки его из родильного дома, через 1-2 дня после отпадения пуповины, если пупочная ранка правильно заживает. До 6 месяцев ребенка купают ежедневно, с 6-12 месяцев — через день, до 2-х лет -2 раза в неделю, а с 4-5 лет – 1 раз в неделю.
Ребенок может захлебнуться, может произойти остановка дыхания.
Для профилактики — ребенка осторожно погружают в воду, одной рукой поддерживая его голову.